Доклад на заседании методического объединения социальных педагогов «За и против» - обсуждение наиболее эффективных моделей взаимодействия с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации»
учебно-методический материал ( группа) по теме
В докладе мною представлена модель взаимодействия социально-педагогической службы ДОУ с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Также вынесены на обсуждение все возможные минусы в работе с данной категорией семей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_zasedanii_metodicheskogo_obedineniya_sotsialnyh_pedagogov.docx | 32.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на заседании методического объединения социальных педагогов
«За и против» - обсуждение наиболее эффективных моделей взаимодействия с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Цель:
- познакомить педагогов с алгоритмом работы социально-педагогической службы ДОУ по оказанию социально-педагогической помощи семьям, находящимся в ТЖС*,
- показать оптимальную модель взаимодействия с семьями, находящимися в ТЖС.
Трудная жизненная ситуация – понятие условное. Положение семьи в современном обществе, особенно молодой, нестабильно: отсутствие педагогических навыков, культуры общения с близкими людьми, стабильного заработка, жилья, образования – факторов много и внешних, и внутренних, но все они, так или иначе, влияют на благополучие в семье. А если возникает неблагоприятная обстановка в семье, страдают, прежде всего, дети.
В методических рекомендациях определены категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети-жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Все перечисленные категории детей и семей имеют право на предоставление им помощи со стороны государства и общества по преодолению сложившихся обстоятельств, а также на содействие в реализации и защите прав и законных интересов ребенка
Также названы категории семей, которые составляют группу риска, а именно: многодетные семьи, семьи, где дети воспитываются одинокими матерями, отцами; семьи беженцев, семьи бывших воспитанников интернатных учреждений и т.д. Это семьи, в которых высок риск возникновения трудной жизненной ситуации, с которой родители не могут справиться в одиночку. К сожалению, социальный педагог узнает о ситуации в семье тогда, когда, как правило, сформировалась социально опасная для ребенка обстановка. Как же диагностировать трудную жизненную ситуацию на первой стадии? Чем может помочь ДОУ семье, находящейся в ТЖС? Как действовать социальному педагогу, чтобы наладить контакт с семьей, помочь родителям справиться с трудностями и действовать в интересах ребенка? Попробуем ответить на эти вопросы.
В первую очередь нужно четко определить этапы работы с семьей.
Первый этап. Социально-педагогическая диагностика (знакомство с семьей,
ознакомление родителей с правилами детского сада и нормативно-правовыми актами, регулирующими работу ДОУ ).
В МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» г. Десногорска оформлением ребенка в детский сад, сбором документов на компенсацию, льготу по родительской плате занимается социальный педагог. Социально-педагогическая диагностика начинается со дня зачисления ребенка в детский сад и включает всестороннее изучение ребенка, сбор информации о психофизическом состоянии, условиях жизни, социальном окружении. Социальный педагог фиксирует не только события жизни дошкольника, но и его реакции на каждое жизненное обстоятельство. Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке помогают социальному педагогу сделать выводы, об особенностях детско-родительских отношений, о личностных особенностях ребенка и о стиле воспитания в семье.
Наивно рассчитывать, что на этом этапе родители будут делиться с социальным педагогом, совершенно посторонним человеком, своими проблемами, потому что они не видят в этом необходимости. Педагогу важно соблюдать чувство такта, не задавать лишних вопросов и, конечно, быть доброжелательным. На данном этапе родители заполняют форму «Социальный паспорт воспитанника» (Приложение 1). Развернутая анкета позволяет определить, к какой категории относится семья, в каких условиях живет ребенок, каково материальное положение семьи, образовательный уровень родителей и т.д.
После обработки полученной информации социальный педагог планирует индивидуальную работу с воспитанником: наблюдение в группе за всеми видами деятельности вновь прибывшего воспитанника (с 1 до 3 лет), беседа с воспитателем об особенностях детско-родительских отношений, об адаптации ребенка к условиям детского сада, индивидуальная беседа с воспитанником (с 4 до 7 лет). Протокол беседы с воспитанником (Приложение 2).
После проделанной работы информация, собранная социальным педагогом и предоставленная воспитателями, анализируется. Уже на первом этапе, после получения результатов диагностики можно сделать вывод: нужна ли семье помощь социального педагога или других специалистов ДОУ. Итак, позиция «ЗА»: всестороннее изучение семьи воспитанника, установление контакта с родителями. Позиция «ПРОТИВ»: навязывание собственного мнения педагога родителю, критика в адрес системы воспитания в семье. Если семья действительно соответствует критериям «находящаяся в ТЖС», далее мы переходим к следующему этапу.
Второй этап. Организационный (планирование работы, создание условий для внедрения плана работы с семьей, формирование установки на сотрудничество ДОУ и семьи).
На данном этапе планируется работа с семьей по индивидуальному плану работы: разрабатывается тематика консультаций, памяток для родителей, организуется участие родителей к жизни детского сада, посещение семьи. Также на данном этапе проводится заседание совета профилактики, на котором решается вопрос о постановки семьи на ВСК с целью патронажа, оказания социально-психолого-педагогической помощи семье и утверждается индивидуальный план работы с семьей, находящейся в ТЖС. Самое важное на данном этапе, мнение «ЗА»: при планировании работы социальный педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого родителя, воспитанника, особенности детско-родительских отношений, условия жизни семьи и потребности, актуален метод экспертной оценки (результаты наблюдений воспитателя за детско-родительскими отношениями). Мнение «ПРОТИВ»: обсуждение проблем семьи в присутствии посторонних, например, других родителей или педагогов.
Третий этап. Коммуникативно-коррекционный (совместная деятельность по схеме «педагог - ребенок - родитель», работа с педагогами).
На данном этапе педагогу необходимо завоевать доверие родителей, это не всегда сделать просто. Социальный педагог должен обладать не только даром убеждения, но и владеть приемами общения с людьми различных психологических типов, уметь выслушать, искренне сочувствовать. Для начала пригласите родителя на индивидуальную беседу. Обычно люди, попадающие в критическую ситуацию, например, потеря работы, жилья, развод задают себе вопрос: «Почему это случилось со мной?". Задача педагога сделать так, чтобы родитель, оказавшийся в сложной ситуации, действовал в интересах ребенка и для начала изменил вопрос, а именно: «Что я могу сделать, для того, чтобы справиться с трудностями?».
Что может сделать ДОУ, чтобы помочь семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации:
- предоставить льготу по родительской плате,
- оформить компенсацию,
- по личному ходатайству родителя или социального педагога, предоставить отсрочку внесения родительской платы, при этом обеспечить полноценный присмотр и уход за воспитанником, находящимся в ТЖС,
- организовать трудоустройство родителей,
- организовать консультации, совместные мероприятия,
- обратиться в Центр помощи семье и детям «Солнышко» с ходатайством об оказании помощи семье и т.д.
Итак, позитивные моменты, мнение «ЗА»: оказывая помощь родителям и детям в преодолении сложной ситуации, специалисты ДОУ должны построить взаимодействие на уровне сотрудничества ДОУ и семьи. Мнение «ПРОТИВ»: тотальный контроль деятельности родителей, нарушение личного пространства семьи, посещение на дому без видимой необходимости.
Четвертый этап. Отслеживание результата (анализ эффективности работы с семьей за определенный период с последующей ее коррекцией, контроль). На данном этапе проводится социальная диагностика с целью выявления улучшений в семье. Работа с семьей, находящейся в ТЖС, планируется на учебный год (при условии, если семья выявлена на начало учебного года). В начале второго полугодия на заседании совета профилактики социально-психологическая служба предоставляет результаты работы с семьей за 1 полугодие, намечаются перспективы в работе с семьей на 2 полугодие. В конце учебного года социальный педагог на заседании совета профилактики предоставляет комиссии анализ работы с семьей в ТЖС за прошедший учебный год. Если есть положительная динамика, например, улучшилось материальное положение семьи, наладились детско-родительские отношения, родители активно участвуют в жизни детского сада, погашена задолженность по родительской плате и т.д., вносится предложение о снятии семьи с ВСК. В случае, когда работа социально-психологической службы не принесла положительных результатов: нарушаются права ребенка в семье, родители не предпринимают никаких действий для улучшения условий жизни семьи, больше того, создана угроза жизни или здоровью ребенка, на совете профилактики принимается решение о постановки семьи на учет как находящейся в СОП*.
Позиция «ЗА»: при любом результате работы с семьей социальный педагог должен быть вежливым в общении с родителями, соблюдать этические нормы при посещении семьи. Карточка семьи должна отражать полную информацию о семье и работе, проведенной с семьей в течение периода, указанного в индивидуальном плане работы.
