Экологический проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Проект  «Огород на подоконнике» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязи в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Файл ekologicheskiy_proekt_ogorod_na_podokonnike.docx 38.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ромашка» деревни «Новая Деревня»

Липецкого муниципального района

Экологический проект для детей II младшей группы
«Огород на подоконнике»

Воспитатель:

Тюрина Г.А.

2023г.

Оглавление.

#1042;ведение. #1043;лавы работы. #1054;сновная часть #1054;бзор литературы. Вывод. #1054;сновные этапы и направления реализации цели проекта. Выводы #1052;ероприятия по реализации проекта #1056;абочий план реализации проекта #1047;аключение. #1054;сновные результаты работы. #1044;альнейшие перспективы развития проекта. #1057;писок литературы и интернет источников #1055;риложения.

  1. Введение.

Тип проекта: познавательно-исследовательский..

Вид проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: февраль

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Целевая группа: дети второй младшей группы, педагоги, родители.

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Интеграция в образовательные области: речевое развитее, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Актуальность проекта: Проблемы экологии в числе первых забот жителей земли. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Китайская пословиц гласит: «Расскажи-и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации. Получать такую информацию самостоятельно ребёнок сможет, если в группе оформить « Огород на подоконнике», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Во время бесед с детьми выяснилось, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы дети знают слабо. Проект «Огород на подоконнике» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязи в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.

Цель проекта: Формировать познавательный интерес через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.

Задачи проекта:

Образовательные:

-создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей;

-расширять представления детей о растениях, овощах и сенсорные эталоны;

- формировать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы;
- учить называть растение и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена;

-формировать умение наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы;

-обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами .

-закреплять новые знания с опорой на жизнь.

Развивающие:

-развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес;

- развивать познавательный интерес к миру природы, к исследовательской деятельности, желание познать новое;

- продолжать развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления о природном мире;

- воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам труда;-воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями;

воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природному миру;

- укрепить детско-родительское взаимодействие путем совместных мероприятий.

Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

  • Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных растений.
  • Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных культур.
  • Презентация проекта «Огород на подоконнике».

Продолжительность проекта: 1месяц

Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

Методы и приёмы:

-Наглядный: плакаты, сюжетные картинки, муляжи овощей.

-Словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, пословицы и поговорки.

- Практический: посадка семян лука, полив, рыхление почвы.

- наблюдения: наблюдения за прорастанием семян лука, гороха, фасоли, огурца, редиса, укропа.

- игровые методы и игра.

Предполагаемые результаты: Из семечка, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

#1043;лавы работы Основная часть

#1054;бзор литературы

#1042;оронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!», Санкт-Петербург: 2001 г.51 с.

#1044;оронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре», Москва: 1992г.84 с.

3. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.

#1050;арпухина Н.А. «Программная разработка образовательных областей «Познание» «Социализация» «Физическая культура» во второй младшей группе детского сада» Воронеж: 2013г.30 с.

5. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.

#1050;омарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», Москва:1991г.13 с.

#1053;иколаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников», Москва: 2000г. 52 с.

8. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.

#1055;ешкова Н.В. «Берегите родную природу!» Тамбов: 2013г.124 с.

10. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.

#1048;нтернет-ресурсы.

Выводы: Изучив литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что везде красной нитью проходит поддержка и развитие познавательной активности детей, что всё, что связано с природой и экологией интересно детям. Авторы предлагают разный по форме и содержанию материал по экологическому образованию детей. Очень важным они считают формирование у детей умения правильно вести себя в природе. Все предлагаемые формы совместной деятельности педагога с детьми сопровождаются беседой с опорой на чувственный опыт детей, вопросами познавательного характера, подводящими диалогами, в которых дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. Детям нравится узнавать о выращивании растений и принимать участие в этом. Формы экологического образования детей разработаны с учётом принципов деятельностного метода обучения, который предполагает деятельность самих детей в условиях проблемной ситуации, свободную творческую активность детей в сотрудничестве со взрослым, стимулирование инициативы и самостоятельности детей.

#1054;сновные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап.

Деятельность педагога:

  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  • Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

  • Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

  • Сбор необходимого материала для создания огорода.
  • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Вывод:

-Выявили уровень знаний детей о растениях;

-Собрали необходимый материал и разработали конспекты ОД;

-Разработали комплексно-тематический план работы по теме проекта.

Основной этап.

Практическая работа.

Деятельность педагога:

  • Беседа с детьми познавательного характера.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме.
  • Подготовка информации для родительских уголков.
  • Организация конкурсов, развлечений, выставок.
  • Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».

Деятельность детей:

  • Посадка семян в землю.
  • Уход за растениями.
  • Выполнение заданий и самостоятельных наблюдений.
  • Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.
  • Игровая, двигательная деятельность.
  • Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

  • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
  • Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
  • Работа с дневником наблюдения.

  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
  • Труд в огороде.

Вывод:

Дети получили навык посадки семян в землю.

Малыши наблюдали за ростом растений, фиксировали в дневнике наблюдений, проводили опыты, эксперименты, делали выводы . В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картинки. С детьми были проведены ОД по экологическому и художественно-эстетическому развитию, дидактические и настольные игры.

Заключительный этап.

Подведение итогов.

Деятельность педагога:

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
  • Презентация проекта.
  • Представление опыта.

Деятельность детей:

  • Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
  • Участие в презентации проекта «Огород на окошке»

Распространение опыта.

  • Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.
  • Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.

Вывод:

У детей сформирован познавательный интерес к выращиванию и уходу за овощными культурами на подоконнике. Дети узнают и называют овощные растения по внешнему виду. С удовольствием наблюдают за ростом овощных культур, делают простые выводы, ухаживают за растениями, радуются полученным результатам. Дети прибрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор, научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру. Все участники проекта ( дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

#1052;ероприятия по реализации проекта

1. Беседы:

Что такое «Огород на подоконнике»,

«Чем полезен лук»,

«Растения – это жизнь»,

«Семена»,

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

  • «Строение растений»,
  • «Рост и развитие растений»,
  • «Земля, какая она?»,
  • «Вода и росток»,
  • «Солнце и росток»,
  • «Хитрые семена»,

3. Практическая деятельность и трудовые поручения:

  • Отбор и посев семян.
  • Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».

4. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Огород на окне», «Сажаем для бабушки семена для рассады », «Первые всходы», «Магазин фруктов и овощей».

5. Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
  • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
  • Рассматривание различных семян.

6. Художественно-творческая деятельность детей.

  • Раскрашивание картинок «В огороде я росту»

Рисование «Огурцы и лук»

  • Лепка «Овощи большие и маленькие»,
  • Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»

7. Речь и речевое общение.

  • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
  • Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
  • Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
  • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

8. Заполнение дневника наблюдений.

9. Оформление альбома «Наш зелёный огород».

10. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».

Ресурсное обеспечение.

1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологический уголок.

3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.

4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.

Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства.

Рабочий план реализации проекта Этапы реализации проекта

№ Этапа

Содержание деятельности

Срок реализации

Ответственные

за выполнение

#1055;одготовительный

  1. Определение цели и задач проекта.
  2. Сбор методической,,художественной литературы для детей по данной теме.
  3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
  4. Подбор наглядного материала, оборудования, закупка посадочного материала и земли.

4. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)

#1055;одборка подвижных, дидактических игр, весёлых вопросов и упражнений по теме.

7. Разработка комплексно - тематического плана работы

8. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»

#1047;адание родителям.

#1044;иагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме проекта.

Февраль

1 неделя

Педагоги

группы

2) Основной

1. Рассматривание семян овощей (укропа, огурца, гороха, фасоли), посадка семян и лука.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

  • подготовка почвы,посадка, полив, рыхление;
  • оформление огорода на окне;
  • наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматриванием и фиксацией в рисунках и схемах.

3. Отражение результата

через художественно-творческую деятельность.

Февраль

2,3 неделя

Педагоги

группы

3) Заключительный

1. Анализ полученных результатов.

2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».

3. Презентация проекта «Огород на подоконнике» .

4. Выставка творческих работ, выполненных с детьми совместно с родителями.

5.

4 неделя

Педагоги

группы

#1047;аключение.

В процессе работы над проектом у дошкольников сформировались знания о том, как растут растения. Дети познакомились с художественной литературой о растениях: поговорки, стихи, потешки, загадки. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принесли детям удовлетворение, осознание собственных возможностей. У детей расширился словарный запас. Родители приняли активное участие в реализации проекта. Сформировался взаимный интерес у детей и родителей к совместной деятельности.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений. Развитие проекта и обновление материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи.

Механизм мониторинга и оценки результатов проекта

Для понимания результатов нашей практической работы мы провели диагностику по изучению интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания растений в «огороде на подоконнике». Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики мы заносили в таблицу. Качество основных показателей мы оценивали по трём уровням: высокий, средний, низкий. За итоговый уровень брали средний результат качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Волшебница вода" (вторая младшая группа)

Этот материал пригодится для воспитателей ДОУ....

"Времена года" экологический проект для детей второй младшей группы.

Экологическому воспитанию детей в раннем возрасте уделяется мало внимания. К трем годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических представлений. Не сформировано пре...

Экологический проект для детей второй младшей группе «Птицы - наши пернатые друзья»

Про      П       Проект направлен на воспитание интереса детей к нашим пернатым друзьям - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.х...

познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"

познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"...

Экологический проект для детей средней группы: «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»

Экологический проект для детей средней группы:«ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»...

Экологический проект «Зимушка-зима». Вторая младшая группа.

    Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания ...