КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
план-конспект занятия (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: «СЕКРЕТЫ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx | 39.86 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: «СЕКРЕТЫ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Выполнил воспитатель: Илютина Анжелла Валентиновна
МДОБУ Кисловский детский сад
пНива 2022
Пояснительная записка
Начало XXI века - это время изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. Обращение к народным традициям – один из способов сохранения нравственных ценностей.
Как никогда актуален вопрос модернизации Российского образования, где подчеркивается важность сохранения лучших традиций отечественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов и творческих объединений, формирующих чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Большое значение в осуществлении единства эстетического, творческого и трудового воспитания детей, в их духовном развитии имеют занятия, основанные на народном творчестве.
Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Основными принципами ДО в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
К подготовительному возрасту: Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные
виды деятельности. Углублять и уточнять представления о Родине — России, знать и уважать культуру, обычаи и традиции.
3
Организационно-методическая информация
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание |
1. | Тема образовательной деятельности | «Секреты бабушкиного сундучка». | |
1.1 | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | |
2. | Вид деятельности детей | Коммуникативная: беседы, стихи, пословицы Продуктивная: изготовление куклы Утешницы Музыкально-художественная: музыкальное сопровождение Двигательная: народная игра «У тетушки Маланьи» | |
3. Методы и приемы реализации содержания занятия | |||
3.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: Обращение к предыдущему опыту детей, беседа, вопросы, создание проблемной ситуации; Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: сюрпризный момент для привлечения внимания и организации детей, поощрение, показ, рассматривание; Методы стимулирования и мотивации деятельности: сюрпризные моменты, просмотр презентации, народная игра. | |
3.2 | Методы и приемы характерные для специфических видов деятельности | Тренинг «Подари улыбку!» Народная игра «У тетушки Маланьи» реализующая игровую деятельность детей Беседа о тряпичных куклах | |
3. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | |
4. | Возрастная группа: | Старшая группа |
5. | Цель: | Формирование у детей интереса к культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы | ||
6. | Задачи: | Планируемые результаты: | ||
6.1 | Формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях; о разнообразии и назначении традиционной русской куклы; | Сформированы первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях; о разнообразии и назначении традиционной русской куклы; | ||
6.2 | Обогащать знания детей новым познавательным содержанием посредством основных источников информации, традиций и обычаев; Обогащать чувственный опыт ребенка: развитие тактильных ощущений при работе с тканью, двигательного опыта рук; | На основе обогащения представлений о ближайшем окружении расширился и словарный запас детей (безлика, оберег, обряд, сундук); в речь детей введены новые слова и понятия; Обогатился чувственный опыт детей: развитие тактильных ощущений при работе с тканью, используя кусочки ткани разнообразной фактуры; двигательного опыта рук, завязывать узелок; | ||
6.3 | Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа. | Сформирован интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа | ||
7. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | |||
Затруднения | Способы преодоления | |||
Наматывание ниток при изготовлении тряпичной куклы | Совместная работа и помощь при изготовлении народных тряпичных кукол | |||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Демонстрационный материал: ноутбук, экран, фоновая русская народная музыка, сундук, тряпичная кукла «Утешница», зеркало; Раздаточный материал: Белый квадратный отрезок ткани, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку синтепона |
9 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Предварительная: Беседы «История возникновения народной куклы», «Виды кукол», изготовление куклы «Зайчик», «Кувадка», ознакомление детей с видами тряпичных кукол с помощью дидактического пособия, изготовление альбома «Устное народное творчество», изготовление схем; народная игра «У тетушки Маланьи», Дальнейшая: Чтение сказки «Василиса Премудрая». Чтение русских народных сказок, изготовление, работа и рассматривание альбома «Народная тряпичная кукла», обсуждение, прослушивание русских народных песен и игр, использование альбома «Устное народное творчество» | |
Примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей | |||
№ | Этап | Содержание | Примечание |
I. | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Показ тряпичной куклы детям, приглашение посетить прошлое и узнать историю тряпичной куклы | |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Просмотр слайда о русской избе и ее убранстве: печка, прялка, старинный сундук. Вопросы детям, что может хранится в таких сундуках? | |
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Под рассказ воспитателя дети просматривают слайды, подвести детей к понятию: что такое старинный сундук, вещи и игрушки которые хранятся в нем, тряпичные куклы. Разнообразие тряпичных кукол. | |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | У детей сформированы знания о нашей родине – Россия, о тряпичных куклах (виды), о некоторых народных традициях (например, сжигали куклу масленицу), вместе с воспитателем изготавливали тряпичную куклу; | |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | После окончания игры дети проходят в мастерскую, мастерить тряпичную народную куклу | |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Изготовление совместно с детьми народной куклы «Утешницы», в процессе изготовления куклы беседы с детьми | |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Что вы сегодня узнали, интересного? - Что хранили в сундуках наши бабушки? - Какую куклу мы с вами делали сегодня?
