Статья: "Творческое развитие несовершеннолетних,оказавшихся в трудной жизненной ситуации
статья по теме
Творческое развитие несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Раиса Владимировна
209-347-347
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»
М.Ю.Лермонтов «Осень»
Цели: учить выразительному чтению стихотворных произведений;
учить эмоционально передавать характер произведения при чтении вслух, используя голоса нужных интонаций, тона, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений;
учить понимать и видеть то, что хотел сказать автор в своем произведении;
знакомить со специальными литературными приемами – олицетворение;
учит видеть в произведении главную мысль, правильно отвечать на вопросы после чтения по анализу произведения;
воспитывать бережное отношение и любовь к русской природе и поэзии.
Оборудование: портреты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова;
пейзаж поздней осени;
картина «Летний луг»;
музыкальные произведения П.И.Чайковского «Осень» и Эд.Грига «Летнее утро».
Ход урока
- Орг. момент.
- Постановка целей урока.
Сегодняшний урок посвящается самым наблюдательным, внимательным и любознательным читателям. На этом уроке мы будем учиться передавать характер произведения, используя нужные интонации голоса; учиться понимать и видеть то, что хотели сказать авторы в своих произведениях.
Сегодня мы познакомимся с произведениями А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
(на доске портреты поэтов)
Мы узнаем о тайнах, которые скрываются в строках стихотворений, которые помогут нам правильно понять литературное произведение.
- Основная часть урока.
Работа над I частью стихотворения А.С.Пушкина.
(Чтение про себя).
- Обратите внимание на знаки препинания, стоящие в конце каждой строки. Что вы заметили?
У: После каждой строки стоят запятые, в конце – точка.
- Как будем читать эту часть стихотворения?
У: Читать будем медленно, вдумчиво.
(Чтение вслух)
- О каком времени года рассказывает поэт? (об осени)
- Найдите в тексте слова, которые указывают, о какой осени идет речь? (о поздней осени «стоял ноябрь уж у двора»)
- Радует ли героя-рассказчика поздняя осень? (не радует, он называет ее «скучная пора»)
- Найдите в тексте и прочитайте те строки, которые помогают нам представить, что происходит в лесах поздней осенью? («лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»)
- Что это значит? (деревья сбрасывают последние листья)
- Поэт стремится, чтобы мы не только увидели, но и услышали. Найдите фразу, которая заставляет нас прислушаться. («…с печальным шумом»)
- Какой это шум? (шорох листьев, шуршание сухих листьев под ногами)
- Найдите строки, где говориться о перелетных птицах. Что они делают? («Гусей крикливых караван тянулся к югу»)
- Что это значит? Что мы представляем? (птицы улетают на юг)
- Мы только видим это? (нет, мы еще слышим крики гусей)
- Как вы думаете, кричат они радостно или грустно? (грустно, они покидают родину, прощаются с родными местами)
- Вам не кажется, что мы приоткрыли тайну? Что хочет сказать поэт?
(На доске открывается запись)
1 тайна: Поэт хочет, чтобы мы не только видели картины осени, но и слышали ее звуки.
- Почитайте первую строку стихотворения («Уж небо осенью дышало»)
- Как вы это представляете? ( небо серое, затянутое тяжелыми облаками)
- Как поэт изображает осеннее небо? (как живое существо)
- Еще о каких признаках осени поэт говорит, как о живых существах? (солнышко блистало, леса обнажились, караван гусей тянулся)
- Этот прием в литературе называется олицетворением, когда неживым предметам приписываются свойства или качества живых существ.
- Как вы думаете, почему поэты часто пользуются приемом олицетворения? (чтобы показать живую жизнь природы)
(На доске открывается запись)
2 тайна: Поэт рассказывает об осени, о ее признаках, как о живых существах.
- 1 часть стихотворения – это впечатления, размышления или наблюдения автора? (впечатления)
Учитель читает стихотворение, дети мысленно рисуют разные картины к 1й части стихотворения, потом озвучивают свои воображаемые картины.
- Ребята, как вы думаете, какая музыка подойдет к этому стихотворению: тихая или громкая, быстрая или медленная, радостная или грустная? (тихая, медленная, грустная)
Звучит музыка П.И.Чайковского «Осень» (возможна смена картин поздней осени на слайдах во время звучания музыки)
- Читаем вторую часть стихотворения.
Чтение про себя. Обратите внимание на знаки препинания.
- Что вы заметили? (после многих строк стоит ; и – )
Чтение 2й части стихотворения по цепочке.
(На доске открывается надпись) Темно и холодно.
Тихо.
Голодно.
Страшно.
Пусто.
Тихо.
- Миша тоже читал 2ю часть стихотворения и записывал свои ощущения такими словами. Давайте расшифруем Мишину запись.
Какие строки стихотворения породили Мишино ощущение?
(Дети читают и соотносят строки стихотворения с Мишиными высказываниями)
- Вы согласны с Мишей?
Учитель читает вторую часть стихотворения под музыку, а дети мысленно рисуют картины.
- Какие картины вы «нарисовали» ко второй части?
- Вы нарисовали только осенние картины? (Нет. Картины луга, пастушка с коровами – это летний пейзаж)
- Как вы думаете, зачем автор пишет об этом? (Автор хочет, чтобы мы вспомнили то, что было летом, до наступления осени)
- Ребята, а вы сейчас приоткрыли еще одну тайну.
(На доске открывается запись)
3 тайна: Поэт хочет, чтобы мы видели не только картины осени, но и вспомнили, что было лето, на лужке паслись коровы, а потом их не стало
- А вот и летняя картина «Летний луг» ( на доске или экране)
- Какое у вас настроение, когда вы на нее смотрите? (Радостное, на картине цветущий луг, голубое небо, яркое солнышко)
- Ребята, как вы думаете, какая музыка подойдет к этой картине: тихая или громкая, быстрая или медленная, радостная или грустная? (радостная, быстрая, достаточно громкая)
Звучит музыка Эд.Грига «Летнее утро»
- В начале урока мы не могли ничего сказать о тайнах, которые скрываются в строках стихотворения. Давайте вспомним, какие тайны мы уже приоткрыли?...
- Сегодня мы познакомимся с еще одним литературным произведением. Это стихотворение М.Ю.Лермонтова «Осень». Сядьте удобнее, закройте глаза и послушайте стихотворение.
(Учитель читает стихотворение под музыку)
- А вам не кажется, что Лермонтов видит в осени многое из того, о чем писал Пушкин? Давайте прочитаем оба стихотворения и найдем общее в двух картинах осени.
(Дети читают и карандашом помечают общие признаки поздней осени в обоих стихотворениях)
Чтение перекличкой об общих признаках осени: о лесе, о поле, о тумане, о летней картине.
- Мы видим, что поэты писали об одинаковых картинах осени. А можно ли сказать, что стихотворения получились одинаковые? (Нет)
- Как поэты относились к поздней осени? Нравится ли им период поздней осени?
(Пушкин называет этот период «Скучной порой»,
Лермонтов видит «поникшие ели зелень мрачную хранят»)
- А общее впечатление складывается о стихотворениях?
- Поэты видят красоту в окружающей их природе, любят свою землю и стараются донести это до читателей, т.е. нас.
-Вот мы еще одну тайну приоткрыли. Чему нас учат поэты?
(На доске открывается запись)
4 тайна: Поэты учат нас видеть красоту в простом: в том, что нас окружает, и любить природу.
- Давайте прочтем эти стихотворения под музыку.
(чтение)
- Подведение итогов.
- Понравились вам стихотворения?
- Сколько нам приоткрылось тайн? Как вы думаете, почему они нам приоткрылись? (мы читали вдумчиво, работали над словами и предложениями)
- Давайте вспомним еще раз эти тайны.
- Сегодня вы хорошо поработали. Дома выучите наизусть одно из стихотворений (по выбору), подготовьте выразительное чтение другого.
- Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система сопровождения семей, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию
С чего начинается работа воспитателя с семьями в детском саду?Работа начинается со сбора данных о родителях воспитанников и составления социального паспорта группы. Для этого ему требуется информацион...
Пятишаговая программа "Помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию"
Материалы программы предназначены не только для дошкольников, но и детей школьного возраста. В программе освещаются пошаговые действия помощи детям оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации....
Воспитание этических навыков у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Многие видели по телевизору передачу, в которой воспитатель, директор детдома, избивал подростка. Воспитатель имеет звание заслуженного. Бывшие воспитанники стояли за директора и осуждали избитого под...
Работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
С каждым годом увеличивается число детей-сирот, а, следовательно, и приемных, опекаемых детей. Отсюда, одним из основных направлений нашей работы – адаптация таких детей к новым социальным услов...
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ «ДОРОГОЮ ДОБРА»
Программа направлена на развитие социальных умений, коммуникативной гибкости, создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное со...
Социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством народно-прикладного творчества в процессе освоения техники плетения из газетных трубочек
развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей через освоение различных художественных материалов и техник...
Предоставлении опыта социального обслуживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении на базе СПб ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом»
Эффективное взаимодействие законных представителей и родственников детей с Центром с выстраиванием новых технологий социального обслуживания выступает как средство успешной социализации личности...