Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков
рабочая программа на тему
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного развития устной речи. Кохлеарный имплант (КИ) заменяет только погибшие рецепторы улитки, которые преобразуют звуки в электрические импульсы, передаваемые слуховому нерву, а по нему - в слуховые центры мозга. Поэтому, чтобы ребенок с КИ мог понимать речь и говорить необходима педагогическая реабилитация.
Программа по реабилитации предназначена для развития слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации, рассчитана примерно на 2-3 года обучения, одно занятие сурдопедагога в день пятидневной рабочей недели. Возраст ребенка примерно от 3 до 6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа с имплантированными детьми | 31.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом
по развитию восприятия речи и окружающих звуков
Пояснительная записка.
Развитие сурдопедагогики и технический прогресс создают условия для совершенствования специальной коррекционно-педагогической помощи глухим детям раннего и дошкольного возраста. Принципиальное значение для её совершенствования имеет разработка и внедрение в практику работы системы развития слухового восприятия и устной речи при использовании кохлеарного имплантирования, которое является адекватной коррекцией слуха даже при больших потерях слуха.
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного развития устной речи. Кохлеарный имплант (КИ) заменяет только погибшие рецепторы улитки, которые преобразуют звуки в электрические импульсы, передаваемые слуховому нерву, а по нему - в слуховые центры мозга. Поэтому, чтобы ребенок с КИ мог понимать речь и говорить необходима педагогическая реабилитация.
Программа предназначена для развития слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации, рассчитана примерно на 2-3 года обучения, одно занятие сурдопедагога в день пятидневной рабочей недели. Возраст ребенка примерно 3-6 лет.
Цель программы слухоречевого тренинга: развитие слухового восприятия с КИ до уровня, приближенного к нормальному восприятию. Это значит научить ребенка узнавать окружающие звуки, различать и узнавать звуки речи, слова и предложения.
Основные задачи:
- научить ребенка находить соответствие между слуховыми образами слов и неречевых звуков, передаваемых КИ, с теми, которые хранятся в его памяти (накопленные до потери слуха или с помощью СА),
- научить ребенка выделять в новых образах звуков речи акустические кореляты дифференцированных признаков фонем «гласный — согласный», «звонкость — глухость», место и способ образования и др. Умение узнавать отдельные звуки речи и делать это быстро необходимо для хорошей разборчивости речи при восприятии на слух, а для детей это является основой овладения новыми словами,
- накопить в памяти ребенка новые слуховые образы звуков речи, слов, фраз, звуков окружающей среды, передаваемых КИ.
Принципы тренировки слухового восприятия с кохлеарным имплантом (по И.В. Королевой)
- развитие слухового восприятия с помощью кохлеарного импланта (КИ) начинается с простых заданий, переходя последовательно к более сложным
- правильный подбор уровеня сложности упражнений для тренировки (чуть выше уровня возможности ребенка),
- ребенок должен услышать звук несколько раз, чтобы успеть запомнить и проанализировать его, поэтому каждый звук должен повторяться педагогом несколько раз в медленном темпе,
- ребенок должен сам несколько раз произнести звук, внимательно прислушиваясь к его звучанию,
- занятие всегда должно заканчиваться заданием, которое ребенок уже хорошо выполняет.
Содержание программы
Литература
1. Жукова Н.С. Букварь:учебное пособие — М.: Эксмо, 2011.
2. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом/ Науч. ред. проф. И.В. Королева. - СПб:Умная Маша, 2010.
3. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей/ И.В. КоролеваСПб.:Умная Маша, 2010.
4. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами.4-е издание, дополненное/ И.В Королева. - СПб.:СПб НИИуха, горла, носа и речи, 2006.
5. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие / И.В. Королева. СПб.: КАРО, 2009.
6. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие / И.В. Королева — Спб.: Спб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.
7.Силберг Д. 125 развивающих игр для детей от 1 до 3 / Пер с англ. - Минск: Поппури, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом
Особенности развития слухового восприятия у детей, перенесших операцию по вживлению кохлеарного импланта....
Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у ребенка с нарушенным слухом. Как работать с ребенком с кохлеарным имплантом (КИ).
Развитие слухового восприятия у ребенка с КИ. Использование кохлеарного импланта....
«Особый ребенок» (инклюзия ребенка с кохлеарным имплантом)
Стандарты современного образования диктуют нам необходимость включения детей с ОВЗ в образовательные институты всех уровней: создается доступная среда, уделяется внимание воспитанию толерантного отнош...
"Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с кохлеарным имплантом"
Цель презентации - помочь педагогам в работе по реабилитации детей, после установки кохлеарного аппарата. Работу с ребенком необходимо выстраивать поэтапно. В занятия, должны быть включены игровы...
Консультация для родителей «Ребенок с кохлеарным имплантом»
Когда ребенок начинает слышатьс кохлеарным имплантом? После подключения речевого процессора КИ человек слышит звуки и речь, но не узнает их, он не поним...
Консультация "Развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом"
«Слух – это восприятие, но овладение речью не сводится к ее восприятию. Ведь слова, фразы должны быть наполнены своим содержанием, и «живут» они только в том случ...
Ребенок с кохлеарным имплантом. Особенности общения с ним.
Ребенок после кохлеарной имплантации - какой он? Взаимодействие с таким ребенком. Особенности общения....