«Значение информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе педагога психолога с детьми ТНР».
статья

Горюнова Жанна Валерьевна

Использование ИКТ в коррекционной работе педагога-психолога с детьми ТНР, открывает новые возможности его деятельности, направленной на активизацию познавательных процессов, развитию высших психических функций, а также способствует успешному взаимосотрудничеству детей друг с другом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o.v.-ikt_v_rabote_psihologa_1.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе педагога психолога с детьми ТНР».

                                   Педагог-психолог МАДОУ №304 г.Ростов-на-Дону

                                   Каширова Ольга Владимировна.

Дошкольный возраст - особенный отрезок жизни ребенка, когда рамки его внутреннего мира раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разнообразных видов деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Совсем непросто осуществить такие желания в современном мире, который меняется стремительно. Ребенок воспринимает большой объем информации, в котором вынужден сам ориентироваться, осваиваться, разбираться, чтобы гармонично реализовываться. Становятся актуальны не сами знания, а умения эти знания дифференцировать, анализировать и применять, чтобы стать полноправным успешным человеком в обществе.

В настоящее время развитие коммуникаций характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий во многих областях деятельности человека, в том числе и педагогической.

Использование ИКТ в коррекционной работе педагога-психолога с детьми ТНР, открывает новые возможности его деятельности, направленной на активизацию познавательных процессов, развитию высших психических функций, а также способствует успешному взаимосотрудничеству детей друг с другом.

Исследования специалистов различных областей науки доказывают, что знакомство с компьютером дошкольника целесообразно осуществлять в форме компьютерной игры. Так, Венгер Л.А. в работах, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, научно обосновывает и доказывает необходимость применения компьютера для интеллектуального развития ребенка. Психологи-исследователи говорят об эффективности использования в работе с детьми ТНР старшего дошкольного возраста ( 5-7 лет ) упражнения, игры с использованием компьютерных технологий, которые дают возможность развития памяти, моторно-зрительной координации, восприятия пространства, внимания, что подтверждают работы Дастмана С., Гольдштейна Б.И. и других исследователей.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Для детей ТНР особенно важно и необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела, синхронизации межполушарного взаимодействия.

Во время индивидуальных занятий с детьми ТНР старшего дошкольного возраста, играя за ноутбуком в игры: «Что изменилось?», «Найди отличия», «Картинки», «4-й лишний», «Найди закономерность», «Найди одинаковые признаки», у ребенка  работают одновременно оба полушария головного мозга, стимулируя работу мозолистого тела, синхронизацию межполушарного взаимодействия. Эти игры также направлены на развитие внимания, памяти, зрительно-пространственной координации. Ценность работы с использованием ИКТ заключается именно в том, что дети постепенно начинают интересоваться  содержанием игр, правилами, а не только новой и необычной формой. Так игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания. Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия с использованием ИКТ, способствует наиболее успешному освоению материала.

 Играм на компьютерах, ноутбуках, интерактивных досках на занятиях отводится не боле 10-15 минут, это позволяет закрепить материал и повысить мотивацию ребенка к учебной деятельности.

Работа педагога-психолога с родителями воспитанников так же важна для наиболее успешного образовательного процесса.

Не у всех родителей есть возможность для частых личных встреч с психологом  детского сада в силу своей занятости на работе или дома. Но современные информационные технологии позволяют  активно и интенсивно поддерживать контакт  на расстоянии, работая дистанционно.

 Педагогом-психологом разрабатываются памятки, буклеты, задания, тесты, рекомендации, где представлены разнообразные игры, упражнения для занятий дома, различные статьи, содержащие материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей ТНР, фотоотчеты с занятий, позволяющие наглядно продемонстрировать родителям, успехи и достижения их детей, с последующим  размещением материалов на интернет – сайте дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, использование ИКТ педагогом-психологом, является неотъемлемым элементом в коррекционной работе с детьми ТНР, позволяющим активизировать учебную мотивацию дошкольников, успешно закреплять пройденный материал, синхронизировать работу полушарий головного мозга, развивать высшие психические функции ребенка, а также, расширять и разнообразить  взаимодействие с родителями.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на занятиях все больше получает положительный отклик детей и  родителей.  

ИКТ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению в школе, формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Список использованных источников

  1. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: Линка-Пресс, 2008.
  2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 2003
  3. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств в работе педагога-психолога С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цели:1.       Развитие зрительного восприятия (цвет, величина).2.       Развитие мышления (группировка предметов по цвету и вели...

Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми

Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми...

Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗКоррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО  направлена на создание системы комплексной помощи детям...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это этап приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.Важнейшей целью дошкольного образовани...

Арт-терапевтические технологии в коррекционной работе педагога – психолога дошкольного учреждения

В статье представлены основные арт-терапевтические технологии в работе с детьми дошкольного возраста, приведены упражнения различной тематики. Статья будет полезна для детских педагогов, психологов, а...

Самообразование на тему: «Использование нейропсихологических приемов (игр, упражнений, приемов) в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую по...

Презентация "Песочная терапия как эффективное средство в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».

Презентация "Песочная терапия  как эффективное средство в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»....