Серия конспектов дидактических игр, во второй младшей группе по экологическому воспитанию.
материал (младшая группа)

Направленные на развитие  интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Серия конспектов дидактических игр, во второй младшей группе по экологическому воспитанию.

                                                                   

                                                                   Выполнила:

                                                                                                воспитатель Потапова Ю.В.

Аналитическая справка

Дидактические игры по экологии – это занятия для дошкольников, направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе. Дети, участвуя в играх, учатся правильно себя вести на природе, получают базовые экологические знания и стремление применять их на практике. В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли, любить и понимать природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от нас - взрослых, участвующих в его воспитании.

Цель: этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранительной деятельности; вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

Задачи:

 - расширять и обогащать знания детей о родной природе;

-  развивать любознательность, сформировать широкий круг представлений о природе;

-  ориентироваться в правилах поведения в природе, применять их в жизненных ситуациях.

         Новизна опыта работы заключается в том, что игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире.

Дидактические игры для детей младшего возраста

  1. «Отгадай листочек»

Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства, вспоминать названия деревьев.

Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя.

Ход игры: Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например, кленовый и говорит: «Раз, два, три - такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.

  1. «Деревья и их плоды»

Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).

Ход игры: Воспитатель предлагает назвать деревья изображенные на картинках, а затем подобрать плоды, к каждому дереву.

  1. «Найди и назови птицу»

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Ход игры: Перед детьми изображены на картинках птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками говорят согласны они или нет.

  1. «Ухаживать за растениями»

Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: лейка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушки, камень, книга и т.д.).

Ход игры: На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, и показывают,  что ими делают.

  1. «Назови, кто в лесу живет»

Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.

Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать среди предложенных игрушечных животных только тех, которые живут в лесу и назвать их.

  1. «Узнайте животное»

Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание.

Материал: колонка, флеш - карта со звуками животных.

Ход игры: Воспитатель включает голоса животных, а дети отгадывают и называют их.

  1. «Назвать дерево»

Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.

Материал: деревья на уличной площадке.

Ход игры: Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева. Воспитатель: Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.

Игра продолжается, пока дети не устанут.

  1. «На каком дереве растет  листок»

Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал: засушенные листочки с деревьев, колокольчик.

Ход игры: На полу  по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает - дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились.

  1. «Кто кричит»

Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы.

Ход игры: Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.

  1. «Какой птицы не стало»

Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.

Материал: карточки с изображением птиц.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть внимательно на карточки, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.

  1. «Назови птицу»

Цель: продолжать учить детей узнавать и называть птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам.

Материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец, журавль).

Ход игры: Перед детьми на наборном полотне - птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает фишку.

  1. «Опиши, я отгадаю»

Цель: выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого.

Материал: наборы овощей, фруктов.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» И т. д. Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.

  1. «Угадай по описанию растение»

Цель: найти предметы по перечисленным признакам.

Материал: несколько комнатных растений (2—3) с заметными отличительными признаками.

Ход игры: Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже «на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его. Можно предложить ребятам найти в групповой комнате все растения, похожие по описанию.

  1. «Такой листок, лети ко мне»

 Цель: найти предметы по сходству.

 Материал: карточки с изображением листья клена, дуба, рябины (или других, распространенных в данной местности деревьев).

Ход игры: Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!». Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.

  1. «С чем нельзя в лес ходить?».

Цель: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Материал: картинки – ружьё, топор, сачок, магнитофон, спички, велосипед.

Ход игры: Воспитатель выкладывает на стол картинки с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда и просит объяснить, почему нельзя эти предметы брать в лес, если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет сам.

  1. «Угада, какое время года?»

 Цель: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Материал: картотека загадок.

 Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

  1.  «Кто (что) летает?»

Цель: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать  внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

  1.  «Я скажу, а ты отгадай?»

Цель: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая команда.

  1. «Кто больше назовет действий?»

 Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

 Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

Что можно делать с цветами?  (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

  1. «Третий лишний» (растения)

Цель: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.

 Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

(Клен, липа — деревья, сирень — кустарник)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности для второй младшей группы по экологическому воспитанию "Вот так лес!"

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на осно...

Конспект занятия во второй младшей группе по экологическому воспитанию «Чудесный лес»

Формирование ответственного отношения к окружающей среде и животному миру...

Конспект НОД во второй младшей группе по экологическому воспитанию на тему: «23 июля - Всемирный день китов и дельфинов».

Разработка занятия поможет молодым, начинающим свою работу воспитателям провести занятие посвященному "Дню защиты китов и дельфинов"....

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по экологическому воспитанию «Путешествие в лес»

Конспект открытого занятия во второй младшей группепо экологическому воспитанию«Путешествие в лес»Цель: Повышение уровня экологической культуры детей младшего возраста.Задачи: Расшир...

Конспект ООД во второй младшей группе по экологическому воспитанию на тему: "Спасём нашу планету"

2024 год в Чувашской Республике объявлен Годом экологической культуры и бережного природопользования.Цель: Вызвать интерес к природе и проблеме ее охраны.Задачи:формировать знания детей о способа...