Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Проект «Мы этой памяти верны»
методическая разработка (старшая группа)

Слуцкая Валентина Алексеевна

АННОТАЦИЯ

В данной методической разработке представлен проект «Мы этой памяти верны», главная цель которого заключается в разработке и внедрении единой методической и развивающей предметно-пространственной среды, повышения качества образования воспитанников за счет эффективного использования инновационных технологий в работе с детьми, взаимодействия с семьями воспитанников и социальными партнёрами.

 

Методическая разработка рекомендована воспитателям детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» села Тростянка Балашовского района  Саратовской области»

Методическая разработка

по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Проект «Мы этой памяти верны»

Разработал:

воспитатель

I кв.категории

Слуцкая В.А.

с.Тростянка- 2022г.

АННОТАЦИЯ

В данной методической разработке представлен проект «Мы этой памяти верны», главная цель которого заключается в разработке и внедрении единой методической и развивающей предметно-пространственной среды, повышения качества образования воспитанников за счет эффективного использования инновационных технологий в работе с детьми, взаимодействия с семьями воспитанников и социальными партнёрами.

Методическая разработка рекомендована воспитателям детей старшего дошкольного возраста.

ВВЕДЕНИЕ

 В настоящее время – в период обострения ситуации в мире - очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живём, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины.

Особенно важно донести до детей мысль, что спустя много - много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.

Очень важно как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Необходимо воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

ЦЕЛЬ:

 разработка  и внедрение единой методической и развивающей предметно-пространственной среды, повышение качества образования воспитанников за счет эффективного использования инновационных технологий в работе с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнёрами.

ЗАДАЧИ:

- создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в ВОВ;

- пополнять и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны: событиях того времени, героях войны;

- формировать интерес к представителям старшего поколения, воспитывать уважение к ним, уметь оказать помощь людям старшего поколения;

- дать представление о том, как народ чтит память героев войны: слагают стихи и песни, воздвигают памятники;

- помочь понять детям связь времен, вызвать чувство гордости за своих предков, способствовать формированию мнения о недопустимости повторения войны;

-воспитывать  нравственно-патриотических чувства у дошкольников через совместные мероприятия детей и взрослых, через расширение общего кругозора;

- знакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;

- развивать познавательные и творческие способности детей в процессе практической деятельности;

- формировать наглядно-образное мышление, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;

 - обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей о близких - участниках войны.

- привлекать родителей к участию в проектной деятельности.

Прогнозируемые результаты:

 Основным результатом проекта будет являться разработка и внедрение единой методической и развивающей предметно-пространственной среды, повышение качества образования воспитанников за счет эффективного использования инновационных технологий в работе с детьми, взаимодействия с семьями воспитанников и социальными партнёрами.

• Повысится интерес детей старшего дошкольного возраста к событиям времен Великой Отечественной войны, истории своей семьи, к людям - участникам ВОВ, проживающих в селе Тростянка.

• Повысится уважение к ветеранам ВОВ, желание чтить память.

• Развитие творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей воспитанников, увеличение участников и призеров конкурсов, акций по патриотическому воспитанию среди детей;

• Пополнится развивающая предметно-пространственная среда, банк дидактических и методических материалов, разработок по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;

• Образуется единая система работы по взаимодействию с социальными партнерами в рамках ознакомления детей старшего дошкольного возраста по теме проекта;

• Повысится активность участия родителей воспитанников в воспитательно-образовательном процессе.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет), воспитатели, музыкальный руководитель, родители, социальные партнёры.

Срок проведения:  6 месяцев.

Тип проекта: интегрированный (поисковый, информационный, игровой, творческий).

Новизна проекта:

Применение в работе с детьми стершего дошкольного возраста новых форм в воспитательно - образовательном процессе: технология «Квест», «Музейная педагогика».

Используемые технологии:

• Системно - деятельностный подход (создание творческих продуктов детьми: книги, альбомы, поздравительные открытки, рисунки, макеты, и т.д.)

• Информационно-коммуникационные технологии (использование на занятиях, беседах с детьми презентаций, видеороликов, аудиозаписи.

• «Музейная педагогика» (организация занятий, бесед, в музеях г.Балашов музей «  и ремёсел»);

• Квест-игра на тему «Зарница».

В основу работы легли следующие принципы:

1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.

2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному селу, к Отечеству.

3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, сельской библиотекой, музеями г. Балашов, сочетание разных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная,  познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная).

5. Принцип наглядности: изготовление макетов, ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций, видеороликов на основе исторического материала.

Этапы работы по проекту

1 этап. Предварительный этап (погружение в проект 1-2 неделя декабря)

• Уточнение представлений детей о Великой Отечественной войне, об участии членов семьи старшего поколения в войне.

• Постановка проблемы: «Кто такие ветераны Великой отечественной войны? Что мы знаем о героях войны в своей семье?»

• Выявить мнение родителей по вопросу патриотического воспитания детей на основе ознакомления с Великой Отечественной войной, об участии членов семьи старшего поколения в войне.

• Определение участников проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, социальные партнёры.

2 этап. Планирование деятельности  (3-4 неделя декабря)

• Определить направления работы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, разработать план реализации проекта;

• Подобрать необходимый материал для организации продуктивной, игровой, художественно творческой, познавательной деятельности детей;

• Составить совместный план мероприятий с социальными партнёрами по проекту;

• Организация работы с родителями в создании выставки фотографий, наград (медали, ордена), писем с фронта (из семейного архива),  «Бессмертный полк».

3 этап. Основной этап (осуществление деятельности по реализации проекта)(январь-май)

• Методическое направление:

- Разработка конспектов бесед, занятий, экскурсий, праздников, викторин, сценариев;

- Создание альбомов на темы:, «Мемориалы, памятники», «Плакаты и картины о войне», «Художественное слово» и другие;

- Создание медиатеки (презентации, видеоролики по темам альбомов, макетов);

- Создание формы времён Великой Отечественной войны (куклы в костюмах);

- Изготовление  макетов:  «Символы ПОБЕДЫ», «Дети войны» «Наши ветераны», «Города - герои», «Блокада Ленинграда»

- Создание музейной экспозиции «Мы этой памяти верны»;

• Поисковое направление:

- Изучение истории семьи, подбор материалов «Бессмертный полк» (работа с архивами, сайтами Министерства обороны РФ: «Память народа», «Подвиг народа»);

- Сбор документов (наградные листы, письма, извещения, удостоверения, фотографии);

- Сбор предметов времён Великой Отечественной войны.

• Воспитательно-образовательное направление:

- Беседы с детьми;

- Просмотр презентаций, видеороликов;

- Экскурсии в музеи города (занятия, беседы, встречи с ветеранами);

- Слушание, разучивание песен военных лет;

- Рассматривание тематических альбомов;

- Рассматривание фотографий военных лет, наград (медалей, орденов), документов, писем и т.д.;

- Выставка и чтение детской художественной литературы о войне;

- Рассматривание картин, плакатов;

- Изготовление лэпбука «День Победы»;

- Игровая деятельность (макеты, подвижные игры, дидактические игры);

- Художественно-эстетическая деятельность (создание рисунков, изготовление открыток и подарков ветеранам и другое);

- Подготовка к праздничным мероприятиям, посвящённым Дню Победы (разучивание песен, танцев, инсценировки, репетиция парада, создание выставки детского творчества и т.д.)

Направление по взаимодействию с семьями воспитанников:

- Анкетирование родителей;

- Проведение родительского собрания, индивидуальных бесед по подготовке к Акции «Бессмертный полк»;

- Проведение консультаций на тему: «Растите детей патриотами», «Изучение истории моей семьи»;

- Активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ через различные формы (игровая деятельность, праздники, НОД, альбомов, разучивание с детьми стихотворений, участие в акциях, экскурсиях и т.д.);

- Работа с архивами, сайтами по изучению истории семьи, города, страны;

- Помощь педагогам в сборе информации, создании экспозиции «Мы этой памяти верны»;

- Создание семейных мини-альбомов «Этих дней не смолкнет слава! Прадедушкам и прабабушкам посвящается… »

- Оформление Книги Памяти, содержащей рассказы детей и их родителей, о членах семей – участниках войны, их героических судьбах;

- Участие во Всероссийской акции «Сад памяти».

Направление по взаимодействию с социальными партнёрами:

- Экскурсии в музей;

- Встречи с интересными людьми;

- Познавательные, игровые программы (викторина, соревнования);

- Беседы;

- Конкурсы и др.

4 Этап. Презентация проекта.

-   Оформление экспозиции «Мы этой памяти верны» совместно с детьми и родителями, педагогами, с использованием исторических материалов из семейных архивов;

-  Участие воспитанников МДОУ д/с «Сказка» с. Тростянка в Параде Победы, праздничных мероприятиях с.Тростянка

- Участие в акции «Бессмертный полк» в колонне Парада Победы в с.Тростянка;

- Участие в  концерте  для ветеранов и тружеников тыла в СДК с.Тростянка.

Обеспечение проекта

Материально - техническое:

• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

• Материалы для продуктивной деятельности

Учебно-методическое:

• Детская художественная литература;

• Методическая литература;

• Дидактические игры;

• Конспекты занятий и бесед о Великой Отечественной войне;

• Альбомы: «Медали, ордена», «Военная техника, рода войск», , «Мемориалы, памятники», «Плакаты и картины о войне», «Художественное слово»

          • Макеты: мемориал «Ни кто не забыт, ни что не забыто» , «Блокада Ленинграда,  «Города-герои», «Дети-герои войны», «Символы ПОБЕДЫ», «Наши Ветераны».

• Мультимедийные презентации, видеоролики к занятиям и беседам о Великой Отечественной войне;

• Материалы музейной экспозиции (куклы в военной одежде, фотографии семейных архивов, медали и ордена, письма с фронта из семейных архивов, и другое)

Приложение №1

План мероприятий с социальными партнёрами по проекту «Мы этой памяти верны»

п/п

Наименование мероприятия

Сроки

Категория участников

Ответственный исполнитель

Социальные партнеры

Результат

Акции

Акция «Бессмертный полк»:

-  Изготовление транспарантов (с

фотографией ветеранов Великой

Отечественной войны) для участия

в Параде Победы

Родители

воспитанников

Участие в акции «Бессмертный полк» в колонне Парада Победы в с.Тростянка;

Всероссийская акция «Сад памяти»

Сотрудники МДОУ д/ «Сазка» с.Тростянка,

Родители

воспитанников

Руководство МДОУ д/ «Сазка» с.Тростянка,

Высаженные деревья.

Изготовление поздравительных открыток ветеранам и труженикам тыла.

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Поздравительные открытки ветеранам и труженикам тыла.

Беседы,  занятия

1.

Занятие по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Великая Отечественная война» с использованием макета мемориала «Ни кто не забыт, ни что не забыто» и  презентации.

Январь

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Сборник

методических

материалов,

медиатека

2.

Беседа на тему: «Битва под Москвой»

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Сборник

методических

материалов,

медиатека

3.

Занятие по образовательной области «Познавательное развитие» на тему:  «900 дней блокады» с использованием макета «Блокада Ленинграда» и  презентации.

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Сборник

методических

материалов,

медиатека

4.

Просмотр видеоролика на тему:

«Ленинградская блокада»

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

медиатека

1.

Беседа на тему «Большие и маленькие герои» (животные во время войны) с просмотром видеоролика

Февраль

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Сборник

методических

материалов,

медиатека

2.


Занятие по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Дети войны»
 с использованием макета «Дети войны» и  презентации.

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Просмотр видеоролика «Дети в годы

войны»

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Медиатека

Беседа на тему «Военная техника»

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Беседа на тему: «Защитники Отечества»

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Беседа на тему: «Сталинградская битва» с использованием презентации

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Занятие по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Символы Победы» с использованием макета «Символы Победы» и  презентации.

Март

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Занятие по образовательной области

«Художественно-эстетическому

развитию» на тему: «Георгиевская лента» (аппликация)

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Беседа на тему: «Памятник неизвестному солдату», просмотр видеоролика «Смена караула у памятника неизвестному солдату»

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Беседа на тему: «Мамаев курган», с использованием презентации.

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Беседа на тему: «Памятники Великой Отечественной войны Саратова и Саратовской области» с использованием презентации.

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Занятие по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Города Герои» с использованием макета «Города Герои» и  презентации.

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Занятие – экскурсия «Образы, рожденные войной»

Апрель

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Занятие по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Война глазами детей»

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Сборник

методических

материалов,

медиатека


 Занятие по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Наши Ветераны» с использованием макета «Наши ветераны» .

