Экологический проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект «Огород на подоконнике» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязи в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Файл ekologicheskiy_proekt_ogorod_na_podokonnike.docx | 38.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ромашка» деревни «Новая Деревня»
Липецкого муниципального района
Экологический проект для детей II младшей группы
«Огород на подоконнике»
Воспитатель:
Тюрина Г.А.
2023г.
Оглавление.
#1042;ведение. #1043;лавы работы. #1054;сновная часть #1054;бзор литературы. Вывод. #1054;сновные этапы и направления реализации цели проекта. Выводы #1052;ероприятия по реализации проекта #1056;абочий план реализации проекта #1047;аключение. #1054;сновные результаты работы. #1044;альнейшие перспективы развития проекта. #1057;писок литературы и интернет источников #1055;риложения.
- Введение.
Тип проекта: познавательно-исследовательский..
Вид проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: февраль
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Целевая группа: дети второй младшей группы, педагоги, родители.
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Интеграция в образовательные области: речевое развитее, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Актуальность проекта: Проблемы экологии в числе первых забот жителей земли. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Китайская пословиц гласит: «Расскажи-и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации. Получать такую информацию самостоятельно ребёнок сможет, если в группе оформить « Огород на подоконнике», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
Во время бесед с детьми выяснилось, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы дети знают слабо. Проект «Огород на подоконнике» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязи в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.
Цель проекта: Формировать познавательный интерес через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.
Задачи проекта:
Образовательные:
-создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей;
-расширять представления детей о растениях, овощах и сенсорные эталоны;
- формировать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы;
- учить называть растение и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена;
-формировать умение наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы;
-обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами .
-закреплять новые знания с опорой на жизнь.
Развивающие:
-развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес;
- развивать познавательный интерес к миру природы, к исследовательской деятельности, желание познать новое;
- продолжать развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления о природном мире;
- воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам труда;-воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями;
воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природному миру;
- укрепить детско-родительское взаимодействие путем совместных мероприятий.
Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
- Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных растений.
- Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных культур.
- Презентация проекта «Огород на подоконнике».
Продолжительность проекта: 1месяц
Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
Методы и приёмы:
-Наглядный: плакаты, сюжетные картинки, муляжи овощей.
-Словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, пословицы и поговорки.
- Практический: посадка семян лука, полив, рыхление почвы.
- наблюдения: наблюдения за прорастанием семян лука, гороха, фасоли, огурца, редиса, укропа.
- игровые методы и игра.
Предполагаемые результаты: Из семечка, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
#1043;лавы работы Основная часть
#1054;бзор литературы
#1042;оронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!», Санкт-Петербург: 2001 г.51 с.
#1044;оронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре», Москва: 1992г.84 с.
3. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.
#1050;арпухина Н.А. «Программная разработка образовательных областей «Познание» «Социализация» «Физическая культура» во второй младшей группе детского сада» Воронеж: 2013г.30 с.
5. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.
#1050;омарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», Москва:1991г.13 с.
#1053;иколаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников», Москва: 2000г. 52 с.
8. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.
#1055;ешкова Н.В. «Берегите родную природу!» Тамбов: 2013г.124 с.
10. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.
#1048;нтернет-ресурсы.
Выводы: Изучив литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что везде красной нитью проходит поддержка и развитие познавательной активности детей, что всё, что связано с природой и экологией интересно детям. Авторы предлагают разный по форме и содержанию материал по экологическому образованию детей. Очень важным они считают формирование у детей умения правильно вести себя в природе. Все предлагаемые формы совместной деятельности педагога с детьми сопровождаются беседой с опорой на чувственный опыт детей, вопросами познавательного характера, подводящими диалогами, в которых дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. Детям нравится узнавать о выращивании растений и принимать участие в этом. Формы экологического образования детей разработаны с учётом принципов деятельностного метода обучения, который предполагает деятельность самих детей в условиях проблемной ситуации, свободную творческую активность детей в сотрудничестве со взрослым, стимулирование инициативы и самостоятельности детей.
#1054;сновные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
- Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
- Составление плана работы над проектом.
- Сбор материала необходимого для реализации проекта.
- Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
- Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
- Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
- Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
- Сбор необходимого материала для создания огорода.
- Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Вывод:
-Выявили уровень знаний детей о растениях;
-Собрали необходимый материал и разработали конспекты ОД;
-Разработали комплексно-тематический план работы по теме проекта.
Основной этап.
Практическая работа.
Деятельность педагога:
- Беседа с детьми познавательного характера.
- Организация предметно – развивающей среды по теме.
- Подготовка информации для родительских уголков.
- Организация конкурсов, развлечений, выставок.
- Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».
Деятельность детей:
- Посадка семян в землю.
