Рабочая тетрадь «Широка страна моя родная» по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, Методические рекомендации к рабочей тетради по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)

Развитие государства самым непосредственным образом связано с тем, что на данный момент закладывается в подрастающем поколении в качестве социального фундамента. Общественные деятели, социологи, педагоги не устают повторять, что именно этот фундамент может обеспечить преемственность и прогрессивное развитие общества. Поэтому воспитание будущих патриотов было и остается значимым направлением, связанным с идеологической, экономической, политической, культурной, образовательной и другими сферами жизни.

От поколения к поколению передаются и прививаются самые главные качества человека – любовь к ближнему, широта души, готовность встать на защиту, гостеприимство и другие качества, присущие нашему народу. Именно в детстве формируются установки, влияющие на социальное развитие индивида: отношение к месту проживания, к Родине, к окружающим людям, к ближайшему сообществу, к самому себе как к части сообщества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Морзко»

Методические рекомендации к

рабочей тетради по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Подготовил:

 воспитатель Богданова А.П.

Мегион, 2024 год

Оглавление

Пояснительная записка        4

Модуль 1. «Моя семья и Я!»        9

1 Занятие «Нарисуй себя»        10

2 Занятие «Вся моя семья»        11

3 Занятие «Кому, что нужно для работы?»        11

4 Занятие «Как я дома помогаю?»        12

5 Занятие «Семейные традиции и праздники»        12

Модуль 2. «Детский сад»        13

1 Занятие «По какой дорожке я иду в детский сад?»        13

2 Занятие «Я всех знаю»        13

3 Занятие «Мои товарищи в группе!»        14

Модуль 3. «Мой город Мегион»        14

1 Занятие «Мой город Мегион»        14

2 Занятие «Герб и Флаг города»        15

3 Занятие «Путешествие к памятным местам города»        15

4 Занятие «Знаменитые люди нашего города»        17

Модуль 4. «Мой край – моя малая Родина!»        18

1 Занятие «Югра на карте»        18

2 Занятие «Игра – бродилка»        19

3 Занятие «Герб и флаг нашего округа»        19

4 Занятие «Столица округа - город Ханты-Мансийск!»        20

5 Занятие «Природа края»        20

6 Занятие «Народы края. Обычаи и праздники», «Народные промыслы»        21

Модуль 5. «Моя страна Россия»        24

1 Занятие «Широка страна моя родная»        24

2 Занятие «Государственная символика»        27

3 Занятие «Народы России»        29

4 Занятие «Народные ремёсла России. Предметы быта Русского народа»        30

5 Занятие «Природа России». «Животные России»        31

6 Занятие «Любимые писатели детства»        33

Модуль 6. «Патриоты»        35

1 Занятие «Защитники земли русской - наша армия родная!» «Богатыри Руси Великой!»        35

2 Занятие. Беседа «Что за праздник День Победы»        37


Пояснительная записка

Развитие государства самым непосредственным образом связано с тем, что на данный момент закладывается в подрастающем поколении в качестве социального фундамента. Общественные деятели, социологи, педагоги не устают повторять, что именно этот фундамент может обеспечить преемственность и прогрессивное развитие общества. Поэтому воспитание будущих патриотов было и остается значимым направлением, связанным с идеологической, экономической, политической, культурной, образовательной и другими сферами жизни.

От поколения к поколению передаются и прививаются самые главные качества человека – любовь к ближнему, широта души, готовность встать на защиту, гостеприимство и другие качества, присущие нашему народу. Именно в детстве формируются установки, влияющие на социальное развитие индивида: отношение к месту проживания, к Родине, к окружающим людям, к ближайшему сообществу, к самому себе как к части сообщества.

Воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения необходимо начинать с самого детства. Значимость этого направления в воспитании особо подчеркивалась в трудах: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.В. Запорожца, Д.И. Фельдштейна, Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой, Н.Ф. Виноградовой, Е.В. Коротаевой. В настоящее время большое значение уделяется патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста. Дети дошкольного возраста восприимчивые, любознательные, отзывчивые, их легко можно чем-то заинтересовать. Поэтому у детей данного возраста есть хорошие предпосылки для планомерного и последовательного нравственного воспитания. Так же, в этом возрасте идет интенсивное развитие эмоционально-психологической сферы. А для патриотического воспитания важно, чтобы яркие примеры надолго оставались в памяти ребенка.

Открывая Год педагога и наставника в России Президент В.В. Путин отметил, что историческая миссия отечественной системы образования всегда состояла в воспитании гражданственности и патриотизма, и ответственности за свою страну.

В общем контексте патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Под патриотическим воспитанием понимается систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Согласно ФОП ДО к основным задачам патриотического воспитания дошкольников относятся: приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.  Создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей.     

Актуальность

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традициях, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.

Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.

В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

«С каждым годом все больше граждан воспринимают патриотизм не просто как любовь к Родине, а как непосредственные действия на благо своей страны, - обратился президент Российской Федерации Владимир Путин к участникам Всероссийского патриотического форума и лауреатам Национальной премии «Патриот-2022». - Они собираются в команды, создают новые проекты и вносят реальный вклад в развитие патриотизма. Ведь любовь к Родине, ее культуре и самобытности, деятельное участие в судьбе страны, сохранение исторической правды — это все то, что необходимо взращивать в умах и сердцах молодежи, чтобы потом они строили великое будущее России».

Цель методической разработки - создание условий для формирования патриотических чувств у дошкольников через знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом; развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины; воспитание нравственно-эстетических норм поведения и моральных качеств ребенка.

Исходя из поставленных задач, содержание рабочей тетради направлено на закрепление знаний детей по таким темам, как: «Моя семья и Я!», «Детский сад», «Мой город Мегион», «Мой край – моя малая Родина!», «Моя страна Россия», «Патриоты».

