«Рецепт Светлячка» (развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения в рамках реализации Программы «Светлячок»)
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Пантилеева Елена Андреевна

Аннотация: Развитие эмоциональной сферы оказывают большое воздействие на  формирование личностных качеств, развитие речи, эмоциональной отзывчивости и навыков общения у старших воспитанников.

Ключевые слова: эмоционально-личностная сфера, эмоциональная отзывчивость, эмоционально-оценочная лексика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_retsept_svetlyachka.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Пантилеева, старший воспитатель

E-mail: elena15011984@mail.ru 

О.Н. Садлий, педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 22 «Росинка»

г. Юрга, Кемеровская обл.,

E-mail: Olga19910@mail.ru 

«Рецепт Светлячка» (развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения в рамках реализации Программы «Светлячок»)

Аннотация: Развитие эмоциональной сферы оказывают большое воздействие на  формирование личностных качеств, развитие речи, эмоциональной отзывчивости и навыков общения у старших воспитанников.

Ключевые слова: эмоционально-личностная сфера, эмоциональная отзывчивость, эмоционально-оценочная лексика.

Формирование эмоциональной отзывчивости и навыков общения у старших воспитанников можно сравнить с кулинарным искусством. Когда мы готовимся испечь торт, то берем для ингредиентов самые лучшие продукты, делаем все, как указано в рецепте и от процесса  получаем истинное удовольствие, давая волю своим творческим порывам и делаем это с особой любовью. И тогда наше произведение  получает самую высокую оценку! Так и с формированием  эмоциональной отзывчивости и навыков общения детей.

Нам, взрослым (педагогам и родителям), уже на этапе дошкольного детства необходимо научить ребенка сопереживать другому человеку и сочувствовать всему живому, что нас окружает, распознавать свои эмоции и эмоции других людей, научить выражать свое внутреннее состояние, чувства, научить реагировать на негативный травмирующий опыт, уметь общаться, быть услышанным и принятым, и конечно, проявлять эмоциональную отзывчивость, которая является одной из важнейших способностей, данных человеку. Мы считаем, что  эмоциональная отзывчивость – это один из «ингредиентов» для роста и развития ребенка, который делают счастливые моменты детской жизни еще более яркими.

Нами был разработан и составлен учебно-методический комплект «СВЕТЛЯЧОК», являющийся  звеном системной работы, цель которого направлена на  развитие эмоциональной отзывчивости  и навыков общения детей старшего дошкольного возраста. Структура, организация учебного материала, практические и  наглядных материалы УМК несут смысловую нагрузку, направлены на формирование у детей эмоциональной отзывчивости и навыков общения. Известно всем, что в структуре эмоциональной отзывчивости  выделяют следующие компоненты:

- эмоциональный – способность распознавать и понимать эмоциональные состояния других людей;

- когнитивный – способность мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия партнера;

- поведенческий – способность использовать способы благоприятного взаимодействия, содействующее поведение в ответ на переживание партнера. Таким образом, на всех этих  трёх компонентах, как на трех китах строится работа педагогов со старшими дошкольниками.
В целях эффективной работы по данной проблеме  УМК объединяет три направления: работа с детьми, с педагогами и родителями.  Организация работы  в этих направлениях позволяет проследить повышение уровня эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей, повышение уровня компетентности взрослых в данном вопросе.

В УМК представлены:

- дополнительная общеразвивающая программа;

- конспекты занятий с детьми в рамках программы;

- методические рекомендации;

- рабочая тетрадь для совместных занятий родителей  с детьми в домашних условиях.

- тематическая подборка дидактических игр  и наглядные материалы;              

- специально подобранные тематические детские художественные произведения (рассказы, стихотворения,  сказки);

- комплекты аудио- и видеоматериалов;

- мониторинг и диагностический инструментарий.

Образовательное пространство УМК  обеспечивает у детей:

 развитие способности к эмоциональному сопереживанию;

 развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;

 формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков;

 воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным;

 обучение конструктивным способам управления собственным поведением и навыкам общения.

Практическая значимость УМК  показывает, что на занятиях дети повышают свой уровень развития эмоциональной отзывчивости в процессе общения со сверстниками, расширяют представления об эмоциях и о средствах общения, приобретают положительный опыт общения со сверстниками.

Применение таких форм и видов работы как психогимнастические, подвижные, социокоммуникативные, вербальные и невербальные игры, эмоциональные этюды, беседы, элементы изотерапии и  песочной терапии вызывают большую мотивацию у старших дошкольников к изучению тем программы.

Использование УМК «СВЕТЛЯЧОК» позволяет развить, усилить, углубить,  такие компетентности  у старших дошкольников как эмоциональная отзывчивость  и сформированность навыков общения, так как они неразрывно связаны между собой, а  развитие одной из компетенций безусловно ведёт к положительной динамике развития другой.

Полученные данные диагностики на первоначальном и заключительном этапе показали положительную динамику в развитии уровня эмоциональной отзывчивости, поведенческого компонента, эмпатии у старших дошкольников. Таким образом, содержание УМК  «СВЕТЛЯЧОК» и система его методического обеспечения разработаны так, чтобы помочь педагогу организовать процесс обучения, направленный на  создание благоприятного эмоционального микроклимата для взаимодействия со сверстниками, на коррекцию поведенческих особенностей,  а также на формирование личностных качеств воспитанников (личностных результатов) в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Представленный опыт работы по реализации программы и УМК  получил высокую оценку коллег не только нашего города, но и со всех регионов России. В сборниках конференции опубликованы статьи, по итогам участия в мероприятиях получены благодарственные письма и сертификаты.

Каждому ребенку нужен мир, где можно смеяться и удивляться, танцевать и петь, учиться и отдыхать, жить в мире и быть счастливым. А приобретенные в рамках реализации программы «Светлячок» навыки эмоциональной отзывчивости и успешного общения будут способствовать этому!    


Литература

  1. Егорова, М. В. Программа «Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет» / М. В. Егорова. – М.:  Учитель, 2018. – Текст : непосредственный.
  2. Княжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира у детей / Н. Л. Княжева. - Ярославль,1997. -162 с. – Текст : непосредственный.
  3. Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста./ – Г.А. Широкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 230с. – Текст : непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по теме "Развитие эмоционального мира и навыков общения дошкольников"

Данный материал помогает детям развивать эмоции, навыки общения и выразительность движений....

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы детей, навыков общения

Методический материал можно использовать для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей, коммуникативных умений и навыков как родителями, так и воспитателями...

Выступление на профильной школе."Театрализованная игра-как средство развития эмоциональной сферы и навыков общения"

       Театрализованную игру следует рассматривать как эффективное средство эмоционально-нравственного развития детей при условии ее тесной связи с другими видами детской де...

Занятие 1. Знакомство с эмоцией радости из программы " Развитие эмоциональной отзывчивости "

Данное занятие познакомит детей с эмоцией радости, а так же с персонажем Капитошка, который  будет сопровождать реббят на всех остальных занятиях по "Развитию эмоциональной отзывчивости "Постанов...

Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.      Учебная пр...

Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы «Развитие игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников со сверстниками через сюжетно-ролевую игру» в МБДОУ № 17 «Земляничка».

Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы   «Развитие  игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников  со сверстниками  ...

Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в условиях реализации ФОП ДО.

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хо...