Статья: "Творческое развитие несовершеннолетних,оказавшихся в трудной жизненной ситуации
статья по теме

Кожевникова Марина Николаевна

Творческое развитие несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Раиса Владимировна

209-347-347

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема:         А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»

        М.Ю.Лермонтов «Осень»

Цели:        учить выразительному чтению стихотворных произведений;

учить эмоционально передавать характер произведения при чтении вслух, используя голоса нужных интонаций, тона, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений;

учить понимать и видеть то, что хотел сказать автор в своем произведении;

знакомить со специальными литературными приемами – олицетворение;

учит видеть в произведении главную мысль, правильно отвечать на вопросы после чтения по анализу произведения;

воспитывать бережное отношение и любовь к русской природе и поэзии.

Оборудование:         портреты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова;

                                пейзаж поздней осени;

                        картина «Летний луг»;

музыкальные произведения П.И.Чайковского «Осень» и Эд.Грига «Летнее утро».

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Постановка целей урока.

Сегодняшний урок посвящается самым наблюдательным, внимательным и любознательным читателям. На этом уроке мы будем учиться передавать характер произведения, используя нужные интонации голоса; учиться понимать и видеть то, что хотели сказать авторы в своих произведениях.

        Сегодня мы познакомимся с произведениями А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

 (на доске портреты поэтов)

        Мы узнаем о тайнах, которые скрываются в строках стихотворений, которые помогут нам правильно понять литературное произведение.

  1. Основная часть урока.

Работа над I частью стихотворения А.С.Пушкина.

(Чтение про себя).

- Обратите внимание на знаки препинания, стоящие в конце каждой строки. Что вы заметили?

У: После каждой строки стоят запятые, в конце – точка.

- Как будем читать эту часть стихотворения?

У: Читать будем медленно, вдумчиво.

(Чтение вслух)

- О каком времени года рассказывает поэт? (об осени)

- Найдите в тексте слова, которые указывают, о какой осени идет речь? (о поздней осени «стоял ноябрь уж у двора»)

- Радует ли героя-рассказчика поздняя осень? (не радует, он называет ее «скучная пора»)

- Найдите в тексте и прочитайте те строки, которые помогают нам представить, что происходит в лесах поздней осенью? («лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»)

- Что это значит? (деревья сбрасывают последние листья)

- Поэт стремится, чтобы мы не только увидели, но и услышали. Найдите фразу, которая заставляет нас прислушаться. («…с печальным шумом»)

- Какой это шум? (шорох листьев, шуршание сухих листьев под ногами)

- Найдите строки, где говориться о перелетных птицах. Что они делают? («Гусей крикливых караван тянулся к югу»)

- Что это значит? Что мы представляем? (птицы улетают на юг)

- Мы только видим это? (нет, мы еще слышим крики гусей)

- Как вы думаете, кричат они радостно или грустно? (грустно, они покидают родину, прощаются с родными местами)

- Вам не кажется, что мы приоткрыли тайну? Что хочет сказать поэт?

(На доске открывается запись)

1 тайна: Поэт хочет, чтобы мы не только видели картины осени, но и слышали ее звуки.

- Почитайте первую строку стихотворения («Уж небо осенью дышало»)

- Как вы это представляете? ( небо серое, затянутое тяжелыми облаками)

- Как поэт изображает осеннее небо? (как живое существо)

- Еще о каких признаках осени поэт говорит, как о живых существах? (солнышко блистало, леса обнажились, караван гусей тянулся)

- Этот прием в литературе называется олицетворением, когда неживым предметам приписываются свойства или качества живых существ.

- Как вы думаете, почему поэты часто пользуются приемом олицетворения? (чтобы показать живую жизнь природы)

(На доске открывается запись)

2 тайна: Поэт рассказывает об осени, о ее признаках, как о живых существах.

- 1 часть стихотворения – это впечатления, размышления или наблюдения автора? (впечатления)

Учитель читает стихотворение, дети мысленно рисуют разные картины к 1й части стихотворения, потом озвучивают свои воображаемые картины.

- Ребята, как вы думаете, какая музыка подойдет к этому стихотворению: тихая или громкая, быстрая или медленная, радостная или грустная? (тихая, медленная, грустная)

Звучит музыка П.И.Чайковского «Осень» (возможна смена картин поздней осени на слайдах во время звучания музыки)

- Читаем вторую часть стихотворения.

Чтение про себя. Обратите внимание на знаки препинания.

- Что вы заметили? (после многих строк стоит ; и – )

Чтение 2й части стихотворения по цепочке.

(На доске открывается надпись)                Темно и холодно.

                                                        Тихо.

                                                        Голодно.

                                                        Страшно.

                                                        Пусто.

                                                        Тихо.