Уникальность и новизна данной методической разработки состоит в том, что в ней широко представлены задания, включающие в себя региональный компонент. Данная разработка доступна для педагогов дошкольного образования. Предлагаемые занятия просты и понятны педагогам, могут быть использованы в процессе организованной деятельности, во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей. Для совместного выполнения заданий с родителями. Рабочая тетрадь рассчитана на один учебный год.

Предполагаемые результаты реализации системы работы по направлению гражданско-патриотического воспитания:

1. Расширяться знания детей о малой и большой Родине.

2. Расширяться знания о русской народной культуре, русским народным традициям.

3. Возрастет чувство ответственности у детей к семье, дому, Родине, любви к родной природе.

4. Возрастет познавательный интерес к истории Родины.

5. Улучшаться коммуникативные и социальные навыки в процессе игровой деятельности.

6. Активизируются психические процессы: речи, внимания, логического мышления, памяти, мелкой моторики рук.

7. Возрастет взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей).

Содержание рабочей тетради:

Модуль 1. «Моя семья и Я!»

1 Занятие «Нарисуй себя»

2 Занятие «Вся моя семья»

3 Занятие «Кому, что нужно для работы?»

4 Занятие «Как я дома помогаю?»

5 Занятие «Семейные традиции и праздники»

Модуль 2.  «Детский сад»

1 Занятие «По какой дорожке я иду в детский сад?»

2 Занятие «Я всех знаю»

3 Занятие «Мои товарищи в группе»

Модуль 3. «Мой город Мегион»

1 Занятие «Мой город Мегион»

2 Занятие «Герб и Флаг города»

3 Занятие «Путешествие к памятным местам города»    

4 Занятие «Знаменитые люди нашего города»

Модуль 4. «Мой край – моя малая Родина!»

1 Занятие «Югра на карте»

2 Занятие «Игра – бродилка»

3 Занятие «Герб и Флаг округа-Югра»

4 Занятие «Столица округа - Югра, город Ханты-Мансийск!»

5 Занятие «Природа края»

6 Занятие «Народы края. Обычаи и праздники», «Народные промыслы»

Модуль 5. «Моя страна Россия»

1 Занятие «Широка страна моя родная»

2 Занятие «Государственная символика»    

3 Занятие «Народы России»  

4 Занятие «Народные ремёсла России. Предметы быта Русского народа».

5 Занятие «Животные России»

6 Занятие «Любимые писатели детства»

Модуль 6. «Патриоты»

1 Занятие «Защитники земли русской - наша армия родная»

2 Занятие. Беседа «Что за праздник День Победы»

Модуль 1. «Моя семья и Я!»

Цель: формировать у детей позитивное представление о семье, своих близких.

 Задачи:  

- систематизировать  знания детей о семье;

- закреплять знания имен членов своей семьи;  

- воспитывать любовь и чувство привязанности к родным.

Семья - одно из старейших социальных образований в истории человечества. В семью входят лишь ближайшие родственники: муж, жена, дети.

Беседа с детьми на тему «Моя семья»

Цель: Формировать у детей позитивное представление о семье, своих близких.

Задачи:

- воспитывать любовь и чувство привязанности к родным;

- систематизировать и уточнить знания детей о семье;

- закрепить умение ориентироваться в родственных отношениях;

- развивать речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья»;

- способствовать развитию логического мышления.

Сегодня мы поговорим об очень важном! Для каждого человека – это семья!

Разговор наш будет о семье.

Семья - это слово нам многое скажет.

Семья нам с рожденья путь в жизни покажет.

Семья с нами рядом всегда и везде,

Она много значит в каждой судьбе.

Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада?

(Ответы детей)-домой.

Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом, —

Семья это твой дом.

Дети, что же такое семья? Как вы это понимаете?

(Ответы детей)- мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.

Для чего она нужна человеку?

(Ответы детей)- чтобы его любили, заботились, защищали.

Раньше, в старину на Руси говорили: семья — это семь Я, т.е. семь и более человек живущих в одном доме одной большой, дружной и крепкой семьёй, старшие дети заботились о младших братьях и сестрах.

Говорят, что в старину

Так оно и было

Много братьев и сестёр

Весело дружило

Вместе пили молоко

Вместе ели сушки

Настоящий детский сад

В каждой был избушке.

Бывают семьи не только большие, но и маленькие состоят даже из двух человек. Если эти люди любят и уважают друг друга, заботятся, то такую семью называют - дружной и крепкой.

1 Занятие «Нарисуй себя»

Опиши себя. (Взрослый задает вопросы и предлагает варианты ответов.)

—        Сколько тебе лет?

—        Какого ты роста? (Высокий, средний, невысокий.)

—        Какого цвета твои глаза? {Карие, голубые, зеленые, серые.)

—        Какой формы твои брови? (Прямые, изогнутые.)

—        Какой формы твой нос? (Прямой, широкий, вздернутый.)

—        Какой формы твои губы? (Пухлые, тонкие.)

—        Какого цвета твои волосы? (Темные, светлые, черные, рыжие.)

—        Какой длины твои волосы? (Короткие, длинные.)

Попробуй нарисовать себя.                      

 2 Занятие «Вся моя семья»

Цель: закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек.

Составь рассказ о своей семье. Взрослый задает наводящие вопросы. Подумай, что такое семья, что объединяет всех членов семьи? Назови по имени (отчеству, фамилии) членов своей семьи. Расскажи об интересных событиях в жизни вашей семьи. «Моих родителей зовут…»

Дать детям задание на дом. Вместе с родителями заполнить генеалогическое дерево

Семья не слова,

Семья – это сложно,

Но жить одному,

Без семьи невозможно.

Хочу, чтобы мне говорили друзья:

Тебе повезло!

У вас супер – семья!

3 Занятие «Кому, что нужно для работы?»

