Педагогический проект "Волшебный мир звуков"
проект (старшая группа)
Проект «Волшебный мир звуков» был организован с детьми старшего дошкольного возраста, после выявления того, что большая часть воспитанников с интересом слушают музыку, но не знают какова природа возникновения звуков, и к какому природному явлению, предмету или музыкальному инструменту принадлежат эти звуки. Была выдвинута гипотеза о том, что процесс формирования представлений о звуках, которые складываются в музыку, станет успешным в том случае, если работа с детьми будет осуществляться в последовательности с использованием традиционных методов, приемов и техник и новых современных методик - методом экспериментирования со звуками. Музыкальные эксперименты являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности, развивают творческие способности ребенка и продуктивные формы мышления. Сфокусировав внимание в музыкально - художественной деятельности на поисковый, экспериментальный подход в воспитании детей, мы поможем им развиваться и духовно, и умственно.
По окончанию проекта воспитанники запомнили представления о звуках:
- природы (зимних, весенних, летних и осенних);
- голосах животных и птиц;
- звучании музыкальных инструментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_mir_zvukov_shmatovy.docx | 580.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100
(47545) 5-14-77 michskazka@yandex.ru / michskazka.68.edu.ru
ПРОЕКТ
«Волшебный мир звуков»
для детей старшей группы
от 5 до 6 лет
Авторы проекта:
Шматова Екатерина Руслановна,
воспитатель
Шматова Виктория Васильевна,
музыкальный руководитель
I квалификационная категория
Мичуринск – Наукоград
Мир звуков так многообразен, богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос:
Откуда звуки возникают, то слух наш всюду услаждают?
Пора задуматься всерьез…
Аннотация проекта
Проект «Волшебный мир звуков» был организован с детьми старшего дошкольного возраста, после выявления того, что большая часть воспитанников с интересом слушают музыку, но не знают какова природа возникновения звуков, и к какому природному явлению, предмету или музыкальному инструменту принадлежат эти звуки. Была выдвинута гипотеза о том, что процесс формирования представлений о звуках, которые складываются в музыку, станет успешным в том случае, если работа с детьми будет осуществляться в последовательности с использованием традиционных методов, приемов и техник и новых современных методик - методом экспериментирования со звуками. Музыкальные эксперименты являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности, развивают творческие способности ребенка и продуктивные формы мышления. Сфокусировав внимание в музыкально - художественной деятельности на поисковый, экспериментальный подход в воспитании детей, мы поможем им развиваться и духовно, и умственно.
По окончанию проекта воспитанники запомнили представления о звуках:
- природы (зимних, весенних, летних и осенних);
- голосах животных и птиц;
- звучании музыкальных инструментов.
Название проекта
«Волшебный мир звуков».
Актуальность
Во многих программах дошкольного образования выявлена необходимость формирования у детей ценностного отношения к окружающему миру посредством музыкального искусства. В данном случае, музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов, природы и миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Чтобы поддержать интерес дошкольников к восприятию музыки и показать им красоту звучащего мира, детям нужно самим попробовать создать этот звук. Для достижения этой цели становится необходимым создание условий для активного экспериментирования со звуками через собственное прикосновение - от удара, поглаживания, потряхивания предметов, с целью повышения интереса к музыкальному искусству, начиная с ознакомления образования звуков, до умения создавать собственные мелодии. Данное творчество даст толчок познавательной активности, развитию коммуникативных навыков и умений в совместной деятельности со сверстниками и родителями, что в дальнейшем поможет детям хорошо учиться в школе и успешно адаптироваться в социальном современном обществе.
Главной составляющей значимости реализации музыкально - экспериментальной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости на музыку и развитии музыкальных способностей детей есть повышение качества результата. Таким образом, сфокусировав внимание в музыкально - художественной деятельности на поисковый, экспериментальный подход в воспитании детей, что является стимулом приобретения знаний, расширения кругозора, мы помогаем им развиваться и духовно, и умственно.
Анализ ситуации
На практике получается так, что воспитанники группы, с одной стороны с интересом слушают музыку, но не имеют информации о понятии «звук» и не понимают природу происхождения и свойства звуков, с другой стороны не знают принадлежности звука к предмету или явлению. Обучая ребенка слышать звуки окружающего мира, мы так или иначе будем развивать у него умение эмоциональной отзывчивости на музыку. Дети будут знать, как звуки складываются в музыку, в песни (птиц, дождя, ветра, ручья, шуршания травы, жужжание жука), в слоги (слов, предложений, в целые рассказы и поэмы) Именно манипулирование и игра со звуками поможет детям совершить путешествие в удивительный мир звуков.
Данный проект способствует получению доступных возрасту знаний о природе возникновения звука, об устройстве музыкальных инструментов, позволит детям применить полученные знания на практике – при изготовлении самодельных музыкальных инструментов своими руками. В рамках проекта дети узнают много нового звукового и музыкального материала, что обогатит их багаж знаний и будет способствовать развитию интеллектуального и чувственного познания, а также при совместном творчестве укрепятся отношения детей и родителей. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Экспериментируя со звуками, ребенок начнет по-иному воспринимать окружающий мир, научится разбираться в свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности. Все это будет способствовать развитию интереса к музыкальному искусству в целом.
Постановка проблемы
Что такое звуки?
Как они получились?
Почему их так много?
Как звуки складываются в музыку?
Как создать самим музыку?
Цель проекта:
Развитие у дошкольников интереса к музыкальному искусству и звучащему миру в целом, ознакомление с образованием звуков, умение создавать собственные мелодии через экспериментальную деятельность со звуками (природы, музыки и речи).
Задачи проекта:
Для детей:
- Узнать, как появляется звук.
- Узнать, почему звуки бывают разные.
- Узнать, как устроены некоторые музыкальные инструменты.
- Научиться делать музыкально - шумовые инструменты и играть на них.
- Слушать и смотреть, как играют на разных музыкальных инструментах ребята и преподаватели Детской музыкальной школы №1 г. Мичуринска.
Для педагога:
- Создать условия, обеспечивающие реализацию проекта.
- Развивать у детей интерес к музыкальному искусству, через экспериментирование со звуками.
- Помочь детям выяснить причины возникновения звуков, уметь находить им применение, побуждать детей вслушиваться в окружающий нас мир звуков.
- Способствовать развитию у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников.
- Знакомить детей с музыкальными инструментами и шумовыми инструментами из природного материала, их звучанием и особенностями.
- Развивать навыки исследовательской деятельности в процессе экспериментирования совместно с родителями.
- Привлечь родителей к созданию самодельных шумовых инструментов и с помощью игр – экспериментов активизировать их на совместных мероприятиях.
- Развивать мыслительные способности, умение анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать полученные в ходе исследования и экспериментирования знания.
- Привлечь к деятельности социальных партнеров, расширить возможности сотрудничества, активизируя посещение концертов, конкурсов, принимать в них активное участие.
Для родителей:
- Включаться в образовательную деятельность детского сада путем участия в совместной с детьми деятельности по проекту.
- Принять участие в изготовлении музыкально - шумовых инструментов из бросового материала.
Для социальных партнеров:
- Пропагандировать деятельность Детской музыкальной школы №1 г. Мичуринска, развивать интерес и желание научиться игре на музыкальном инструменте у будущих потенциальных учащихся музыкальных школ.
Тип проекта
По составу участников: групповой
По виду: музыкально – исследовательский
По срокам реализации: долгосрочный (девять месяцев)
Участники проекта
Дети старшей группы от 5-ти до 6-ти лет, музыкальный руководитель, воспитатель, родители, социальные партнеры.
Сроки реализации
Сентябрь - май.
Методы: наглядный, словесный, слуховой, игровой и практический (экспериментирование).
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- В ходе занятий у воспитанников повысится эмоциональная отзывчивость на музыку (радость, восторг, грусть, печаль).
- Дети с большим интересом будут уметь экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии.
- В процессе экспериментов дети узнают современные музыкальные технические средства и научатся ими пользоваться.
- Дошкольники научатся изготавливать простейшие шумовые музыкальные инструменты своими руками: погремушки, барабаны, свистульки и т.д.
- У детей закрепиться навык игры на простейших шумовых музыкальных инструментах.
Для родителей:
- Родители будут принимать активное участие в жизни группы: в изготовлении шумовых музыкальных инструментов, в выставках, концертах; научаться использовать музыку в жизни ребенка так, чтобы она служила во благо, а не во вред.
Для социальных партнеров:
- Участие педагогов Детской музыкальной школы в совместных мероприятиях с детским садом, в целях выявления и поддержки творчески одаренных детей (экскурсии, мастер-классы для педагогов и воспитанников ДОУ, участие педагогов Мичуринской детской музыкальной школы им. С.В. Рахманинова в конкурсах в качестве жюри).
- Агитация детей для набора учащихся в Детскую музыкальную школу №1 г. Мичуринска.
Этапы проекта
I этап – подготовительно - организационный
Содержание | Сроки | |
Подготовительный этап | ||
| Сентябрь | |
Организационный этап | ||
| Сентябрь - октябрь |
II этап – Основной
Содержание | Сроки и тематика |
| Сентябрь Тема: «Знакомство со звуками» |
| Октябрь Тема: «Усиление звука» |
| Ноябрь Тема: «Звуки природы» |
| Декабрь Тема: «Деревянные звуки» |
| Январь Тема: «Высокие и низкие звуки» |
| Февраль Тема: «Звуки животных и птиц» |
/изготовление родителями атрибутов, подготовка номеров/. | Март Тема: «Технические средства» |
| Апрель Тема: «Звук и вода» |
| Май Тема: «Шумовые и музыкальные звуки» |
III этап - Заключительный
- Обработка результатов по реализации проекта.
- Итоговое мероприятие «Музыкальное путешествие в волшебный мир звуков».
