Методическая разработка Алгоритм помощи детям, их родителям и педагогам в трудной жизненной ситуации.
методическая разработка

Шелганова Наталия Сергеевна

Данная разработка рекомендуется для помощи  учителям, социальным педагогам, психологам.

             Цель: — обеспечение социальной включенности, поддержка здорового образа жизни через обучение новым подходам в работе с детьми и родителями с целью обеспечения ребенку возможности оставаться со своими биологическими родителями (если родители страдают алкогольной зависимостью, психическими или тяжелыми хроническими заболеваниями) без ущерба для своего будущего; распространение новых подходов  с целью их интеграции в систему стандартов работы с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0_v_pomoshch_pedagogam.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Алгоритм помощи  детям, их родителям и педагогам

в трудной жизненной ситуации.

Данная разработка рекомендуется для помощи  учителям, социальным педагогам, психологам.

             Цель: — обеспечение социальной включенности, поддержка здорового образа жизни через обучение новым подходам в работе с детьми и родителями с целью обеспечения ребенку возможности оставаться со своими биологическими родителями (если родители страдают алкогольной зависимостью, психическими или тяжелыми хроническими заболеваниями) без ущерба для своего будущего; распространение новых подходов  с целью их интеграции в систему стандартов работы с семьей.

           Задачи:

  1. Совершенствование системы профилактики и раннего выявления семейного неблагополучия;
  2. Создание условий для формирования ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства;
  3. Обеспечение правового обучения и воспитания детей и молодежи, а также специалистов, работающих с ними;
  4. Совершенствование системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, профилактика жестокого обращения с детьми
  5. Разработка системы работы с семьями «риска и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Работа с семьей в трудной жизненной ситуации в условиях образовательного учреждения всё равно, так или иначе, требует дополнительных компетенций. Зачастую семьи, попадающие в поле зрения специалиста, - это  семьи, относящиеся к категориям малообеспеченных, многодетных, социально не благополучных и других категорий семей, имеющим право на дополнительные льготы и гарантии со стороны государства. Не всегда такие семьи знают о полном объеме этих гарантий и нуждаются в профессиональной консультации специалиста. Очень важно при этом педагогу не отгораживаться от проблемы, а попробывать решить ее при помощи комплексного подхода.  

Взгляды специалистов и родителей на одну и ту же ситуацию могут не совпадать. То, что с точки зрения педагога, психолога, учителя представляется вредным или даже опасным для развития ребенка, не вполне благополучным родителем может восприниматься как обычная ситуация, в которой растет ребенок. В силу своих индивидуальных особенностей не все родители вообще понимают, что в их семье имеются проблемы, а потому не видят необходимости и нужды в советах посторонних людей. Порой попытки предложить помощь со стороны специалистов сталкиваются с явной или скрытой агрессией со стороны родителей.

Важной проблемой является то, что далеко не всегда родители готовы жертвовать своими интересами ради благополучия ребенка и не всегда видят грань между этими интересами.  Явным примером тому может стать проблема курения в присутствии ребенка. Кроме того, родители, злоупотребляющие ПАВ, зачастую не выполняют взятые на себя обязательства.

Практически каждый специалист сможет в своем учреждении идентифицировать ребенка, которому требуется помощь. Первыми признаками неблагополучия, по которым специалист может определить такого ребенка, стали: неопрятный внешний вид, посторонние запахи, нетипичное для конкретного ребенка агрессивное или замкнутое поведение, родители, приводящие ребенка в детский сад в нетрезвом состоянии или не приводящие его вовсе (ребенка приводит или забирает кто-то другой); ребенок странно себя ведет в  школе, детском саду  (например, «приходила утром в сад и засыпала на ходу, прямо за завтраком, во время занятий», «характерна плаксивость, смена настроения» и др.), или наоборот, благодаря открытости ребенка, проявлениям с его стороны чрезмерной ласки по отношению к учителю или не совсем обычных для его возраста навыков: стирать и гладить белье, приготовить себе еду и т.д.

Ожидаемые результаты реализации мероприятий:

Реализация мероприятий  должна способствовать интеграции усилий различных сторон в решении проблем в воспитании детей, сохранению детей в семьях

Алгоритм  работы

Этапы проведения

 Практическое  осуществление (конкретные  мероприятия,  методики, беседы)

Где отражается

I

Диагностический

Общий план  изучения семьи (прл.№1, 2)

Последовательность работы по наблюдению за ребенком (прил.№3)

Механизм выявления неблагополучных семей (прил. №4, 5)

Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) ( прил. № 7)

Диагностическая карта готовности ребенка к школе (прил. № 9)

Диагностика определения уровня развития психических процессов (для психологов)

Задание для работы (прил. №6 в)

 Консультации с родителями

«Диагностическая карта уровня развития коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста»; (прил. № 8)

«Диагностическая карта уровня развития коммуникативной компетенции младших школьников»; (прил. № 8)

Анкеты

Планы работы

II

Мотивационный

Беседы с ребенком, учителями, другими специалистами в школе.

