Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Мой дом,моя семья,моя Родина"
проект (младшая группа)

Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства,не забывая о том,что патриотизм у каждого индивидуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt2.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой дом, моя семья, моя Родина». 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 

Пояснительная записка:

 С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья-источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

 Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям.

 Актуальность: Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему селу, к своей Родине.

 Проблемная ситуация: В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи».

Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско- родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, людям, Родине.

 Патриотическая направленность проекта: большое внимание уделить воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим;

    направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей;

    направленность на развитие личности ребёнка;

 Участники проекта: дети второй  младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, педагоги ДОУ.

 Тип проекта: годовой, групповой, творческий.

 Срок проекта: долгосрочный (весь учебный год).

 Форма проведения: в повседневной жизни и различных видах деятельности.

  Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

    Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения;

     Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;

    Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

  Цель проекта: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и понимание значимости близких людей в жизни ребёнка, семьи.

      Формирование у детей понятие «Семья», «Родина».

    Задачи:

  • воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за семью, свою Родину;
  • формировать у детей представление о семье;
  • воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях;
  • формировать у детей положительное отношение к детскому саду;
  • формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
  • учить жить дружно, помогать друг другу;
  • развивать игровые, познавательные, речевые способности детей;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
  • воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

     Этапы работы над проектом:

  • I этап - подготовительный (накопление знаний).
  • II этап – совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
  • III этап – заключительный (результат).

     Предварительная работа:

        Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.

       Чтение художественных произведений о маме, папе, бабушке, дедушке, семье, праздниках.

        Подбор иллюстраций и сюжетных картинок по теме проекта.

        Подбор стихотворений по теме проекта.

        Подбор фотографий на тему: «Моя мамочка», «Наша семья

        Заучивание стихов, колыбельных, пестушек, потешек.

        Пальчиковые игры «Моя семья…», «Этот пальчик в лес пошёл…» и др.

        Знакомство с пословицами, поговорками о членах семьи, о Родине.

        Чтение русских народных сказок, былин, потешек.

    Взаимодействие с родителями:

1. Консультации для родителей: «Психовозрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, «Особенности развития ребенка 3-4 лет», «Можно ли обойтись без наказания?», «Права ребенка в семье», «Роль дидактической игры в семье и детском саду», «Роль отца в семейном воспитании».

2. Выставки: «Дары осени», «Моя мама-рукодельница»;

3. Фотовыставки: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», «Мой папа все умеет», «Мамочка любимая моя!»;

4. Выставка детских рисунков: «Моя семья», «Милая мамочка моя», выставка рисунков, участвующих в интернет – конкурсах;

5. Пополнение развивающей среды с родителями сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин».

6. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме;

7. Родительское собрание: «Задачи воспитания и обучения детей 3-4 лет в соответствии с ФГОС ДО», «Моя семья»;

8. Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

   Ожидаемые результаты проекта:

   Дети: Воспитание чувства гордости за свою семью, за свою Родину;

    Расширение знаний детей о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;

   Родители: Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений;

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей

 1Сентябрь-«Здравствуй, детский сад».

1.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников;

2.Беседы «Моя группа», «Мои друзья»;

3.Участие в конкурсе: «Поделки из природного материала»;

4.Словесные дидактические игры: «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)»?, «Угадай по голосу»;

5.Заучивание потешек:«Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона»;

6.Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»;

7.Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду;

8.Разучивание  песен, чтение стихотворений о детском саде;

9.Экскурсии по территории ДОУ;

10. Помощь в уборке листьев на участке ДОУ;

Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад);

Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.).

Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.

Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

2…Октябрь- «Я и моя семья»

 1.Беседа «Что значит любить родителей»? (рассказы детей о членах своей семьи);

2.Выставка семейных фотографий;

3.Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «День рождения»;

4.Заучивание потешек, стихов: «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса»;

5. Презентация для детей «Все работы хороши»;

6. «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи), «Как я помогаю дома»;

7.Дидактическая игра: «Назови ласково», «Назови по имени»;

8.Хороводная игра: «Каравай», пальчиковая игра: «Семья»;

9.Художественно-эстетическое развитие: рисование «Моя семья», лепка «Бабушка»;

Развивать осознание необходимости культуры общения в семье, умение составлять рассказы о своей семье, называя близких родственников, воспитывать интерес к истории своей семьи, родословной.

3Ноябрь:- «Моя малая Родина».

1.Беседа с детьми о родном селе Кунашак (моя улица, мои любимые места отдыха);

2.Просмотр ИКТ достопримечательности нашего села(слайды), рассматривание картин, журналов с изображением известных людей нашего села, «Природа нашего края»;

3.Сюжетно-ролевая игра: «Семья», Экскурсии «В музей».

4.Настольно-дидактические игры: «Собери символику», «Одень куклу»;

5. Составление рассказов о своей малой Родине;

Формировать представление «Малая Родина», развивать интерес к историческим памятникам, достопримечательностям нашего села,приобщить детей к культуре, фольклору, традициям, искусству. Расширять представления о родном крае, закреплять знания о флаге, гимне и гербе родной страны, развивать наблюдательность. Какие предприятия и учреждения работают в селе, их назначение. Организуя целевую прогулку «Что такое улица», знакомить с названиями улиц села. Обращать внимание на дома, проезжую часть, тротуар. Учить называть детей свой домашний адрес, объяснить, как важно знать свой адрес.

Знакомить с окружающей природой села (озёра, растительность, животный мир).

Дать первоначальные представления о районе, в котором мы живем.

4… Декабрь:-«Наша Родина- Россия»

 «Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей»? В. Гудимов

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

1.Ситуативные беседы: «С чего начинается Родина», «Символы государства»;

2. Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Гуляем с семьей», «Путешествие по родному селу»;

3.Презентации: «Наша Родина-Россия», «День народного единства», «Москва столица России»;

4.Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов: оформление уголка патриотического воспитания; аудиозапись с гимном России, флаги, атрибутика, фото;

5.Наблюдение: «Где мы видим флаг России», посещение музея, экскурсия в библиотеку;

6.Художественно-эстетическое развитие: рисование: «Белый, синий, красный», «Кремль», лепка: «Царь-колокол, Царь-пушка», оригами: «Матрешка и неваляшка». аппликация: «Русская березка»,конструирование: «Кремлевская стена»;

7.Слушание Гимна России, слушание музыкальных произведений о Москве, слушание музыки: «Кавалерийская»; Струве Г. «Моя Россия», Тиличеева Е. «Марш», Прокофьев С. «Марш». Разучивание песни: «У моей России длинные косички»;

8.Рассматривание фото, иллюстраций на тему: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов;

9.Дидактические игры: «Символика России», «Костюмы народов России»;

10.Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Золотые ворота», «Ай ду-ду-ду». - Хороводная игра «Веночек», «Платочек». -Спортивная игра «Крепость и защита»;

11.Пальчиковая гимнастика «Наш дом», «Вот верхом сидят, смотри, русские богатыри»;

12.Мероприятия с родителями: Выставка творческих работ детей;

Оформление папок – передвижек для родителей на тему: «Воспитываем патриота».

 Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.

 Беседы с родителями об организации экскурсии в музей и библиотеку.

5…Январь- «Символы России»

Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан, отдавая почести символам государства, мы тем самым формируем любовь, гордость и уважение к своей Родине, воспитание нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России;

1.Беседа: Закрепить знания о государственной символике РФ, истории флага, истории гимна России, многофункциональная Россия, Моя родина-Россия,

«История Русской матрёшки»;
2.Просмотр презентации: «Символы России»;

3.Дидактическые игры: «Сложи картинку», «Собери флаг», «Найди герб России», «Составь флаг - России», «Сложи герб из фрагментов», «Третий лишний».

4.Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по стране»;

5.Художественно-эстетическое развитие: рисование- «Мы идем на праздник с флажками», «Русская матрешка», аппликация(обрывная техника) «Флаг России»; «Ромашки на лугу».

6.Рассматривание иллюстраций, фотографий, кукол в национальных костюмах;

7.Чтение художественной литературы: Т. Коти «Моя первая книга», К.Г.Паустовский «Моя Россия»;

8.Работа с родителями: «Роль родителей в формировании патриотических чувств»; Создание фотоальбома «Я гражданин России»;

9. Фотовыставка: «Куда я ездил отдыхать летом»;

Чтобы воспитать у детей любовь к Родине, нужно воспитать в них любовь к самому близкому – родной семье и детскому саду, ведь это – основа из основ духовно- нравственно воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля.

