Самообразование на тему: «Использование нейропсихологических приемов (игр, упражнений, приемов) в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)
С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога – психолога.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Самообразование
на тему:
«Использование нейропсихологических приемов (игр, упражнений, приемов) в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».
Педагог-психолог Никишина Е.В.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 г.
Окончания работы: май 2022 г.
Санкт-Петербург
2021г.
С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога – психолога.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.
Методы нейропсихологической психодиагностики включают изучение состояния мнестических функций, мышления, активного внимания, особенностей эмоционально-волевой сферы и других особенностей. Психокоррекционные занятия содействуют частичному или полному возобновлению повреждённых психических функций, которые необходимы для успешного обучения и полноценного развития, за счёт других сохранных функций.
Заданием нейропсихологической коррекции есть стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга. С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое.
Жизнь современного человека переполнена трудностями, с которыми нужно справляться, как взрослому, так и ребенку. Неуверенность в себе, страхи, обиды, неприятие окружающими, проблемы коммуникативного характера часто сопровождают современных детей. Во время занятий родители учатся развивающему общению с ребенком, что действительно необходимо, потому что детский возраст сильно связан с овладением ребенка учебным способностями и школьными знаниями.
Цель самообразования: повышение эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологических приемов.
Задачи:
- изучить опыт по теме - нейропсихологические приемы, профилактика и коррекция развития детей дошкольного возраста;
- познакомиться с основами нейропсихологической коррекции когнитивных дефицитов у воспитанников ДОО;
- освоить базовые нейропсихологические, телесно-ориентированные, игровые коррекционные техники.
Направления самообразования:
Профессиональное:
- Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии.
- Внедрять в педагогический процесс современные нейропсихологические технологии.
- Создать базу игр, заданий, упражнений.
Психолого-педагогическое:
- Совершенствовать свои знания в области нейропсихологии.
- Знакомиться с новыми нейропсихологическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
- Изучать опыт коллег.
- Разработать методические мероприятия с применением нейропсихологических технологий.
Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:
- Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.
- Повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.
- Подготовлен необходимый нейродиагностический инструментарий по возрастам (5-7 лет).
- Владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
Источники самообразования:
- специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
- интернет-ресурсы;
- медиа - информация на различных носителях
Форма самообразования: индивидуальная
Основные этапы работы по самообразованию.
Реализация программы по самообразованию рассчитана на 1 год, с разбивкой по месяцам.
План работы по самообразованию
ПЛАН
работы над темой
Сроки | Цель | Содержание работы | Ожидаемый результат |
1.Этап «Организационно-диагностический» | |||
Сентябрь –октябрь 2021 | Определение цели и задач работы |
|
|
2.Этап Основной | |||
Ноябрь 2021- Апрель 2022 | Теоретическое изучение проблемы. |
|
|
3.Заключительный (обобщающий этап) | |||
Май 2021 | Подведение итогов работы | -оформление результатов работы по теме самообразования; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста...
Использование интерактивной доски в работе педагога – психолога с детьми дошкольного возраста
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Сегодня уже невозможно представить...
«Использование арт-терапевтических методов в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»
Буклеты для педагогов...
Использование художественной литературы в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
Использование художественной литературы в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста (сообщение из опыта работы)...
Методическая разработка "Вариативность игрового оборудования в коррекционной деятельности педагога-психолога с детьми дошкольного возраста. Игры и упражнения с пирамидкой"
Среди методов, используемых педагогами для развития детей дошкольного возраста, наиболее адекватным является игра. Дидактическая игра создается педагогом в обучающих целях, одновременно выступая как в...
« Нейроигры и нейропсихологческие упражнения, как здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога с детьми дошкольного возраста». Мастер-класс для педагогов
Значение нейроигр и нейропсихологических упражнений вразвитии ребенка....
Презентация "Песочная терапия как эффективное средство в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».
Презентация "Песочная терапия как эффективное средство в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»....