Проведения ПМКК в школе со специалистами, которые задействованы в данной ситуации

Дневник успехов ребенка (прил. № 11)

Рекомендации после ПМПК

III

Информационный

(практический)

Помощь родителям, педагогам

Коррекционно-развивающие занятия

Вовлечение ребенка в кружки по интересам

См.дневник «Поговорим о детях»

Журнал коррекционно-развивающей работы

IV

Распределение полномочий среди педагогов

Вариант индивидуального  сопровождения ребенка (прил. №10)

Дневник успехов ребенка (прил. № 11)

Карта индивидуального психолого-педагогического и профилактического сопровождения обучающегося /воспитанника/, попавшего в трудную жизненную ситуацию или ребенок с особыми педагогическими потребностями

(прил. №12)

Схема взаимодействия специалистов (см. приложение  №14)

Заполняется всеми участниками учебно-воспитательного процесса

Карта индивидуального сопровождения

Схема взаимодействия специалистов

Первый  этап - Диагностический.  Выяснить, в чем проблема у ребенка?

Сбор и анализ информации о семье. Сопоставление информации, полученной из различных источников. Первый этап условно можно назвать диагностическим, в ходе которого специалист пытается определить степень глубины проблемы, с которой столкнулась семья, и отношение родителей к этой проблеме. Методы диагностики каждый специалист использует  в соответствии со своей компетенцией. По мере необходимости  педагог прибегает к консультативной помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации педагог формирует отношения с семьей, определяет способы взаимодействия с ней и намечает планы совместной работы по выходу ребенка, семьи из кризиса.

Предварительная работа по подготовке к консультированию включает  в себя наблюдение за ребенком, общение с ним и с родителями, анализ семейной ситуации и особенностей взаимоотношений родителей и ребенка, родителей и специалистов образовательного учреждения. На этапе подготовки к консультации специалистами (как правило, это группа специалистов: педагог, психолог и т.д.) определяются основные вопросы, которые планируются обсудить во время консультации с родителями и с ребенком. С семьей предварительно назначается  время и место консультации, настроить родителей на совместную работу в интересах ребенка. Не всегда специалист изначально прямо может сообщать родителю цель предстоящей консультации в виду того, что довольно часто неблагополучные родители считают, что в их семье все в порядке, проблемы отсутствуют, и в посторонней помощи они не нуждаются.  В таком случае необходимо заранее определится с кругом специалистов, которые будут приглашены на консультацию или задействованы в дальнейшей работе с семьей.

Многие специалисты склоняются к тому, что на первую консультацию не стоит приглашать ребенка (ребенка школьного возраста – в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей) в силу его возрастных характеристик, не способности адекватно реагировать на ситуацию, а порой и на поведение родителей. Кроме того, не все вопросы предварительной консультации (такие, как особенности самого ребенка) стоит обсуждать в присутствии малыша. Последующие консультации можно проводить и в присутствии ребенка. Продолжительность встречи обычно оговаривается заранее.

Если проанализировать ход самой консультации, то, как правило, она проходит в несколько этапов. Некоторые родители уже на этом этапе показывают свою обеспокоенность складывающейся ситуацией и заинтересованность в совместной деятельности на благо собственного ребенка. В других случаях родители не понимают или не отдают себе отчет в том, что складывающаяся в семье проблемная ситуация является вредной, а зачастую, и опасной, для ребенка. Зачастую, приглашая родителя на первичную консультацию, специалисту приходится аккуратно выбирать слова, объясняя причину и повод для встречи.

Зачастую на это сказывается уже сформировавшаяся зависимость от ПАВ.

Второй этап условно можно назвать мотивирующим. Задача этого этапа – показать родителю, что необходимо сделать всё возможное во благо его ребенка. Очень важно, чтобы на этом этапе родитель почувствовал, с одной стороны, заинтересованность и поддержку со стороны специалистов образовательного учреждения, и, с другой стороны, поверил в собственные силы. Например, бывают  случаи, когда действительно, неблагополучному родителю порой требуется тот самый кредит доверия или вовремя созданная ситуация успеха, чтобы он почувствовал в себе силы стать авторитетом для своего ребенка и для других родителей. Для этого подходят любые адекватные способы и средства, такие как: деятельностная похвала (похвала не вообще, а за то, что сделано, за то, что получилось лучше других), включение родителя в родительский комитет, предоставление ему возможности сделать что-то важное для своего ребенка и для других детей в группе или в классе,  возложение на него ответственности за какое-то мероприятие.