- Уход за растениями.
- Выполнение заданий и самостоятельных наблюдений.
- Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.
- Игровая, двигательная деятельность.
- Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
- Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
- Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
- Работа с дневником наблюдения.
- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
- Труд в огороде.
Вывод:
Дети получили навык посадки семян в землю.
Малыши наблюдали за ростом растений, фиксировали в дневнике наблюдений, проводили опыты, эксперименты, делали выводы . В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картинки. С детьми были проведены ОД по экологическому и художественно-эстетическому развитию, дидактические и настольные игры.
Заключительный этап.
Подведение итогов.
Деятельность педагога:
- Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
- Презентация проекта.
- Представление опыта.
Деятельность детей:
- Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
- Участие в презентации проекта «Огород на окошке»
Распространение опыта.
- Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.
- Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.
Вывод:
У детей сформирован познавательный интерес к выращиванию и уходу за овощными культурами на подоконнике. Дети узнают и называют овощные растения по внешнему виду. С удовольствием наблюдают за ростом овощных культур, делают простые выводы, ухаживают за растениями, радуются полученным результатам. Дети прибрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор, научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру. Все участники проекта ( дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
#1052;ероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
Что такое «Огород на подоконнике»,
«Чем полезен лук»,
«Растения – это жизнь»,
«Семена»,
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Строение растений»,
- «Рост и развитие растений»,
- «Земля, какая она?»,
- «Вода и росток»,
- «Солнце и росток»,
- «Хитрые семена»,
3. Практическая деятельность и трудовые поручения:
- Отбор и посев семян.
- Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
4. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Огород на окне», «Сажаем для бабушки семена для рассады », «Первые всходы», «Магазин фруктов и овощей».
5. Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
- Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
- Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
- Рассматривание различных семян.
6. Художественно-творческая деятельность детей.
- Раскрашивание картинок «В огороде я росту»
Рисование «Огурцы и лук»
- Лепка «Овощи большие и маленькие»,
- Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»
7. Речь и речевое общение.
- Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
- Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
- Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
- Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Заполнение дневника наблюдений.
9. Оформление альбома «Наш зелёный огород».
10. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства.
Рабочий план реализации проекта Этапы реализации проекта
№ Этапа
| Содержание деятельности
| Срок реализации | Ответственные за выполнение |
#1055;одготовительный
|
4. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения) #1055;одборка подвижных, дидактических игр, весёлых вопросов и упражнений по теме. 7. Разработка комплексно - тематического плана работы 8. Создание условий для организации работы в «огороде на окне» #1047;адание родителям. #1044;иагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме проекта. |
Февраль
1 неделя |
Педагоги группы
|
2) Основной
| 1. Рассматривание семян овощей (укропа, огурца, гороха, фасоли), посадка семян и лука. 2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
3. Отражение результата через художественно-творческую деятельность. |
Февраль 2,3 неделя |
Педагоги группы
|
3) Заключительный
| 1. Анализ полученных результатов. 2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!». 3. Презентация проекта «Огород на подоконнике» . 4. Выставка творческих работ, выполненных с детьми совместно с родителями. 5. |
4 неделя
|
Педагоги группы
|
#1047;аключение.
В процессе работы над проектом у дошкольников сформировались знания о том, как растут растения. Дети познакомились с художественной литературой о растениях: поговорки, стихи, потешки, загадки. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принесли детям удовлетворение, осознание собственных возможностей. У детей расширился словарный запас. Родители приняли активное участие в реализации проекта. Сформировался взаимный интерес у детей и родителей к совместной деятельности.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений. Развитие проекта и обновление материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи.
Механизм мониторинга и оценки результатов проекта
Для понимания результатов нашей практической работы мы провели диагностику по изучению интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания растений в «огороде на подоконнике». Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики мы заносили в таблицу. Качество основных показателей мы оценивали по трём уровням: высокий, средний, низкий. За итоговый уровень брали средний результат качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей второй младшей группы по теме: «Цветы на клумбе».
Познавательный интерес и эстетические чувства....
Экологический проект "Волшебница вода" (вторая младшая группа)
Этот материал пригодится для воспитателей ДОУ....
"Времена года" экологический проект для детей второй младшей группы.
Экологическому воспитанию детей в раннем возрасте уделяется мало внимания. К трем годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических представлений. Не сформировано пре...
Экологический проект для детей второй младшей группе «Птицы - наши пернатые друзья»
Про П Проект направлен на воспитание интереса детей к нашим пернатым друзьям - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.х...
познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"
познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"...
Экологический проект для детей средней группы: «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»
Экологический проект для детей средней группы:«ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»...
Экологический проект «Зимушка-зима». Вторая младшая группа.
Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания ...