Работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
методическая разработка по теме
С каждым годом увеличивается число детей-сирот, а, следовательно, и приемных, опекаемых детей. Отсюда, одним из основных направлений нашей работы – адаптация таких детей к новым социальным условиям, а так же работа с их семьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Костина Галина Владимировна
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 14»
город Муром Владимирской области.
В России за последние годы произошли политические и экономические изменения, оказавшие влияние на все стороны жизни общества.
Наряду с бесспорным прогрессом в жизни общества произошли и негативные изменения, они обусловили появление поддержки уровня жизни детей, в условиях рыночной экономики.
Проблема физического выживания, вставшая перед многими семьями, изменили отношение родителей к детям. Неблагополучные семьи – теперь не такое, уж редкое явление.
Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны находится в зоне социального риска.
В нашей стране 573 тыс. детей-сирот. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.
С каждым годом все больше и больше приемных и опекаемых детей посещает наш детский сад. Не все дети могут успешно адаптироваться в ДОУ. Некоторые не готовы к групповым занятиям, у них отсутствует интерес к взрослому и сверстникам, совместной деятельности с ними. Среди воспитанников есть дети с проблемами в развитии (с задержкой психического и речевого развития), которым требуется специальная коррекционная поддержка.
Одно из основных направлений нашей работы – адаптация ребенка к новым социальным условиям: накопление и расширение его социального опыта, формирование коммуникативных умений и навыков, необходимых для дальнейшего включения в детский коллектив ДОУ.
Семьям таких детей необходимо особое внимание. Родители, законные представители, таких детей нуждаются в поддержке: им нужно помочь овладеть навыки, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
В нашем детском саду проводится специальная работа, с помощью которой мы стараемся научить родителей навыкам общения со своим ребенком, сформировать у них способности понять потребности ребенка, сделать его счастливым; умению видеть перспективы его развития (Приложение 1).
Прежде чем составить план работы на учебный год, мы проводим анкетирование среди родителей. Исходя из полученных результатов, определяются тематика и форма организации встреч: консультации, деловые игры, игры-тренинги, практикумы.
Данные формы взаимодействия помогают родителям не только понять своих детей, но и принять на себя роль ребенка. На таких встречах родителям предлагаются задания, тесты, игры для всей семьи, направленные на выявление позиции взрослого по отношению к своему ребенку. Именно через совместную деятельность прослеживается взаимосвязь родителей и детей. Мамы и папы проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории его интересов.
Сотрудничество ребенка и взрослого положительно влияет на их взаимоотношения, дает ребенку почувствовать свою значимость.
Таким образом, благодаря взаимодействию с семьей удалось снизить социальную тревожность у детей, сформировать позитивно-действенное отношение к самому себе и окружающему миру.
Приложение 1.
План работы
МБДОУ «Детский сад № 14»
на 2012-2013 учебный год.
№ п/п | Мероприятия | Срок выполнения | Ответственный |
Банк данных: - сбор информации о детях; - посещение семей; - составление актов обследования семей. | сентябрь - ноябрь | Воспитатели групп. Старший воспитатель. | |
Диагностика: - адаптация детей в группе; - диагностика на эмоциональное благополучие ребенка в семье; - диагностика агрессивности ребенка; - анкеты для родителей «Я как родитель», «Взаимоотношения в семье» - Анкета для воспитанников «Семья глазами ребенка» | сентябрь октябрь октябрь сентябрь-ноябрь ноябрь | Педагог-психолог | |
Развивающие занятия по теме «Преодоление застенчивости, замкнутости, неуверенности у детей» | в течение года | Педагог-психолог | |
Просветительская работа:
| сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май в течение года | Старший воспитатель Педагог-психолог Учитель-логопед Старший воспитатель Старший воспитатель Педагог-психолог Старший воспитатель Инструктор по физ. воспитан. Старший воспитатель Музыкальный руководитель | |
Работа с педагогическим коллективом:
| сентябрь сентябрь октябрь ноябрь декабрь март май | Заведующий Старший воспитатель Педагог-психолог Старший воспитатель Учитель-логопед Старший воспитатель Заведующий |
Литература.
- Баркан А. И. Его величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. М, 1996.
- Барнз Д.Г. Социальная работа с семьями. М., 1993.
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. М., 2010.
- Зверева О.Л. , Кротова Т.В. Общение педагога с родителями. М., 2007
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей. М. , 2007.
- Курчинка Мэри Ш. Ребенок с «характером». СПб., 1996.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей? М., 1992.
- Лупан С. Поверь в свое дитя. М. 1993.
- Леви В.Л. Нестандартный ребенок. СПб., 1993.
- Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система сопровождения семей, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию
С чего начинается работа воспитателя с семьями в детском саду?Работа начинается со сбора данных о родителях воспитанников и составления социального паспорта группы. Для этого ему требуется информацион...
Пятишаговая программа "Помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию"
Материалы программы предназначены не только для дошкольников, но и детей школьного возраста. В программе освещаются пошаговые действия помощи детям оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации....
Воспитание этических навыков у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Многие видели по телевизору передачу, в которой воспитатель, директор детдома, избивал подростка. Воспитатель имеет звание заслуженного. Бывшие воспитанники стояли за директора и осуждали избитого под...
"Работа с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации"
Представлена презентация для социальных педагогов и воспитателей ДОУ, проходившая в рамках городского семинара " Социально-педагогическая работа по коррекции отклонений в поведении дошкольников, обусл...
Дополнительная программа по театрализованной деятельности для работы с воспитанниками, попавшими в трудную жизненную ситуацию "В гостях у сказки"
Дополнительная программа по театрализованной деятельности составлена с учетом запросов родителей и интересов ребенка, ориентирована на воспитанников и может быть реализована в работе педагога как с от...
Особенности работы педагога с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Презентация об особенностях работы с детьми в трудной жизненной ситуации...