Серия конспектов дидактических игр, во второй младшей группе по экологическому воспитанию.
материал (младшая группа)
Направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d_igry_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_dlya_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Серия конспектов дидактических игр, во второй младшей группе по экологическому воспитанию.
Выполнила:
воспитатель Потапова Ю.В.
Аналитическая справка
Дидактические игры по экологии – это занятия для дошкольников, направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе. Дети, участвуя в играх, учатся правильно себя вести на природе, получают базовые экологические знания и стремление применять их на практике. В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли, любить и понимать природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от нас - взрослых, участвующих в его воспитании.
Цель: этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранительной деятельности; вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.
Задачи:
- расширять и обогащать знания детей о родной природе;
- развивать любознательность, сформировать широкий круг представлений о природе;
- ориентироваться в правилах поведения в природе, применять их в жизненных ситуациях.
Новизна опыта работы заключается в том, что игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире.
Дидактические игры для детей младшего возраста
- «Отгадай листочек»
Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства, вспоминать названия деревьев.
Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя.
Ход игры: Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например, кленовый и говорит: «Раз, два, три - такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.
- «Деревья и их плоды»
Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.
Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).
Ход игры: Воспитатель предлагает назвать деревья изображенные на картинках, а затем подобрать плоды, к каждому дереву.
- «Найди и назови птицу»
Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).
Ход игры: Перед детьми изображены на картинках птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками говорят согласны они или нет.
- «Ухаживать за растениями»
Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.
Материал: лейка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушки, камень, книга и т.д.).
Ход игры: На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, и показывают, что ими делают.
- «Назови, кто в лесу живет»
Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.
Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».
Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать среди предложенных игрушечных животных только тех, которые живут в лесу и назвать их.
- «Узнайте животное»
Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание.
Материал: колонка, флеш - карта со звуками животных.
Ход игры: Воспитатель включает голоса животных, а дети отгадывают и называют их.
- «Назвать дерево»
Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.
Материал: деревья на уличной площадке.
Ход игры: Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева. Воспитатель: Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.
Игра продолжается, пока дети не устанут.
- «На каком дереве растет листок»
Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание.
Материал: засушенные листочки с деревьев, колокольчик.
Ход игры: На полу по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает - дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились.
- «Кто кричит»
Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы.
Ход игры: Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.
- «Какой птицы не стало»
Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.
Материал: карточки с изображением птиц.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть внимательно на карточки, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.
- «Назови птицу»
Цель: продолжать учить детей узнавать и называть птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам.
Материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец, журавль).
Ход игры: Перед детьми на наборном полотне - птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает фишку.
- «Опиши, я отгадаю»
Цель: выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого.
Материал: наборы овощей, фруктов.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» И т. д. Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.
- «Угадай по описанию растение»
Цель: найти предметы по перечисленным признакам.
Материал: несколько комнатных растений (2—3) с заметными отличительными признаками.
Ход игры: Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже «на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его. Можно предложить ребятам найти в групповой комнате все растения, похожие по описанию.
- «Такой листок, лети ко мне»
Цель: найти предметы по сходству.
Материал: карточки с изображением листья клена, дуба, рябины (или других, распространенных в данной местности деревьев).
Ход игры: Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!». Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.
- «С чем нельзя в лес ходить?».
Цель: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Материал: картинки – ружьё, топор, сачок, магнитофон, спички, велосипед.
Ход игры: Воспитатель выкладывает на стол картинки с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда и просит объяснить, почему нельзя эти предметы брать в лес, если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет сам.
- «Угада, какое время года?»
Цель: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Материал: картотека загадок.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
- «Кто (что) летает?»
Цель: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».
Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.
- «Я скажу, а ты отгадай?»
Цель: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая команда.
- «Кто больше назовет действий?»
Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)
- «Третий лишний» (растения)
Цель: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.
(Клен, липа — деревья, сирень — кустарник)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно- образовательной деятельности для второй младшей группы по экологическому воспитанию "Вот так лес!"
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на осно...
Конспект беседы во второй младшей группе по экологическому воспитанию «Чистый лес»
Формирование экологической культуры дошкольников....
Конспект занятия во второй младшей группе по экологическому воспитанию «Чудесный лес»
Формирование ответственного отношения к окружающей среде и животному миру...
Конспект НОД во второй младшей группе по экологическому воспитанию на тему: «23 июля - Всемирный день китов и дельфинов».
Разработка занятия поможет молодым, начинающим свою работу воспитателям провести занятие посвященному "Дню защиты китов и дельфинов"....
Конспект открытого занятия во второй младшей группе по экологическому воспитанию «Путешествие в лес»
Конспект открытого занятия во второй младшей группепо экологическому воспитанию«Путешествие в лес»Цель: Повышение уровня экологической культуры детей младшего возраста.Задачи: Расшир...
Конспект ООД во второй младшей группе по экологическому воспитанию на тему: "Спасём нашу планету"
2024 год в Чувашской Республике объявлен Годом экологической культуры и бережного природопользования.Цель: Вызвать интерес к природе и проблеме ее охраны.Задачи:формировать знания детей о способа...
Конспект занятия во второй младшей группе по экологическому воспитанию «В гости к Эколятам – маленьким защитникам природы»
Ознакомление с основами экологической культуры....