Третий этап – информационный. В ходе этого этапа родителя необходимо вооружить новой, полезной информацией, проконсультировать относительно психологических и педагогических особенностей его ребенка. Рассказать, чем занимается ребенок в образовательном учреждении, в чем преуспевает лучше, чем другие дети, с какими трудностями сталкивается. Конечная цель этого этапа – навести родителя на мысль о том, как важно психологическое, педагогическое и социальное здоровье семьи для нормального развития ребенка. Необходимо и специалистам оказать практическую помощь ребенку всеми специалистами учебного процесса. Полезно создать ребенку ситуацию успеха ребенку. 

Главная цель встречи с родителями - определить степень риска семейного неблагополучия для ребенка и решить вопрос о необходимости его изъятия из семьи или возможности оставить в ней при условии последующей реабилитационной работ с родителями.

В результате первой встречи с семьей группы риска социальный педагог должен получить ответы на следующие вопросы:

1) позволяет ли атмосфера внутри семьи оставить в ней ребенка на время реабилитационной работы с родителями и почему(аргументы) ?

2) какие именно характеристики семьи внушают надежду на возможность ее качественных изменений в лучшую сторону?

3) какие жизненно необходимые качества отсутствуют в данной семье, и требуется их сформировать дополнительно в процессе реабилитационной работы?

Если ответ на первый вопрос будет отрицательным и существует неуверенность в безопасности пребывания ребенка с родителями, то социальный педагог вправе поставить вопрос о его немедленной передаче в учреждение защиты детства. В ходе этой встречи необходимо добиться от родителей признания, что в семье действительно есть проблемы, которые создают угрозу физическому и психическому здоровью ребенка, мешают его полноценному развитию и воспитанию.

Однако при этом следует помнить, что родительская семья - наиболее благоприятная среда пребывания ребенка и идти на столь крайние меры следует лишь в случае реальной угрозы его здоровью и жизни.

На четвертом этапе, как правило, происходит распределение полномочий между родителями и специалистами образовательного учреждения в работе по улучшению  ситуации.  Довольно часто педагоги используют возможность привлечения значимого для ребенка взрослого. Этим значимым взрослым может стать родственник (дядя, тётя, бабушка, дедушка и т.д.), отчим, учитель, руководитель спортивной секции или кружка, т.е. человек, авторитетный для самого ребенка, способный стать для него примером. Очень важным становится образ состоявшегося мужчины для мальчика, особенно если в его семье папа не вполне благополучен. Мальчик должен усваивать социально приемлемую модель мужского поведения.

     Как и в применении любой другой методики работы, огромное значение имеет человеческий фактор. Успешность применения различных методов непосредственно зависит от того, насколько каждый конкретный специалист готов погрузиться в проблему конкретной семьи,  насколько он внимателен по отношению к ребенку и в связи с этим то, насколько он способен заметить даже на первый взгляд незначительные изменения в состоянии, поведении, настроении ребенка.

      Она требует участия в этой работе целого ряда специалистов, которых требуется привлекать в соответствии с психологическими и педагогическими особенностями ребенка и характером сложившихся обстоятельств.

Подготовила педагог-психолог  Шелганова Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система сопровождения семей, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию

С чего начинается работа воспитателя с семьями в детском саду?Работа начинается со сбора данных о родителях воспитанников и составления социального паспорта группы. Для этого ему требуется информацион...

Статья: "Творческое развитие несовершеннолетних,оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Творческое развитие несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации....

Пятишаговая программа "Помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию"

Материалы программы предназначены не только для дошкольников, но и детей школьного возраста. В программе освещаются пошаговые действия помощи детям оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации....

Воспитание этических навыков у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Многие видели по телевизору передачу, в которой воспитатель, директор детдома, избивал подростка. Воспитатель имеет звание заслуженного. Бывшие воспитанники стояли за директора и осуждали избитого под...

Работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

С каждым годом  увеличивается число детей-сирот, а, следовательно, и приемных, опекаемых детей. Отсюда, одним из основных направлений нашей работы – адаптация таких детей к новым социальным услов...

Доклад на заседании методического объединения социальных педагогов «За и против» - обсуждение наиболее эффективных моделей взаимодействия с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации»

В докладе мною представлена модель взаимодействия социально-педагогической службы ДОУ с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Также вынесены на обсуждение все возможные минусы в ра...

Оказание психологической помощи родителям, находящимся в трудной жизненной ситуации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции

Оказание психологической помощи родителям, находящимся в трудной жизненной ситуации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции...