Мастер-класс. Тема: Использование игровых приёмов В.В. Воскобовича для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
материал
Мастер-класс.
Тема: Использование игровых приёмов В.В. Воскобовича для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_igrovye_priyomy_po_obucheniyu_gramote.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс.
Тема: Использование игровых приёмов В.В. Воскобовича для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
ФИО: Антонова Наталья Николаевна
Предмет (должность): воспитатель
Образовательная организация: МБДОУ Детский сад №7 «Одуванчик»
Предназначение: Познакомить родителей с игровыми приёмами для обучения грамоте.
Содержание мастер-класса.
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
- Здравствуйте! Хотелось бы начать со слов Василия Александровича Сухомлинского.
«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток Представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
- Сегодня я хотела бы Вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами Вячаслава Владимировича Воскобовича. Вячеслав Воскобович – изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Впервые об игровых технологиях В.В.Воскобовича я услышала примерно год назад, и тогда я решила более углубленно изучить опыт работы автора по этим играм. В 2016 году я познакомилась с развивающими играми В. Воскобовича и приняла участие в семинаре-практикуме «Использование игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в аспекте реализации ФГОС ДО». Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым, а на более поздних этапах – и самостоятельной.
Игровая технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» соответствует требованиям ФГОС. Она раскрывает каждую из пяти представленных областей развития ребёнка. Задачи, поставленные ФГОС по каждой области развития, и задачи, решаемые игровой технологией В. Воскобовича, во многом совпадают.
Целью его игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.
1. Игры яркие, красочные, состоят из большого количества игровых заданий и упражнений.
2. Игры существенно дополняют сказки. Они вводят ребенка в необычный, волшебный мир, заставляют содействовать и сопереживать героям и событиям.
3. С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3-х, и 7-ми лет. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет развивающих и познавательных заданий.
4. Игры всесторонне развивают детей.
В его играх живут сказочные персонажи, у которых имеется своя история ( Например «Геоконт» - в этой игре есть мальчик по имени Гео, которому дети приходят на помощь, при этом изучают различные геометрические фигуры, учатся видеть вершины и т.д.. Ворон Метр, и много других различных персонажей.
Все игры Воскобовича имеют различную направленность:
И сегодня я хочу познакомить с некоторыми игровыми приёмами по обучению грамоте, которые я использую в своей практике.
2. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.
1. «Теремки Воскобовича» - это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе. Игра состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых) с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых) с гласными на гранях, которые вкладываются в кубики-теремки, чтобы получались слоги. А из нескольких "теремков" можно составить слово. На 5 гранях кубиков изображены: буква и ее образ. Вот клоун показывает букву А – его имя Арлекин, шут указывает на О – Орлекин, У – Урлекин. На шестой грани подсказка, где находится какая буква.
На первом этапе игры ребенок знакомится со звуками и буквами. На гранях первого кубика белого цвета живут буквы Б, П, В и Ф. Ребенок поворачивает кубик разными сторонами и называет звуки. Затем придумывает, какие животные могли бы поселиться в этом теремке: бабочка, попугай, волк, филин. Таким же образом ребенок знакомится с остальными "теремками".
Теперь подключаются кубики-вкладыши с гласными-шутами. В синем кубике живут А, О, У, Э, Ы (гласные, показывающие твердость звука), в зеленом – Я, Ё, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость гласного звука).
На втором этапе учимся составлять слоги. Вкладываем в первый "терем" кубик с буквой А и читаем получившийся слог: "Па".
На третьем этапе можно составлять и читать простые слова. Устройство кубиков-теремков позволяет превратить процесс обучение чтению в серию увлекательнейших игр. Например, игра в «превращалки», где «дом» легко станет «дым»ом, а «лёд» в «мёд»ом.
2. Игра-шнуровка «Ромашка», «Яблонька», «Снеговик» – это развлечение и обучение детей самого разного возраста. Малышам 2-3 лет она станет прекрасным тренажёром для шнуровки, деткам постарше поможет составлять слова. Из букв ключевого слова можно составить более 200 новых слов. Соединяет буквы шнурок, который наматывается на кнопки или продевается сквозь них. Серединка это вспомогательная буква.
А тем ребятам, которые уже знакомы с алфавитом, будет интересно писать, и читать слова, написанные шнурком, составлять слова из трех или четырех букв, использовать волшебную звездочку и так далее. ( делимся на 2 команды, игра-соревнование «Кто больше составит слов.»)
- «Геоконт АЛФАВИТ»- На игровом поле изображена геометрическая сетка координат с нанесенными на ней точками, связанными непосредственно с буквам русского алфавита. Соединенные стрелками буквы, расположены по спирали, что значительно облегчает запоминание алфавитного порядка.
Как и в других играх Воскобовича, помогающих в обучении чтению, в «Геоконт Алфавит» используются следующие цветовые обозначения:
- красные буква - гласные,
- синие - твердые согласные, зеленые - мягкие согласные,
- серые - твердый и мягкий знаки.
С малышами можно изучать буквы, делая упор на то, чтобы они запомнили начертания и названия. Затем следует приступить к координатной сетке, пробовать составлять слога и слова. Большая часть заданий, направлена на детей 5-9 лет, но Воскобович допускает, что самые простые задачки могут решать и малыши трех лет.
Вот в такие например игры можно играть с детьми «Пройди по стрелочке», « Найди букву», « Игры с буквами», «Учимся читать», «Кодирование».
И сегодня я предлагаю поиграть в игру «Кодирование». Игра строится на подобии «Морского боя»,Для этого необходимо разделиться на 2-3 команды. Одна из команд кодирует слово, т.е. придумывает его, маркером соединяет буквы на графической сетке, так чтобы получилось слово. Затем называет точки координат по которым 2 других команды должны угадать кодированное слово. Кто первый называет правильно слово тот следующий кодирует.
3.РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ.
Таким образом, используя развивающие игры Воскобовича В. В., можно добиться положительного результата в речевом развитии детей и обучении чтению.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...
Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Методические пекомендации по проблеме подготовки к школе старших дошкольников...
Презентация "Использование мультимедийных презентаций и дидактических игр в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста "
Полноценная речь ребенка влияет на гармоничное развитие его личности, является непременным условием успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям с...
Использование практических приемов игровой технологии Воскобовича В.В. при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены игры: «Рисование веревочками», «Азбука букв», «Веревочкины сказки», «Конструктор букв»,...
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Обучение элементам грамоты – завершающий этап в коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи этого этапа решаются с учетом индивидуальных...
Использование игровых приёмов при коррекции лексико- грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи
При работе с детьми с тяжёлым нарушением речи можно эффективно использовать различные дидактические игры и игровые приемы, создавать различные игровые ситуации.Использование различных форм работы обес...