- Организация и проведение концерта «Нам этот мир завещано беречь» для детей младших и средних групп, сотрудников детского сада.
Продукты проекта:
- Выставка нестандартных шумовых музыкальных инструментов.
- Разработка папки – передвижки: «Какую музыку нужно слушать детям», «Где живет эхо?».
- Создание картотеки экспериментов (Приложение 6).
- Создание презентации: «Музыкальные инструменты оркестра», «Угадай инструмент по звучанию музыки?».
- Оформление стенда совместных рисунков детей и родителей «Любимая мелодия».
- Изготовление лэпбука «Звуки вокруг нас».
- Создание наглядного примера распространения звуковой волны: макет «Как мы слышим»;
- Обобщение опыта работы, презентация проекта;
- Презентация CD диска со звуками природы, животных и музыкальных инструментов.
Оценка результатов проекта
Использовалась методика обследования слухового восприятия дошкольников (автор Цветкова Л.С) у детей 6-го года жизни:
- Методика «Что звучит?»
- Методика «Угадай, чей звук»
Описание достигнутых результатов
Основываясь собственными наблюдениями, могу отметить, что использование в проекте разных видов деятельности не только обогатил у дошкольников их представления о звуке, но и в достаточной мере усилил интерес детей к музыке, к творчеству. Дети имеют большое желание продолжить обучение музыки в музыкальной школе.
Благодаря экспериментированию и интегрированию разных видов деятельности на занятиях, дети не только воспринимают музыкальное произведение на слух, но и определяют характер, средства музыкальной выразительности, знают композитора, определяют звучащие музыкальные инструменты. Воспитанники заинтересованы в поисках новых звуков, ассоциаций с ними, умеют изготавливать простейшие музыкальные инструменты из бросового материала (погремушки, барабаны, свистульки).
Воспитанники познакомились с большим репертуаром песен, музыкальных сказок, знают музыкальные инструменты, кто и как на них играет. Дети умеют классифицировать различные звуки: природы, музыки и речи.
Главным критерием в оценке результатов данного проекта – это возникший у них интерес к музыкальному искусству, стремление каждого из них к самостоятельной музыкальной деятельности, к совершенствованию своих навыков.
Таким образом, в течение учебного года, воспитанники участвовали во Всероссийском конкурсе «Векториада» в номинации «вокальное искусство», где стали победителями первой и второй степени, в областном фестивале «Юные таланты за безопасность», где так же заняли первое место. Так же, дети постоянно принимают участие в муниципальном этапе областного конкурса одаренных детей систем дошкольного и дополнительного образования детей «Искорки Тамбовщины».
В результате совместной работы, повысилась заинтересованность и участие родителей в жизни группы: в изготовлении шумовых музыкальных инструментов, в выставках, концертах. Положительным результатом является выступление детей на концертах для сотрудников ДОУ и детей младшего дошкольного возраста:
- «День Матери» для родителей и сотрудников.
- «Международный женский день» для родителей и сотрудников.
- «День семьи» для родителей и сотрудников.
Совместно с родителями были изготовлен стенд рисунков детей «Любимая мелодия», а также организована выставка самодельных инструментов «Музыкально - шумовые инструменты».
Степень участия родителей в проекте
более 85% родителей - активное участие;
более 15% родителей - эпизодическое участие;
менее 0 % родителей - не приняли участие.
Обеспечение проекта
Методическая литература:
- Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс», 1998
- Все обо всем. Мир вокруг нас / Пер. с англ. Ю. Р. Соколова. — М., 2000.
- Идом X., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой— М., 1999.10
- Метелина Н. О. «Слушай во все уши (опыты со звуком)». - М., 1996.
- Рыжова Н. «Знакомим детей с музыкой»// Дошкольное воспитание, №6, 1998.
- Музыка современных композиторов и классиков.
- Детская экспериментальная деятельность Г.П. Тунгушина, А.Е.Чистякова Санкт-Петербург 2008
- Т.Н. Девятова образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник» М., «Линка - пресс» 2006 г.;
- Используемые интернет ресурсы
- http://ds6-chebarkul.jimdo.com/
- Е. Поплянова «А мы на уроке – играем» М., «Новая школа» 1994 г.;
- С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина «Музыка и движение» М., «Просвещение» 1983 г.
- Музофон – «Звуки окружающего мира»
- Н.В. Тарасова «Давай послушаем. Игры на развитие слухового восприятия»- М., 2014.
Детская художественная литература:
- Аркадий Клёнов «Там, где Музыка живет», Педагогика, 1985г.
- Галина Левашова «Рассказы из музыкальной шкатулки», М. Детская литература, 1975г.
- Аркадий Клёнов «Секрет Страдивари», Музыка, 1989г.
- Клара Р. Хитц «Петер в стране музыкальных инструментов», Музыка, 1965г.
Перспектива развития проекта
Продолжение работы с детьми по формированию устойчивого интереса к музыкальному искусству, с использованием разнообразных методов и приемов, различных форм учебно-познавательного процесса.
