Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС.
статья (младшая группа)
Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте в 1 младшей группе, и над которой работаем в дальнейшем в младшей и средней группе детского сада это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах, в том числе и в первую очередь, обучая детей рассказыванию.
Таким образом, выполняя перечисленные условия мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_razvitiya_rechevoy_aktivnosti_detey_rannego_vozrasta_v_ramkah_fgos.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС.
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является
стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения
словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию
артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения с
взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в
которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и
результаты своей деятельности отражать в слове.
Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легко установить контакт, чаще и в большем объеме проявляется речевая реакция.
Одной из задач ФГОС является - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Поэтому, одним из условий развития речевой активности детей раннего возраста это - внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь.
Для создания в группе мирной, доброжелательной обстановке мы используем совместные с детьми игры, рассматриваем вместе с ними книги, ежедневное чтение сказок и потешек.
В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка. В результате малыш сам становится активно действующим лицом.
Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Эмоциональное общение – первичная психическая связь взрослого с ребенком сохраняется на всем протяжении раннего детства. Речь взрослого является образцом для подражания. Так как общение со взрослыми необходимо для полноценного развития ребенка, что так же предусмотрено по ФГОС, дети нуждаются прежде всего в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, постепенно становясь активными участниками речевого общения. Организуемая деятельность должна быть:
во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).
Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).
Второй необходимостью для полноценного развития ребенка является, конечно же игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают кто что может, пританцовывают – ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока») и прибаутки («Ладушки-ладушки») В игре «Ладушки» мы используем имена всех детей: «...маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два». При этом касаясь ладошек каждого ребенка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идет на речевой контакт.
Для развития словаря также используем приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать взаимозависимости между объектами и словами. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.
Таким образом вторым условием развития речевой активности является организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.
Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.
При его организации необходимо следовать требованиям дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию.
Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.
Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально.
Воспитатель обязан точно определить программное содержание, куда включаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.
Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.
Стремление к познанию окружающего мира пронизывает все сферы детской деятельности в раннем возрасте. Важно обратить внимание на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового, кинестетического. Большое значение для развития познавательной активности детей имеет стремление рассматривать предметы и действовать с ними: соединять, расстегивать и т.д. Под влиянием предметной деятельности развивается восприятие, память, речь. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования всей личности. Поэтому, в соответствии с ФГОС, следующим условием для развития речевой активности детей будет – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного , речевого и двигательного развития с разными материалами. Например:
Игровое пособие «Большая черепаха» для развития моторных, сенсорных, речевых и мыслительных способностей детей. Функции данного пособия: развивающая, диагностическая, коммуникативная, игротерапевтическая, развлекательная.
Различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками.
Наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки.
Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики.
Наборы парных картинок типа «лото» (из 2-3 частей), той же тематики.
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части.
Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой.
Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации)
Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социобытовой), крупного формата.
Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки).
Уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платки, накидки, юбки, которые любовно сшили для детей их мамы. Уголок ряжения пополняется за счет внесения новых атрибутов: бус, шапочек, лент, бантов и т.д.
Книжная зона в групповой комнате особенно нравится малышам и способствует развитию речи детей. Дети раннего возраста очень серьезно относятся к «чтению» книг. В нем должно находиться 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета могут подключаться игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку мишку.
Театральная зона включает: театр игрушки, настольный театр, плоскостной, бибабо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на кеглях», «на палочках», «на перчатке», театр «заводных игрушек».
ФГОС направлен на решение такой задачи, как обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей.
Ведь самые чуткие, самые близкие ребёнку люди — родители, они всегда находятся рядом, и только они помогут создать максимально благоприятные условия для развития ребёнка. Поэтому - налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка.
Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша в яслях, была спокойна, доверяя его сотрудникам дошкольного учреждения. Каждый день мы рассказываем родителям о том, как малыш провел время: как ел, как спал, во что и с кем играл, о чем мы с ним разговаривали.
Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте в 1 младшей группе, и над которой работаем в дальнейшем в младшей и средней группе детского сада это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах, в том числе и в первую очередь, обучая детей рассказыванию.
Таким образом, выполняя перечисленные условия мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.
2.Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего;возраста/ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. М: Гуманитар: изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
3.Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004.
4.Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет', Ярославль,
Академия Холдинг. 2001 г.
5.ФГОС дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС.
Развитие речи детей раннего возраста в соответствии с ФГОС...
Презентация "Развитие речи детей раннего возраста в рамках ФГОС "
Развитие речи детей ранненго возраста...
Малый жанр устного народного творчества в познавательно-речевом развитии детей раннего возраста в рамках ФГОС
Формирование патриотических чувств детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором....
Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС
Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС...
Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста в рамках ФГОС
(автор: Миллер Мария Сергеевна, ГБДОУ детский сад 61 Приморского района г.Санкт-Петербург)Данная презентация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста в рамках ФГОС содерж...
«Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС»
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи....
СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. От того, как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным и обонятельным путем во многом зависит его будущее нервно-психическо...