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

МОУ СОШ с.Тростянка

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Беседа на тему: «Жизнь села Тростянка во время ВОВ»

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Библиотека филиал № 35 (с.Тростянка)

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Занятие по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «День Победы»

Май

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Занятие по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Гвоздики в подарок ветерану» (аппликация)

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

Сборник

методических

материалов,

Беседа на тему: «Балашовский край в годы Великой Отечественной войны»

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели

МУ "Балашовский краеведческий музей"

Чтение художественной литературы: - Е. Карасёв «Город-герой»; - Л. Кассиль «Твои защитники», «Сестра», «Памятник советскому солдату»; - А. Митяев «Почему Армия всем родная», «Землянка», «Мешок овсянки»; - С. Погореловский «Советский солдат»; - Т. Белозёров «Майский праздник…»; - А. Барто «На заставе»; - М. Исаковский «У самой границы»; - О. Высотская «Мой брат уехал на границу»; - А. Кушнер «Танк»; - Б. Никольский «Препятствие»; - М. Чернявский «Огненная баллада»; - М. Исаковский «Навек запомни»; - С. Баруздин «Шёл по улице солдат»; - С. Михалков «Быль для детей», «Здравствуй воин-победитель», «День Победы»; - П. Воронько «Два брата солдата»; - Е. Благинина Е. «Шинель»; - З. Александрова «Дозор»; - Кассиль Л. «Памятник советскому солдату», «Твои защитники».

библиотека

Альбом

стихотворений,

детская

библиотека

Слушание, разучивание военных песен времен ВОВ, посвящённых войне: - М. Старокадомский «Марш Победы», - Д. Тухманов «День Победы», - В. Филиппенко «Вечный огонь», «Наша армия сильна», - В. Агапкин «Прощание славянки», - Муз. М. Блантера, слова М. Исаковского Февраль-май Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Воспитатели, музыкальный руководитель Медиатека «Катюша», - Муз. Тиличевой, слова Л. Некрасовой «День Победы», - Муз. Протасова, слова Е. Шкловского «Ты не бойся, мама», - Муз. Мурадели, слова С. Богомазова «Мир нужен всем!», - Муз. М. Протасова, слова В. Степанова «Сегодня Салют!».

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

музыкальный

руководитель

Медиатека

Просмотр мультфильмов и фильмов :

Салют, Воспоминание, Легенда о старом маяке, Василёк,  Солдатская лампа, Солдатская сказка, Приключения красных галстуков, Скрипка пионера, Партизанская снегурочка ,Сильные духом крепче стены , Пуговка.

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

Родители воспитанников

Медиатека

Конкурсы

Всероссийский детско-юношеский конкурс рисунка и прикладного творчества «Моя Родина - 2020»

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

Родители воспитанников

Выставка рисунков, плакатов «Дети

рисуют Победу»

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

Родители воспитанников

Альбом

детского

творчества

Литературный конкурс чтецов «Мы растём под мирным небом»

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

Родители воспитанников

Альбом стихотворений.

Экскурсии

Экскурсия к мемориалу с. Тростянка

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

Экскурсия в Балашовский краеведческий музей.

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели, Родители воспитанников

МУ "Балашовский краеведческий музей"

Экскурсия к мемориалу славы в честь героев Великой Отечественной войны в г.Балашов.

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

Родители воспитанников

Экскурсия в общественный музей Боевой Славы г.Балашов.

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

Родители воспитанников

Общественный музей Боевой Славы г.Балашов.

Спортивные и праздничные мероприятия

Праздник: «Наша армия родная»

февраль

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

Родители воспитанников

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Спортивная Квест-игра «Зарница»

март

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

Родители воспитанников

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Участие воспитанников МДОУ д/с

«Сказка» с. Тростянка в Параде Победы, праздничных мероприятиях с.Тростянка

май

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

Родители воспитанников

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Участие в акции «Бессмертный полк» в колонне Парада Победы в с.Тростянка

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

Родители воспитанников

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Концерт для ветеранов и тружеников тыла

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

Родители воспитанников

СДК. С.Тростянка

Игровая, самостоятельная деятельность воспитанников

Рассматривание альбомов, посвящённых

ВОВ на тему: «Города - герои»,

«Репродукции картин, плакаты»,

«Награды», «Дети-герои воины»,

«Мемориалы, памятники», «Рода войск,

оружие» и другие

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Сюжетно-ролевые игры: «Моряки»,

«Военные», «Госпиталь»,

«Пограничники», «Медсестра» и др.

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

Сборник

методических

материалов,

медиатека

Составление рассказов на тему: «Кем бы я хотел служить в Армии»

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

Рассказы детей о своих родственниках, участвующих в ВОВ

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

Родители воспитанников

Рассматривание книг, открыток в книжном уголке

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

Родители воспитанников

Рассматривание семейных альбомов с участниками ВОВ

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

Родители воспитанников

Подвижные игры:

«Полоса препятствий»,

«Стрельба в цель» (чувашская народная

игра), «Чья команда быстрее прибежит»,

«Не попадись»,

«Крепость»,

«Попади в цель»,

«С кочку на кочку»,

«Перехватчики»

Дети старшего

дошкольного

возраста (5-7 лет)

Воспитатели,

игротека

Приложение №2

Конспект  на тему: «Великая Отечественная война» с использованием макета мемориала «Ни кто не забыт, ни что не забыто» и  презентации.

Задачи:

  • Образовательные: Познакомить детей с Великой Отечественной войной
  • Развивающие: Развивать речь, мышление и поддерживать инициативу детей. Развивать представление о разных родах войск, уточнить кто такие защитники отечества.
  • Воспитательные: Воспитывать в детях чувство патриотизма, гордость за воинов и Родину.
  • Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование:

Ноутбук, слайдовая презентация, макет.

Ход образовательной ситуации:

В: - Ребята, какой праздник мы отмечаем 9 мая?

Д:-День Победы

В: - Правильно. День Победы и радостный и грустный. Радостный он от того, что наш народ одержал победу над фашисткой Германией, а грустный потому, что  очень дорогой ценой досталась нам эта победа. Я хочу прочитать вам стихотворение, оно перенесет вас в прошлое, и вы узнаете, как это было.

22 июня

Все на рассвете мирно спали,

Ночь темная как – будто тень

И жители земли еще не знали

Какой рождался страшный день.

Не знали, что в двадцатом веке

Он станет самым черным днем,

От крови покраснеют реки

Земля опалится огнем!

- Когда граждане нашей страны узнали, что  началась война, все кто мог держать оружие пошли на фронт. На войне помогали все – женщины и дети.  Война шла и на земле, и в воздухе, и на воде.

- Ребята, кто нас защищал в воздухе?

Д:- летчики СЛАЙД 1

- А на воде?

Д: -  моряки СЛАЙД 2

- А на земле?

Д:- танкисты, пехота, артиллеристы СЛАЙД 3-4

- ребята, а как маршируют солдаты, вы знаете? Давайте и мы с вами помаршируем.

Физкультминутка «На параде»:

Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, левой – раз –

Посмотрите вы на нас.

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки –

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим-

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Снова выстроились в ряд,

Снова вышли на парад,

Ра – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

В:- Ребята, солдатская жизнь была сложной. Еду готовили в специальной печи. Посмотрите как она выглядит (картинка полевой кухни). Называется она полевая кухня. СЛАЙД 5

Во время боевых действий многие солдаты были ранены и медсестры оказывали им медицинскую помощь прямо на поле боя, и после этого и после этого переносили к докторам. СЛАЙД 6

Между боями в минуты затишья, солдаты читали стихи, слушали и пели военные песни. Я предлагаю послушать песню военных лет (ВКЛ. запись песни «Журавли»).

Война принесла много разрушений. Были разрушены дома, детские сады, школы, библиотеки, театры, больницы и т.д.

СЛАЙД 6

Но вот через четыре долгих и страшных года пришла долгожданная победа. Наши солдаты установили флаг нашего государства на самом главном здании в Германии. СЛАЙД 7

Мы водрузили на Рейхстаг

Наш красноармейский флаг.

Этот флаг над миром реет,

Он сверкает и алеет.

Говорит всем алый флаг:

«Побежден жестокий враг»

После войны все торопились домой, где их ждали родные люди: родители, жены, дети. На красной площади провели парад победителей. Всех военных встречали с цветами. СЛАЙД 8

До сих пор мы идем на парад и несем с собой цветы ветеранам в знак уважения и благодарности за мирное небо над головой.

Чтобы люди помнили те страшные дни, воздвигались памятники, писались песни, стихи, рисовались картины о войне.

В нашем городе есть немало памятников воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны.  На следующих занятиях мы о них поговорим подробнее и посетим некоторые из них.

D:\для работы\Загрузки с телефона\вацап\IMG-20190508-WA0008.jpg

Приложение 3

Конспект образовательной ситуации

по патриотическому воспитанию «Дети войны»

Задачи:

  • Образовательные: Обобщение знаний детей о ВОВ. Закрепить полученные знания детей о том, как защищали нашу Родину дети в годы Великой Отечественной войны.
  • Развивающие: Развивать речь, мышление и поддерживать инициативу детей. 
  • Воспитательные: Воспитывать в детях чувство патриотизма, уважение к подвигам детей, гордость за их героические поступки.
  • Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование:

Компьютер, проектор для показа презентации, макет, фотографии дети-герои войны, карандаши, краски, цветная бумага и картон, ватман, клей, ножницы, фломастеры и маркеры.

Ход образовательной ситуации:

Воспитатель: Сегодня, я хочу поговорить с Вами о детях. Это дети – герои Великой отечественной войны. Им было примерно столько же лет, как и Вам сейчас. Они совершали героические поступки наравне с взрослыми. Нам, поколению, которое к великому счастью не застало той войны, стоит сказать спасибо этим ребятам. За то, что им мы обязаны жизнью, обязаны жизнью всем людям, которые встали на защиту нашей огромной Родины.

А сейчас я вам немного расскажу как начиналась война. Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и сёла нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолёты с бомбами. Немецко – фашистские самолёты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на жилые дома, детские сады, больницы. Все люди поднялись на защиту своей Родины. Дети, как и взрослые, уходили на фронт и партизанские отряды, защищали её от врагов, совершали подвиги.

Воспитатель :Как вы думаете, что такое подвиг?

(Ответы детей)

Воспитатель. Как называют человека, совершившего подвиг?

Ребёнок. Герой .

Основная часть

Воспитатель. Это маленькие воины, такие же дети, как и вы, только за героические поступки им присвоили звание «пионеры – герои».

Слайд 1

Зина Портнова
(1926-1944)

Подвиг Зины Портновой  

Неподалёку от Оболи, в посёлке торфозавода, расположилась немецкая офицерская школа. Сюда съезжались на переподготовку из-под Ленинграда, Новгорода, Смоленска и Орла артиллеристы и танкисты фашистской армии. В Оболи от них просто не стало житья. Увешанные крестами и медалями, они были уверены, что им всё дозволено: насилие, разбой, грабёж.  

Юные подпольщики Оболи задумали истребить фашистов. Зину Портнову устроили на работу в офицерскую столовую. Немцам приглянулась русская девочка с косичками. Однажды она заменяла заболевшую судомойку. Это облегчило ей доступ к пище. Улучив момент, Зина успела всыпать в котёл порошок...  

Спустя два дня на военном кладбище вблизи Оболи хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой.  

У гитлеровцев не было прямых улик против Зины. Боясь ответственности, шеф-повар и его помощник утверждали на следствии, что они и на пушечный выстрел не подпускали к пищевым котлам девочку, заменявшую судомойку. На всякий случай они заставили её попробовать отравленный суп.

Зина как ни в чём не бывало взяла из рук шеф-повара ложку и спокойно зачерпнула суп. Она не выдала себя и сделала небольшой глоток. Вскоре ощутила тошноту и общую слабость. С трудом добралась до деревни. Выпила у бабушки литра два сыворотки. Немного стало легче, и она заснула. Чтобы уберечь Зину от возможного ареста, подпольщики переправили её ночью к партизанам в лес.  

И молниеносным движением вдруг

Она пистолет выбивает из рук!

И вот офицер убит на повал,

А Зина бежит через темный подвал.

И к лесу, и к лесу помчалась скорей,

Но кинулись скоро фашисты за ней.

Поймали и месяц держали в тюрьме.

Её расстреляли в предутренней тьме.