- Миша тоже читал 2ю часть стихотворения и записывал свои ощущения такими словами. Давайте расшифруем Мишину запись.

Какие строки стихотворения породили Мишино ощущение?

(Дети читают и соотносят строки стихотворения с Мишиными высказываниями)

- Вы согласны с Мишей?

Учитель читает вторую часть стихотворения под музыку, а дети мысленно рисуют картины.

- Какие картины вы «нарисовали» ко второй части?

- Вы нарисовали только осенние картины? (Нет. Картины луга, пастушка с коровами – это летний пейзаж)

- Как вы думаете, зачем автор пишет об этом? (Автор хочет, чтобы мы вспомнили то, что было летом, до наступления осени)

- Ребята, а вы сейчас приоткрыли еще одну тайну.

(На доске открывается запись)

3 тайна: Поэт хочет, чтобы мы видели не только картины осени, но и вспомнили, что было лето, на лужке паслись коровы, а потом их не стало

- А вот и летняя картина «Летний луг» ( на доске или экране)

- Какое у вас настроение, когда вы на нее смотрите? (Радостное, на картине цветущий луг, голубое небо, яркое солнышко)

- Ребята, как вы думаете, какая музыка подойдет к этой картине: тихая или громкая, быстрая или медленная, радостная или грустная? (радостная, быстрая, достаточно громкая)

Звучит музыка Эд.Грига «Летнее утро»

- В начале урока мы не могли ничего сказать о тайнах, которые скрываются в строках стихотворения. Давайте вспомним, какие тайны мы уже приоткрыли?...

- Сегодня мы познакомимся с еще одним литературным произведением. Это стихотворение М.Ю.Лермонтова «Осень». Сядьте удобнее, закройте глаза и послушайте стихотворение.

(Учитель читает стихотворение под музыку)

- А вам не кажется, что Лермонтов видит в осени многое из того, о чем писал Пушкин? Давайте прочитаем оба стихотворения и найдем общее в двух картинах осени.

(Дети читают и карандашом помечают общие признаки поздней осени в обоих стихотворениях)

Чтение перекличкой об общих признаках осени: о лесе, о поле, о тумане, о летней картине.

- Мы видим, что поэты писали об одинаковых картинах осени. А можно ли сказать, что стихотворения получились одинаковые? (Нет)

- Как поэты относились к поздней осени? Нравится ли им период поздней осени?

(Пушкин называет этот период «Скучной порой»,

Лермонтов видит «поникшие ели зелень мрачную хранят»)

- А общее впечатление складывается о стихотворениях?

- Поэты видят красоту в окружающей их природе, любят свою землю и стараются донести это до читателей, т.е. нас.

-Вот мы еще одну тайну приоткрыли. Чему нас учат поэты?

(На доске открывается запись)

4 тайна: Поэты учат нас видеть красоту в простом: в том, что нас окружает, и любить природу.

- Давайте прочтем эти стихотворения под музыку.

(чтение)

  1. Подведение итогов.

- Понравились вам стихотворения?

- Сколько нам приоткрылось тайн? Как вы думаете, почему они нам приоткрылись? (мы читали вдумчиво, работали над словами и предложениями)

- Давайте вспомним еще раз эти тайны.

- Сегодня вы хорошо поработали. Дома выучите наизусть одно из стихотворений (по выбору), подготовьте выразительное чтение другого.

- Урок закончен.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система сопровождения семей, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию

С чего начинается работа воспитателя с семьями в детском саду?Работа начинается со сбора данных о родителях воспитанников и составления социального паспорта группы. Для этого ему требуется информацион...

Пятишаговая программа "Помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию"

Материалы программы предназначены не только для дошкольников, но и детей школьного возраста. В программе освещаются пошаговые действия помощи детям оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации....

Воспитание этических навыков у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Многие видели по телевизору передачу, в которой воспитатель, директор детдома, избивал подростка. Воспитатель имеет звание заслуженного. Бывшие воспитанники стояли за директора и осуждали избитого под...

Работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

С каждым годом  увеличивается число детей-сирот, а, следовательно, и приемных, опекаемых детей. Отсюда, одним из основных направлений нашей работы – адаптация таких детей к новым социальным услов...

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ «ДОРОГОЮ ДОБРА»

Программа направлена на развитие социальных умений, коммуникативной гибкости, создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное со...

Социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством народно-прикладного творчества в процессе освоения техники плетения из газетных трубочек

развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей через освоение различных художественных материалов и техник...

Предоставлении опыта социального обслуживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении на базе СПб ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом»

Эффективное взаимодействие законных представителей и родственников детей с Центром с выстраиванием новых технологий социального обслуживания  выступает как средство успешной социализации личности...