Проект " русский народный фольклор-детям"
проект (старшая группа)
Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.
Поэтому, развивать понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста, так как детские впечатления неизгладимы и остаются на всю жизнь
Именно в дошкольном возрасте приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма формируют основы самосознания и индивидуальности.
Актуальность данной проблемы заключается еще в том, что современные дети мало знают о русских народных традициях, родном городе, стране, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Поэтому, необходимо как можно раньше пробуждать в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.
Представлены здесь цель и задачи проекта.
Этапы реализации.
Планируемые результаты.
Методические и спользуемые материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkiy_narodnyy_folklor-detyam_2.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №448 ДО г.Москвы
Воспитатель Захарова О.Н.
ПРОЕКТ « РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР- ДЕТЯМ»
На тему « Народная мудрость»
Актуальность:
Перед современной системой образования стоит задача приобщения нового поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях
Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.
Поэтому, развивать понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста, так как детские впечатления неизгладимы и остаются на всю жизнь
Именно в дошкольном возрасте приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма формируют основы самосознания и индивидуальности.
Актуальность данной проблемы заключается еще в том, что современные дети мало знают о русских народных традициях, родном городе, стране, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Поэтому, необходимо как можно раньше пробуждать в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.
Цель: Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры через знакомство с малыми фольклорными жанрами, народными традициями, музыкальным искусством.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества, с народными традициями, русскими народными инструментами.
2.Создать необходимую предметно-развивающую среду.
Развивающие:
- Развивать у детей художественно-речевые исполнительские способности. Обогащать словарный запас детей.
- Развивать умения играть в совместные народные игры и хороводы, играть в ансамбле на русских народных инструментах.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
Воспитательные:
- Сформировать чувство национального достоинства, любви к Родине
- Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей
Работу по приобщению детей к русской народной культуре разделила на три этапа:
Подготовительный(Октябрь-ноябрь 2020г)
- Создание творческой группы.
- Составление перспективного плана, ( цикл тематических занятий, чтение художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, игры-хороводы, подвижные игры, пальчиковые, игры с пением, театрализация)
- Подбор методической литературы, подбор произведений русского народного фольклора.
Практический:(декабрь-апрель 2021г)
- Создание предметно-развивающей среды, игровых макетов русских народных сказок.
- Пошив русских народных костюмов к праздникам.
- Проведение мероприятий по ознакомлению детей с русским фольклором (крестьянским бытом, культурой, видами народно-прикладного искусства: дымковская игрушка, гжельская роспись, городецкая роспись, жостовская роспись, золотая хохлома)
Итоговый
1.Обобщение результатов проекта на педагогическом совете .
2. Осенний праздник «осенины»
3. Досуг « святки-колядки»
4. Праздник масленица
5.Выставка совместных детских работ с родителями « Пасхальное яичко»
6.Праздник « Русской березки»
7.Досуг «В мире удивительных инструментов»
Результаты проекта
- У детей появился интерес к изучению русской народной культуры
- Сформировался необходимый минимум исторических знаний
- Пополнились знания о декоративно-прикладном искусстве России
- Расширились знания о традициях русского народа.
- Сформировались чувства национального достоинства
Распространение результатов проекта
-Презентация проекта на педсовете ГБОУ
-Размещение проекта на сайте
Формы работы с детьми
1.Цикл тематических занятий.
- Рисование « Гжельская роспись»
- Лепка « Сказочная птица» (по типу дымковской игрушки)
- Рисование « Узор городецкой росписи»
- « В гости в сказочное царство» Чтение художественной литературы «Гуси-лебеди», «Морозко», «Сивка –Бурка»
- Включение дидактических игр в режимные моменты. « Отгадай и сравни загадки о животных», « отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах», « О явлениях природы» Знакомство с малыми жанрами фольклора ( загадки, потешки, заклички, дразнилки, поговорки и пословицы, колыбельные песенки, считалки)
- « В гости в терем расписной»
- Подвижные игры: « Ручеек», «Колечко», «Искупался Иванушка», «Дударь», « Заря-заряница», «Молчанка», « Горелки», « жмурки»
- Рисование « Символ России -русская народная игрушка матрешка»
- Самостоятельные игры с театральными куклами( различные виды театра, игрушки-забавы)
- Слушание музыки
- « В мире удивительных инструментов»
- Программа методического обеспечения
2.1.Создание психолого-педагогических условий для успешного усвоения проекта.
2.2.Оформление стенда для родителей « Пословицы и поговорки -источник воспитания нравственных качеств мальчиков и девочек»
2.3.Составление карточек с речевым материалом для обогащения предметно-развивающей среды
2.4. Подбор иллюстраций и художественной литературой
2.5. Выставка совместных работ детей и родителей на тему «Пасхальное яичко»
Для изучения истоков жанров русского фольклора были подобраны потешки , прибаутки, пестушки и использованы в работе с детьми. В их незамысловатых стишках много нежности, такта. Они удовлетворяют рано возникающую потребность в художественном слове, в ритмичных движениях. Затем знакомили детей с колыбельными песнями. Дети не только слушали ,но и пели сами куклам- и про кота-воркота, ми про гулей.
Интересно было знакомить детей с пословицами и поговорками, загадками. Особенно заинтересовали детей занятия по составлению и отгадыванию загадок о предметах старинного быта. Составить загадку-это значит, обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И, наоборот, разгадать загадку -её метафорические образы заменить образами реальными. Это развивает сообразительность
Логическое мышление.
На музыкальных занятиях дети знакомились с русской песней, хороводом, частушкой, игрой на русских народных инструментах. Русская песня, поэтическое слово, становились близкими детям, любимыми ими, пробуждали интерес к национальному искусству, истории народа, быту.
Воссоздав обстановку русской избы знакомили детей с печкой ,прялкой, зыбкой, предметами старинного быта, с русскими мужским и женским национальным костюмами. Особую радость доставляет детям знакомство с русской печкой, особенно, когда «хозяйка» достает из нее испеченные пироги. Здесь же происходило знакомство с самоваром, которое закончилось чаепитием.
Действенным методом в воспитании моральных качеств личности является сказка. Она учит любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В них мы видим торжество добра и наказание зла. Это были и беседы, создание малых макетов сказок, прослушивание аудио-сказок, драматизация сказок .
Большой интерес вызывают у детей предметы декоративно-прикладного искусства. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Народные игры как жанр устного народного творчества -своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.
Разученные с детьми считалки, прибаутки, скороговорки делают игру более интересной, обогащая её содержание.
Работа с родителями
Все методы воспитания в русской семье основаны на тонком мудром понимании основных психологических и педагогических сторон воспитания ребенка, выработанных многовековым опытом народа. Поэтому важно помочь современной русской семье возродить и творчески развить лучшие традиции векового опыта воспитания детей.
Использовались формы работы:
- Анкетирование
-Консультация « роль семьи в приобщении к русской народной культуре»
-Консультация «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
-Участие родителей в подготовке фольклорных празднико, развлечений.
Результаты проекта
- У детей появился интерес к изучению русской народной культуры
- Сформировался необходимый минимум исторических знаний
- Пополнились знания о декоративно-прикладном искусстве России
- Расширились знания о традициях русского народа.
- Сформировались чувства национального достоинства
Методическое обеспечение проекта:
А.Н.Мартынова « Потешки. Считалки. Небылицы» «Современник» Москва 1989
А.В.Орлова « Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» г.Владимир 1995г
Т.Д.Клюева « Приобщение дошкольников к национальной культуре» Тамбов 1996г
С.И.Мерзлякова « Фольклор-музыка-театр» « ГИС ВЛАДОС» 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе
В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...
Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"
Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....
Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...
Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"
Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....
Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...
"Русский народный фольклор - детям"
Методическая разработка из опыта работы по ознакомлению детей с русскими народными сказками....