Цель: закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь и приносит пользу обществу.

Предлагаю вспомнить профессии героев сказок и рассказов.

1. Кем был Печкин – персонаж произведения Э. Успенского «Трое из Простоквашино»

2. Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который лечил зверей Африки?

3. Кем был старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина?

4. Какой профессией овладели поросята, когда строили свои домики в сказке «Три поросёнка»? С. В. Михалков

5. Профессия коротышки Тюбика из цветочного города в сказке «Незнайка на луне» Н. Носов

6. Профессия хитрецов из сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля».

7. Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В. Михалкова

8. Кто спас Красную шапочку? Ш. Перро

А теперь расскажите, кем работают ваши родители?

Дети рассказывают о профессиях, кем работают родители?

Задать вопросы: Какая профессия тебе больше нравится и почему?

Назовите профессии людей, нарисованных на картинке. Найди предметы, которые им принадлежат. Соотнеси предмет к профессии и соедини их линиями.

Людям любой профессии для работы необходимы определённые предметы, инструменты, оборудование. Без них они не смогут выполнять свою работу.

4 Занятие «Как я дома помогаю?»

Цель: формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Показать карточки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому. Предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.

5 Занятие «Семейные традиции и праздники»

Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах. Углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Рассказать детям о символическом значении праздников и связанных с ними традиций.

В рабочей тетради рассмотреть картинки с изображением праздников.  Попросить детей рассказать о своих самых любимых семейных праздниках и традиций.                                                                                                                                                                                            

Модуль 2. «Детский сад»

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках дет сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве

Задачи:

— обогащать представления детей о назначении детского сада, функциях разных помещений;

— вызывать желание рассказать о жизни в своем детском саду;

— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности.

 В детском саду уютно и интересно. Сегодня мы с вами поговорим о детском саде и вспомним людей разных профессий, которые трудятся здесь и заботятся о вас с утра и до позднего вечера, создавая атмосферу тепла, доброты и заботы.

1 Занятие «По какой дорожке я иду в детский сад?»

Цель: закрепить знания детьми адреса детского сада.

Вместе с родителями, составь схему безопасного маршрута от своего дома до детского сада.

Вместе с родителями написать (Как называется Детский сад, группа, как зовут воспитателей).

2 Занятие «Я всех знаю»

Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада.

Запишите, кого вы знаете в детском саду? Кто кем работает? (ФИО, профессия, записать при помощи взрослого).

-Люди, каких профессий работают в саду?

-Всем сотрудникам и всем детям каждый день нужна забота.

У нашей заведующей очень трудная работа.

Назовите имя и отчество, заведующей, нашего детского сада.

3 Занятие «Мои товарищи в группе!»

Воспитывать внимательное и заботливое отношение к другим детям.

Дать задание нарисовать своих друзей в группе и какими играми они любят играть. Назвать по имени и фамилии всех детей в группе.

Модуль 3. «Мой город Мегион»

Цель: выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории, достопримечательностях города с памятниками культуры.

1 Занятие «Мой город Мегион»

У каждого из нас есть малая родина, тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом. Наша малая родина - город, в котором мы живем.

 "…Мегион - это слово похоже

На названье далекой звезды.

Этот край смотрит кротко и нежно

Зеркалами озерной воды…"

А. Юсубова

Рассказ воспитателя.

"Много лет назад на месте нашего города стояла дремучая тайга, были болота, но вот в Сибирь пришли сильные и храбрые люди - геологи. Они нашли здесь нефть. Люди жили в палатках, бараках. Несмотря на суровый климат, строители сумели построить красивый город. Здесь и сейчас открываются новые месторождения нефти, устанавливаются буровые вышки. Нефть по трубам поступает во многие города нашей Родины и в другие страны" Город Мегион расположен на берегу великой реки Обь, на славной земле югорской. Югрой с древности назывались земли, раскинувшиеся за Уральскими горами и служившие местом поселения северных племен. Название "Мегион" связано с расположением города и в переводе с диалекта ваховских ханты означает "изгиб, излучина реки".

Задать вопросы детям:

Как называется город, в котором та живёшь?

Знаешь ли ты свой домашний адрес?

Какие улицы в городе ты знаешь?

Найди лишнее и объясни почему?

  2 Занятие «Герб и Флаг города»

Цели: Воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

- способствовать закреплению знания флага и герба своего города;

-развивать внимание, наблюдательность;

- воспитывать   любовь и чувство привязанности к малой Родине.

На флаге города Мегиона изображена фигура чёрного соболя. Он напоминает каплю нефти и символизирует нефтяную промышленность, которая дала начало современному городу и благодаря которой он процветает, а также пушной промысел — традиционный промысел этих земель.

В геральдике соболь олицетворяет красоту, скорость, изящество, самостоятельность и справедливость.

Посмотри на картинки и найди герб нашего города. Верный ответ отметь. Расскажи, что ты о нём знаешь?

Посмотри на картинки и найди флаг нашего города. Верный ответ отметь. Расскажи, что ты о нём знаешь?                                                                    

3 Занятие «Путешествие к памятным местам города»    

Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры.

В нашем городе много памятников. Но, гуляя по улицам или проезжая возле достопримечательностей, мы не задумываемся о том, сколько интересного они нам могут «рассказать» об истории нашего города, о его прошлом.

Памятник Воину-освободителю расположен на улице Советской, 19. Он был установлен в Мегионе в 1985 году на 40-летнюю годовщину со дня Победы, в сквере перед зданием бывшей школы №1. Памятник представляет собой скульптуру солдата с ребенком.

Одним из первых в 1975 году на берегу реки Меги был установлен памятник первооткрывателям-геологам, прошедшим по топям и болотам к месторождениям нефти и заложившим первый камень в строительство города. Это была простенькая стела, которую с течением времени убрали.

