Познавательно-исследовательский проект для детей первой младшей группы "Огород на подоконнике-вот какой у нас лучок !"
проект (младшая группа)

Ботякова Юлия Анатольевна

Познавательно-исследовательский проект для детей первой младшей группы "Огород на подоконнике-вот какой у нас лучок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_podokonnike-vot_kakoy_u_nas_luchok.docx38.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение детский сад №86  

Красносельского района Санкт–Петербурга

Познавательно-исследовательский проект

для детей первой младшей группы

«Огород на подоконнике -вот какой у нас лучок! »

                               

                                                                         

  Подготовила и провела воспитатель:                                                                                            

Ботякова Юлия Анатольевна

Санкт-Петербург

2023г.

Паспорт проекта

Название  проекта: «Огород на подоконнике-вот какой у нас лучок!»

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: март-апрель

Участники проекта: дети первой младшей группы №7 "Колобок", воспитатели, родители.

Актуальность темы: Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Проект направлен на расширение знаний детей об овоще – лук, формирование знание об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека. Проект даст возможность детям задуматься: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить лук зеленый, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде, вселяет в них чувство гордости и победы. А самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.

Цель проекта: создание условий для развития познавательного интереса и экспериментальной деятельности, расширение знаний детей о том, как сажают лук и ухаживают за луковицами.

     Задачи проекта:  

1). Знакомство детей с процессом выращивания лука. Воспитание у детей
желания участвовать в трудовой деятельности;
2).Закрепить представления о луке, особенностях внешнего строения,
находить «донце» с корнями и верхушку;
3). Вызвать у детей интерес к конкретному объекту-луку, через стихи,
загадки, проектно- исследовательскую деятельность;
4). Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги
почвы для роста луковиц;
5). Наблюдать за изменениями роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой, учить детей ежедневно ухаживать за луком.

6). Привлечение родителей к активному участию в проекте. Заинтересовать их жизнью детского сада.
7). Показать  детям  результат их труда.

Объект исследования: репчатый лук.

Материалы: земля, вода, лук, контейнер и стаканчики для посадки, лейка для полива, палочки для рыхления земли.

Методы работы: наблюдения, беседы, эксперименты, продуктивные виды деятельности.

Ожидаемые результаты:

1) Дети узнают о том, что лук – источник витаминов.

2) Ребята познакомятся с процессом посадки лука и научатся выполнять
простейшие трудовые операции, необходимые при этом.
3)  У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в
комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
4) У детей обогатится словарный запас за счёт слов (донце, луковица,
шелуха).
5) Познакомятся с поговорками, пословицами, загадками, стихами о луке.
6) Узнают, где и в каких целях можно использовать лук

Работа с родителями:

Предложить родителям принести для проведения проекта – контейнеры, луковицы для посадки.

Предложить детям вместе с родителями посадить дома лук и наблюдать за его прорастанием , с предоставлением результата своей деятельности.

Консультация «Лук – зеленый друг. Полезные свойства лука».

План проекта:

Первый этап – подготовительный

1. Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке.
    2. Подборка иллюстративного и демонстрационного материала о луке.
    3. Создание дневника «Как растёт наш лук».
    4. Подготовка почвы для посадки лука.
    5. Подготовка посадочного материала (луковицы).
    6. Создание дидактических игр разрезные картинки «Овощи», «Сажаем огород»

7.Знакомство родителей с идеей проекта. Консультация для родителей «Польза лука»

Второй этап – основной . Реализация проекта

Содержание деятельности

Срок

                  Деятельность

результат

          Детей

родителей

Беседы на тему: «Мы сажаем лук», «Польза овощей», «Для чего на подоконнике огород»

Середина марта  -начало апреля

Дети участвуют в беседах, слушают, отвечают на  вопросы, слушают новую информацию от воспитателей о луке

Предложить родителям дома вместе с детьми посадить лук, наблюдать за ним, рассказывать детям как он растёт.

Активизировали пассивный и активный словарь детей  о частях лука. Дети получили  знания о посадке лука.

Рассматривание иллюстраций , макетов овощей, ведение дневника наблюдения за ростом лука.

