Картотека словесно-дидактических и настольно-печатных игр к русским народным сказкам: «Заяц-хваста», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Хаврошечка».
картотека (старшая группа)

Афанасьева Оксана Абударовна

В процессе игр решаются следующие задачи:

  1. Дети учатся отгадывать героев сказки по описанию, видеть целостный образ в отдельных частях, находить в сказочном волшебном предмете аналог, подбирать определения, использовать условные заместители (символы) реальных предметов, составлять рассказ по картинке.
  2. Развивается внимание, наглядное и образное мышление, память, интеллектуальные способности, наблюдательность, сообразительность, смекалка, связная речь, звуковая культура речи, расширяется и активизируется словарный запас детей.
  3. Воспитывается и прививается любовь к книге, к русским народным сказкам, умение внимательно  слушать друг друга, понятно выражать свои мысли, умение творить и фантазировать, поддерживать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_k_skazkam.odt10.66 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека словесно-дидактических и настольно-печатных игр к русским народным сказкам: «Заяц-хваста», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Хаврошечка».

В процессе игр решаются следующие задачи:

  1. Дети учатся отгадывать героев сказки по описанию, видеть целостный образ в отдельных частях, находить в сказочном волшебном предмете аналог, подбирать определения, использовать условные заместители (символы) реальных предметов, составлять рассказ по картинке.
  2. Развивается внимание, наглядное и образное мышление, память, интеллектуальные способности, наблюдательность, сообразительность, смекалка, связная речь, звуковая культура речи, расширяется и активизируется словарный запас детей.
  3. Воспитывается и прививается любовь к книге, к русским народным сказкам, умение внимательно  слушать друг друга, понятно выражать свои мысли, умение творить и фантазировать, поддерживать дружеские взаимоотношения в коллективе.

«Отгадай-ка»

Цель: учить детей отгадывать сказку по словам-повторам,использовать их в пересказе сказки.

- Спи, глазок, спи, другой. (сказка «Хаврошечка»)

- Стань передо мной, как лист перед травой. (сказка «Сивка-бурка»)

- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. (сказка «Заяц-хваста»)

- Ложись-ка спать-почивать; утро вечера мудренее! (сказка «Царевна-лягушка»)

- Прыг-скок, прыг-скок, я-масленый бок. (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»)

«Телеграмма»

Цель: развивать интеллектуальные способности.

  • Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила почтальона. Он передал мне телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Давайте ему поможем.

- Всё хорошо. Мой конь доскокал до окна и я получил заветный перстень.

                                                                                                (Иванушка-дурачок)

- Спасите. Лиса откусила мне масленый бок.                    (блин масленый)                                                            

- Папа, моя стрела попала в грязное болото. Женюсь на лягушке.

                                                                                                 (Иван-царевич)

- Вы не поверите, но я спас ворону от собак.                     (заяц-хваста)

- Помогите, мою коровушку резать хотят.                          (Хаврошечка)

«Расколдуй сказку»

Цель: развивать умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов.

   Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал героев из сказки: зайца в овал, лягушку в круг, корову в прямоугольник, коня в треугольник, воробья в круг.

   Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками (геометрическими фигурами) белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает заколдованных животных и предлагает детям назвать их.

«Узнай по описанию»

Цель: развивать умение внимательно слушать друг друга, понятно выражать свои мысли.

   Воспитатель или ребёнок подробно описывают героев сказок, а остальные внимательно слушают и отгадывают.

  • Угадайте, из какой сказки этот герой. Маленький, серенький, с маленьким хвостиком, длинными ушами, любит хвастаться. (заяц-хваста)
  • Бедная сиротка, молчаливая, добрая, очень трудолюбивая: и ткёт, и прядёт, и прибирает. (Хаврошечка)
  • Круглый, румяный, на сметане мешан, масленый бок, окунётся в горшок — вот и щи жирны. (блин масленый)
  • Когда он бежит — земля дрожит, из ушей у него дым столбом валит, а из ноздрей пламя пышет. (Сивка-бурка)
  • Такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать. А была холодная, зелёная, скольская. (Царевна-лягушка)

«Расскажи как можно больше о герои сказки»

Цель: развивать связную речь, умение подбирать определения, расширять словарный запас.

   Проводится по сказке, которая изучается в данный момент. Ведущий берёт фигурку сказочного героя из театра на фланелеграфе и описывает его.

- Молоденькая, худенькая девушка. Она очень добрая, трудолюбивая, всё о чём её просят выполняет безропотно, любит свою рябую коровку. За её хороший, покладистый характер яблонька веточки к ней приклонила. Хаврошечка достала яблочко, угостила им доброго молодца и вышла за него замуж.

   Дети или повторяют рассказ ведущего, или рассказывают о герое самостоятельно. Играющие используют фигурки всех героев сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: "Рассказывание русской народной сказки "Заяц - хваста"

Цель: Познакомить с новой сказкой. Закреплять умение рассказывать сказку близко к тексту с помощью схемы.На занятии воспитатель вместе с детьми вспоминают знакомые сказки. Затем воспитатель вместе с д...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ.ТЕМА : РАССКАЗЫВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЗАЯЦ – ХВАСТА»

Совершенствовать общую моторикуЗакрепить знания детей о том, как зимуют дикие животныеПознакомить детей с новыми словами «гумно»,  «хвастун», «храбрец»Ввести в активный словарь детей существитель...

Конспект НОД по коммуникации в старшей группе на тему «Чтение русской народной сказки «Заяц – хваста».

Непосредственно образовательная деятельность на тему "Чтение русской народной сказки "Заяц - хваста" проводится в старшей группе. Целью НОД является знакомство детей с русской народной сказкой "З...

Конспект НОД по коммуникации в средней группе на тему «Чтение русской народной сказки «Заяц–хваста».

Разучивание  с детьми словесной игры «Заинька», изготовление персонажей настольного театра к сказке из втулок из рулонов туалетной бумаги,  проведение бесед на нравственные темы....