В 2000 году к 20-летнему юбилею нашего города на пересечении реки Саймы с улицей Заречной был разбит сквер со стелой в честь добычи 500-миллионной тонны мегионской нефти. Памятник в виде черно-золотой капли создан по проекту московских архитекторов по заказу НГК «Славнефть». Легкий пешеходный мост соединяет сквер с храмовым комплексом (храм Покрова Пресвятой Богородицы построен в Мегионе в том же 2000 году) и с 2005 года является излюбленным местом мегионских молодоженов, которые во время свадебной церемонии вешают на его перила замки в знак вечной нерушимой любви. Его так и называют «Мост влюбленных».

«Я люблю Мегион». Композиция выполнена в виде большой буквы «Я», алого сердца, внутри которого красуется соболь, символ нашего города, и слова «Мегион». Всё это установлено на прочной гранитной основе и обнесено перилами.

Открытие знака состоялось 29 августа 2019 года и было приурочено к двум большим юбилейным датам: 55-летию ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» и 40-летию города Мегиона, которое мы отмечаем в нынешнем году.

Аллея Славы – это вымощенный плиткой бульвар, расположенный на пересечении улиц Заречной и Ленина, с высаженными хвойными и яблоневыми деревьями, зелеными газонами, уютными скамейками. В конце аллеи - архитектурная композиция в виде шести стел, установленная на центральном постаменте, выложенным гранитной плиткой. Высота стел – три, шесть и девять метров. Строительство центральной композиции, которая будет выглядеть вот таким образом, еще продолжается.

Сейчас на плите написано: «Аллея Славы открыта в 2020 году в целях увековечивания памяти погибших при защите Отечества тружеников тыла, воинов-интернационалистов и сохранения национальной памяти в народе, которая отображает мужество и доблесть защитников Родины»

Назовите и расскажите о том, что изображено на фотографиях. Ответь на вопросы: Где ты видел эти памятники? С кем ты был, когда гулял по скверам?                                                                                                                                

4 Занятие «Знаменитые люди нашего города»

Самый знаменитый поэт нашего города Такташева Лилия Парфирьевна. Поэт. Родилась 29 февраля 1940 в городе Термезе Узбекской ССР. Окончила Душанбинский педагогический институт им. Т. Шевченко (1966).

Работала учителем физики и математики в средней школе города Чкаловска Таджикской ССР (1968-1972), в средних школах города Мегиона №1 и №3 (1972-1977), педагогом-организатором в подростковом клубе «Разведчик» (1991-1992), инженером по технике безопасности, методистом по спорту в строительной организации СУ-12 (1979-1983). Была Председателем ОСВОДа (1983-1989), занималась фермерским хозяйством на Северном Покуре (1992-2007). В 90-х годах избиралась депутатом городской Думы города Мегиона. Ныне – на творческой работе.

Автор пяти книг стихов для детей: «Голубые небеса» (Новосибирск, 2000), «Чудесная планета» (Екатеринбург, 2007), «Земные радости» (Екатеринбург, 2011), «Солнечный цветочек» (Санкт-Петербург, 2014), «Мир добра и света» (Санкт-Петербург, 2020). На стихи Л. Такташевой написано несколько песен, в том числе Санкт-Петербургским композитором Ж. Металлиди (сборник песен для детей «Петь по-всякому могу»). 

Дома вместе с родителями выучи любой отрывок стихотворения Такташевой Лилии Парфирьевной

Модуль 4. «Мой край – моя малая Родина!»

1 Занятие «Югра на карте»

Цель: Углубление и расширение знаний детей о родном крае.

Задачи:  Обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине, дать общее представление о народах Севера.  Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов. Развивать желание узнавать новое о том, месте, где они родились и живут. Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Прочитайте стихотворение.

Югорский край, как ты велик.

Гостеприимен, щедр, красив.

Кругом леса, болота и снега,

И это все моя, Югра!

Здесь я родилась, выросла, живу!

Район, как я тебя люблю!

Никому не дано выбирать Родину. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека одна, общие у них испытания, единая судьба. У каждого из нас есть одна общая для всех могучая Родина, которую мы безгранично любим и которой гордимся. Но в этой большой Родине есть частица Отечества – свой родной край. Для всех вас это Ханты-Мансийский автономный округ, Югорская земля.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра край древний, но как он молод своими жителями, растущими городами, а в городах своими новостройками, новыми начинаниями неугомонными, работящими людьми.

Своим названием округ обязан коренным жителям - ханты и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую еще в 11-15 веках называли Югрой или Югорией.

Теперь Югра - имя короткое и звучное, овеянное романтикой старины, снова возвращается в обиход.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра один из десяти округов Российской Федерации.

Рассмотри внимательно карту нашего округа - Югра и пофантазируй на что или на кого похожа карта? Попробуй нарисовать образ придуманной карты.

2 Занятие «Игра – бродилка»

Дома вместе с родителями поиграй в игру и расскажи, что интересного ты узнал, в какие города ты попадал?

Вместе с родителями запиши названия городов нашего округа - Югры

3 Занятие «Герб и флаг нашего округа»

Герб Ханты-Мансийского автономного округа — Югры представляет собой серебряную птицу «Кат ухуп вой» на рассечённом лазоревом и зелёном поле. Щит увенчан золотой земельной короной о семи видимых зубцах с поясом национального орнамента на обруче. Щитодержатели — два золотых медведя с чёрными глазами и носами, поддерживающие два золотых древка с государственными флагами округа.

Флаг Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, представляет собой прямоугольное полотнище, разделённое по горизонтали на две равновеликие полосы (верхняя — сине-голубая, нижняя — зелёная), завершённое по вертикали прямоугольной полосой белого цвета. В левой верхней части полотна расположен элемент белого цвета из герба округа.