На протяжении всего проекта

Дети рассматривают обучающие карточки,  иллюстрации, макеты овощей, играют в игру «Чудесный мешочек» Наблюдают за ростом лука в группе, вместе рисуем в дневнике наблюдений.  

Родителям было предложено принести по одной луковице для посадки,расспрашивать детей о том,как растёт лучок.

Дети узнали, что такое дневник наблюдений, с интересом его вели совместно с воспитателями. Повторили названия разных овощей.

Конструирование из палочек Кюизинера

«Строим грядки для овощей»

Начало   апреля

Учить детей с помощью палочек изображать грядки и сажать туда овощи (мини игрушки)

Продолжать знакомить родителей с блоками Дьенеша и  палочками Кюизинера ,научить использовать их в работе с детьми для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать.

Дети узнали что такое грядки, как они делаются, как сажают овощи на огороде, активизировали активный словарь.

Раскрашивание шаблонов «Лук-лучок».

 Середина апреля

Дети продолжают учиться раскрашивать шаблоны, закрепляют внешний вид лука

Закрепление полученных навыков дома. Попробовать с родителями вместе нарисовать лук красками,карандашами.

Выставка рисунков

 «Вот какой у нас лучок!».

Чтение художественной литературы по теме :

Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться»,

Н.Никитина «Что растёт на огороде», чтение стихов,загадок, чистоговорок, сказка про лук.

На протяжении всего проекта

Дети слушают произведения, смотрят иллюстрации, отвечают на вопросы, отгадывают загадки.

Предлагаем родителям совместно с детьми почитать эти произведения, посмотреть развивающие  мультфильмы про овощи.

Дети научились отгадывать загадки, слушать стихи и рассказы, закрепили знания о луке.

Подвижные игры  «Кто больше соберёт овощей», и/у «Кто быстрее посадит лук», «Собираем урожай», хороводная игра «Овощи»

Пальчиковые игры на тему «Овощи»

На протяжении всего проекта.

Дети играли на протяжении всего проекта  под руководством воспитателей.

Для родителей были оформлены папки-передвижки по разным видам игр, в которые можно играть дома.

Дети научились новым подвижным и пальчиковым играм.

Развивается мелкая и крупная моторика

Дидактические игры:

«Чудесный мешочек», «Собери овощи в корзинку», «Разрезные овощи»

На протяжении всего проекта.

Дети играют в дидактические игры под рук.воспитателей, развивают речь и мышление

Родителям предложить с детьми поиграть дома в некоторые дидактические игры.

Дети с интересом самостоятельно стали играть в дидактические игры ,понимают правила.

Труд в уголке природы

На протяжении всего проекта

Дети учатся ухаживать за посадками лука, создавать благоприятные условия(вода, свет, тепло)

Дома вместе с детьми посадить лук и ухажиать за ним.

Дети научились ухаживать за своими посадками.

Узнали,что нужно, чтобы растение

росло.

Итоговое мероприятие: Развлечение с интерактивным полом.Музыкальная игра

«Овощи и фрукты»

Конец апреля

Дети закрепили и систематизировали свои знания об овощах, многое узнали про лук.

Попросить родителей, чтобы спросили у детей про интерактивное развлечение.

Фотоотчёт о итоговом мероприятии.

Третий этап - заключительный

Анализ и подведение итогов по реализации проекта. Угощаемся луком с нашего огорода на окне.

Оформление проекта и фотоотчет.

Результаты реализации проекта

    В процессе реализации проекта:
1) Дети научились оказывать посильную помощь взрослым в посадке лука и в уходе за ним.
2) В процессе работы над проектом дети рассматривали рост лука, отметили его полезные свойства.

