КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Илютина Анжелла Валентиновна

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА: «СЕКРЕТЫ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx39.86 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА: «СЕКРЕТЫ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Выполнил воспитатель:  Илютина Анжелла Валентиновна

 МДОБУ Кисловский детский сад

 пНива  2022

Пояснительная записка

Начало XXI века - это время изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. Обращение к народным традициям – один из способов сохранения нравственных ценностей.

Как никогда актуален вопрос модернизации Российского образования, где подчеркивается важность сохранения лучших традиций отечественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов и творческих объединений, формирующих чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Большое значение в осуществлении единства эстетического, творческого и трудового воспитания детей, в их духовном развитии имеют занятия, основанные на народном творчестве.

Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

Основными принципами ДО в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

К подготовительному возрасту: Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные

виды деятельности. Углублять и уточнять представления о Родине — России, знать и уважать культуру, обычаи и традиции.

3

Организационно-методическая информация

Организационно-методическая информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной деятельности

«Секреты бабушкиного сундучка».

1.1

Доминирующая образовательная

область

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

Коммуникативная: беседы, стихи, пословицы Продуктивная: изготовление куклы Утешницы Музыкально-художественная: музыкальное сопровождение Двигательная: народная игра «У тетушки Маланьи»

3. Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: Обращение к предыдущему опыту детей, беседа, вопросы, создание проблемной ситуации;

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: сюрпризный момент для привлечения внимания и организации детей, поощрение, показ, рассматривание;

Методы стимулирования и мотивации деятельности: сюрпризные моменты, просмотр презентации, народная игра.

3.2

Методы и приемы характерные для специфических видов деятельности

Тренинг «Подари улыбку!»

Народная игра «У тетушки Маланьи» реализующая игровую деятельность детей

Беседа о тряпичных куклах

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое

развитие, речевое развитие, физическое развитие

4.

Возрастная группа:

Старшая группа

5.

Цель:

Формирование у детей интереса к культуре русского народа, через

изготовление традиционной народной куклы

6.

Задачи:

Планируемые результаты:

6.1

Формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях; о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;

Сформированы первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях; о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;

6.2

Обогащать знания детей новым познавательным содержанием посредством основных источников информации, традиций и обычаев;

Обогащать чувственный

опыт ребенка: развитие тактильных ощущений при работе с тканью, двигательного опыта рук;

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении расширился и словарный запас детей (безлика, оберег, обряд, сундук); в речь детей введены новые слова и понятия;

Обогатился чувственный опыт детей: развитие тактильных ощущений при работе с тканью, используя кусочки ткани разнообразной фактуры; двигательного опыта рук, завязывать узелок;

6.3

Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

Сформирован интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Наматывание ниток при

изготовлении тряпичной куклы

Совместная работа и помощь при изготовлении народных тряпичных кукол

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Демонстрационный материал: ноутбук, экран, фоновая русская народная музыка, сундук, тряпичная кукла «Утешница», зеркало;

Раздаточный материал: Белый квадратный отрезок ткани, цветной

прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку синтепона

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Предварительная: Беседы «История возникновения народной куклы»,

«Виды кукол», изготовление куклы «Зайчик», «Кувадка», ознакомление детей с видами тряпичных кукол с помощью дидактического пособия, изготовление альбома «Устное народное творчество», изготовление схем; народная игра «У тетушки Маланьи»,

Дальнейшая: Чтение сказки «Василиса Премудрая». Чтение русских народных сказок, изготовление, работа и рассматривание альбома «Народная тряпичная кукла», обсуждение, прослушивание русских народных песен и игр, использование альбома «Устное народное творчество»

Примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Показ тряпичной куклы детям, приглашение посетить прошлое и узнать историю тряпичной куклы

1.2

Мотивация деятельности детей

Просмотр слайда о русской избе и ее убранстве: печка, прялка, старинный

сундук. Вопросы детям, что может хранится в таких сундуках?

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель

своей деятельности или принимают цель педагога)

Под рассказ воспитателя дети просматривают слайды, подвести детей к понятию: что такое старинный сундук, вещи и игрушки которые хранятся в нем, тряпичные куклы. Разнообразие тряпичных кукол.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

У детей сформированы знания о нашей родине – Россия, о тряпичных куклах (виды), о некоторых народных традициях (например, сжигали куклу

масленицу), вместе с воспитателем изготавливали тряпичную куклу;

2.2

Добывание (сообщение и приятие)

нового знания

После окончания игры дети проходят в мастерскую, мастерить тряпичную

народную куклу

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового

знания

Изготовление совместно с детьми народной куклы «Утешницы», в процессе изготовления куклы беседы с детьми

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Что вы сегодня узнали, интересного?

- Что хранили в сундуках наши бабушки?

- Какую куклу мы с вами делали сегодня?

  • Какие куклы вам больше всего понравились?
  • С кем можно сделать такую куклу? Кому можно рассказать?

Дальнейшая разработка темы

Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Cовместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Альбом

Изготовление альбома «Народная тряпичная кукла»

Выполняется в детском саду

1.2

Народные подвижные игры

"Гори-гори ясно", «Золотые ворота», «Горелки»

Выполняется в

детском саду

1.3

Художественная литература

Сказка «Василиса прекрасная», использование альбома «Устное народное

творчество», чтение русских народных сказок

Выполняется в

детском саду, в семье

1.4

Дидактические игры

«Изготовление кукол по схеме» (альбом «Народная тряпичная кукла»)

Выполняется в

детском саду

II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребёнок сам

Изготовление любимых тряпичных кукол совместно с родителями

Выполняется в семье, оформление выставки тряпичных

кукол

2.2

Ребёнок по приглашению педагога

Обучение детей использованию альбома - пособия по изготовлению народной тряпичной куклы.

Выполняется в детском саду

Список используемой литературы

  1. Григорьева Г. Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. / Г.Г. Григорьева. - М.: 2001.
  2. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 2000. -94 с.
  3. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. -

№6. - С.57-67.

  1. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. 2-е изд-е, доп. и перераб. Мн.: Нар. асвета, 2005. - 128 с.

Приложение 1

Игра "Бабушка Маланья"

Особенности игры и ее воспитательное значение: Это игра-шутка. В ее основе лежит народная потешка, которая разыгрывается в движении. Задача ребенка — придумать или выбрать интересные движения к этой потешке.

Описание игры и приемы ее проведения: Вначале главную роль выполняет воспитатель. Он предлагает детям поиграть в очень веселую игру-хоровод. При этом предупреждает, что хоровод ребята будут вести самостоятельно. Дети берутся за руки, а взрослый начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

Слова        Движения

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке Семь дочерей,

Семь сыновей, Все без бровей.

С такими глазами, С такими ушами, С такими носами, С такими усами, С такой головой, С такой бородой... Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели, Делали вот так...


Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.

Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают

«круглые глаза» и «большой нос» и т.п.

Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Есть лишь одно ограничение в этой игре: все движения должны быть эстетичными. Нельзя допускать кривлянья детей. Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры. Только после того, как воспитатель даст детям несколько примеров выполнения роли ведущего, он предлагает кому-нибудь из детей занять это место и попытаться развеселить всех участников игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Волшебная Осень»

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту вокруг), развитие желания детей познать тайны и законы мироздания - одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. В...

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Зимушка - Зима»

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.     Актуальность про...

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Сказку создаём сами"

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который  даёт широкий простор детскому творчеству. Реа...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА «КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕНЬГИ И ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ?»

laquo;Всё преимущество иметь деньги,заключается в возможности ими пользоваться»Бенджамин ФранклинФинансовая грамотность-это психологическое качество человека, показывающее степень его осв...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «ПРИКЛЮЧЕНИЯ МУХИ-ЦОКОТУХИ»

В методической разработке конспекта организованной образовательной деятельности представлена очень актуальная на сегодняшний день тема – финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного воз...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА?»

В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспитание и образование приобретает особое значен...