Рассмотри внимательно герб. Ответь на вопросы:

Что изображено на гербе?

Какие цвета преобладают на изображении герба?

Какое животное ты видишь?

Рассмотри внимательно флаг. Ответь на вопросы:

Что изображено на флаге?

Какие цвета преобладают на изображении флага?

4 Занятие «Столица округа - город Ханты-Мансийск!»

Ханты-Мансийск раскинулся на семи живописных холмах на берегу реки Иртыш.

В городе много интересных мест, множество памятников, скульптур, музеев.

Ханты-Мансийск в последние годы стал больше похож на европейскую столицу, чем на город в сибирской глубинке.

Ханты-Мансийский АО хранит традиции немногочисленного коренного населения. Ханты, манси и лесные ненцы с давних времен жили в этих северных местах.

Присмотри на картинки, как прекрасен город Ханты–Мансийск!          

5 Занятие «Природа края»

В Ханты-Мансийском автономном   округе – Югра многие знают, что Сибирь славится своей уникальной природной красотой. Ресурсы ХМАО богаты и разнообразны. Заповедники округа, наряду с заказниками и национальными парками, хранят всё многообразие фауны и флоры в естественной среде обитания. Поток туристов в этот загадочный и уникальный край никогда не иссякает. И это неудивительно. Их привлекает большое количество необыкновенных животных и птиц, красивые пейзажи и самобытная культура народов Севера. Туристы, посещающие этот уголок земли, получают захватывающие и незабываемые эмоции. Красивые леса, заболоченная тайга, лесотундра, реки и водоёмы, богатейшая флора и фауна – всем этим автономный округ щедро делится с ценителями природной красоты. Заповедники ХМАО не могут остаться без внимания туристов заповедники этого автономного округа. Они были созданы с целью изучения, а самое главное – сохранения животного и растительного мира без нарушения естественных природных процессов. На территории заповедников исключена охота и хозяйственная деятельность. Это необходимо для сохранения экосистем. См. (Приложение)

Вместе с родителями рассмотри изображения и запиши названия растений и животных нашего края, которых ты знаешь.

6 Занятие «Народы края. Обычаи и праздники», «Народные промыслы»

Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси – мудрые народы. Этому они учатся у природы. Они никогда не берут лишнего: рыбы ловят столько – сколько смогут съесть, ягод столько, сколько смогут унести. Передают из поколения в поколение свои навыки и традиции. 

Манси («человек») вогулы – название народа Российской Федерации, коренного населения Ханты - Мансийского автономного округа.

Ханты хант, хандэ, кантэк («человек») – народ в РФ.

          Среди многообразных культур и народов России, традиции хантов и манси занимают особое место. Эти народы обладают уникальными обычаями и ритуалами, которые передаются из поколения в поколение.

Ханты и манси проживают, в основном, на территории Ханты-Мансийского автономного округа Югра. Однако интересные традиции народа ханты также встречаются в Томской области. Эти места исторически сложились как родина данных народов.

 Обряды и праздники  в повседневной жизни и культуре коренных народов Севера

Праздники и семейно-бытовые обряды коренных народов Севера и Сибири формировались на протяжении длительного исторического периода с учетом изменения экономических и общественных отношений. В основе праздничных обрядов, совершаемых по случаю добычи животных, лежали древнейшие мифы об умирающем и воскресающем животном. Поэтому северяне старались хорошо "встретить" убитого зверя и с почестями "проводить" его "домой".

Каждый праздник имел культово-магическую окраску. Ритуальный смысл праздников заключался в "благодарении" животных: китов, моржей, оленей, позволивших себя убить. Особенно яркое отражение этот миф нашел в эскимосском "Празднике Кита". Чукчи совершали обряд около жирников, разжигали костры, готовили обрядовую пищу. Ритуальные действия имели религиозную и вместе с тем эстетическую направленность. Главными распорядителями праздников были шаманы и старые опытные промысловики. Принимали участие в праздниках все жители поселка, гости. Обязательной частью всех праздников были национальная борьба, спортивные состязания среди мужчин и женщин в беге, танце, таскании тяжестей, метании, прыжках, стрельбе из лука, ружья. В основе своей традиционные праздники чукчей, эскимосов, эвенов жизнеутверждающие: торжественность, красота, песни, танцы, символика вносили в их трудную жизнь разнообразие и радость.

Праздники носили коллективный характер, в них участвовали все от мала до велика. Мероприятия, сопровождавшие праздник, были эмоциональны, и имели воспитательный эффект, потому что являли собой образцы поведения, норм человеческих взаимоотношений, правил общения.

Медвежий праздник

Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.

Праздник возвращения солнца

Этот праздник коряки отмечали в конце декабря, после зимнего солнцестояния, когда продолжительность светового дня начинала увеличиваться. Накануне праздника оленеводы обязательно совершали перекочевку и устанавливали стойбище на новом месте. Затем ждали приезда гостей. Это были обитатели других оленеводческих стойбищ, а также жители прибрежных поселков, морские охотники. Начинался праздник рано утром. Женщины с помощью деревянного огнива, имевшего вид человеческой фигурки, разжигали огонь. Мужчины забивали оленей. Считалось, что их приносят в жертву "тому, кто наверху" – солнцу. Голову самого крупного жертвенного оленя надевали на шест и поворачивали на восток. Кровыо оленей "кормили" огнива, а мясом угощали всех участников праздника. После обильной трапезы, которая сопровождалась пением и танцами, начинались спортивные состязания. Главным из них были гонки на оленьих упряжках.

Прилет серой вороны

Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.

В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!» По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки — стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне, где погреть свои лапки». Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы хантов и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь — забота о детях.                                                                                                                                                                                            

Модуль 5. «Моя страна Россия»

1 Занятие «Широка страна моя родная»

Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Программные задачи:

Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашем городе.

Систематизировать знания детей о символике государства.

Закрепить название народных промыслов

Развивать память, коммуникативные навыки.

Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.

Когда на одном ее конце люди уже ложатся спать, на другом только начинается утро.

Огромная территория нашей страны разделена на более мелкие части: федеральные округа, области, районы. В каждой местности свои особенности, достопримечательности, свой уклад жизни. И везде живут – твои соотечественники.

Послушайте стихотворение: «С чего начинается Родина» М. Матусовский

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас ничего не отнять

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растёт.

Страна наша большая, просторная, необъятная. Посмотрите на карту России, вот какую большую территорию занимает наша Россия, это самая большая страна в мире. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

На карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Суша изображена на карте зелёным, жёлтым, коричневым цветом. Очень красива и богата наша страна. Самый главный город нашей страны называется Москва, это столица России. (Сопровождать показом иллюстраций города Москвы)

Что мы Родиной зовём?

Дом, в котором мы живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим – синим

Флаг России над Кремлём.

Флаг России, герб России – что это такое?

Флаг России, герб России – это государственные символы нашей страны.

А сейчас мы познакомимся ещё с одним символом России. Это гимн.

Гимн – это самая главная музыка в нашей стране, это торжественная песня о нашей стране, о том, как мы ее любим. Когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя и молча. Таким образом, мы проявляем уважение к своей стране.

Гимн всегда звучит на торжественных мероприятиях, различных соревнованиях. Давайте послушаем один куплет Гимна России.

Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой — начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом.

Прочитать стихотворение Н. Л.Забилы:

Как велика моя земля!

Как широки просторы!

Озёры, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна-

В другом снега и вьюга.

Ответьте на вопросы:

Как называется наша страна?

Какой город является столицей России?

Ребята, с какими символами страны вы познакомились.

Какие цвета имеет наш государственный флаг и в какой последовательности они расположены?

Как называется торжественная песня страны.

Что изображено на государственном гербе и что это означает.

Найди на карте мира Россию. Твоя родина – Россия или Российская Федерация. Эта самая большая страна в мире.

Приклей на карту России картинки с изображением предметов «Чем знаменита Россия»

Раскрась самый знаменитый сувенир из России (матрёшка)

2 Занятие «Государственная символика»

«Флаг России»

Цель: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.                                                                                                  

Задачи:

-способствовать закреплению представлений о гербе страны;

-развивать внимание, наблюдательность;

- воспитывать любовь и чувство привязанности к Родине.

Как и у всех стран, у России есть свой флаг. Много лет, веков назад вместо флага использовали шест, привязывали к нему пучок травы и конский хвост. К этому флагу стягивались войска, и потому назывались такие флаги стяги. Потом стяги стали делать из ткани, чаще всего красной. А при Петре I появился вот такой трёхцветный флаг. Обратить внимание детей на изображение флага. Его ещё называют триколор. Каждый цвет имеет своё значение. Белые цвет- символ мира, чистоты, правды. Синий цвет символизирует веру и верность. Красный цвет - энергию, силу, огонь и отвагу. Флаг является символом власти.

«Герб России»

Сегодня мы познакомимся с гербом нашей страны.

На щите красного цвета изображён двуглавый золотой орёл. Это символ государства.

Посмотрите внимательно на крылья орла- они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает всюду, так и государство должно на своей территории обо всём знать. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которым он убивает дракона. Дракон – это символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.

В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз - все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

В правой лапе у орла - скипетр, а в левой - держава. (Показ). Это символы власти, управление государством. Скипетр, жезл - короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает» и «показывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Ответь на вопросы: как называется наша страна, столица?

Назови государственные символы своей страны?

Люди, которые управляют государством, называются политики. В нашей стране есть Президент, Государственная дума и Правительство. Они принимают законы, по которым живет вся Россия, и следят за их исполнением. Законы записаны в главной книге страны – Конституции Российской Федерации.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Раскрась флаг России, расскажи, что обозначают цвета Российского флага?

3 Занятие «Народы России»  

Послушайте стихотворение В. А. Степанова

Живут в России разные народы с давних пор,

Одним — тайга по нраву,

Другим — родной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один — рыбак с рожденья,

Другой оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина — Россия -

У нас у всех одна.

Наша страна не только большая, но и многонациональная. В ней проживают люди различных национальностей. Несмотря на то, что мы все такие разные: у каждого народа своя культура, традиции, язык, дома, одежда. Нас всех объединяет то, что наша родина – Россия, мы все говорим на русском языке, любим и уважаем друг друга. Русский народ издавна создавал свои обычаи, традиции, праздники. На протяжении веков они изменялись, но всегда остается потребность людей в праздничные дни собираться вместе, радоваться, веселиться.

Раскрась по образцу

4 Занятие «Народные ремёсла России. Предметы быта Русского народа»

Цель: продолжать знакомить детей с традициями русского народа, формировать представление об облике русской деревни.

Задачи: Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, коромысло и т. д.).

Обогатить словарь детей народными загадками, частушками, словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами (ухват, чугун, рубель, прялка). Развитие связной монологической речи и коммуникативных умений при помощи игровых подходов и народных игр. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Нам интересно узнать все: как жили русские люди раньше, для чего были нужны все эти предметы русского быта, как называются эти предметы и как ими пользовались люди?

В давние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели и сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Какова же была там обстановка? Какая была мебель, посуда? Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. Центральное место занимает печь. Ее ставили так, чтобы она была хорошо освещена и подальше от стены, чтобы не случилось пожара. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу. В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита, но в деревнях бабушки до сих пор любят печь пироги в русских печах.

