Работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
методическая разработка по теме

Костина Галина Владимировна

С каждым годом  увеличивается число детей-сирот, а, следовательно, и приемных, опекаемых детей. Отсюда, одним из основных направлений нашей работы – адаптация таких детей к новым социальным условиям, а так же работа с их семьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Костина Галина Владимировна

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 14»

город Муром  Владимирской области.

В России за последние годы произошли политические и экономические изменения, оказавшие влияние на все стороны жизни общества.

Наряду с бесспорным прогрессом  в   жизни общества произошли и  негативные изменения, они обусловили появление поддержки уровня жизни детей, в условиях рыночной экономики.

                    Проблема физического выживания, вставшая перед многими семьями, изменили                                 отношение родителей к детям. Неблагополучные семьи – теперь  не такое, уж редкое явление.

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны находится в зоне социального риска.

В нашей стране 573 тыс. детей-сирот. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.

С  каждым годом все больше и больше  приемных  и опекаемых детей посещает наш детский сад. Не все дети могут успешно адаптироваться в ДОУ. Некоторые не готовы к групповым занятиям, у них отсутствует интерес к взрослому и сверстникам, совместной деятельности с ними. Среди воспитанников есть дети с проблемами в развитии (с задержкой психического и речевого развития), которым требуется специальная коррекционная поддержка.

Одно из основных направлений нашей работы – адаптация ребенка к новым социальным условиям: накопление и расширение его социального опыта, формирование коммуникативных умений и навыков, необходимых для дальнейшего включения в детский коллектив ДОУ.

 Семьям таких детей необходимо особое внимание.  Родители, законные представители, таких детей нуждаются в поддержке: им нужно помочь овладеть навыки, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

В нашем детском саду проводится специальная  работа, с помощью которой  мы стараемся научить родителей навыкам общения со своим ребенком, сформировать у них способности понять потребности ребенка, сделать его счастливым; умению видеть перспективы его развития  (Приложение 1).

Прежде чем составить план работы на учебный год, мы проводим анкетирование среди родителей. Исходя из полученных результатов, определяются тематика и форма организации встреч: консультации, деловые игры, игры-тренинги, практикумы.

Данные формы взаимодействия помогают родителям не только понять своих детей, но и принять на себя роль  ребенка. На таких встречах  родителям предлагаются задания, тесты, игры для всей семьи, направленные на выявление позиции взрослого по отношению к своему ребенку. Именно через совместную деятельность прослеживается взаимосвязь родителей и детей.  Мамы и папы  проводят время  вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории  его интересов.

Сотрудничество ребенка и взрослого положительно влияет на их взаимоотношения, дает ребенку почувствовать  свою значимость.

Таким образом, благодаря взаимодействию с семьей  удалось снизить  социальную тревожность у детей, сформировать позитивно-действенное отношение к самому себе и окружающему миру.

Приложение 1.

План работы

МБДОУ «Детский сад  № 14»

  на 2012-2013 учебный год.

№ п/п

Мероприятия

Срок выполнения

Ответственный

Банк данных:

-  сбор информации о детях;

- посещение семей;

- составление актов обследования        семей.

сентябрь - ноябрь

Воспитатели групп.

Старший воспитатель.

Диагностика:

- адаптация детей в группе;

- диагностика на эмоциональное благополучие ребенка в семье;

- диагностика агрессивности ребенка;

- анкеты для родителей «Я как родитель», «Взаимоотношения в семье»

- Анкета для воспитанников «Семья глазами ребенка»

сентябрь

октябрь

октябрь

сентябрь-ноябрь

ноябрь

Педагог-психолог

Развивающие занятия по теме «Преодоление застенчивости, замкнутости, неуверенности у детей»

в течение года

Педагог-психолог

Просветительская работа:

  • Консультация «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений»
  • Круглый стол «Я и мой ребенок» (поиск эффективных нетравмирующих способов воздействия на поведение ребенка)
  • Семинар-практикум «Развитие коммуникативных навыков у детей»
  • Сотрудничество взрослого с ребенком «Изготовление поделок и украшений к Новому году»
  • Дискуссионный клуб «Досуг семьи, как его проводить»
  • Игра-тренинг «Способы  открыть ребенку свою любовь»
  • Практикум «Игрушки в жизни ребенка»
  • Консультация «Прогулки и походы в выходной день»
  • Чаепитие. Неформальная беседа «Что изменилось во взаимоотношениях с ребенком». Обсуждение планов на лето.
  • Совместное проведение праздников

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

в течение года

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Старший воспитатель

Инструктор по физ. воспитан.

Старший воспитатель

Музыкальный руководитель

Работа с педагогическим коллективом:

  • Знакомство с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  • Консультация «Оформление документации»
  • Семинар-практикум «Коррекция эмоциональной сферы ребенка»
  • Консультация «Общение педагога с родителями»
  • Консультация «Развитие коммуникативных навыков у детей
  • Тренинг-практикум «Ко мне обратился родитель»
  • Подведение итогов работы за год.

сентябрь

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

март

май

Заведующий

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Старший воспитатель

Учитель-логопед

Старший воспитатель

Заведующий

Литература.

  • Баркан  А. И.  Его величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. М, 1996.
  • Барнз Д.Г.  Социальная работа с семьями.  М., 1993.
  • Евдокимова Е.С., Додокина Н.В.,  Кудрявцева Е.А.  Детский сад и семья. М., 2010.
  • Зверева О.Л. , Кротова Т.В.  Общение педагога с родителями. М., 2007
  • Козлова А.В., Дешеулина Р.П.  Работа с семьей. М. , 2007.
  • Курчинка Мэри Ш.  Ребенок с «характером». СПб., 1996.
  • Кэмпбелл Р.  Как на самом деле любить детей?  М., 1992.
  • Лупан С. Поверь в свое дитя. М. 1993.
  • Леви В.Л. Нестандартный ребенок. СПб., 1993.
  • Петровский  А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система сопровождения семей, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию

С чего начинается работа воспитателя с семьями в детском саду?Работа начинается со сбора данных о родителях воспитанников и составления социального паспорта группы. Для этого ему требуется информацион...

Пятишаговая программа "Помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию"

Материалы программы предназначены не только для дошкольников, но и детей школьного возраста. В программе освещаются пошаговые действия помощи детям оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации....

Воспитание этических навыков у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Многие видели по телевизору передачу, в которой воспитатель, директор детдома, избивал подростка. Воспитатель имеет звание заслуженного. Бывшие воспитанники стояли за директора и осуждали избитого под...

"Работа с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации"

Представлена презентация для социальных педагогов и воспитателей ДОУ, проходившая в рамках городского семинара " Социально-педагогическая работа по коррекции отклонений в поведении дошкольников, обусл...

Дополнительная программа по театрализованной деятельности для работы с воспитанниками, попавшими в трудную жизненную ситуацию "В гостях у сказки"

Дополнительная программа по театрализованной деятельности составлена с учетом запросов родителей и интересов ребенка, ориентирована на воспитанников и может быть реализована в работе педагога как с от...

Особенности работы педагога с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Презентация об особенностях работы с детьми в трудной жизненной ситуации...