Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ
методическая разработка
Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ
Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.
Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направлено на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.
Основными направлениями психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ можно выделить следующие:
- диагностическая,
- коррекционно-развивающая работа,
- профилактическая и консультативная работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz_statya.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ
Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.
Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направлено на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.
Основными направлениями психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ можно выделить следующие:
- диагностическая,
- коррекционно-развивающая работа,
- профилактическая и консультативная работа с родителями.
Диагностическое направление.
Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе психокоррекционной работы.
В процессе коррекционно-развивающей работы выполняются задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением психолого-медико-педагогического консилиума дошкольной организации определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.
Одной из важных задач является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
- своевременно выявить детей с ОВЗ;
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
- определить оптимальную траекторию развития (индивидуальный маршрут развития ребенка);
- обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольной организации;
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить условия воспитания и обучения ребёнка;
- определить направления консультативно-просветительской работы с родителями ребёнка.
В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др.
Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребёнка:
- особенности контакта ребёнка;
- эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
- реакция на одобрение;
- реакция на неудачи;
- эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
- эмоциональная подвижность;
- особенности общения;
- реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка:
- особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
- особенности моторной функции.
2.Коррекционно-развивающее направление.
Структура коррекционно-развивающего занятия.
- Приветствие - ритуал (создание положительного настроя на совместную деятельность, общение).
- Кинезиологические упражнения или Мозговой штурм (стимуляция интеллектуального развития).
- Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, подобраны с учетом лексических тем и связаны сюжетной линией (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики).
- Психогимнастика и этюды (развитие мимики и пантомимики).
- Релаксационные упражнения (развитие умения расслабляться и распределять свои силы).
Психокоррекция познавательных процессов:
1.Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций (память, внимание, мышление, воображение, восприятие);
Коррекционно-развивающая работа в данном направлении ведется посредством дидактических игр, наглядных пособий.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами,
- настольно-печатные и
- словесные.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен.
При отборе дидактических игр большое значение уделяется коррекционным задачам. Учитываются особенности развития детей и следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Дидактические игры по развитию наглядных форм мышления проводятся с постепенным усложнением, учитывая опыт ребенка. При проведении дидактических игр с одной стороны происходит руководство познавательным процессом, а с другой— исполнение роли участника игры, партнера, направляя ребенка на выполнение игровых действий.
Примером могут быть следующие игры, которые используются на занятиях:
1. «Игра-сказка». Здесь подбираются сказочные герои, которые сопровождают детей на протяжении всего занятия.
— Поздоровайся / попрощайся с куклой Катей.
— Помоги Буратино собрать игрушки в коробку. Скажи ему, как надо правильно складывать игрушки и тому подобное.
2. «Игра- поручение». В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения: «Собери в корзину все предметы красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».
3. «Игры-загадки».( В какое время года на улице снег?Когда бывает темно?
Угадай, кто это: говорит МЯУ, любит молоко?)
2.Формирование пространственных и временных представлений об окружающем;
- освоение пространства собственного тела
- уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве,
- определение пространственных направлений по отношению к себе
- определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование,
- пространственная ориентация на листе бумаги.
Упражнения: «Лево - право», «Путаница», «Покажи, где?», «Спереди, сзади», «Высокий – низкий», «Далеко - близко»,«Неправильный робот» ( ребенок двигается в направлении обратном названному), «Сделай так», «Попади в ворота»
3.Формирование математических представлений.
Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными
возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические игры и упражнения, развивающие его три основные формы(наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое).
Математические игры:
- Элементарные логические игры, задачи;
- упражнения на классификацию,
- задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой;
- дидактические игры, направленные на развитие пространственных
представлений, построение сериационных рядов;
4.Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы:
Развитие и коррекция её недостатков посредством сказкотерапии, игротерапии, цветотерапии, релаксотерапии, тактильно-сенсорные игры, куклотерапия. и др.;
Сказкотерапия – это направление, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.
Для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания.
Куклотерапия– это увлекательная и доступная форма работы с детьми с ОВЗ, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания. В качестве основного приёма коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребёнок "передаёт" ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии,
Кукольный театр– особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее.
