ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Почемучка - исследователь»
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №17 г. Нерюнгри
Рассмотрена на педагогическом совете МБДОУ №17 г. Нерюнгри Протокол от «__»_____________2014г. №___ | Утверждаю: Руководитель МБДОУ №17 г. Нерюнгри _______________________ Т. В. Лапина Приказ от «__»_____________2014г. №___ |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Почемучка - исследователь»
Возраст: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Составила:
Ларионова Екатерина Арнольдовна
г. Нерюнгри, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.
В работах многих отечественных педагогов говорится о предоставлении дошкольникам возможности приобретать знания самостоятельно; о необходимости их включения в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.
Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности, позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Цель работы: развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи:
Обогащение и уточнение представлений детей о живой и неживой природе через элементарное экспериментирование.
Развитие у детей познавательных способностей:
- мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- способов познания путем сенсорного анализа.
Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
- развитие коммуникативности;
- совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
- развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
1 год обучения– 5-6 лет,
2 год обучения – 6-7 лет.
Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Также используются такие формы и методы, как наблюдение, игровой метод, словесные методы (рассказ воспитателя, рассказ ребенка, беседа), ИКТ.
Совместная экспериментальная деятельность организуется один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут, в подготовительной - по 25 – 30 минут. Работа проводится небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей. Также предполагается дополнительная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Учебно-тематический план
Старшая группа (1 год обучения)
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Превращения и противоположности | 2 | 2 | 4 |
3 | Вода | 1 | 4 | 5 |
4 | Воздух | 1 | 4 | 5 |
5 | Камни, песок, глина | 1 | 3 | 4 |
6 | Почва | 1 | 1 | |
7 | Растения | 1 | 3 | 4 |
8 | Животные | 1 | 3 | 4 |
9 | Человек | 1 | 3 | 4 |
10 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
Итого | 10 | 24 | 34 |
Подготовительная группа (2 год обучения)
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Измерение | 1 | 3 | 4 |
3 | Земля и ее место в космосе | 1 | 3 | 4 |
4 | Вещество | 1 | 7 | 8 |
5 | Движение | 1 | 3 | 4 |
6 | Свет и цвет | 1 | 2 | 3 |
7 | Звук и слух | 1 | 2 | 3 |
8 | Магнетизм | 1 | 1 | 2 |
9 | В мире электричества | 1 | 1 | 2 |
10 | Живые существа Земли | 1 | 3 | 4 |
11 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
Итого | 10 | 26 | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения
- Введение (1 час)
Знакомство с группой, с кабинетом познавательного развития. Инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи программы.
- Превращение. Противоположности (4 часа)
Что такое «противоположности». Противоположности в окружающем мире. Поиск «превращений», фиксирование действия превращения на основе употребления пар слов, на основе практических действий; схема «превращения»
- Вода (5 часов)
Вода в природе, водоемы, осадки (дождь, снег, роса, град). Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды (лед, вода, пар). Вода в жизни наземных животных, растений (в том числе комнатных растений и животных уголка природы). Водные растения, животные. Их приспособленность к жизни в воде. Использование воды человеком. Вода и наше здоровье.
- Воздух (5 часов)
Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер – движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури. Воздух как среда обитания живых организмов. Летающие животные (птицы, насекомые). Чистый воздух и наше здоровье.
- Камни, песок, глина (4 часов)
Свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Песок и глина вокруг нас. Свойства глины: плотность, пластичность, вязкость. Как человек использует песок (строительство, песочные часы и т.п.) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка). Разнообразие камней в природе. Знакомство с коллекцией камней. Отличительные признаки камней (твердые, не рассыпаются).
7. Почва (1 час)
Почва как верхний слой земли: «живая земля». Обитатели почвы (на примере дождевого червя), их роль в формировании почвы. Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком. Необходимость охраны почвы.
8. Растения (4 часа)
Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кустарники. Травы, их характерные признаки. Части растений (корень, ствол, листья и пр.). Связь растений с насекомыми. Растения – пища животных и человека. Развитие растений (на примере1–2 растений ближайшего окружения). Влияние света, тепла, воды на жизни растений. Понятие о дикорастущих, культурных, комнатных, лекарственных, ядовитых растениях.
9. Животные (4 часа)
Основные отличительные признаки животных. Разнообразие животного мира. Знакомство с некоторыми представителями птиц, зверей, насекомых, рыб, земноводных, рептилий, моллюсков. Их отличительные черты. Значение внешних особенностей в жизни животных. Питание животных, способы передвижения. Места обитания, «жилище» животных (дупло, гнездо, нора). Сезонные изменения в жизни животных. Размножение животных на примере 1 – 2 видов, обитающих на территории края, области.
11. Человек - часть природы(4 часа)
Природа как среда обитания, «дом» человека. Отношения современного человека с природой. Как жить в дружбе с природой. Организм человека. Органы чувств. Здоровый образ жизни.
12. Подведение итогов. (2 часа) Проведение викторин, конкурсов. Изготовление поделок из природного материала. Выставка детских работ.
СОДЕРЖАНИЕ
2 год обучения
- Введение (1 час)
Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи программы.
- Измерение (4 часа)
Способы измерения, единицы измерения человеком предметов действительности в культурно-историческом процессе. Измерительные приборы. Температура, термометр. Древние и современные способы измерения времени. Единицы измерения времени.
- Земля и ее место в космосе (4 часов)
Глобус – модель Земли. Четыре стороны света. Карты. Солнечная система, место Земли в космическом пространстве.
- Вещество (8 часов)
Три состояния вещества. Свойства жидкостей. Газ, свойства воздуха. Твердое тело. Переход веществ из одного вида в другой.
- Движение (4 часа)
Понятия «движение», «тяготение», «скорость», «равновесие».
- Свет и цвет (3 часа)
Понятия «свет» и «отражение». Линзы. Радуга.
7. Звук и слух (3 часа)
Звук. Характеристики звука. Способы восприятия звуков человеком и животными.
8. Магнетизм (2 часа)
Магнит. Свойства магнитов. Магнитные свойства Земли. Использование магнитов человеком. Компас.
9. Электричество (2 часа)
Электричество. Электрический ток. Электрические приборы. Безопасность при взаимодействии с электричеством.
10. Живые существа Земли (4 часа)
Живая и неживая природа. Разнообразие живых существ. Позвоночные и беспозвоночные животные. Растения. Разнообразие видов растений. Грибы. Экология.
12. Итоговое занятие (2 часа)
Подведение итогов. Проведение викторин, конкурсов. Изготовление поделок из природного материала. Выставка детских работ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дидактический материал представлен:
Дидактические игры: | «Вершки и корешки» |
«Чей хвост» | |
«Накорми птиц» | |
«Где чей дом» | |
«Зеленый друг» | |
Плакаты: | Карта «Российская Федерация» |
Государственная символика РФ | |
Планета Земля в космосе | |
Ступени эволюции | |
Времена года | |
Строение тела человека | |
Домашние животные | |
Растения | |
Комнатные растения (набор карточек) | |
Природные зоны РФ
| |
Макеты: | Природные зоны
|
Лекционный материал представлен:
Тематические беседы по темам программы, конспекты занятий.
Материально-техническое оснащение занятий:
ТСО: | Ноутбук Samsung | 1 |
Мебель: | Шкаф книжный | 1 |
Стол письменный | 1 | |
Стол детский | 2 | |
Стул детский | 10 | |
Стул учительский | 1 | |
Лабораторное оборудование: | Глобус | 1 |
Колбы | 12 | |
Мензурки | 12 | |
Пробирки | 12 | |
Шпатели | 8 | |
Воронки | 2 | |
Резиновые груши | 1 | |
Компас | 1 | |
Лупа | 3 |
Натуральные объекты:
Чучело птиц, животных | |
Гербарии | |
Коллекции: | Камни и минералы |
Раковины и морские обитатели | |
Дикие и домашние животные (набор игрушек) | |
Насекомые (набор игрушек) | |
Природные материалы |
Инструменты и приспособления: ножницы, кнопки, указка, магниты. Материалы: ватман, цветная бумага, скотч, клей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез,2008. – 112 с.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. 80 с.
- Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М.: АРКТИ, 1999. – 128 с.
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013. – 128 с.
- Шапиро А.И. Научные развлечения с простыми вещами. Опыты и эксперименты для детей. - ООО «Издательство «Речь». – 2010.
- Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Цвет природы. – М.: Просвещение, 2005. – 151 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Старшая группа
№ | Тема занятия | Цель занятия | Дата | |
По плану | фактически | |||
1 | Вводное занятие «Чем занимаются ученые» | Инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи программы. | ||
2 | Наоборот | Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений [4, Стр. 9] | ||
3 | Большой - маленький | Развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение». [4, Стр. 12] | ||
4 | Превращение | Знакомство со словом «превращение», поиск превращений. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином и резиной. [4, Стр.14] | ||
5 | Схема превращения | Освоения схемы «превращения». Формирование действия «превращения» [4, Стр.17] | ||
6 | Лед - вода | Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения» [4, Стр.18] | ||
7 | Морозко | Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения [4, Стр.20] | ||
8 | Твердое - жидкое | Формирование представлений о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения [4, Стр.22] | ||
9 | Снегурочка | Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие способности к преобразованию. [4, Стр.24] | ||
10 | Удивительные камни | Познакомить с разнообразием камней, их свойствами | ||
11 | Удивительный песок | Познакомить со свойствами песка, его происхождением, использованием. | ||
12 | Пустыня | Познакомить с природной зоной «Пустыня», ее животными, растительным миром | ||
13 | Песок и глина | Песок и глина вокруг нас. Свойства глины: плотность, пластичность, вязкость. [4, Стр.22, 45] | ||
14 | Как наши животные живут зимой | Закрепить знания о том, как дикие животные готовятся к зиме | ||
15 | Воздух и его свойства | Формирование представлений о воздухе и его свойствах. [4, Стр.61] | ||
16 | Воздух вокруг нас | Закрепление представлений о воздухе, его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. [4, Стр.63] | ||
17 | Ветер-невидимка | Расширять представления о природном явлении – ветер, ввести понятие о том, что ветер – это движение воздуха. [4, Стр.78] | ||
18 | Воздух – дом для животных | Формировать представление о том, что воздух - среда обитания живых организмов. Систематизировать знания о летающих животных (птицы, насекомые). | ||
19 | Раздувайся, пузырь. | Познакомить детей с ролью воздуха в жизни человека. | ||
20 | «Царство льда, воды и пара» | Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие представлений о знаках и символах. [4, Стр.51] | ||
21 | Разноцветные животные | Формировать представления об отличительных признаках животных. Развивать экологическое мышление. [6, Стр. 102] | ||
22 | «Большие» животные | Формировать представления об отличительных признаках животных. Развивать экологическое мышление [6, Стр.106] | ||
23 | «Небольшие» животные | Формировать представления об отличительных признаках животных. Развивать экологическое мышление [6, Стр.110] | ||
24 | «Маленькие» животные | Формировать представления об отличительных признаках животных. Развивать экологическое мышление [6, Стр.114] | ||
25 | Что я знаю о себе | Учить осознавать себя как человека, чувствовать свой организм, тело, свои возможности. | ||
26 | Как мы дышим. | Познакомить детей с ролью воздуха и органов дыхания в жизни человека. Показать необходимость выполнения упражнений, увеличивающий объем легких. | ||
27 | Чем мы слышим. | Дать детям представления об органах слуха человека. Учить, при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закреплять знания о правилах ухода за ушами. | ||
28 | Смотри во все глаза. | Дать представления о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Привести к пониманию, что зрение необходимо беречь. | ||
29 | Огород на окне | Уточнить представления о том, что из луковицы – репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия. | ||
30 | Почва | Показать, что в почве есть воздух, а при сжимании воздух «уходит», что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей. | ||
31 | Почему зерно сеют в землю. | Организовать наблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах. | ||
32 | Продлить жизнь растению цветника. | Пронаблюдать влияние факторов среды на жизнедеятельность растения. Увидеть, как человек может помочь растению | ||
33 | Итоговое занятие | Подведение итогов. Проведение викторин, конкурсов |
Подготовительная группа
№ | Тема занятия | Цель занятия | Дата | |
По плану | фактически | |||
1 | Вводное занятие | Инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи программы. | ||
ИЗМЕРЕНИЕ | ||||
2 | Как человек измеряет? | Формировать представления о способах и единицах измерения | ||
3 | Чем можно измерять | Познакомить с измерительными приборами и научить способам их использования | ||
4 | Термометр и температура | Познакомить детей с понятием температура; познакомить с разными видами термометров; систематизировать знания о сезонных изменениях в природе в зависимости от температуры воздуха | ||
5 | Часы и время | Познакомить с древними и современными способами измерения времени | ||
ЗЕМЛЯ И ЕЕ МЕСТО В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ | ||||
6 | Земля на глобусе | Познакомить с моделью Земли – глобусом; познакомить с историческими изменениями в представлении людей о форме Земли; расширять представления о 4-х сторонах света, о климатических зонах | ||
7 | Портрет Земли - карта | Познакомить с картами, условными обозначениями на них, формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; расширять географические представления о материках, океанах. | ||
8 | Отчего происходит смена дня и ночи | Развивать элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космосе; совершенствовать представления детей о времени и частях суток | ||
9 | Смена времен года | Развивать представления о вращении Земли вокруг Солнца, формировать представления о зависимости положения Земли относительно Солнца и сезонных изменениях | ||
ВЕЩЕСТВО | ||||
10 | Три состояния вещества | Познакомить с понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ»; на примере воды показать, что вещество бывает в трех состояниях | ||
11 | Жидкость | Познакомить со свойствами жидкости, развивать умение находить различные жидкости в окружающем пространстве | ||
12 | Газ | Уточнить понятие о том, что воздух - газ, познакомить со свойствами газа, уточнить представления о значимости воздуха, о значении растений в жизни планеты | ||
13 | Ветряные мельницы | Расширять представления об использовании свойств воздуха человеком; научить делать модель ветряной мельницы. | ||
14 | Воздушные шары | Познакомить с историей изобретения первых летательных аппаратов | ||
15 | Твердое тело | Развивать умение определять материал, из которого изготовлен предмет по его внешним характеристикам, познакомить с различными металлами и их назначением | ||
16 | Взаимодействие и переход веществ из одного вида в другой | Продемонстрировать, как нагревается вода, как циркулирует воздух в комнате, подвести к самостоятельному выводу; уточнить представления о горении. | ||
17 | Круговорот воды в природе | Сформировать представления детей о круговороте воды в природе | ||
ДВИЖЕНИЕ | ||||
18 | Почему предметы движутся. | Познакомить детей с понятиями «движение», «трение» | ||
19 | Тяготение. Свободное падение. | Познакомить детей с силой тяготения, подвести к самостоятельному выводу о роли тяготения. | ||
20 | Виды движения. | Познакомить с видами движения (прямолинейное, вращательное, по наклонной) | ||
21 | Равновесие. Простые механизмы | Сформировать представление об изобретении человеком простых механизмов, экспериментальным путем определить понятие «равновесие» | ||
СВЕТ И ЦВЕТ | ||||
22 | Свет и цвет. Отражение света. Зеркало | Познакомить детей с понятиями «свет», «отражение» | ||
23 | Изменение размеров изображений с помощью линз. Преломление света | Познакомить с оптическим прибором – линзой, познакомить детей со свойством света - преломлением | ||
24 | Радуга. Смешение цветов. | Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр | ||
ЗВУК И СЛУХ | ||||
25 | Источники звука и его распространение | Познакомить с понятием звук, развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники | ||
26 | Звуки в воде | Показать на опыте особенности передачи звука на расстоянии [4, Стр. 101] | ||
27 | Способы восприятия звуков человеком и животными | Сформировать представление о сходствах и различии органов восприятия звуков человека и животных | ||
МАГНЕТИЗМ | ||||
28 | Магнит и его свойства | Познакомить с понятиями «магнит», «магнетизм»; сформировать представления о свойствах магнита | ||
29 | Магнитные свойства Земли. Компас. | Познакомить детей с тем, что Земля – это большой компас, у которого есть северный и южный полюс, сформировать представления о свойствах компаса | ||
В МИРЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА | ||||
30 | Молния. Электрический ток. | Познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток», объяснить природу молнии. | ||
31 | Электрические приборы | Формировать представления о материалах, которые проводят ток, познакомить с устройством некоторых электрических приборов, ТБ при взаимодействии с электричеством | ||
ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА ЗЕМЛИ | ||||
32 | Разнообразие живых существ | Уточнить знания о признаках живой и неживой природы, обратить внимание на разнообразие живых существ [ 6,Стр.98] | ||
33 | Чем нюхает червяк? | Сформировать знания о том, что животные делятся на группы (позвоночные / беспозвоночные) [6, Стр. 102] Показать детям на опыте, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям [4, Стр. 105] | ||
34 | Царство растений | Обобщить и систематизировать знания о многообразии растений; показать на опыте как растения поглощают и накапливают влагу [6, Стр. 118, 4, Стр. 106] | ||
35 | Царство грибов | Сформировать представления о том, что грибы не относятся к растениям, опытным путем установить, что для роста мельчайших живых организмов нужны определенные условия [6, Стр. 130, 4, Стр. 89] | ||
36 | Итоговое занятие | Подведение итогов. Проведение викторин, конкурсов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по экологии "Мы-исследователи"
Формирование у детей представлений о воздухе и его свойствах....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Почемучка»
Программа предназначена для развития дошкольников при помощи знакомства с окружающим миром, имеет естественно - научную направленность с элементами экспериментальной деятельности....
Программа дополнительного образования "Лаборатория юных исследователей"
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.Но...
рабочая программа дополнительного образования дошкольников "Юный исследователь"
рабочая программа дополнительного образования "Юный исследователь"...
Непосредственно-образовательная деятельность познавательного характера «Маленькие исследователи»
В рамках организации дополнительной образовательной услуги, Программа кружка "Маленькие исследователи" на 2017-2018 уч.год, направленная на развитие познавательных способностей у детей младш...
Образовательная программа дополнительного образования. Кружок "Я-исследователь" Курс проектной деятельности
Образовательная программа дополнительного образования. Кружок "Я-исследователь" Курс проектной деятельности ГБОУ школа № 1503 г. Москва...
Образовательная программа дополнительного образования. Кружок "Я-исследователь" Курс проектной деятельности. Подготовительная группа
Образовательная программа дополнительного образования. Кружок "Я - исследователь" Курс проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, 6-7 лет". ГБОУ Школа №1503 г. Моск...