Выпуск методического пособия, статьи по теме реализованного проекта, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения опыта; расширение форм работы с детьми и родителями; дальнейшее укрепление материально-технической базы группы; обобщение опыта работы на городском уровне.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Тема «Знакомство со звуками»
Занятие – эксперимент «Знакомство с определением «Звук»»
Цель: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.
Оборудование: Линейки, альбомы тетради карандаши, гитара, звуковая запись с шумом воды, улицы, пение птиц, жужжание насекомых, можно использовать картину со звуками льющейся воды и пением птиц.
Описание: Игра «Что звучит?» - педагог предлагает детям закрыть глаза, и послушать звуки. Дети слушают и говорят, какие звуки они слышат (ответы детей: детские голоса на улице, шум льющейся воды, пение птиц…)
Вопрос педагога: Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук?
Детям предлагается изобразить голосом; как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.) Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)
Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями.
Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать? (Ответы детей).
(Дети зарисовывают представление о звуке в виде волн в альбомах и предмет - помощник линейку. Во время рисования звучит музыка Ф. Шопена)
Тема «Усиление звука»
Занятие - эксперимент «Как усилить звук?»
Цель: Формирование умения у детей использовать технические средства для усиления звука.
Оборудование: Музыкальный центр и микрофон
Описание: Игра «Узнай по голосу» Музыкальный руководитель предлагает водящему сесть спиной к детям закрыть глаза, а сама осторожно подносит одному из играющих микрофон. После игры задает вопрос водящему ребенку: Как ты считаешь, кто помог Катюше так громко позвать тебя? Ответ: Микрофон помог голосу Катюши стать громким.
Предлагает детям прочитать в микрофон стихи и спеть песни.
Тема «Громкие и тихие звуки»
Занятие - эксперимент «Как сделать громким звук при помощи предметов - помощников»
Цель: Формирование умения у детей усиливать звук при помощи предметов - помощников: микрофона, динамика и умения определять, в каком месте комнаты звук очень громкий, какую лучше слушать музыку и где лучше находится во время громкого звучания музыки (например, во время праздника).
Предметы-помощники: Микрофон и динамик.
Роль Домисольки играет Воспитатель.
Описание: Педагог: Мы тихонечко сидим и готовим уши.
Потому что мы хотим, научится слушать.
Сейчас перед вами выступит Домисолька (или другой герой). Она расскажет вам стихотворение. (Домисолька начинает рассказывать стихотворение, но вдруг голос её становится все тише и тише).
Педагог: Дети, как жаль, что Домисолька не может рассказать такое интересное стихотворение, что же делать? (Варианты ответов детей)
Педагог: Дети, у Домисольки голос стал очень тихим, надо ей помочь. Только как это сделать? У нас есть предметы - помощники, усиливающие звук. Это микрофон и динамик (демонстрирует). Давайте покажем Домисольке, как пользоваться предметами - помощниками.
(После этого дети рассказывают стихи в микрофон, учат Домисольку пользоваться данным предметом - помощником. Затем Домисолька рассказывает стихотворение, пользуясь микрофоном, и благодарит детей за помощь. Предлагает послушать веселую песенку В. Шаинского «Вместе весело шагать». Дети слушают, вдруг Домисолька усиливает звук).
Педагог: Домисолька, музыка звучит очень громко. Нашим ушкам не очень нравится громкий звук.
Домисолька: А давайте поищем самый тихий уголок в группе, где музыка не такая громкая.
(Дети ходят по группе и находят в стороне от динамиков «тихий уголок»)
Дети: Отсюда звук не такой громкий.
Домисолька: Почему, давайте посмотрим, откуда слышится самый громкий звук?
Дети: из динамика
Домисолька: а где музыка звучит тише?
Дети: Подальше и в стороне от динамиков.
Домисолька: Значит, если вы пришли, например, на какой-нибудь праздник и слышится очень громкая музыка, которая так не нравится нашим ушкам, где нужно ее слушать?
Дети: Нужно стоять подальше от динамиков, чтобы не навредить нашим ушкам.(Снова включается музыка, дети самостоятельно регулируют звук).
Тема «Самодельные шумовые инструменты»
Занятие - эксперимент «Пуговички и нитки»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что и пуговички могут быть шумовым музыкальным инструментом и научить создавать из них свой шумовой музыкальный инструмент.
Оборудование: Пуговицы, нитки, рогатки.
Описание: Музыкальный руководитель показывает детям красивую коробочку, которая, если её потрясти, издаёт необычное шуршание. С помощью волшебных слов дети открывают коробочку, находят там разноцветные пуговички и нитки. Педагог предлагает детям сделать свои музыкальные инструменты из пуговиц и ниток. В заключение занятия, дети вместе с музыкальным руководителем играют на созданных шумовых инструментах под русскую народную мелодию.
Тема «Деревянные звуки»
Занятие – эксперимент «Дерево и стуки»
Цель: Формирование умения выявлять причину возникновения стука.
Оборудование: Деревянные брусочки, кубики, деревянные палочки; фонограмма звучания леса.
Описание: Дети входят в музыкальный зал и видят на столиках деревянные бруски, кубики.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети, приглашаю вас, отправится в лес за новыми звуками.
(Договариваются на чем поедут. Слышатся звуки леса: шум деревьев, голоса птиц, журчание ручья).
Педагог: Ну, вот мы с вами и в лесу.
(рассматривают картину «В лесу»; слышится стук дятла)
Педагог: Кто это так необычно стучит?
Дети: Дятел.
Педагог: А как он это делает?
Дети: Он стучит носиком по дереву.
Педагог: Мы уже знаем, что звуки возникают с помощью звуковой волны. А как возникают стуки, мы сейчас проверим. Перед вами находятся деревянные кубики и брусочки. Давайте попробуем найти стук.
(Дети стучат брусочками и кубиками).
Вывод: При ударе кубика о кубик появляется звуковая волна и слышится стук. (Педагог спрашивает детей, можно ли стуки использовать в музыке? Предлагает детям отстучать кубиками предложенный им ритм. Дети простукивают ритм. Затем звучит народная плясовая мелодия, дети снова отстукивают ритм, предложенный педагогом).
Приложение 2
МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОДИТЕЛЬСКИЙ УГОЛОК
«ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕТСКИЕ ЗВУЧАЩИЕ ИГРУШКИ
И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
«Музыкальные инструменты для маленького ребенка – символ музыки тот, кто играет на нём – почти волшебник»
Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить себе без игрушек и разнообразных развлечений. Но на самом деле – игра, это не просто веселое времяпрепровождение малышей, а основное средство для познания мира и развития ребенка. Именно игровой процесс формирует и развивает творческие способности детей, учит его выражать свои чувства, познавать самого себя и т.д. В этом смысле очень полезны детские игрушки музыкальной направленности.
Музыка необходима малышам не только для формирования его эмоционального воспитания, но и для развития слухового аппарата и творческого мышления.
Музыка, и в частности музыкальные игрушки, позволяют детям учиться чувствовать разницу между тембром, высотой звука, его тональностью и т.д. Родители могут вместе со своим чадом слушать классические музыкальные произведения, танцевать зажигательные танцы или даже устроить настоящий концерт с помощью детских инструментов.
Музыкальные инструменты для детей с самого юного возраста позволяют формировать их слуховой аппарат, тренировать двигательные навыки и даже развивать образное мышление. Действительно, как это ни странно, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, ведь именно чувство ритма и формируют музыкальные инструменты.
У маленьких детей, как правило, внимание неустойчивое, поэтому он любит заниматься только тем, что ему особенно интересно. Поэтому на занятиях музыке многие преподаватели совмещают разные принципы обучения, добавляя в учебный процесс музыкальные игры, танцы под зажигательные композиции и т.д. Кроме того, постоянное привлечение музыкального игрового материала позволяет делать занятия более эффективными, ведь дети намного лучше учатся, играя, да и информация так запоминается гораздо быстрее.
Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят и любят играть на них, так как с помощью музыкальных инструментов они осуществляют свою вдохновенную деятельность.
Обеспечьте малыша разнообразными детскими музыкальными инструментами, научите его играть с ними. Малыши так любят греметь маракасами и кастаньетами, ударять в бубен или барабан, дуть в дудку.
Не забудьте о таких русских народных инструментах, как трещотка, колотушка и свистулька. А уж ксилофон или металлофон обязательно станет одной из любимых игрушек для Вашего малыша. Дети очень любят металлофон. Маленькие музыканты с удовольствием отстукивают на металлофоне мелодию любимой песенки.
Учите малыша различать звучание музыкальных инструментов. Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета (например, бубен и колокольчик), потрясите их перед глазами малыша, потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и опять погремите ими. Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет суть вопроса, тогда ответьте сами. Постепенно увеличивайте количество предметов (например, до пяти) и усложняйте задачу - подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук.
Используя пианино или синтезатор, можно сыграть и в такую игру. Пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на клавиши несколько раз, попросите малыша отвернуться и нажмите одну из клавиш - пусть угадает. Обязательно слушайте с ребенком музыкальные записи: классическую музыку, звуки природы. Маршируйте под веселые марши, кружитесь под звуки вальса. Можете комментировать ритм мелодии, называть автора и музыкальное произведение.
Музыкальные инструменты можно не только приобрести в магазине, но и сделать их своими рукам. Сделав своими руками такие звучащие игрушки-погремушки, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместные инсценирования и музицирование.
Дети, которые были замкнутые, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей.
Зародившийся в детстве интерес к игре на музыкальном инструменте, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, Ваш малыш вырастет чутким к прекрасному, развитым человеком. Дерзайте и творите вместе с детьми!
Музыкальные игрушки
Так детьми любимы!
Развивают детский слух
Всем необходимы.