Много предметов использовали в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была мебель. В каждой семье были «коробейники» - лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундучки. В них хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные. Их ставили на видное место. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

В избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовались в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки. Сыпучие продукты хранились в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах, использовали также плетеные изделия – лукошки, короба. (Показ презентации или картинок)

В России народных промыслов великое множество. Очень давно, когда сельскохозяйственная техника была слишком проста, а земли не давали хороших урожаев, люди вынуждены были заняться разными промыслами. Потом свои изделия обменивали на хлеб и другие необходимые продукты

5 Занятие «Природа России». «Животные России»  

Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. В России много городов и деревень, в которых живут миллионы людей. Наше государство настолько огромно, что когда солнце всходит на востоке страны, то на западе на небе уже появляются звёзды. Вот почему говорят, что над Россией никогда не заходит солнце.

Наша Родина богата полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним, какие деревья растут у нас?

         Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза - любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Самый большой лес на земле, который тянется на многие километры, называют тайга. Давайте с вами попробуем мысленно посетить тайгу (прием погружения). Закройте глаза: сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят, стонут стволы, поросшие мхом. Сыро, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Кругом звериные следы, тишина и безлюдье.

Огромна и протяженность нашей страны с севера на юг. Разумеется, при таких просторах природа в стране не может быть везде одинакова.

С севера берега России омывает Северный Ледовитый океан. Кто знает, почему он так называется?

Льды этого океана не тают круглый год, поэтому там очень холодно и летом, и зимой. Жить на севере трудно, там скудная растительность, мало видов животных. Вот они, посмотрите на эти фотографии: белые медведи, северные олени, тюлени, пингвины.

         Рассмотрите фотографии. Что мы на них видим? Это юг России. На юге теплее всего. Там очень благоприятные условия для выращивания пшеницы, и помидоров, арбузов, дынь, винограда, мандаринов. Там очень теплое Чёрное море. Здесь люди загорают, купаются, катаются на катерах. Кто скажет, какие морские жители живут в море. (Дельфины, медузы, скаты). А кто может рассказать о встрече с медузой?

А что вы можете рассказать про дельфинов, кто их видел?

А в горах Кавказа расположена самая высокая гора России - Эльбрус. На его вершинах снег не тает даже летом. А  внизу тепло и растут фрукты, цветы. Там обитают рыси, леопарды, лисы, барсуки, олени, кабаны, горные козлы и медведи. (Показ изображений животных, природы России. Карты России).

Игра  «Кто, где живёт?»

- в дупле живет (белка),

-в логове живёт (волк),

-под кустом дрожит (заяц),

-зимой в берлоге спит  (медведь),

-в  норе живёт  (лиса),

-строит дом на реке  (бобр),

-Расскажите, в какой стране мы живём?

-Какие животные живут на территории нашей страны?

-Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить природу?

Вместе с родителями в рабочей тетради напишите, какие изображены животные на фотографиях.                  

6 Занятие «Любимые писатели детства»

Агния Львовна Барто родилась в Москве 17 февраля 1906 года в образованной еврейской семье. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Агния училась в хореографическом училище и собиралась стать балериной. Она очень любила танцевать.  Стихи А. Барто начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии. Самым строгим ценителем первых стихов А. Барто был ее отец Лев Николаевич Волохов, ветеринарный врач. С помощью серьезных книг, без букваря, отец обучил Агнию азбуке, и она самостоятельно стала читать. Отец требовательно следил за ней, учил, как надо "правильно" писать стихи. Но Агнию Львовну в ту пору манило другое - музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей, она очень любила танцевать. Поэтому и поступила учиться в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Прошло несколько лет, и Агния Львовна поняла, что поэзия для нее важнее.

Вместе с родителями прочитай стихотворения, запишите, какие ещё ты знаешь стихотворения автора?

Корней Иванович Чуковский (при рождении получивший имя Николай Васильевич Корнейчуков) (31 марта 1982 – 28 октября 1969) – русский поэт, известный детский писатель, переводчик, публицист, критик и литературовед. Его дети Николай Корнеевич Чуковский и Лидия Корнеевна Чуковская тоже известные писатели.

Популярные сказки «Айболит», «Бармалей», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Путаница», «Тараканище», «Федорино горе».

Корней Иванович Чуковский. Прочитайте дома любое произведение автора.      

Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964) — известный советский поэт, переводчик, драматург. Родился в Воронеже в семье изобретателя, мастера-мыловара. Раннее детство и школьные годы провёл в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта.

        Список произведений Самуила Яковлевича Маршака: «Артек», «Автобус номер двадцать шесть», «А, Бе, Це», «Белый кот», «Бабушкины любимцы», «Барашек», «Баю-баю, детки», «Волк и лиса», «Ванька-встанька», «Веселая азбука про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Веселые чижи», «Где обедал воробей?», «Детки в клетке», «Дом, который построил Джек».

Дома почитай произведения автора

Александр Сергеевич Пушкин — гениальный поэт, ставший олицетворением целой эпохи, названной золотым веком. Для русской литературы он стал Солнцем, а для мира остался загадкой. Пушкин считается создателем национального русского литературного языка.

Родился 26 мая (по новому стилю 6 июня) 1799 года в Москве.

Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен. Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны. Не только в России. Весь мир знаком с творчеством великого поэта, драматурга, писателя.

Список произведений поэта:  «Жених», «Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Песнь о Вещем Олеге», «У лукоморья дуб зелёный», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о медведихе», «Царь Никита и сорок его дочерей».

Посмотри на картинку, какие ты ещё знаешь сказки?

 Вместе с родителями запиши, какие сказки ты ещё знаешь?

Модуль 6. «Патриоты»

1 Занятие «Защитники земли русской - наша армия родная!» «Богатыри Руси Великой!»

Цель: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества

Задачи:

- способствовать формированию представление об армии;

- развивать коммуникативные и социальные навыки в процессе игровой деятельности;

- воспитывать уважение к военным и желание быть Защитником Отечества.

Много великих богатырей родила русская Земля.

