Образовательный проект с детьми II младшей группы «Огород на подоконнике»
проект (младшая группа)

 Новрузова Нурида Илхам кызы

Образовательный проект с детьми II младшей группы

«Огород на подоконнике»

 

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

 

Актуальность Проекта:

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник.  Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о условиях необходимых для их роста.

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.

Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

 

Цель:

- формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

 

Задачи Проекта:

  • Формировать у детей представления о росте и потребности растений. Дать наглядное представление о необходимости света, тепла и влаги для их роста.
  • Развивать интерес к развитию и росту растений, наблюдательность и любознательность.
  • Формировать представления о структуре трудового процесса. Развивать интерес к посадке растений (лук), посеву семян (петрушки, укропа, салата, редиса, пшеницы).
  • Развивать умение узнавать и называть части растения.
  • Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
  • Формировать чувство ответственности при уходе за растениями: вовремя полить, рыхлить почву.
  • Способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.

 

Проект включает в себя три этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной (исследовательский).
  3. Заключительный.

 

Значимость Проекта для всех его участников:

Дети получают знания по уходу за культурными огородными растениями, формируются представления о структуре трудового процесса. Дети узнают и называют части растения.

Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки), в оформлении огорода на подоконнике.

 

Предполагаемый результат Проекта:

Создав огород на подоконнике, мы вырастим лук, укроп и другие овощные культуры. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.

 

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.

Срок реализации проекта: февраль-март (краткосрочный).

 

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

1. Подготовительный

 

Содержание деятельности воспитателя и детей:

- определение темы Проекта;

- формулировка цели и определение задач;

- беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

- подборка материала по теме Проекта (литература, наглядный материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки);

- составление плана основного этапа Проекта.

 

Работа с родителями:

- беседа с родителями о предстоящей работе;

- подготовка семян и луковиц;

 

2. Основной (исследовательский)

 

Содержание деятельности воспитателя и детей:

  • беседа с детьми познавательного характера
  • рассматривание и сравнение семян (редис, укроп, салат, петрушка, пшеница).
  • посадка: лук, редис, укроп, салат, петрушка;
  • посев: пшеница.
  • исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

- подготовка почвы;

- отбор хороших семян от плохих;

- знакомство с моделью трудового процесса;

- посадка;

- установка на светлое место;

- полив;

- рыхление.

- оформление огорода на окне;

- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;

- знакомство с моделью строения растения;

- опыт - наблюдение за ростом лука в разных условиях (вода, почва).

 

Работа с родителями:

  • беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
  • помощь родителей в оформлении «мини – огорода»;
  • памятка для родителей «Лук от всех недуг»;
  • подборка литературы про овощи с участием родителей;

 

 

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы:

• «Что такое огород и что на нём растёт»,

• «Что такое «Огород на окне»,

• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,

• «Семена».

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

• «Строение растений»,

• «Рост и развитие растений»,

• «Вода и росток»,

• «Солнце и росток»,

3. Практическая деятельность:

• Отбор и посадка лука

* Посев семян укропа, редиса, салата, петрушки, пшеницы.

• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

4. Игровая деятельность:

• Дидактические игры: «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Четвертый - лишний»;

Подвижные игры: «Съедобное – несъедобное», «Репка», «Посади и собери урожай», «Уберём урожай овощей» и др.

• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».

• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».

• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

5. Художественно - творческая деятельность детей.

• Раскрашивание картинок (редис).

• Лепка «Овощи большие и маленькие»

• Рисование «Лук от всех недуг».

6. Речевое развитие.

• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».

• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».

• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

7. Оформление альбома

«Наш лук от всех недуг».

 

  1. Заключительный

 

Содержание деятельности воспитателя и детей:

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы);
  • Представление опыта;
  • Презентация Проекта «Огород на окне».

Работа с родителями:

Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август.

 

Полученный результат:

  • Дети познакомились с культурными растениями.
  • У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
  • В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания и умения (условия для роста растений).
  • Узнали все о пользе овощей и о бережном отношении к своему здоровью. Закрепили полезные привычки для здоровья человека.
  • Дети увидели многообразие посевного материала.
  • Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  • В группе был создан огород на окне.
  • Дети стали более уважительно относиться к труду.
  • Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике».

 

Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

 

 

Автор проекта:

Воспитатель: Новрузова Н. И.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский проект для детей 2 младшей группы «Огород на подоконнике»

Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать. Полученные знания. Развивает творческие способности и коммуникативные навыки....

Образовательный проект с детьми 2 младшей группы «Огород на окне»

Образовательный проект с детьми 2 младшей группы «Огород на окне»Проблема:- Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о не...

Экологический проект для первой младшей группы Проект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино".

Экологический проект для первой младшей группыПроект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино"....

познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"

познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"...

Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Огород на подоконнике"

Формирование у детей интереса к опытно- исследовательской деятельности по выращиванию огородных растений в комнатных условиях....

Экологический проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"

Проект  «Огород на подоконнике» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязи в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконни...

Познавательно-исследовательский проект для детей первой младшей группы "Огород на подоконнике-вот какой у нас лучок !"

Познавательно-исследовательский проект для детей первой младшей группы "Огород на подоконнике-вот какой у нас лучок"...