Дудки, бубны, барабаны,
Кастаньеты, ксилофон -
Музыка, музыка -
Звучит со всех сторон
Приложение 3
КАРТОТЕКА ШУМОВЫХ ОЗВУЧЕННЫХ СКАЗОК
«Теремок»
Стоит в поле теремок.
БУБЕН
Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
КОЛОКОЛЬЧИК
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает
—Терем-теремок! Кто в тереме живет?
УДАРЫ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ
—Я, мышка-норушка! А ты кто?
КОЛОКОЛЬЧИК
—А я лягушка-квакушка
ЛОЖКИ
Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
КОЛОКОЛЬЧИК
Бежит мимо зайчик-побегайчик остановился и спрашивает:
—Терем-теремок! Кто в тереме живет?
ТРЕУГОЛЬНИК
—Я, мышка-норушка
КОЛОКОЛЬЧИК
—А я лягушка-квакушка
—А ты кто?
ЛОЖКИ
—А я зайчик-побегайчик.
ТРЕУГОЛЬНИК
—Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
ТРЕУГОЛЬНИК
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет?
ШУРШАЛОЧКА
—Я, мышка-норушка
КОЛОКОЛЬЧИК
—А я лягушка-квакушка
ЛОЖКИ
—А я зайчик - побегайчик — А ты кто?
ТРЕУГОЛЬНИК
—А я лисичка-сестричка— иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
ШУРШАЛОЧКА
Прибежал волчок - серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
—Терем-теремок! Кто в тереме живет?
ШУМЕЛОЧКА
—Я, мышка-норушка
КОЛОКОЛЬЧИК
—А я лягушка-квакушка
ЛОЖКИ
—А я зайчик - побегайчик
ТРЕУГОЛЬНИК
—А я лисичка-сестричка
—А ты кто?
ШУРШАЛОЧКА
—А я волчок - серый бочок.
ШУМЕЛОЧКА
—Иди к нам жить! Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
МЕТАЛЛОФОН
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
УДАРЫ ПО БАРАБАНУ
—Я, мышка-норушка.
КОЛОКОЛЬЧИК
—А я лягушка-квакушка
ЛОЖКИ
—А я зайчик - побегайчик
ТРЕУГОЛЬНИК
—А я лисичка-сестричка
ШУРШАЛОЧКА
—А я волчок - серый бочок.— А ты кто?
ШУМЕЛОЧКА
—А я медведь косолапый
БАРАБАН
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:— А я лучше у вас на крыше буду жить.
МЯТЬ БУМАГУ
Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился
Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок — все целы и невредимы.
КОЛОКОЛЬЧИК, ЛОЖКИ, ТРЕУГОЛЬНИК, ШУРШАЛОЧКА, ШУМЕЛОЧКА
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего построили!!
РАСЧЁСКОЙ ПО КРАЮ СТОЛА
МЕТАЛЛОФОН
«Репка»
Жил-был дед с бабкой да внучка
БУБЕН
И были у них собака Жучка, кошка Муська и мышка-норушка.
ПОГРЕМУШКА, ТРЕУГОЛЬНИК, КОЛОКОЛЬЧИК
Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая — рук не хватит обхватить!
МЕТАЛЛОФОН
Стал дед репку из земли тащить: тянет - потянет, вытянуть не может.
МЯТЬ БУМАГУ
Позвал дед на помощь бабку.
ШУМЕЛОЧКА,
.Бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут, вытянуть не могут.
УДАР ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ
Позвала бабка внучку
ШУРШАЛОЧКА
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут, вытянуть не могут.
3 раза УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ
Кликнула внучка Жучку.
ПОГРЕМУШКА
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут, вытянуть не могут.
4 раза УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ
Кликнула Жучка кошку.
ТРЕУГОЛЬНИК
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут, вытянуть не могут
5 раз УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ
Кликнула Муська мышку.
КОЛОКОЛЬЧИК
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут — вытащили репку.
6 раз УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ, МЕТАЛЛОФОН
«Курочка Ряба»
Жили- были Дед да Баба
МЕТАЛЛОФОН
Да была у них курочка Ряба:
«Кудах-тах, тах,
Кудах-тах,тах»
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
Снесла курочка яичко,
Да не простое, а золотое.
УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ
Дед бил, бил - не разбил
ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ
Баба била, била -не разбила.
ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ
Мышка бежала,
КОЛОКОЛЬЧИК
Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось
ШУРШАЛОЧКА
УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ
Плачет дед,
Плачет Баба,
ТРЕУГОЛЬНИК
А курочка кудахчет:
«Кудах - тах, тах,
Кудах - тах, та
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
Не плачь, Дед,
Не плачь, Баба!
УДАР ЛОЖКАМИ
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое, а простое!
ПРОВЕСТИ ПО МЕТЕЛЛОФОНУ
Приложение 4
ОЗВУЧИВАНИЕ СТИХОВ
«Большие ноги»
Большие ноги
Шли по дороге:
То-о-п, то-о-п, то-о-п.
То-о-п, то-о-п, то-о-п.
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!
Топ-топ-топ-топ-топ!