3) Дети познакомились с художественной литературой о луке: рассказы, стихи, загадки.
4) У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях.
5) Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
6) Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.
7) У детей расширился словарный запас

8) Родители приняли активное участие в проекте ««Огород на подоконнике -вот какой у нас лучок! »

                       

 

Приложения к проекту

Конспект  НОД по познавательному развитию «Посадка лука»

Тема занятия: Посадка лука
Задачи. Познакомить детей со свойствами лука: круглый, твердый, горький, заставляет плакать. Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный. Учить детей сажать луковицы в землю.
Материал для занятия: луковицы, ячейки с землей, совочки, лейка с водой.
                                                         
Ход занятия
Воспитатель. Дети, сегодня вы все принесли луковицы репчатого лука.
Какой он формы? Покажите, какой он круглый.
Потрогайте его пальцем и скажите: лук мягкий или твердый?
Вот сейчас я разрежу луковицу, понюхайте лук. Чем он пахнет?
А почему вы плачете? Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.
Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (Дать детям заесть лук.)
Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов.
Это луковица, если ее посадить, то из нее вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У лука есть верх (показывает его), вот отсюда растет зеленый лук. А вот низ у луковицы - донце (показывает). Давайте скажем все вместе - донце.
Покажите, где донце у вашего лука? Покажите, откуда будет расти зеленый лук?
Лук надо сажать донцем вниз. 
Но лук можно посадить и в землю.
Давайте с вами поиграем в игру «Расти, расти лучок».

Все вставайте, вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцем вниз. Все присели.
Теперь я беру лейку и поливаю его водой. Вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики. Все дети тихо приподнимаются. Лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим. Вот и вырос наш зеленый лук.

Воспитатель. А сейчас мы с вами будем сажать лук в землю и прозрачные стаканчики,чтобы видеть как он растёт Дети, подойдите к ящику с землей, возьмите по луковице. Найдите у лука донце. Сажать лук в землю надо донцем вот так. (Показ воспитателем приема посадки лука. Дети по очереди сажают каждый свою луковицу.)А теперь я посажу лук в стаканчики с водой,чтобы видны были корешки.
Воспитатель. А теперь, чтобы лук вырос, его надо полить водой из лейки.
Воспитатель. Саша, полей лук. Поливай осторожно, много воды не лей.
Все хорошо справились с посадкой лука, просто молодцы. Воспитатель. Ребята, а теперь мы будем наблюдать как растёт наш лучок.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию(рисованию)

Тема рисования : «Лук- лучок»

Задачи : Учить детей изображать предметы круглой формы, развивать умение проводить прямые линии используя шаблоны, узнавать в рисунке знакомый образ, развивать умение пользоваться кистью, красками. Воспитывать интерес к изобразительному творчеству, заботливое отношение к растениям.

Материалы : Лук, посаженный в горшочек с землёй. Кисти, краски гуашевые ( жёлтая, зелёная). Баночки с водой, шаблон лука на листе А4, салфетки тканевые.

Предварительная работа: Обследование луковицы, посадка лука, наблюдение за ростом перьев лука , уход за посадками- полив.

Ход занятия :

Дети сидят в группе на стульчиках полукругом, к ним в гости «приходит» кукла Маша. Она рассказывает. Что у неё есть огород, там летом растут овощи, она о них заботится, поливает, очень любит свой огород.

Маша : « Ребята, а вы ещё не выращивали овощи?»

Ответы детей.

- У нас и сейчас есть огород, но он маленький и находится здесь, на окне.

- На нашем огороде растёт лук.

Воспитатель: « Ребята, какой был лук сначала?» ( Круглый, жёлтый)

- А теперь? ( У него появились пёрышки – это его листочки . хочешь посмотреть? )

 Дети вместе с воспитателем и Машей проходят к подоконнику. Где растёт лук, рассказывают, какой он был и каким стал, что он вырос, для этого лук поливали водой.

 Маша хвалит детей за хороший лук. За их заботливость, и говорит, что хотела бы показать наш лук своей бабушке.

 Воспитатель: « Хорошо, Машенька, мы можем с ребятами нарисовать лук и для твоей бабушки и для наших мам, чтобы они тоже порадовались нашему лучку. "

Воспитатель: « Предлагаю прокатиться на автомобиле» - дети «садятся» в воображаемый автомобиль и под музыку « Машина – машина» - подходят к столам. Где приготовлены материалы для рисования.

Воспитатель:-

- Ребята, ещё раз вспомним, какой по форме наш лук?, А по цвету? ( круглый, жёлтый)- дети обводят пальчиком в воздухе воображаемый круг.

- А что у него на верху ? ( Пёрышки – они длинные – рисуем в воздухе длинные линии сверху вниз).

- Какого цвета пёрышки? ( Зелёные).