Слайд 2

Валя Котик                                                          

 Соберу свое мужество, силу,

Буду немцев без жалости бить,

Чтоб друзьям ничего не грозило,

Чтоб могли мы учиться и жить
(1930-1944)

Валя Котик (или Валентин Александрович Котик) родился 11 февраля 1930 года в с. Хмелевка современной Хмельницкой (бывшей Каменец-Подольской) области Украины, в семье крестьян. Начавшаяся Великая Отечественная война помешала ему окончить школу – юный пионер успел получить всего пять классов среднего образования в районной школе г. Шепетовска. В школе Валентин славился общительностью и организаторскими способностями, был лидером среди своих товарищей.

Когда немцы оккупировали Шепетовский район, Вале Котику было всего 11 лет. В 1942 г. он был принят в ряды Шепетовской подпольной организации, в качестве разведчика. Далее его военная биография пополнилась участием в подвигах партизанского отряда под командованием Музалева Ивана Алексеевича (1943 г). В октябре того же года Валя Котик совершил свой первый громкий подвиг - сумел обнаружить подземный телефонный кабель ставки немецкого командования, который был затем благополучно взорван партизанами.

Другой подвиг, спасший жизни многим его взрослым товарищам, юный герой совершил 29 октября 1943 года. В тот день парень стоял на посту, как вдруг на него совершили нападение гитлеровские каратели. Мальчик успел застрелить вражеского офицера и поднять тревогу.

За проявленные героизм, мужество и неоднократно совершенные подвиги, пионер Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны I степени и орденом Ленина, а также медалью «Партизану Отечественной войны» II степени.

Шестнадцатого февраля 1944 г. 14-летний герой получил смертельные ранения в бою за освобождение города Изяслав Каменец-Подольский. Он умер на следующий день, 17 февраля и был похоронен в центральном парке г. Шепетовка.

Слайд 3

Марат Казей
(1929-1944)

Маму родную враги погубили!

Мамочку, маму сегодня убили.

Биться с врагом она помогала,

Мамы любимой сегодня не стало!

Что же мне делать теперь одному?

Как буду жить? Ничего не пойму!

Как победить мне лихую беду?

В лес к партизанам с друзьями уйду.

Стану я жить среди партизан,

Буду бойцом и разведчиком там.

Казей Марат Иванович (Марат Казей) – юный партизан партизанского отряда имени 25-летия Октября; разведчик штаба 200-й партизанской бригады имени К.К.Рокоссовского на временно оккупированной территории Белорусской ССР.

Родился 29 октября 1929 года в деревне Станьково ныне Дзержинского района Минской области (Белоруссия) в крестьянской семье. Белорус. Пионер. Окончил 4 класса сельской школы.

В годы Великой Отечественной войны, находясь на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Белоруссии, 12-летний Марат Казей в ноябре 1942 года вступил в партизанский отряд имени 25-летия Октября; затем он стал разведчиком штаба 200-й партизанской бригады имени К.К.Рокоссовского Минской области.

В первом же бою 9 января 1943 года в районе Станьковского леса Марат Казей проявил мужество и отвагу. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах.

В марте 1943 года у деревни Румок партизанский отряд имени Д.Фурманова попал в окружение, и все попытки его командира связаться с другими отрядами не увенчались успехом. Марат Казей вызвался установить связь с окружённым отрядом. Он вовремя привёл подкрепление, и бой завершился разгромом фашистских карателей.

В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля – военные карты и планы гитлеровского командования.

11 мая 1944 года при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Лошанского сельсовета Узденского района Минской области юный партизан был обнаружен фашистами, которые взяли его «в кольцо». 14-летний патриот отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, гранатой подорвал себя и окруживших его врагов. Похоронен в родной деревне.

За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Казею Марату Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

А теперь давайте разомнёмся.

Физминутка.

Все военные мы здесь,

Отдадим друг другу честь.

А потом быстрей, быстрей,

Топай, топай веселей.

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Мы присядем десять раз

Мышцы не болят у нас.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

Мы колени поднимаем –

Шаг на месте выполняем.

Димкин дед!

Слайд 4

Леня Голиков
(1926-1943)

Воевать мальчишкам рано,

Все же дети – партизаны!

Не боялись холодов

И пронзительных ветров.

Леня партизаном был.

Офицера он сразил

Меткой пулей наповал.

Офицер был – генерал!

Леня – маленький герой,

За страну стоял горой!

Великая Отечественная Война унесла жизни многих юных ребят, которые погибли, защищая Родину. Один из них - Леня Голиков.

В Псковской области, в деревне Лукино, жил мальчик Леня Голиков. Учился в школе, помогал по хозяйству родителям, дружил с ребятами. Но неожиданно началась Великая Отечественная война, и все то, о чем он так мечтал в мирной жизни, вдруг оборвалось. Когда началась война, ему было всего 15 лет.

Фашисты захватили его деревню, начали творить бесчинства, пытались установить свой «новый порядок». Вместе со взрослыми Леня ушел в партизанский отряд, чтобы бороться против фашистов. Партизаны нападали на вражеские колонны, взрывали поезда, уничтожали немецких солдат и офицеров.

Фашисты боялись партизан. Пленные немцы заявляли на допросах: «За каждым поворотом, за каждым деревом, за каждым домом и углом нам мерещились страшные русские партизаны. Мы боялись по одному ездить и ходить. А партизаны были неуловимы».

Немало боевых дел было у юного партизана Лени Голикова. Но одно было особенным.

В августе 1942 года Леня находился в засаде недалеко от дороги. Вдруг он увидел, что по дороге едет роскошная немецкая машина. Он знал, что на таких машинах перевозят очень важных фашистов, и решил во что бы то ни стало остановить этот автомобиль. Сначала посмотрел, нет ли охраны, подпустил поближе машину, а затем бросил в нее гранату. Граната разорвалась рядом с автомобилем, и тут же из нее выскочили два здоровенных фрица и побежали к Лёне. Но он не испугался и начал стрелять по ним из автомата. Одного он сразу уложил, а второй начал убегать в лес, но Лёнина пуля догнала и его. Один из фашистов оказался генералом Рихардом Витцем. При нем нашли важные документы и сразу же отправили их в Москву. Вскоре из Главного штаба партизанского движения поступило указание представить всех участников дерзкой операции к званию Героя Советского Союза. А участник-то был всего один... Юный Леня Голиков! Оказывается, Лёня добыл ценнейшую информацию - чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию, карты-схемы минных полей и другие важные бумаги военного характера.

Слайд5

Володя Дубинин
(1927-1942)

Юный герой Володя Дубинин родился 29 августа 1927 г в семье моряка и бывшего красного партизана Никифора Семеновича Дубинина. С раннего детства был подвижным и любознательным, любил читать фотографировать, с увлечением занимался авиамоделированием. В семье Володи было много рассказов о борьбе с белогвардейцами и о подвигах, совершенных Красной Армией.

В обязанности юных партизан входила не только разведка. Дети подносили взрослым боеприпасы, помогали раненым и выполняли другие задания командира. Про самого Володю Дубинина и его подвиги ходили практически легенды. Рассказывали, как мальчик умело «водил за нос» немецкий патруль, проскальзывая мимо них, или как точно мог запомнить численность нескольких вражеских подразделений, находящихся в разных местах.

В декабре 1941 г немцы, не видя другого выхода покончить с сопротивлением Старокарантинских каменоломен, решили их затопить вместе с находящимися внутри людьмиДнем, рискуя своей жизнью, почти на глазах врага, пионер сумел проникнуть в катакомбы и поднять отряд по тревоге.

Бойцы стали спешно сооружать плотины и успели перекрыть вход воде, находясь в ней уже по пояс. Подвиг Володи Дубинина в этом героическом факте биографии трудно переоценить, ведь было спасено много жизней людей, которые и дальше могли бороться с врагом.

Погиб четырнадцатилетний герой в канун нового 1942 года. По заданию командира парень должен был установить связь с партизанами Аджимушкайских каменоломен. По пути Володя столкнулся с советскими бойцами морского десанта, которые освободили Керчь в результате Керченско-Феодосийской операции.

Слайд 6

Саша Чекалин
(1925 – 1941)

Чекалин Александр Павлович - партизан партизанского отряда "Передовой" Тульской области.

Родился 25 марта 1925 года в селе Песковатское, ныне Суворовского района Тульской области. Русский.

Учился в средней школе города Лихвин, в мае 1941 года окончил 8 классов.

Участник Великой Отечественной войны. После оккупации Лихвина немецко-фашистскими войсками в октябре 1941 года вступил в истребительный партизанский отряд "Передовой" и до дня гибели 6 ноября 1941 года сражался в его составе на территории Тульской области. Несмотря на свои шестнадцать лет, стойко переносил все трудности суровой жизни, участвовал во многих боевых операциях отряда, часто ходил в разведку.

К ноябрю 1941 года партизанский отряд нанес фашистам значительный урон. Горели склады, взрывались на минах автомашины, шли под откос вражеские поезда, бесследно исчезали вражеские часовые, патрули, предатели. Однажды группа партизан, в числе которых был и Саша Чекалин, устроили засаду у дороги на Лихвин. Вдали показалась автомашина. Прошла минута - и взрыв разнес машину на части. За ней прошли и взорвались еще несколько машин. Одна из них, переполненная солдатами, пыталась проскочить. Но граната, брошенная Чекалиным, уничтожила её.

Звание Героя Советского Союза Чекалину Александру Павловичу присвоено посмертно 4 февраля 1942.

В 1944 году город Лихвин переименован в город Чекалин. На могиле Чекалина - памятник. На родине, в селе Песковатское установлен мемориал. Его именем названа улица в городе Туле, на одном из домов установлена мемориальная доска. Также именем Героя названы улицы в Новосибирске, Минске, Волгограде, Уфе, Иркутске, Донецке, Новокузнецке

Заключительная часть

О чем было наше сегодняшнее занятие? Что наиболее запомнилось?

Ребята, а давайте мы с вами сделаем большую стенгазету с белыми журавликами в память о наших героях

Дети: Да, давайте!

Воспитатель: Хорошо, изготовим коллективную памятную стенгазету. На столе есть все необходимое, предлагаю вам самим выбрать и разделиться на группы: тех, кто будет рисовать красками, карандашами или фломастерами; тех кто будет вырезать и наклеивать фигуры на стенгазету.

Ребята, вы очень хорошо постарались! У вас получилась отличная стенгазета. Предлагаю оформить ею уголок, посвященному Войне.

Приложение 4

Конспект образовательной ситуации

 по патриотическому воспитанию «Города Герои»

Задачи:

  • Образовательные: Обобщение знаний детей о ВОВ. Закрепить полученные знания детей о том,.
  • Развивающие: Развивать речь, мышление и поддерживать инициативу детей. 
  • Воспитательные: Воспитывать в детях чувство патриотизма, уважение к подвигам детей, гордость за их героические поступки.
  • Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование:

Компьютер, проектор для показа презентации, макет

 

Ход образовательной ситуации:

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

-Ребята, что такое Родина? (ответы детей).

Родина – это то место, где родился человек. Даже если после рождения человек покидает страну, город, посёлок, в котором родился, всё равно считает своей Родиной, то место, где родился. Это место, которое человек любит и которым гордится, если уезжает – тоскует.

-Что мы называем своей Родиной? (ответы детей).

Наш ГОРОД… – это наша малая Родина, Россия – наша большая Родина.

-Вспомните, что вы знаете о России? (ответы детей).

Россия – самая большая страна в мире.

В России много областей, регионов, округов.

В России много городов, посёлков, деревень.

В России много рек, озёр, гор, лесов, полей.

В России богатый животный мир.

Россия – многонациональная страна и т. д.

Мы живём с вами в огромной стране, где много богатств: леса, поля, реки, озёра. Также много богатств, созданных руками человекагорода, сёла, нефтяная, газовая, угольная и другие промышленности, заводы, фабрики и многое другое, но самое главное богатство – это наш многонациональный народ. Ведь благодаря людям наша страна процветает с каждым днём.

Когда то давно, во время войны, всё это могло попасть в руки немецких захватчиков – фашистов. Враг обрушил на нашу страну все свои военные силы, но на его пути стеной встали целые города (презентация «Города-герои», слайд № 3). В них шли ожесточённые бои за каждый клочок земли. Защищая родной город и родную землю наш народ, не зная страха, сражался с противником.

Несмотря на мужественную борьбу наших защитников, фашистам, имевшим превосходство в силах, удалось захватить некоторые города. В тех неравных сражениях было много убито и взято в плен наших бойцов, а оставшимся в живых приходилось отступать, оставляя города. Но защитники этих городов всегда будут служить примером бесстрашия, стойкости и преданности своей Родине.

Впоследствии 12 городам, прославившимся мужеством и героизмом своих защитников в борьбе с фашистами, было присвоено звание «Города – героя». Каждому городу вручён орден Ленина, медаль «Золотая Звезда» и выдана Грамота. Также в этих городах установлены памятные обелиски с изображением Золотой Звезды (слайд № 4-16).

Не только города удостоились этого почётного звания, но и Брестской крепости также присвоено звание крепости-героя (слайд № 17).

Враг планировал за несколько часов овладеть крепостью и пойти дальше, но защитники крепости целый месяц бились с противником, преграждая ему путь. На смерть стояли наши бойцы, до последнего человека. Все они, так и не покорившись врагу, были убиты или взяты в плен.

В память о защитниках крепости близ города Брест (Белоруссия) воздвигнут памятник «Мужество» и зажжён Вечный огонь.

Все 12 городов и Брестская крепость нарушили планы противника, оказав яростное сопротивление.

Так, Москва – столица нашей Родины, вступила в бой с фашистами. Началась битва за Москву (слайд № 18-37).

Каждый из городов, удостоенных почётного звания «Город-герой», прославились своей смелой обороной в Великой Отечественной войне против фашистов.

Мы говорим города-герои, но имеем ввиду нашу армию и наш народ, которые сделали эти города героями. Люди, которые, несмотря на потери, боль, голод, страдания, ценой своей жизни отстояли мир и свободу нашей Родины.

В память о мужественных, храбрых, отважных защитниках Родины после войны по всей стране установлены памятники.

В Москве у Кремлёвской стены находится Могила Неизвестного Солдата. Здесь же горит Вечный огонь в память о всех бойцах, погибших и без вести пропавших за время Великой Отечественной войны. Справа от могилы гранитная аллея из блоков, на каждой из которых название города-героя с изображением медали «Золотая Звезда» (слайд № 38).

Недалеко от города Зеленограда есть мемориальный комплекс «Штыки» — памятник Защитникам Москвы (слайд № 39). Своё название получил из-за центрального обелиска – трёх штыков (символизируют стрелковые, танковые и кавалерийские части). На лицевой стороне памятника изображены: воин в каске; лавровая ветвь (символ славы, победы); надпись «1941 г. Здесь защитники Москвы, погибшие в бою за Родину, остались навеки бессмертны».

В Санкт-Петербурге находится памятник защитникам Ленинграда (слайд № 40). Центральным элементом является обелиск — символизирует торжество Победы народа в Великой Отечественной войне. У основания обелиска расположены фигуры рабочего и солдата, воплощение единства жителей самого города и армии. С обеих сторон перед обелиском расположены скульптуры защитников Ленинграда. Внутри кольца фигуры людей, которые передают всю боль и страдания народа во время войны.

Мамаев курган - памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», расположенный в городе Волгоград (слайд № 41). Состоит из нескольких композиций: главный монумент «Родина-мать зовет!» (это — женщина, держащая в руке меч, которая призывает к борьбе); площадь Героев; скульптура «Стоять насмерть» и другие композиции.

Существует множество памятников Великой Отечественной войны, посетив которые, мы с вами можем прикоснуться к прошлому, почувствовать гордость за нашу Родину, преклониться перед мужеством нашего народа и почтить память погибших на войне.

Памятники войны – это напоминание нам с вами и будущим поколениям о той жестокой войне, которая вошла в каждый дом нашей огромной страны.

Уходя на войну люди прощаясь, может навсегда, желали лишь одного - счастья и мира родным и близким, людям всей страны.

Когда на бой смертельный шли вы,

Отчизны верные сыны,

О жизни мирной и счастливой

Мечталось вам среди войны.

Вы от фашизма мир спасали,

Вы заслоняли нас сердцами.

Поклон вам низкий до земли,

В долгу мы вечном перед вами.

Вы героически прошли

С боями все четыре года,

Вы победить врага смогли

И заслужить любовь народа.

А. Воскобойников

Приложение 4

Конспект занятия с презентацией «900 дней блокады»

Образовательные области: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Интеграция видов деятельности: познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Вид занятиязанятие-беседа.

Формы образовательной деятельности: интегративная организованная образовательная деятельность.

Цель: познакомить детей с памятным днём – Днём полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков.

Задачи:

Образовательные:

• Расширить знания по истории города Санкт-Петербурга (Ленинграда);

• Вспомнить и закрепить названия памятников, посвящённых Блокаде.

Воспитательные:

• Воспитывать чувство гордости за родную страну и город;

• Воспитывать чувство сострадания;

• Воспитывать чувство благодарности и уважения к людям, сражавшимся за Ленинград;

• Воспитывать чувство уважения к старшим;

Развивающие:

• Пополнение и активизация словарного запаса (город-герой, блокадникиБлокада, мемориал, монумент);

• Развитие зрительного и эмоционального восприятия.

Планируемый результат: дети знают, что такое Блокада Ленинграда; имеют представление о том, какое это тяжёлое время и как страдали люди; знают памятники, посвящённые Блокаде.

Подготовительная работа: оформление тематического уголка в раздевалке, рассматривание с детьми фотографий военных лет, прослушивание военных песен и музыки.

Оборудование: фотографии блокадного города, фотографии на тему войны, книги про войну, презентация «900 дней Блокады», ноутбук или проектор.

Технологическая карта НОД

Педагог приглашает детей сесть на стульчики, поставленные полукругом. Читает стихотворение:

«Война с блокадой чёрной жили рядом,

Земля была от взрывов горяча.

На Марсовом тогда копали гряды,

Осколки шли на них, как саранча!

На них садили стебельки картошки,

Капусту, лук на две иль три гряды —

От всех печалей наших понемножку,

От всей тоски, нахлынувшей беды!

Без умолку гремела канонада,

Влетали вспышки молнией в глаза,

А рядом были плиты Ленинграда,

На них темнели буквы,

Как гроза!»

А. Прокофьев

Включает на компьютере/проекторе презентацию.

Показ слайда1.

- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о Блокаде. Вы наверняка слышали об этом страшном и горьком событии, которое случилось с нашим родным городом.

Показ слайда 2.

На рассвете 22 июня, в один из самых длинных дней в году, Германия начала войну против Советского Союза. В 3 часа 30 минут части

Красной армии были атакованы немецкими войсками на всем протяжении границы.

Показ слайда 3.

- Великая Отечественная Война началась 22 июня 1941 года. (прослушивание записи об объявлении войны, голос Ю. Левитана).

Показ слайда 4.

- 4 сентября — 8 сентября 1941 года:

Артиллерийские обстрелы начинают разрушать промышленные районы, школы, госпитали и жилые дома Ленинграда.

Показ слайда 5.

- Фашисты не щадили никого: ни женщин, ни детей, ни стариков. В опасности были все люди. И чтобы уберечь жителей и предупредить их об опасности писали на домах такие таблички.

Показ слайда 6.

- Враг всё крепче сжимал город. И 8 сентября 1941года… кольцо вокруг города замкнулось.

Показ слайда 7.

- 16 сентября 1941 года: Немецкие войска прорвались на южный берег Финского залива, отрезав от Ленинграда

Ораниенбаум.

Показ слайда 8.

- 19 сентября 1941 года Немецкие войска остановились в 10 км от

Ленинграда. Жители города участвуют в боях на передовой.

Показ слайда 9.

- Очень тяжело было людям в осаждённом Ленинграде. 21 ноября 1941 года— в Ленинграде отключено электричество в жилых домах.

Показ слайда 10.

- Не было ни тепла, ни воды. Люди набирали воду из реки, спали в одежде.

Показ слайда 11.

- 6 декабря 1941 года— в Ленинграде вышел из строя водопровод.

Прекратилось теплоснабжение жилых домов.

Показ слайда 12.

- Наступил 1942 год.

Показ слайда 13.

- Для доставки в Ленинград продовольствия и для эвакуации ленинградцев была организована дорога по льду на Ладожском озере. Она получила название «Дорога жизни».

Показ слайда 14.

- Машины доставляли в город продукты и вывозили из города людей в любое время суток и в любую погоду. Многие уходили под лёд.

Показ слайда 15.

- Июнь-сентябрь 1942 года: Начались артиллерийские обстрелы

Ленинграда новыми 800-килограммовыми снарядами.

Показ слайд 16.

- 1943 год.

Показ слайда 17.

- Январь- декабрь: Возросла интенсивность артиллерийских

обстрелов Ленинграда.

Показ слайда 18.

- 12-30 января: Операция «Искра» принесла

Долгожданный результат, открыв коридор между городом и побережьем Ладожского озера.

Показ слайда 19.

- 5 февраля — вступила в строй Дорога победы — 33-километровая железнодорожная линия, связавшая Ленинград с «Большой землёй».

Показ слайда 20.

- 7 февраля — в блокадный Ленинград прибыл первый поезд с

«Большой земли».

Показ слайда 21.

- После долгих и мучительных дней и ночей, которых было 900, блокада Ленинграда была полностью снята.

Немецкие войска отброшены на 60-100 км от города. В Ленинграде в честь этого события был произведен салют.

Показ слайда 22.

- В сентябре 1941 года в окружённом городе оказалось 2 млн 887 тыс. жителей. В ходе эвакуации 1941—1943 годов из Ленинграда вывезено до 1 млн человек. Во время блокады Ленинграда в городе и его окрестностях было уничтожено 3 200 жилых зданий,   9 000 деревянных домов (сгорело, 840 фабрик и заводов. По приблизительным подсчётам, погибло от голода и обстрелов от 800 тыс. до 1,5 млн человек.

Показ слайда 23.

- В 1945 году Россия победила фашистскую Германию.

Показ слайда 24.

- Конечно, такие тяжёлые времена не могли не оставить след в истории Ленинграда. Чтобы люди не забывали о подвиге ленинградцев, в городе организованы музеи и мемориалы памяти Блокады. Вот некоторые из них.

Показ слайда 25.

- Памятный знак "Вагонетка".

Вагонетка Кирпично-пемзового

завода №1 - подлинная реликвия

времён Великой Отечественно войны.

В 1942-1943 годах завод был переоборудован и служил местом кремации жертв блокадного Ленинграда.

Показ слайда 26.

- Надпись«Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!»

Показ слайда 27.

- Вечный огонь на Марсовом поле.

Показ слайда 28, 29.

- Пискарёвское мемориальное кладбище.

Монумент Матери-Родины.

Показ слайда 30.

- Площадь Победы.

Показ слайда 31.

- Мемориал «Журавли».

Показ слайда 32.

- Надпись на мемориале гласит:

«Твёрже стали и камня была ваша стойкость, герои. Славу мужества вашего гордый хранит Ленинград. Память павших героев, защитников жизни, священна, будь достойным её светлым подвигом жизни своей.»

Показ слайдов 33, 34.

- Мемориал «Разорванное кольцо».

Показ слайда 35.

- Обелиск на площади Восстания.

Показ слайда 36.

- Цветок Жизни — мемориал, установленный на 3-м километре Дороги Жизни около Санкт-Петербурга.

Показ слайда 37.

- Музей обороны Ленинграда

Показ слайда 38.

- На этой фотографии мы видим страницы из дневника Тани Савичевой, жительницы блокадного Ленинграда. Тане было 12 лет, когда началась война. Очень страшно и горько становится от того, что маленькие дети видели войну, что много детей погибло.

Показ слайда 39.

- Эти события, ребята, должен помнить каждый. Ведь благодаря подвигу наших прабабушек и прадедушек, над нами сейчас мирное небо.

Помните!
Через века, через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда,—
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!

Люди!
Покуда сердца стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет,—
помните!

Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,—
о погибших
помните!

Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда,—
заклинаю,—
помните!

Р. Рождественский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Книга памяти»

Проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за наших воинов и ветеранов, нравственных ценностей (добрых,...

Методическое пособие "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста "

Методическое пособие"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"...

Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дошкольный возраст: время растить патриотов!"

Сборник разработан для реализации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В данном сборнике рассматривается система ра...

Рабочая тетрадь «Широка страна моя родная» по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, Методические рекомендации к рабочей тетради по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Развитие государства самым непосредственным образом связано с тем, что на данный момент закладывается в подрастающем поколении в качестве социального фундамента. Общественные деятели, социологи, педаг...