ТРЕУГОЛЬНИК
«Мышка, мышка, как живёшь?»
Мышка: Мышка, Мышка, как живёшь?
Мышка, Мышка, что грызёшь?
БАРАБАН
Мышка: Я живу прекрасно,
КОЛОКОЛЬЧИК
У меня с собою книжка,
ШУРШАЛОЧКА
Зубки чешутся с утра,
Книжку мне погрызть пора.
РАСЧЕСКОЙ ПО БУМАГЕ
Мишка: Ну, какая ты глупышка!
Не для этого нам книжка
ШУРШАЛОЧКА
Книжки надо ведь читать,
Их нельзя ни грызть, ни рвать.
ШЕЛЕСТ БУМАГОЙ
Мишка: Я могу тебе помочь:
Погрызи сухарик, Мышка,
Будет целой твоя книжка
РАСЧЁСКОЙ ПО ДЕРЕВЯННОМУ БРУСОЧКУ
«Идёт коза рогатая…»
Идет коза рогатая, ШУМЕЛОЧКА
Идет коза богатая: ПОГРЕМУШКА
Ножками топ, топ! БАРАБАН
Глазками: хлоп! хлоп! ТРЕУГОЛЬНИК
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет, УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ
Того забодает, забодает. ПРОВЕСТИ ПО МЕТАЛЛОФОНУ
Приложение 5
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЕЙ
Цель игр, приведенных ниже, - открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.
«Кто что услышит?»
Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.
Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.
Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.
«Угадай, что делать»
Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.
Оборудование: Бубен, два флажка.
Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.
Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.
«Кто внимательный?»
Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.
Ход: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:
- Возьми мишку и посади в машину.
- Возьми мишку из машины.
- Посади в машину куклу.
- Покатай куклу машине.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.
«Где позвонили?»
Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: Колокольчик.
Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
«Угадай, на чем играю»
Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.
Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.
Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
1. «Цветик - семицветик». (Детям предлагается изобразить с помощью шумовых инструментов звуки: грома, дождя, шелест листьев, звук молотка, барабана, шум морской волны, скрип снега (можно использовать другие варианты).
2. «Оркестр» (Под музыку надо бежать по кругу, с её окончанием взять только музыкальные инструменты (или только шумовые).
3. «Громкие и тихие звоночки» (импровизация на музыкальных инструментах)
4. «Что лишнее» (Детям раздаются карточки. Они должны определить, какой вид деятельности на карточке лишний).
Приложение 6
КАРТОТЕКА ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Звуки вокруг нас.
1. А.Гогоберидзе «Посидим, помолчим, послушаем».
2. Аудиозапись «На бабушкином дворе», «Пение соловья», « Гуси», «Кузнечики», «Улетают журавли», «Котик мурлычет», «Осенний дождик».
3. Слушание песни «Песенка дождя» А.Соболевой.
Акцентирование внимания детей на многообразии окружающих нас звуков, побуждение творчески мыслить и формирование умения рассуждать об услышанном. Воспитание слуховой сосредоточенности, внимательности, эмоциональной отзывчивости.
Звучащее дерево
Деревянные кубики, карандаши, коробочки разных размеров, деревянная посуда, шишки, ритмические кубики. Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон, рубель.
1. Беседа-демонстрация «Деревянные звуки».
2. Аудиозапись «Ложкари».
3. Дидактическая игра «На чем играет кукла Катя» Н.Кононовой.
4. Игра «Бусинки» Т. Тютюнниковой.
5. Игра «Хомячок» А.Соболевой.
Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых деревянными предметами.
Развитие чувства ритма, творческих и исполнительских навыков.
Учить различать тембры разных деревянных инструментов.
Развитие чувства ритма, внимательности, эмоциональной отзывчивости, укрепление чувства коллектива.
Погремушки
Погремушки, маракасы, погремушки из подручных материалов ( баночек из-под йогурта, коробочек из киндер-сюрприза, пластиковых бутылочек, жестяных коробок и консервных банок и.т.д.) с использованием разных наполнителей: крупы, гороха, фасоли, камушков, песка и.т.д.)
1. Беседа-демонстрация «Такие разные погремушки».
2. Игра «Хохотушки - тарахтушки» Т. Тютюнниковой.
3. Ритмический аккомпанемент к русским народным песням «Ах вы, сени», «Светит месяц».
4. Дидактическая игра «Найди щенка» Н.Кононовой (вместо пения используется игра на погремушках).
Продемонстрировать разное звучание разных погремушек.
Развитие ритмического слуха, внимательности, слуховой концентрации,
исполнительских навыков, желания творить, импровизировать.
Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникативных качеств, укрепление чувства коллектива.
Бумажный карнавал
Бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадь, гофре, упаковочная; целлофан и полиэтилен, бумажные бабочки и.т.д.
1. Беседа-демонстрация «Шуршащее королевство»
2. Игры «Бумажное шествие», «Шуршащее приветствие» Т. Тютюнниковой.
3. «Танец бумажных бабочек».
Познакомить с шуршащими звуками и предметами, их издающими, развивать тонкости тембрового слуха.
Развитие творческого мышления и навыков свободной импровизации.
Развитие ритмического чувства, двигательно-слуховой координации, эмоциональной отзывчивости.
Звуки дружат
Использование всех вышеперечисленных атрибутов и музыкальных инструментов.
1. «Солнышко - золотое донышко» (песенка-игра) Т. Тютюнниковой (муз А.Соболевой).
2. Звуковые иллюстрации стихов: «Зарядка» В. Данько, «Утренние звуки» Э. Фарджен, «Весна» Г.Сапгира».
3. «Мышиная история» Е.Железновой.
4. Песни «Лунный кораблик» Т. Тютюнниковой, «Звездный вальс» А.Филиппенко.
Обобщение пройденного материала, развитие тонкостей тембрового слуха, ритмического чувства, навыков элементарного музицирования, желания и способности познавать, исследовать, творить, импровизировать, развитие коммуникативных качеств, уверенности в своих силах и возможностях, укрепление чувства коллектива.
Приложение 7
РЕПЕРТУАР ПЕСЕН
- «Весёлые нотки» Ю Чичков, Я. Халецкий
- «Весёлые музыканты» р.н.м, сл. Г. Олейник
- «Светит солнышко для всех» А. Ермолов, В. Орлов
- Песенка «Дождик озорной» Юрченко
- «С днем рожденья!» группы «Барбарики»
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
- Э. Григ «Утро»
- Р. Шуман «Форель»
- М.П. Мусоргский «Увертюра из оперы «Садко»
- В.А. Моцарт «Колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»
- Ф. Ж. Госсек «Гавот»
- П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
- М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»
- Чайковского «Новая кукла» и «Болезнь куклы»
Приложение 8
Методика исследования слухового восприятия
(автор Л.С. Цветкова) у детей 6-го года жизни
1.Методика «Что звучит?»
Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия неречевых звуков на примере звучащих игрушек.
Оборудование: ширма, звучащие игрушки (погремушка, бубен, колокольчик, барабан, молоточек).
Инструкция: «Теперь послушай и скажи, какая игрушка звучала. Назови ее».
Обработка результатов:
5 баллов - самостоятельный правильный ответ без ошибок, ребенок назвал все услышанные звуки;
3-4 балла - ребенок допустил 1-2 ошибки;
0-2 балла - ребенок допустил больше 3 ошибок.
Выводы об уровне развития:
5 баллов - высокий уровень;
3-4 балла - средний уровень;
0-2 балла - низкий уровень.
2.Методика «Угадай, чей звук»
Цель: определение слухового восприятия на этапе звукоподражаний.
Оборудование: картинки с изображением животных (кошка, корова, собака), молотка, барабана.
Инструкция: «Послушай внимательно и угадай, чей звук».
Обработка результатов:
5 баллов - самостоятельный правильный ответ без ошибок, ребенок назвал все услышанные звуки;
3-4 балла - ребенок допустил 1-2 ошибки;
0-2 балла - ребенок допустил больше 3 ошибок.
Выводы об уровне развития:
5 баллов - высокий уровень;
3-4 балла - средний уровень;
0-2 балла - низкий уровень.
Анализ результатов исследования слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста
В ходе проведения исследования были получены следующие результаты.
При выполнении задания 1 «Что звучит?», целью которого было определить степень восприятия неречевых звуков, уровень слухового восприятия у детей составил 4,15 балла.
Результаты определения уровня развития слухового восприятия неречевых звуков по методике «Что звучит?»
Уровни | % |
Высокий | 40 |
Средний | 55 |
Низкий | 5 |
При выполнении задания 2 «Угадай, чей звук», целью которого было определить степень восприятия речевых звуков на этапе звукоподражания, уровень слухового восприятия у детей составил 4,6 балла.
Результаты определения уровня развития слухового восприятия по методике «Угадай, чей звук»
Уровни | % |
Высокий | 60 |
Средний | 40 |
Низкий | 0 |
Выводы:
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Познание ребенком окружающего мира становится возможным благодаря совершенствованию системы восприятия. Слуховое восприятие - умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности.
Слуховое восприятие играет ведущую роль в осуществлении общения ребенка с окружающим миром и является одним из основных условий развития интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Царство звуков»
Педагогический проект, направленный на развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения....
Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков.
презентация для педагогов ДОУ....
Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного разв...
Педагогический проект "Лаборатория звука"
Проект предназначен для детей подготовительной группы.и способствует развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...
Конкурс. Педагогический проект "Калейдоскоп звуков"
Проект "Калейдоскоп звуков" направлен на формирование интереса к истории возникновения музыкальных инструментов....
Музыкально-педагогический проект "Радуга звуков"
Пояснительная записка Почему проводя музыкальные занятия, следует уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкально...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «От звука к букве»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«От звука к букве» имеет социально-педагогическую направленность направленность и реализуется в рамках модели «…&ra...