Позиция «ПРОТИВ»: критика в адрес родителей, популяризация негативного опыта работы с семьей.
* ТЖС – тяжелая жизненная ситуация;
* СОП – социально опасное положение.
Модель
взаимодействия социально-педагогическойслужбы с семьей, находящейся в ТЖС
Эта-пырабо-ты | Формы проведения | Методы проведения | Цель проведения | Сроки проведения |
Информационно-аналитический блок | ||||
Социальная-педагогическая диагностика Подготовительный | - знакомство с семьей, - ознакомление родителей с правилами детского сада и нормативно-правовыми актами, регулирующими работу ДОУ | - анкетирование, - беседы, - обработка результатов анкет, опросов, бесед, наблюдений, диагностик, | - определение характера воспитания в семье, типичных затруднений в воспитании детей - выявление уровня компетентности родителей - выявление проблемы - получение информации для последующей разработки содержания, форм и методов работы | Ежегодно |
Практический блок | ||||
Организационный | Планирование работы | -разработка индивидуального плана работы с семьей, - заседание совета профилактики, - утверждение индивидуального плана работы с семьей на заседании совета профилактики | - постановка семьи на ВСК, -выработка алгоритма работы с семьей по оказанию социальной и психолого-педагогической помощи | Постоянно |
- создание условий для внедрения плана работы с семьей | - беседы - консультации - родительские собрания - советы психолога - папки – передвижки - буклеты | - формирование положительного отношения у родителей к деятельности социально-психологической службы, - установление психологического контакта с родителями, оказавшимися в ТЖС | Постоянно | |
- формирование установки на сотрудничество ДОУ и семьи | - беседы, -заповеди для родителей, - наглядно-педагогическая агитация | - привлечение родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду | Постоянно | |
Коммуникативно-коррекционный | - совместная деятельность по схеме: «педагог -ребенок», «родитель-ребенок», «родитель – педагог» | - праздники, развлечения, - благотворитель-ныеакции, - посещение на дому, - консультации, - наблюдение за детьми в процессе всех видов деятельности в детском саду | - просветительская деятельность среди родителей, - повышение педагогической компетентности родителей с целью коррекции детско-родительских отношений, -оказание психологической и социально-педагогической помощи | Постоянно, согласно плану работы |
- работа с педагогами | - консультации, - постоянный обмен информацией, - беседы. | - повышение уровня профессионализма по взаимодействию с семьями, находящимися в ТЖС | Постоянно | |
Контрольно - оценочный блок | ||||
Отслеживание результата | -анализ эффективности работы с семьей за определенный периодс последующей ее коррекцией | - анкетирование, - опрос, - беседа, - наблюдения, - отчеты. | - выявление динамики в социальной обстановке семьи, находящейся в ТЖС, - выявление эффективности взаимодействия ДОУ и семьи | Согласно плану работы |
- контроль | - посещение семьи на дому, - индивидуальные беседы с родителями, детьми, воспитателями, - заседание совета профилактики | - анализработы ДОУ пооказанию социальной и психолого-педагогической помощисемье, находящейся в ТЖС, - снятие семьи с ВСК | Ежегодно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Работа с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации"
Представлена презентация для социальных педагогов и воспитателей ДОУ, проходившая в рамках городского семинара " Социально-педагогическая работа по коррекции отклонений в поведении дошкольников, обусл...
Психолого-педагогическое сопровождение семей,находящихся в трудной жизненной ситуации.
Консультация по рекомендациям по трудным семьям....
Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации
Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая г...
Программа "Социально педагогическое сопровождение семей находящихся в трудной жизненной ситуации"
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса....
Доклад «За и против» - обсуждение наиболее эффективных моделей взаимодействия с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Трудная жизненная ситуация – понятие условное. Положение семьи в современном обществе, особенно молодой, нестабильно: отсутствие педагогических навыков, культуры общения с близкими людьми, стаби...
Доклад «За и против» - обсуждение наиболее эффективных моделей взаимодействия с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Цель: - познакомить педагогов с алгоритмом работы социально-педагогической службы ДОУ по оказанию социально-педагогической помощи семьям, находящимся в ТЖС*,- показать оптимальную моде...
Доклад «За и против» - обсуждение наиболее эффективных моделей взаимодействия с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Доклад «За и против» - обсуждение наиболее эффективных моделей взаимодействия с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации»...