Мастер-класс для воспитателей «Приёмы стимулирования мотивации к обучению"
материал
Предварительный просмотр:
Мастер класс
«Приёмы стимулирования мотивации к обучению"
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
Валентин Берестов
Заяц-барабанщик
За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
— Барабанить не стану!
Нет настроения.
Нет обстановки.
Нет подготовки.
Не вижу морковки!
Как вы думаете, почему я начала свой мастер класс с этих слов? Какова тема моего сегодняшнего мастер-класса?
Успешность каждого ребенка зависит не только от его способностей, но и от мотивации. Если нет мотивации, то никакие большие способности не приведут ученика к успеху.
И цель моего мастер-класса –познакомить вас с приёмами, которые повышают учебную мотивацию и способствуют успеху!
Что же такое мотивация? Мотивация - побуждение, вызывающее активность. В основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации:
эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.
1. Организационный момент.
«СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ»
Педагог демонстрирует переполняющие его эмоции от увиденного или услышанного эпизода и начинает рассказывать жизненную историю. На учеников это оказывает ошеломляющее действие. Вроде как литература, а нам тут про случай в автобусе. Тем не менее, для концентрации внимания и доверительного настроя между учителем и учениками короткая история оказала пользу. Можно переходить к теме урока.
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»
Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного короткого опроса — простого опроса, ибо основная его цель — настроить учащегося на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой.
2. Актуализация знаний.
«Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ»
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов. Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Педагог отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
«Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Я беру с собой иголку. А вы?»
Тема: «Прихватка. Лоскутное шитьё»
«КОРЗИНА»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
3. Изучение нового материала
«ЛОВИ ОШИБКУ»
Представьте, что вы работаете редактором журнала по рукоделию и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, - найдите и исправьте их.
«ИНСЕРТ» интерактивная система записи
Приём используется в три этапа:
- В процессе чтения, учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; «? " - не понял, есть вопросы);
- Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;
- Обсуждают записи, внесённые в таблицу.
4. Обсуждение и решение проблем
«ФИШБОУН» (рыбный скелет)
Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
«ФАНТАЗЁР»
Записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
5. Решение учебных задач.
«СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ»
При изучении темы необходимо создать, например, Правила техники безопасности при работе с ножницами.
«СОЗДАНИЕ ИНТЕЛЕКТ-КАРТ»
Суть этой методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними.
6. Контроль знаний, обратная связь.
«РЮКЗАК»
Прием используется чаще всего после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
- я научился составлять план текста
- я разобрался в такой-то теме
- я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.
«СНЕЖНЫЙ КОМ»
Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе все большее количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко описать так:
Слово- предложение- вопрос- ответ.
Педагог показывает на ученика и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.
Например: «Прихватка»- «Прихватка- это кухонный аксессуар для защиты рук от ожогов» - «Какие бывают прихватки?» - «ответ детей на этот вопрос»
7. Рефлексия.
"ТЕЛЕГРАММА"
'Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
"ШКАТУЛКА"
Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё все-то, что необходимо было узнать с урока.
Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо для изготовления прихватки.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Песок, как средство развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности».
Знакомство с ииновационными видами песка и работы с ними....
Мастер-класс. Тема: Использование игровых приёмов В.В. Воскобовича для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Мастер-класс. Тема: Использование игровых приёмов В.В. Воскобовича для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс "Игровой метод и приёмы обучения аппликации"
Познакомить педагогов с игровыми методами и приёмами по обучении аппликации....
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....
Мастер-класс для педагогов «Физкультминутки как средство мотивации воспитанников к изучению английского языка»
Мастер-класс для педагогов «Физкультминутки как средство мотивации воспитанников к изучению английского языка»...
Мастер-класс «Кубик Блума- как приём педагогической инновационной технологии» Мастер-класс для воспитателей ДОУ
Мастер-класс «Кубик Блума- как приём педагогической инновационной технологии»Мастер-класс для воспитателей ДОУ«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенк...