КОНСПЕКТ выступления из опыта работы на тему: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через организацию эколого-краеведческой работы» в рамках городского методического объединения воспитателей групп старшего возраста
методическая разработка (подготовительная группа)
ГМО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальной темой направления моей работы, как педагога дошкольника, стало осознание значимости проблемы развития познавательного интереса и воспитания любви к Родному краю, его природе, что побудило меня к проведению углубленной эколого-краеведческой работы. Основной целью, которой является: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, воспитание любви и привязанности к его окружающему миру и природе.
Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:
- Воспитывать уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду, малой Родине, уважительное отношение к государству.
- Развивать бережное отношение к городу его достопримечательностям и
экологическую культуру воспитанников.
- Повысить интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации данной темы, ориентировать их на познавательное общение с ребенком
- Разработать методическое сопровождение и организации познавательных занятий, поддерживать детскую любознательность, познавательную активность.
Формой работы по данной теме стал долгосрочный годовой проект, который начался с воспитанниками старшей группы и завершился, в подготовительной группе.
Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами являются активными участниками, где широко применяется наглядность, поэтому в системе патриотического воспитания использую разные виды детской деятельности, провожу мероприятия эколого-краеведческого характера, так во время экскурсий использую коллективные формы организации детей. Это:
В парк имени Ю. Гагарина и в детский эколого-биологический центр города Октябрьский.
В процессе экскурсии, детям было очень интересно, познакомится с природой и архитектурой парка. Уточнили с воспитанниками о сезонных изменениях жизни растений и птиц зимой в парке. На наглядном примере окружающего мира восприятие дошкольников осуществляется более доступно и понятно детям.
А когда Детский эколого-биологический центр пригласил воспитанников в интересное путешествие познавательный мир животных и птиц нашего края, воспитанники, наглядно ознакомились с их внешним видом, обитанием и питанием.
В конце увлекательного путешествия, дети пришли к выводу - что природу нужно беречь и любить.
Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе помогают нетрадиционные формы. Это совместные с родителями (законными представителями) выставки поделок из природного материала, участие в акциях милосердия, природоохранных акциях (озеленение участков детского сада, акция «Покормите птиц зимой», «Елочка живи!», «Мои любимые питомцы», «Посади дерево весной»), а также создали стенгазету «Покорми птиц зимой, чтобы спели нам весной».
Далее с наступлением осени, большим интересом с воспитанниками изучали цветочный мир и краски осеней природы. Были проведены наблюдения за цветами и познакомились с правилами сбора и хранения семян. В процессе формирование навыков коллективного труда у детей воспитывались чувства дружелюбия и бережного отношения к природе.
Занимательным и увлекательным мероприятием с воспитанниками прошло в форме Мастер – класса по изготовлению Травянчика – «Эко - ЕЛОЧКА».
Было проведено обучение - приемам изготовления экологической игрушки.
После этого воспитанники, каждый день наблюдали за ростом растения с маленького зернышка до уже крепкого, созревшего ростка в зимний период времени.
Интересное и познавательное участие дошкольников прошло во всероссийской олимпиаде «Эколята –молодые защитники природы». Воспитанники показали хорошие знания по экологической культуре, где можно было сделать вывод, что у воспитанников сформирована мотивация определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.
Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, я тем самым ненавязчиво учу любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью, народ. Закладывая основы гуманного отношения к природе- прогнозировать последствия своих поступков к окружающему миру и людям.
Для формирование и закрепление знаний эколого-краеведческого направления по всем образовательным областям была мною разработано Дидактическое учебно-игровое многофункциональное пособие «Цветик –семицветик».
Ход игры заключается в том, что воспитатель или ребенок достаёт из волшебного сундучка лепесток с заданием. Лепесток крепится на панно. Воспитателем прочитывается задание лепестка. За правильно выполненное задание ребенок получает фишку из футляра и вкладывает ее в карман лепестка соответствующего цвета. Каждый из семи блоков имеет свою картотеку с заданиями, играми и иллюстрациями. Игры и задания педагог использует во время ООД или в свободной деятельности детей, доставая из «Волшебного сундучка лепесток нужного цвета», по мере необходимости. На усмотрение педагога - лепестки, темы, задачи, игры, иллюстрации и др. можно менять, дополнять
Продолжая тему моего направления в работе, была поставлена цель, познакомить детей с редкими животными птицами и растениями нашей республики. Чтобы заинтересовать дошкольников, что такое Красная книга - мною был создан и оформлен макет Красной книги Республики Башкортостан. Пособие представляет собой картонную книгу, в которой имеются разделы и материалы:
• Дикие животные.
• Дикие птицы.
• Редкие растения.
• Экологические знаки природы (фишки).
На основе созданного макета в свободной игровой деятельности детей через обучающие и познавательные карточки, воспитанники узнали, для чего предназначена Красная книга.
Через организованно - образовательную деятельность по познавательному развитию на тему: «Красная книга Республики Башкортостан», воспитанники закрепили знания о редких растения, птицах и животных нашей республики. Используя экологические знаки природы - уточнили правила поведения в природе.
Для формирования и закрепления знаний детей о родном городе, через эколого-краеведческую деятельность мною разработано дидактическое учебно-игровое монофункциональное пособие лэпбук-книга «Октябрьский».
Пособие представляет собой картонную лепбук-книгу - самодельную интерактивные папку, включающая кармашки, дверки, окошки, карточки, передвижные детали из бумаги, которое осуществляет ознакомление с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, с помощью которого ребенок учит и закрепляет пройденный материал.
Лэпбук-книга состоит из следующих пяти дверок:
- Достопримечательности, герб, карта города Октябрьский.
- Река Ик и ее фауна.
- Красная книга.
- Природный мир родного края.
- Дидактические игры.
- Фотоальбом родного города Октябрьский.
Завершающим итогом на данном этапе работы было создание данного лэпбука, как систематизация знаний о патриотическому воспитанию детей, через организацию эколого-краеведческой работы.
Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.
Проводя такую работу, как патриотическое воспитание дошкольников через эколого-краеведение, мы видим, что дети легко ориентируются в достопримечательностях, явлениях и объектах окружающего мира. Пропустив «через себя» полученные знания и впечатления можно смело сказать, что в каждом ребенке зародится будущий патриот своей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы.
Презентация создана на основе проводимой патриотической работы в группе....
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы
Опыт работы ДОУ по эколого-краеведческой работе с целью приобщения детей к духовным ценностям родного края....
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы
Мы живем в интересноее и сложное время, когда многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к прошлому и настоящему нашей Родины. Опора на красоту окружающего мира, культурны...
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы
Организация эколого-краеведческой работы и ее роль в патриотическом воспитании дошкольников. Для педагогов ДОУ...
Доклад обобщение опыта работы презентация Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие семьи и ДОУ»
СЛАЙДРодина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.(Н. Карамзин) На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуально...
Опыт работы по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами опытом работы по патриотическому воспитание дошкольников через проектную деятельность и представить вашему вниманию проект &la...
Выступление из опыта работы на тему " Патриотическое воспитание старших дошкольников".
Выступление на педагогическом совете. Доклад " Патриотическое воспитание старших дошкольников"....