6…Февраль- «Защитники отечества»

1.Беседа с детьми о папе  с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии»,«Что умеет делать папа?»;

2.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря»;

3.Изготовление подарков для пап к  «Дню защитника отечества»;

4.Художествыенно-эстетическое развитие: рисование «Самолеты летят», «По морям, по волнам…», лепка «Самолёт»;

5.Разучивание песен, стихов об армии;

6.Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты»;

7.Рассматривание иллюстраций из альбома «Защитники Отечества»;

8. Стенгазета: «Наши защитники», Папка-передвижка для родителей «Будущий мужчина»;

9.Беседа: «Собака – друг человека», рассматривание иллюстраций;

10.Музыкально-спортивное мероприятие к «Дню защитника Отечества»;

11.Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к Родному краю;

Осуществлять патриотическое воспитание, познакомить с военными профессиями, воспитывать любовь к Родине.

Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильным, смелым, стать защитником Родины).

Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.

Познакомить с русскими народными героями, защитниками.

Расширить представления детей о трудовых действиях, обязанностях мужчин.

Познакомить с видами российских войск.

Расширить представления детей о собаках, их службе в войсках, значимости.

  7...Март- «Профессии»; 

Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, то, что ближе детям.

1.Экскурсии: формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей;

2. Продолжать знакомить детей с профессиями своих родителей, кем хочешь стать, когда вырастешь?;

3.Сюжетно-ролевые игры: «Поможем повару», «В магазине игрушек», «Больница»;

4.Отгадывание загадок про профессии;

5.Беседа о таких профессиях, как «Врач», «Строитель», «Парикмахер», «Повар», «Портной», «Шофер» и другие;

5.Создание книжек – малышек «В мире профессий»;

6.Оформление стенгазет «Профессии моей семьи», альбома «Стихи о профессиях», Лэпбуков «Профессии»;

7. Пополнить уголки «Кухня», «Больница», «Парикмахерская»;

8.Дидактические и настольные игры: «Профессии», «У кого что?», «Кто что делает», «Кому что нужно для работы», «Кем быть?»

9. Пополнить книжный уголок: Б. Заходер «Все работы хороши», В. Маяковский «Кем быть?», К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Дядя Степа».

10. Театрализованная деятельность: постановка миниатюр «Мы в профессии играем: «01», «02», «03» всегда на страже» (пожарник, милиционер, доктор

драматизация отрывков художественного произведений, К. Чуковский «Айболит», С. Маршак «Кошкин дом»).

8…Апрель- «Природа родного края»

 Охранять природу — значит охранять Родину (Пришвин М. М.)

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Акция «Защитим природу родного края»- воспитывать желание защищать и охранять природу, чувство любви к родному краю.

1.Просмотр видеофильма «Природа нашего края».

2.Беседа на теме «Что грозит нашей природе».

3.Конкурс рисунков детей «Берегите природу».

4.Составить книжки из рассказов детей «Защитим природу родного края».

5.Провести «День защиты природы нашего села»

Акция «Покормите птиц зимой!»- закрепить и уточнить представления о зимующих птицах. Воспитывать любовь к птицам, вызвать желание помочь им.

1.Беседа о зимующих птицах.

2.Чтение рассказов о зимующих птицах.

3.Конкурс «Лучшая кормушка», «Открытие столовой для птиц».

4.Фотомонтаж «Как мы помогаем птицам зимой».

5.Викторина «Зимующие птицы».

9… Май-«День победы».

 Сообщить детям первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне, дать знания о защитниках отечества, о функциях армии развивать у детей речь, воображение и мышление, развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности, воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

1.Беседа с детьми «Праздник День Победы», рассматривание иллюстраций о Великой отечественной войне.

2.Рассматривание материала по теме «День Победы» (презентация)

3.Дидактическая игра «Теневое лото»

4.Сюжетно ролевая игра «Моряки», «Солдаты».

5.Информационный стенд для родителей «Что и как рассказывать детям о войне»

6.Художественно-эстетическое развитие: рисование «Салют в честь Дня Победы»,лепка «Танк».

7.Заучивание стихотворения «Чтобы солнце улыбалось» М. Пляцковский.

8.Создание коллективной работы с детьми «Салют в День Победы»;

9.Выставка поделок «Подарок ветерану» (дети совместно с родителями).

Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников: « Мой край родной – частица Родины большой»

Формировать у детей  любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, гд...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и выр...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию на тему: «С чего начинается Родина?»

Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решелась в ДОУ, но в последнее время  возникла необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием и как...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Моя малая Родина»

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию в средне группе "Моя малая родина".

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию в средне группе "Моя малая родина"....