Детям предлагается взять кисти, бумагу  с изображением лука  сначала  раскрасить жёлтую луковицу, затем промыть кисть и нарисовать зелёные пёрышки лука.

 Воспитатель по необходимости помогает при затруднениях, хвалит детей : " Замечательный лук получился у Димы!", " Лёва, какие у твоего лука красивые длинные пёрышки."

 По окончании работы , рисунки вывешиваются на доску, обсуждаются. Ещё раз обсуждается цвет, форма изображённого объекта .Маша благодарит ребят, прощается и обещает в следующий раз принести свои овощи с огорода.

«Сказка про Лук»

В одном далеком-далеком городе жила семья – мама, папа и дочка, которая очень любила капризничать за обедом. Когда мама накрывала на стол, девочка отказывалась кушать суп и второе. А вот сладкое она ела за всю семью. Самой заветной мечтой девочки было три раза в день кушать всевозможные торты, пирожные и конфеты. Родители ничего не могли поделать с ней. А больше всего девочка не любила лук. Как только она чувствовала его запах, она отказывалась съедать обед. В конце концов, надоело Луку такое обращение, и решил он уйти из этого города. Собрал он свои вещи и пошел жить в другой город, где жил его брат, тоже Лук. Прошло время, и началась зима. Взрослые и дети в городе, где жила капризная девочка стали часто болеть, а там где жил Лук все были здоровы, гуляли, катались на санках, строили горки, лепили снеговиков. Доктор сообщил жителям, что для того, чтобы не заболеть, полезно за обедом съедать лук. В нем содержатся полезные вещества, которые помогают бороться со многими болезнями. Начали люди переглядываться между собой, ведь они уже давно не встречали лук. Начали разбираться, кто виноват. Тут девочке стало стыдно, и она созналась, что лук из-за нее ушел, обидела она его очень. Горожане сказали девочке: «Нужно извиниться перед ним по радио, он услышит, простит тебя и обязательно вернется». Так девочка и поступила. Услышал ее Лук, жалко ему стало больных горожан и саму девочку. Вернулся он домой и помирился с капризной девочкой. А девочка поняла, как важно дружить с Луком и больше никогда не капризничала и ела на обед все, что ей дают. Ну а гриппом в городе никто так и не заболел, и не заболеет, ведь теперь с ними полезный защитник — Лук.
                                                                                                   

Стихи про лук                                                                                                  

Я совсем не собирался
Доводить детей до слёз!                                                        
Я хорошим быть старался,
День за днём послушно рос,
Соблюдал диету строго -
Дождевую воду пил
И за лето очень много
Витаминов накопил!
Не боялся я лопаты,
Не страшился червяка,
Был уверен, что ребятам
Пригожусь наверняка,

А теперь услышал вдруг:

 - Фу! Опять в тарелке лук!

Дед сказал сегодня: - Лук,
За обедом лучший друг!
Ну какой же это друг,
Если плачут все вокруг?
Режут, режут, режут лук,
Плачут, плачут, все вокруг.
Плачут бабушка и внук,
У окошка плачет жук.
Даже кошка прячет нос,
Кто ответит на вопрос?
Отчего же лучший друг,
Плакать всех заставил вдруг?
У меня есть друг,                                                                                                                    
Он – от семи недуг!
Это - вкусный и полезный,
Желто - золотистый лук!

Лук растёт на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одёжек он одет,
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слёзы проливать!?
Или в свежем 
винегрете!
В общем, мы, когда едим,
Очень часто дружим с ним.
Потому что этот лук -
Для здоровья первый друг!

Вот на грядке лук зелёный,
Ярким солнцем освещенный,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский проект для детей 2 младшей группы «Огород на подоконнике»

Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать. Полученные знания. Развивает творческие способности и коммуникативные навыки....

Экологический проект для первой младшей группы Проект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино".

Экологический проект для первой младшей группыПроект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино"....

познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"

познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"...

Проект для детей первой младшей группы "Луч-лучок"

Позновательно-исследовательский проект...

Проект в первой младшей группе «Огород на подоконнике»

Актуальность темы:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательн...

Экологический проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"

Проект  «Огород на подоконнике» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязи в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконни...