Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"
проект (старшая группа) на тему
Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Русские народные игрушки и игры" | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
Цель: Создание условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры через знакомство с народными играми и игрушками.
Задачи:
- Знакомить детей с народными промыслами России, мастерством
народных умельцев, русским фольклором;
2. Рассказать об истории возникновения игрушек на Руси;
3. Познакомить с особенностями русских народных хороводов,
спортивных игр;
4. Показать значение семьи в жизни людей;
5. Продолжить формировать эмоционально-окрашенное чувство
причастности детей к наследию прошлого.
Вид проекта: групповой (воспитанники 5-6 лет)
Тип проекта: познавательный, творческий
Участники проекта: воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Срок реализации: февраль – май
Актуальность проекта:
В.Г. Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления»
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице - малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. На экранах телевизоров ребенок видит диснеевские мультфильмы, а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов.
Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой. Думаю, что народное творчество должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Ребенок должен знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные промыслы, творчество и, конечно же, русские народные игрушки и игры, в которые дети очень любят играть. Это помогает заложить в детях фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Предполагаемые результаты:
1. Знание истории возникновения игрушек на Руси.
2. Знание о мастерстве народных умельцев, могут определить роспись
игрушки.
3. Умение играть в русские народные подвижные игры, используя народные
считалки.
4. Бережное отношение к предметам прошлого.
Этапы проекта:
Подготовительный этап
- выбор темы;
- постановка проблемы;
- определение цели и задачи;
- подбор познавательной, и методической литературы, наглядного материала
(иллюстрации, фотографии).
Основной этап
- беседы, презентация;
- разучивание русских, народных игр, считалок;
- знакомство с русскими народными игрушками;
- творческая деятельность.
Заключительный этап:
Костюмированное развлечение «Выходи во двор гулять»
План работы с детьми
Февраль
№ | Мероприятия | Программное содержание | Сроки выполнения |
1 | Презентация «Как жили и играли на Руси» | Формировать представление о русском народе, его культуре. | 1 неделя |
2 | Презентация «Русский национальный костюм» | Расширять представления детей о истории русского национального костюма (символическое значение вышивки, способы украшения) | 2 неделя |
3 | Знакомство с русскими народными играми. Игра «Горелки». Разучивание русской народной считалки. | Знакомить с традициями русских народных игр. Развивать ловкость, умение действовать по сигналу. | 2 неделя |
4 | Рисование «Русский национальный костюм» | Развивать у детей желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета, размещать узор на предложенной форме. Воспитывать гордость за свой народ и культуру. | 4 неделя |
Март
№ | Мероприятия | Программное содержание | Сроки выполнения |
1 | Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой. | Развивать у детей интерес к предметам народного искусства. | 1 неделя |
2 | Рисование «Матрешка» | Развивать художественное творчество в процессе восприятия предметов декоративного искусства. | 2 неделя |
3 | Русская народная игра «Заря-заряница» | Разучить новую игру. Развивать внимание, быстроту реакции. Воспитывать любовь к народным играм. | 3 неделя |
Разучивание русской народной считалки | Развивать речь, память, умение считаться. Использовать считалку в знакомой игре. | 4 неделя |
Апрель
№ | Мероприятия | Программное содержание | Сроки выполнения |
1 | Знакомство с декоративно-прикладным искусством | Формировать представление о декоративно-прикладном искусстве. Учить различать стили наиболее известных видов (гжель, хохлома, дымка) | 1 неделя |
2 | «В гости к дымковским мастерам» | Расширять знания детей о дымковских игрушках, их изготовлении. Учить лепить из глины индюка. | 2 неделя |
3 | Роспись глиняной игрушки | Развивать интерес к процессу изготовления игрушки. Учить рисовать по вылепленному готовому изделию. | 3 неделя |
4 | Слушание песенок – закличек. Разучивание песенки – заклички. | Объяснить значение песенок-закличек в жизни русского народа. Разучить песенку, развивать речь, память. | 4 неделя |
Май
№ | Мероприятия | Программное содержание | Сроки выполнения |
1 | Презентация «Куклы наших бабушек» | Познакомить детей с историей возникновения народной куклы. | 1 неделя |
2 | Изготовление куклы – пеленашки. | Учить изготавливать куклу – пеленашку. Воспитывать уважение к национальным традициям. | 2 неделя |
3 | Разучить русскую игру «Жмурки». Повторить считалки. | Продолжать прививать любовь и интерес к русским народным играм. Развивать ловкость, ориентироваться на местности. | 3 неделя |
4 | Костюмированное развлечение «Выходи во двор гулять» | Воспитывать чувство патриотизма к своей Родине, ее традициям. | 4 неделя |
Работа с родителями
№ | Мероприятия | Сроки выполнения |
1 | Приобретение народных игрушек | март - май |
2 | Приобретение глины | апрель |
3 | Принести лоскутки для изготовления куклы – пеленашки. | май |
4 | Пошив элементов к русским народным костюмам. | март - май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Народная кукла - средство приобщения детей к истокам русской народной культуры" Мастер - класс
В мастер-классе представлены: психогимнастическое упражнение "Здравствуйте", типы и назначение народной куклы, фольклорная кукла в арт-терапии, технология изготовления игровой куклы "Зайчик - на...
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
проект "Народные игрушки как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"
Проект по приобщению детей к истокам русской культуры...
Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"
Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....