| |
Дальнейшая разработка темы | |||
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Cовместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Альбом | Изготовление альбома «Народная тряпичная кукла» | Выполняется в детском саду |
1.2 | Народные подвижные игры | "Гори-гори ясно", «Золотые ворота», «Горелки» | Выполняется в детском саду |
1.3 | Художественная литература | Сказка «Василиса прекрасная», использование альбома «Устное народное творчество», чтение русских народных сказок | Выполняется в детском саду, в семье |
1.4 | Дидактические игры | «Изготовление кукол по схеме» (альбом «Народная тряпичная кукла») | Выполняется в детском саду |
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | |||
2.1 | Ребёнок сам | Изготовление любимых тряпичных кукол совместно с родителями | Выполняется в семье, оформление выставки тряпичных кукол |
2.2 | Ребёнок по приглашению педагога | Обучение детей использованию альбома - пособия по изготовлению народной тряпичной куклы. | Выполняется в детском саду |
Список используемой литературы
- Григорьева Г. Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. / Г.Г. Григорьева. - М.: 2001.
- Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 2000. -94 с.
- Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. -
№6. - С.57-67.
- Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2006.
- Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. 2-е изд-е, доп. и перераб. Мн.: Нар. асвета, 2005. - 128 с.
Приложение 1
Игра "Бабушка Маланья"
Особенности игры и ее воспитательное значение: Это игра-шутка. В ее основе лежит народная потешка, которая разыгрывается в движении. Задача ребенка — придумать или выбрать интересные движения к этой потешке.
Описание игры и приемы ее проведения: Вначале главную роль выполняет воспитатель. Он предлагает детям поиграть в очень веселую игру-хоровод. При этом предупреждает, что хоровод ребята будут вести самостоятельно. Дети берутся за руки, а взрослый начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
Слова Движения
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке Семь дочерей,
Семь сыновей, Все без бровей.
С такими глазами, С такими ушами, С такими носами, С такими усами, С такой головой, С такой бородой... Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее (на него) глядели, Делали вот так...
Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.
Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают
«круглые глаза» и «большой нос» и т.п.
Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Есть лишь одно ограничение в этой игре: все движения должны быть эстетичными. Нельзя допускать кривлянья детей. Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры. Только после того, как воспитатель даст детям несколько примеров выполнения роли ведущего, он предлагает кому-нибудь из детей занять это место и попытаться развеселить всех участников игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Волшебная Осень»
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту вокруг), развитие желания детей познать тайны и законы мироздания - одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. В...
Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Зимушка - Зима»
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении. Актуальность про...
Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Сказку создаём сами"
На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реа...
Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и ребенка
Тема " Прогулка в зимний лес"...
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА «КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕНЬГИ И ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ?»
laquo;Всё преимущество иметь деньги,заключается в возможности ими пользоваться»Бенджамин ФранклинФинансовая грамотность-это психологическое качество человека, показывающее степень его осв...
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «ПРИКЛЮЧЕНИЯ МУХИ-ЦОКОТУХИ»
В методической разработке конспекта организованной образовательной деятельности представлена очень актуальная на сегодняшний день тема – финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного воз...
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА?»
В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспитание и образование приобретает особое значен...