Игротерапия
Игры имеют большое значение в психическом развитии детей с ограниченными возможностями, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Игротерапия – это набор игровыхметодик, средств, форм, ситуаций. Являясь уникальным средством реабилитации,игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации
Используются следующие виды элементы игротерапии:
- театр обычных образных игрушек (настольный);
- пальчиковый театр;
- плоскостной театр.
Элементы сюжетно-ролевые игры способствуют исправлению самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми.
Игры-драматизации с элементами импровизации.
Основная задачаигр-драматизаций коррекция эмоциональной сферы. Как правило, игры строятся в форме знакомых ребенку сказок.
Целесообразность театрализованной игры с детьми с нарушением развития обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее органичным и освоенным детьми любого возраста. Ребенок может опробовать себя в конкретной социальной роли, установить коммуникативные связи, овладеть социальными навыками. Для детей, имеющих комплексные нарушения опорно-двигательного аппарата, нервно-психического развития, аутизм,характерны: нежелание принимать участие в групповой деятельности, страх, смятение, замкнутость…. Все это мешает детям социализироваться и интегрироваться в общество.Игротерапия помогает детям эмоционально раскрепоститься, развить положительные личностные качества. Дети с о. в. осень любят игры, напоминающие театральные представления, где одни дети – артисты, другие – зрители.
5.Развитие игровой деятельности;
У детей с ограниченными возможностями здоровья игра, развивается медленно, и без специального обучения она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания, что обусловлено задержкой сенсомоторного и интеллектуального развития.
Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.
Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности.
Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.
Игры по виду деятельности можно разделить на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
Так же при подборе игр для детей с ОВЗ учитываются следующие условия:
- игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к деятельности.
- соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
- учет структуры дефекта;
- подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- связь содержания игры с системой знаний ребенка;
Соответствие коррекционной цели занятия;
Учет принципа смены видов деятельности;
Коррекция нарушений психологической готовности к школе.
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- Формирование и развитие социальных навыков и социализации.
- Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Развитие мелкой моторики, подготовка руки к овладению письмом.
Работа в данном направлении ведется по четырем блокам:
Пальчиковая гимнастика
• гимнастика в стихах,
• игры с палочками,
• игры с шариками,
• самомассаж пальчиков,
• массаж пальчиков массажером.
Веселый карандашик
• штриховка,
• работа с трафаретами.
• контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
• дорисовка (по принципу симметрии);
• волшебные узоры,
• лабиринты.
Для родителей были подготовлены консультации по темам:
• «Зачем нужна мелкая моторика?»,
• «Приемы развития мелкой моторики»,
• «Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики».
Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности развития различны, в связи с этим, программы психологического сопровождения индивидуальны для каждого ребенка.
Консультативно - просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.
Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
На индивидуальных консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к условиям дошкольной образовательной организации, к обучению в школе).
Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является разработка инструментария сопровождения такого ребёнка, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию. Для развития ребёнка с ОВЗ, необходимо создание условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с социализацией. Это организация детской деятельности и создание специально созданной среды в дошкольной обарзовательной организации. Эта среда представляет собой единство всех участников образовательного процесса, а также создание психологической помощи, поддержки и обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
координация коррекционной работы педагога-психолога в ДОУ
Карта-схема работы педагога-психолога в дошкольной организации....
Содержание развивающей и коррекционной работы педагога-психолога ДОУ
Развивающая и психокоррекционная работа – активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы педагог-психолог р...
План - конспект коррекционного занятия педагога-психолога с гиперактивными детьми
Материал может быть использован психологами, воспитателями в работе с детьми, имеющих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Коррекционно-развивающие задания ориентированы на возраст 5...
Использование элементов балансотерапии в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми с ТНР.
Аннотация. В данной статье мы рассматриваем личный опыт работы педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ТНР в ДОУ с применением элементов...
«Значение информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе педагога психолога с детьми ТНР».
Использование ИКТ в коррекционной работе педагога-психолога с детьми ТНР, открывает новые возможности его деятельности, направленной на активизацию познавательных процессов, развитию высших психически...
Самообразование на тему: «Использование нейропсихологических приемов (игр, упражнений, приемов) в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».
С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую по...
Мастер-класс для педагогов-психологов «Приемы работы с кинетическим песком в коррекционной работе педагога-психолога»
Применение метода в решении задач коррекционной работы...