Мастер-класс «Кубик Блума- как приём педагогической инновационной технологии» Мастер-класс для воспитателей ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Блинникова Ольга Сергеевна

Мастер-класс «Кубик Блума- как приём педагогической инновационной технологии»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать." Джон Холт

Тема: «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить с новой технологией и повысить уровень профессионального мастерства педагогов, развитие навыков критического мышления у детей дошкольного возраста.

Целевая аудитория: педагоги ДОУ

Задачи:

— Показать, как можно использовать кубик Блума в образовательной деятельности детей.

— Развивать познавательный интерес к новым инновационным технологиям, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

— Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в развитие креативного мышления у воспитанников.

— Представить участникам мастер – класса один из приемов развития креативного мышления – «Кубик Блума».

— Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование «Кубика Блума» в воспитательно – образовательном процессе дошкольников.

Оборудование: кубик Блума, презентация, памятки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_kubik_blyuma_dokument.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Кубик Блума- как приём педагогической инновационной технологии»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Тема: «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить с новой технологией и повысить уровень профессионального мастерства педагогов, развитие навыков критического мышления у детей дошкольного возраста.

Целевая аудитория: педагоги ДОУ

Задачи:

— Показать, как можно использовать кубик Блума в образовательной деятельности детей.

— Развивать познавательный интерес к новым инновационным технологиям, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

— Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в развитие креативного мышления у воспитанников.

— Представить участникам мастер – класса один из приемов развития креативного мышления – «Кубик Блума».

— Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование «Кубика Блума» в воспитательно – образовательном процессе дошкольников.

Оборудование: кубик Блума, презентация, памятки.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема моего мастер-класса:

«Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста».

В современном мире требования и нормативные документы перед педагогом ставят цели по улучшению качества дошкольного образования. Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, и новый стандарт ФООП направлены на принцип «учить не науке, а учить учиться».

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

Одним из приемов развития критического мышления дошкольников является «Кубик Блума».

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. В 1956 году Бенджамин Блум написал книгу «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания ». С тех пор его шестиуровневое. «Кубик Блума» — это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрения воспитанниками всех аспектов изучаемой темы. Согласно теории таксономии цели обучения делится на три блока:

— когнитивную, то есть «знаю»

-психомоторную — «творю»

-аффективную – «умею».

Кубик Блума представляет собой обычный куб, на гранях которого написано:

-Назови….

-Почему….

-Объясни….

-Предложи….

-Придумай….

-Поделись…..

Правила игры с Кубиком довольно просты:
1.Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми.
2.Воспитатель или ребенок бросает Кубик.
3.Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
4.И так до тех пор, пока все грани Кубика не  будут задействованы.

При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:
Грань «Назови» - предполагает воспроизведение знаний.
Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.
 Например: - назови кто главный герой…..
                   -  назови кто написал рассказ …….
Данный блок можно разнообразить
вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Грань «Почему» 
Развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему……

          Грань «Объясни»
Развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
    Дополнительные фразы, которые помогут
сформулировать вопросы этого блока:
   - Объясни, как ….
   - Объясни, почему …
   - Объясни, ты действительно думаешь, что…
- Объясни, ты уверен, что ….

Грань «Придумай»
 Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний.
Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай, свою версию...

Грань «Поделись»
Развитие эмоциональной стороны личности.

Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основываясь на личном опыте.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску.

То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, «Мне очень понравилось ,потому что…»

Грань «Предложи»
Умение применить полученные знания на практике.                  
Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций.
Например:
Предложи, как бы ты поступил….
Предложи, как можно…..

Варианты использования "Кубика Блума" на занятиях
                                        "Кубик Блума" универсален.

К 4-5 годам малыш уже способен выделять те особенности предмета, которые важны сейчас для решения конкретной задачи. Мышление ребёнка начинает работать со схемами и моделями, анализировать полученную извне информацию и обобщать её. Это самое подходящее время для развития критического мышления. Именно с этого возраста можно использовать в работе с детьми «Кубик Блума». Так же его можно использовать по всем образовательным областям.

Наиболее удобно применять этот приём на итоговых, обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

Возможны два варианта:
-Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.
-Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей,  определенного навыка.
Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

          А сейчас, Уважаемые коллеги приступим к практической части нашего мастер-класса.

На примере одного из Кубиков Блума созданного по известным сказкам, я покажу вам, как можно использовать Кубик Блума на начальном этапе работы. Я бросаю кубик и называю вопросы в соответствие с выпавшей гранью. Вы отвечаете на поставленный вопрос.

1.НАЗОВИ

-Назови героев сказки

2.ПОЧЕМУ

-Почему его назвали Дядя Федор

3.ОБЪЯСНИ

-Объясни, зачем они строили дом

4.ПРЕДЛОЖИ

-Предложи рифму слова колобок

5.ПРИДУМАЙ

-Придумай ему новое имя

6.ПОДЕЛИСЬ

-Поделись своим отношение к этой героине сказок

           

 Педагогу же этот прием помогает развивать навыки критического мышления, в активной и занимательной форме изучать знания и умения воспитанников.

Как мы видим «Кубик Блума» — это действенный прием, позволяющий выполнить не только проверку усвоения знаний, но и выявить степень предметно- эмоционального погружения детей в тему. Методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия, может использоваться в качестве рефлексии или фрагментарной проверки заданной темы.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых и развивающих, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу

– имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной, критической деятельности – тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.

Закончить свой мастер – класс мне хотелось бы словами Джона Холта:
«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Кубик Блума как приём педагогической инновационной технологии по развитию речи"

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошко...

«Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии»

Критическое мышление — это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.Цели современного образования, обозначенные в ФГОС...

Памятка для педагогов: "КУБИК БЛУМА как приём педагогической инновационной технологии"

Прием "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера....

Консультация «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии.

Предлагаю один из популярных приёмов, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума»....

Презентация «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии.

Предлагаю один из популярных приёмов, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума»....

Консультация «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии»

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, антонимами, дополнениями и описаниями речь у...

Мастер-класс «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии критического мышления»

Цель: знакомство педагогов с одним из приемов педагогической инновационной технологии критического мышления- Кубик Блума и передача опыта по внедрению его в образовательный процесс. Задачи: ...