Сюжетно-ролевая игра "Космическое путешествие"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гребенкина Ирина Анатольевна

Игра в космонавтов-путешественников неизменно пользуется успехом у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon kosmicheskoe_puteshestvie.pdf291.67 КБ
Файл konstrukt_puteshestvie_v_kosmos.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема (сюжетно-ролевая игра): «Путешествие в космос».

Ф.И.О. педагога: Гребенкина Ирина Анатольевна.

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)

Форма проведения: сюжетно-ролевая игра.

Форма организации: фронтальная (14-16 детей).

Средства:

Литературные: закличка для организационного этапа, физкультминутки.

Музыкальные: космическая музыка группы «Спейс».

Оборудование: строительный материал (мягкие модули), заготовки для костюмов космонавтов, аптечка, продукты для космонавтов,

Предварительная работа: беседа «Космос и космонавты», «Космические корабли»; НОД по изо-деятельности «Путь к звёздам»; чтение художественной литературы Кащенко В. «Найди созвездия», Бороздин В. «Первый в космосе»; рассматривание фотоальбомов, иллюстраций, сюжетных картинок с изображением планет солнечной системы, космической техники, оборудования, костюма космонавта, портретов космонавтов. Дидактические игры «Звёздный путь», «Найди лишнего», «Разведчики», «Что изменилось».

Цель:

Задачи

Создание условий для формирования умения использовать в играх знания о планетах солнечной системы, о космических кораблях, комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

  1. Способствовать обобщению и закреплению представлений детей о космосе, расширять словарный запас словами: планета, солнечная система, космонавт, конструктор, пульт управления, телескоп, созвездие, спутник, комета, метеорит, невесомость. Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, выставок и обогащать сюжет. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения, самостоятельно создавать игровые замыслы. 
  2. Развивать, внимание, память, речь, самостоятельность в создании игровой среды, способности к инженерному мышлению и творческие способности детей.
  3. Воспитывать интерес к космической теме; доброе отношение к окружающим; ответственность за исполнение роли; умение договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе игры; поддерживать стремление детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование

1. Организационный

Дети сидят на стульчиках Воспитатель приветствует всех присутствующих

Воспитатель. Я очень рада всех вас видеть и мне бы хотелось, чтобы вы все тоже поприветствовали друг друга!

Здравствуй, Небо!  Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце!  Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, Земля!                      Плавно опустить руки на ковер

Здравствуй, планета Земля!       Описать большой круг над головой

Здравствуй, наша большая семья!

Ребята, а давайте вспомним, какой девиз у нашей с вами группы? «Играть всегда, играть везде, быть лучшими, и точка! Один за всех и все за одного!» 

Воспитатель. Молодцы! Я верю, что когда мы вместе, то у нас все получится.

Дети сидят полукругом, приветствуют друг друга.  Вспоминают и проговаривают вместе свой девиз.

Организация внимания детей, настрой на совместную деятельность.

Использован организационный момент; художественное слово.

Создание благоприятных психологических условий

для сотрудничества на основе совместной игровой деятельности.

2.

Целеполагание (мотивация)

Воспитатель. Сегодня утром, я получила по электронной почте письмо, но оно адресовано вам. Хотите узнать, что вам написали? Тогда смотрите на экран.

«SOS!!! Планета Б-325 в опасности. На нас обрушился метеоритный дождь и разрушил наши дома. Мы бедствуем! Помогите!»

Ребята, мы сможем им помочь?

Воспитатель: А чем мы можем помочь? Ответы детей: можно полететь на эту планету и починить дома или построить новые.

Воспитатель: А зачем нам надо помогать этим неизвестным нам жителям? Ответы детей: потому что нам жалко их, потому что мы хотим помочь им, потому что надо помогать тем, кто попал в беду.

Воспитатель: Правильно, мы должны помогать тем, кто попал в беду. А еще мы сильные, ловкие и умелые. А на чём можно отправиться в космос? Дети: на космическом корабле, на ракете. Воспитатель: Чтобы полететь в космос на космическом корабле, его надо сначала построить. Давайте представим, что мы с вами инженеры-конструкторы и постараемся построить свой космический корабль.

Дети слушают рассказ воспитателя, рассматривают письмо и фото бедствий инопланетян, сопереживают им и принимают решение об оказании им помощи.

Дети отвечают на вопросы. Настраиваются на предстоящую деятельность.

Мотивация детей на предстоящую деятельность. Создание условий для создания делового настроя на предстоящую деятельность.

Постановка проблемы.

Применялись: сюрпризный момент (письмо) рассказ воспитателя, проблемная ситуация, вопросы к детям.

Психологический настрой на предстоящую деятельность.

3. Основной

Воспитатель: Для этого нам необходимо вспомнить из каких частей состоит космический корабль. Ответы: приборный отсек, бак с окислителем. есть баки с топливом, сопло, приборный отсек, головная часть. Каждая из частей очень важна. У летательных аппаратов очень мощные двигатели, способные поднять корабль вертикально в космическое пространство, на орбиту,  преодолев огромную силу земного притяжения.

Строительство космического корабля из мягких модулей, стульев, столов и других подручных средств.

Воспитатель. Молодцы, ребята, все хорошо сделали. Давайте теперь немного отдохнем и поиграем.

Физкультминутка «Все готово для полета»:

Ждут ракеты всех ребят - руки над головой, изображая

ракету.

Мало времени для взлета - маршируют на месте.

Космонавты встали в ряд - прыжок, ноги врозь, руки на поясе

Поклонились вправо, влево - наклоны в стороны

Отдадим земной поклон - наклоны вперед

Вот ракета полетела - прыжки на двух ногах

Опустел наш космодром - приседания.

Воспитатель. А теперь нам надо всерьез подготовится к космическому путешествию. Как вы думает, какие профессии нам для этого надо вспомнить? Кто будет руководить полетом? Руководитель полета. Кто будет отслеживать движение космического корабля с Земли и разрабатывать маршрут движения? Центр управления полетом. Кто  будет делать отбор космонавтов для полета? Капитан корабля, тренер, врачи.

Кто будет заниматься снаряжением экспедиции в космос? Инженер бортового оборудования, а ему понадобятся в помощь повара, конструкторы одежды для космонавта.

Начинаем подготовку к полету. Давайте будем распределять роли для нашего путешествия и готовить необходимые атрибуты.

Мы распределили все роли, остались космонавты, потому что они должны пройти строгий отбор. Ведь в космос берут самых выносливых, умных, сильных и здоровых. Для этого мы выбрали с вами тренера, врачей, капитана корабля, руководителя полета. Они уже подготовились к отборочных испытаниям и ждут кандидатов в космонавты.

Комиссия проводит отбор: медосмотр, спортивные упражнения, опрос на лучшее знания о космосе. Оглашает результаты отбора. Не прошедшие отбор получают роли инопланетян и уходят готовиться к встрече космонавтов на своей планете.

Воспитатель. Сейчас мы будем снаряжать корабль всем необходимым. Делать мы будем это по команде руководителя полета. А центр управления полетом следит, чтобы все было правильно и ничего не забыли.

Воспитатель наблюдает за самостоятельной игровой деятельностью детей, оказывая при необходимости педагогическую помощь и поддержку в форме наводящих вопросов, похвалы и одобрения.

Воспитатель. Все готово. Руководитель полета может начинать запуск космического корабля.

Физкультминутка « Мы - космонавты». 

Мы в ракеты быстро сели, (дети выполняют движения руками, имитируя бег на месте)

В космос дружно полетели. (дети поднимают руки над головой и соединяют свои ладошки, образуя над головой конус)

Там красот вокруг немало! (дети разводят руки в стороны) Земля вдали, как точка стала. (Соединение четырёх пальцев (указательных и больших пальцев левой и правой рук показывает, какой маленькой кажется планета)

Вышли в космос – невесомы, Всё совсем не так, как дома! (Во время звучания этих двух строк дети выполняют замедленные произвольные движения, имитируя движение в невесомости) Ярко звездочки сверкают (гимнастика для глаз:

В гости всех нас зазывают открыть и закрыть глаза,

Все им дружно подмигнем, а потом по очереди сначала один, потом другой).

Точно курс мы свой возьмем.

Руководитель отдает команды и распоряжения. Все занимают свои места о отравляются в полет. Полет проходит под космическую музыку группы «Спейс». По команде Центра управления полетом корабль приземляется на планету Б-325. Происходит встреча с инопланетянами, жителями этой планеты. Они показывают свои разрушенные дома и просят о помощи. Космонавты восстанавливают разрушенные дома, оставляют жителям продукты и лекарства, при необходимости оказывают медицинскую помощь. Затем прощаются и возвращаются на Землю.

Дети вспоминают строение корабля, внимательно слушают друг друга, подсказывают друг другу в случае затруднения.

Выполняют физкультминутку.

Дети отвечают на вопросы, предлагают свои варианты решения поставленной задачи, аргументируют свои предложения.

Распределяют роли.

Выполняют игровые действия в соответствии с выбранной ролью.

Самостоятельно выбирают необходимые атрибуты для игры, предметы заместители, строительный материал. Готовятся к полету.

В соответствии в выбранной ролью выполняют игровые действия по теме игры.

Обобщение и закрепление представлений детей о космосе, расширение словарного запаса словами: планета, солнечная система, космонавт, конструктор, пульт управления, телескоп, созвездие, спутник, комета, метеорит, невесомость.

Формирование умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения, самостоятельно создавать игровые замыслы.

Развитие внимания, памяти, речи, самостоятельности в создании игровой среды, способности к инженерному мышлению и творческих способностей детей.

Воспитание интереса к космической теме; доброго отношение к окружающим; ответственности за исполнение роли; умения договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе игры; поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Использован метод решения проблемных ситуаций (задач)

Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе. Снятие психологического и физического напряжения.

Использована физкультминутка.

Формирование умений согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения, самостоятельно создавать игровые замыслы.

Использован метод решения проблемных ситуаций (задач)

Воспитание доброго отношения к окружающим. Развитие основ инженерного и логического мышления, внимания, памяти, речи детей. Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе. Использован прием – решение проблемной ситуации.

Обобщение и закрепление представлений детей о космосе

Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Развитие внимания, памяти, речи, самостоятельности в создании игровой среды, способности к инженерному мышлению и творческих способностей детей.

Использован прием – моделирование (составление плана строительства космического корабля).

Снятие психологического и физического напряжения.

Использована физкультминутка.

Формирование умений согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения, самостоятельно создавать игровые замыслы.

Воспитание интереса к космической теме; доброго отношение к окружающим; ответственности за исполнение роли; умения договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе игры; поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

4. Заключительный

(рефлексивный)

Воспитатель. Скажите, ребята, в какую игру мы с вами сегодня играли? Что было самым интересным в игре? Почему? А что не понравилось? Почему? Чему сегодня вы научились? Что нового вы для себя узнали?  Спасибо всем! Вы были большие молодцы и умницы. Когда мы вместе, у нас все получается! А теперь пойдемте пить сок и собираться на прогулку.

Дети выражают собственные мысли, предложения, чувства, обосновывают и аргументируют их.

Рефлексия проведенного мероприятия.

Развитие внимания, памяти, мышления, речи детей.

Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Использованы вопросы к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно – ролевая игра «Космическое путешествие» с детьми подготовительного дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра "Космическое путешествие" знакомит детей с неизведанным миром воздушного пространства....

Сюжетно- ролевая игра "Морское путешествие" для детей старшего дошкольного возраста

Закреплять знания о морских путешествиях, животном мире южных стран;---развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и  диалогическую речь. Формировать положительные взаимоде...

Сюжетно -ролевая игра "Веселое путешествие в Африку"

С помощью игры формировать умение детей совместно строить  и творчески развивать сюжет....

Конспект сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие в страны Европы".

Конспект сюжетно-ролевой игры для старшего дошкольного возраста. В игре помимо морского путешествия, прописаны экскурсии с коментариями гида по столицам Европы. Игра расширяет кругозор и развивает поз...