Тридцать три года лежал Илья, но встал на защиту Родины и много подвигов совершил. Победил Добрыня Змея хитростью, а потом и силой своё взял.

Отправился Садко в подводное царство и спас от бури корабли.
Заступился за деток малых Никита Кожемяка и победил огромного змея.
Много других подвигов совершали русские богатыри во славу народа.
Илья Муромец — Самый сильный и добрый богатырь. Честный и прямой.

Добрыня Никитич – могучий и находчивый богатырь.
Не теряется в сложных ситуациях, может драться даже шапкой с песком.

Алёша Попович – самый хитрый богатырь. Находчивый, но трусоватый. Никогда не лезет на более сильного соперника.

Садко - богатырь и гусляр, купец. Хвалился своим богатством, но исправился и стал добрым и честным.

Никита Кожемяка — Очень сильный богатырь. Простой человек из народа. Жалел деток и женщин. Победил змея не только силой, но и хитростью.

Расскажи, как в старинные времена называли защитников Руси.  

Рассмотри внимательно знаменитую картину. На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси.

Раскрась по образцу                                                                                                                                                          

«Современные вооружённые силы России»

Военные нам нужны для того, чтобы защищать нашу страну от врагов. Ведь не все страны живут дружно. Российская Армия не раз защищала свой народ от захватчиков. Наша Армия самая большая и самая сильная – Армия в мире.

Чтобы   защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профессия, ведь они защитники нашей Родины.

 Какие бывают военные? Показ изображений,  по которым дети определяют и называют военные профессии.

Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной технике. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.

Назови, какие рода войск ты знаешь?

Что необходимо солдату для исполнения воинского долга?

Выполни задание: соедини линиями соответствующие картинки.

Детям предлагаются пословицы о солдатах: Солдатская служба почетна.

Солдату честь дороже жизни. Солдатское дело — воевать храбро и умело.

Запиши вместе с родителями, в каких войсках служил твой папа, брат или дедушка

Раскрась рисунок

2 Занятие. Беседа «Что за праздник День Победы»

День Победы — самый великий и серьёзный праздник, как для России, так и для многих других стран мира.

22 июня 1941 года на нашу страну напали полчища врагов — фашистов. Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные люди должны им подчиняться. Началась страшная война, которая продолжалась четыре года.

Не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время войны. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их из России, а потом и из других стран.

Война, которую назвали Великой Отечественной, закончилась в мае 1945 года. А в июне того же года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Воины-победители торжественно прошли по площади и бросили на землю знамёна побеждённых фашистов.

Это был Великий день.

Многие годы назад

Погиб неизвестный солдат,

А дети живут и растут,

Цветы к обелиску несут.

Спасибо, солдатик, родной,

Что всех защитил той весной.

Как долго ждала тебя мать,

Устала войну проклинать.

Мы рады теплу и весне,

Но помним о страшной войне,

Так будем дружить, и любить,

Чтоб только счастливыми быть!

Как мы отмечаем День Победы?

Утром 9 мая в главных городах России проходят военные парады. Ветераны Великой Отечественной войны надевают ордена и медали, устраивают торжественные шествия по улицам. Люди дарят им букеты цветов. Потом ветераны собираются вместе и вспоминают своих боевых товарищей, то, как они воевали, поют песни военных лет.

В День Победы люди возлагают к военным памятникам венки и цветы.

А вечером, когда стемнеет, начинается Салют Победы. Взлетают в небо разноцветные огни, рассыпаются на множество сверкающих искр. Люди смотрят на эту красоту и радуются. Пусть никогда больше не будет войны!                      Пусть всегда будет мир!

Рано утром в майский день

С дедушкой мы встали.

Я прошу: «Скорей надень,

Дедушка, медали!»

Мы шагаем на парад,

Миру, солнцу рады,

И у дедушки блестят

На груди награды.

Не отдав своей земли

Вражеским солдатам,

Нашу Родину спасли

Прадеды когда-то.

Сколько лет мне? Только пять,

Но от вас не скрою,

Что хочу достойным стать

Дедушки-героя!

О каком праздничном дне говорится в стихотворении? Назови этот праздник.

Несмотря на течение времени, неумолимо отдаляющее нас от великого события, День Победы, 9 Мая, продолжает оставаться святым праздником для всех поколений. Этот день дарит невероятное ощущение гордости за наших дедов и прадедов, за наш народ.

Война, которую назвали Великой Отечественной, закончилась в мае 1945 года.  А в июне того же года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Воины-победители торжественно прошли по площади и бросили на землю знамёна побеждённых фашистов. Это был Великий день.

Как мы отмечаем День Победы? Утром 9 мая в главных городах России, в Москве и в Санкт-Петербурге, проходят военные парады. Ветераны Великой Отечественной войны надевают ордена и медали, устраивают торжественные шествия по улицам. Люди дарят им букеты цветов. Потом ветераны собираются вместе и вспоминают своих боевых товарищей, то, как они воевали, поют песни военных лет.

В День Победы люди возлагают к военным памятникам венки и цветы.

А вечером, когда стемнеет, начинается Салют Победы. Взлетают в небо разноцветные огни, рассыпаются на множество сверкающих искр. Люди смотрят на эту красоту и радуются.

Пусть никогда больше не будет войны!

Внимательно рассмотри фотографии прошлых лет.

Вместе с родителями запишите краткую историю вашей семьи. «Бессмертный полк». Были ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной Войны?

Раскрась рисунок «Вечный огонь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

данный материал раскрывает систему работы ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста в формировании гражданско - патриотических чувств...

Гражданско - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Данный материал освещает работу МДОУ по вопросам гражданско - патриотического воспитания с детьми старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск- моя малая Родина».

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»...

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...

Материалы по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17447740","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"307","width":"480"}}]]Материалы по гражданско-патриотическому воспитанию детей старш...