Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
проект (подготовительная группа)
"Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело бороться со злом, не быть лентяем, уметь трудиться. Народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка Проводя занятия по развитию театральных способностей у детей , я видела, что дети чаще равнодушны, у них плохая память, они не могут преодолеть себя, свои комплексы, стать свободным, раскованным, свободно проявлять свои эмоции. Исходя из этого мною был написан этот проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_skazke.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Северяночка»
Проект
Русская народная сказка –
как средство приобщения дошкольников к
истокам русской народной культуры.
Воспитатель: Торгашова Л.В.
г. Нижневартовск
2019г.
Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь.
Ганс Христиан Андерсен
Сказка - это одно из знакомств ребенка с национальной культурой, недаром издавна говорилось: « Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело бороться со злом, не быть лентяем, уметь трудиться. Народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка
Все дети любят сказки, особенно волшебные. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Но только ли развлекательную роль выполняет сказка? Учёные давно доказали, что сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения в поколение.
Актуальность темы:
Проект возник, тогда, когда я поняла, что детей больше интересуют компьютерные игры. Проводя занятия по развитию театральных способностей у детей , я видела, что дети чаще равнодушны, у них плохая память, они не могут преодолеть себя, свои комплексы, стать свободным, раскованным, свободно проявлять свои эмоции. Исходя из этого мною была поставлена цель.
Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с русским народным творчеством, традициями русского народа?
Цель проекта: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности, воспитание нравственной личности ребенка при общении его к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок, авторских сказок и сказок других народов .
Задачи проекта:
Образовательные:
-расширить представление детей о сказках
-учить детей рассуждать,
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
-обогащать и расширять словарный запас детей;
-формировать качества, которые помогают усвоению детьми духовно – нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость) и правил доброй совестливой жизни.
Развивающие:
- развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию навыков связной речи;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- развивать умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
Воспитательные:
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма, умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
-воспитывать культуру речи.
Участники проекта: дети 3-4 года, родители, воспитатель.
Реализация проекта: один учебный год
Вид проекта: Долгосрочный, познавательный, творческий, групповой
Образовательная область. "Познание", "Социализация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", музыка. Проводится как на занятиях, в рамках тематического планирования, и как совместная работа.
Методы и приемы.
Чтение воспитателем, рассказывание, беседы, повторность чтения, выборочное чтение, драматизация, инсценировка.
Ожидаемый результат:
Дети:
Должны проявлять устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: игре ,театрализованной деятельности
В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей
Проявляет инициативу и самостоятельность в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения. Эмоционально откликается на переживания персонажей сказок.
Педагоги:
Готовят подбор сценариев постановок , подбирают чтение художественной литературы, различных игр.
Родители:
Принимают активное участие в творческой деятельности проекта.
План проекта:
1. Чтение художественной литературы.
2. Чтение сценариев
3. Проведение игр на развитие выразительной мимики.
4. Чтение готовых постановок детям
5. Подготовка фильмов и презентаций
Реализация проекта:
Подготовительный этап:
Был произведен подбор художественной литературы (сказки, стихи, игры) , были разработаны беседы, занятия.
Основной этап:
Вид детской деятельности
Долгосрочный, познавательный, творческий, групповой
С детьми проводились игры на развитие выразительной мимики. Игры – этюды. «Пантомимы».
чтение художественной литературы – русские народные сказки
рассматривание иллюстраций к литературным произведениям
Обсуждение сценариев для постановок
Музыкальное развитие:
Разучивание и пение детских песен с детьми к показу постановок, подбор музыки для героев .
Заключительный этап:
• Обработка результатов по реализации проекта;
• Фильмы с участием детей из творческой группы, презентации.
Реализация данного проекта помогла интенсивному развитию речи, качественному обогащению словарного запаса , развитию воображения, творческих способностей ребенка, способности управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом. Все это очень важно для познавательного и эмоционального развития. Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…( Сергей Королев).
Приложение №2
Сценарий на новый лад
Теремок
Действующие лица:
Мышка
Лягушка
Заяц
Лиса
Волк
Медведь
Голос- Внимание, внимание!
Всем сообщить хотим ,зашли в лес хулиганы и мусорят кругом.вы берегитесь звери,Везде такой кошмар!
Летят кругом бутылки,коробки и опилки, а жить-то дальше вам
Из-за угла появляются хулиганы (начинают баловаться, раскидывать мусор, играть на гитаре- взрослые обыгрывают эту сцену и уходят на другую поляну).
(Теремок, несколько деревьев. На поляну из-за деревьев выходит мышка,
останавливается перед теремком.)
Мышка
Хватит мне бродить по свету,
Будет мне тепло зимой.
Если никого здесь нету,
Значит, домик этот – мой!
(Мышка входит в теремок.
Что-то в домике моем много грязи и бутылок
Соберу-ка их скорей, отнесу подальше
Лягушка ( идет по дороге и собирает пустые бутылки
Что случилось, не пойму, почему так грязно!
Здесь кругом коробки да бутылки, очень мне обидно (собрала в пакет)
Что за славный теремок!
Ах, какое чудо!
Он не низок, не высок,
Рядышком запруда!
Из трубы дымок идет.
Дверь мне отворите!
Кто тут в тереме живет,
Ну-ка, говорите!
(Из окна выглядывает Мышь.)
Мышка
Мышка здесь живет норушка!
Кто ты будешь, отвечай!
Лягушка
Я Лягушка-поскакушка,
Будем пить с тобою чай!
Что случилось, ты не знаешь?
Здесь кругом один бардак
Там бутылка, здесь коробка
Кто же это? Просто страх!
Мышка
Для тебя найдется место,
Веселее жить вдвоем.
И в лесу с тобой вдвоем мы порядок наведем!
(Лягушка входит в дом.На поляну выходит Зайчик и направляется к теремку.)
Зайчик
Ох, устал идти сюда,
По дороге этой
Столько мусора в лесу
Ни когда не видел!
Что за славный теремок
Он не низок не высок
Кто тут в тереме живет?
Мышка
Мышка здесь живет норушка.
Лягушка
Я Лягушка-поскакушка.
Говори, кто ты такой!
Зайчик
Открывайте, это я –
Зайчик-побегайчик!
Вы пустите жить меня,
Я хороший Зайчик!
Лягушка (Зайчику)
Оставайся с нами!
Ты наверно видел ,что творится с лесом?
Вместе разбираться будет веселей
(Зайчик заходит в дом.На поляну выходит Лиса и направляется к теремку.)
Лиса
Что за ужас, что за ужас происходит здесь в лесу?
Здесь под каждым под пенечком,
Бесконечный хлам лежит! (собирает)
Вот так терем-теремок,
Ладный да нарядный!
Кто тут в тереме живет?
Мышка
Мышка здесь живет норушка.
Зайчик
И ушастый Зайка!
Лягушка
И Лягушка-поскакушка.
Кто ты, отвечай-ка!
Лиса
А я кумушка краса
Очень рыжая Лиса.
Но немножечко испачкалася, пока я шла сюда
Зайчик
Заходи, кума, смелее,
Вместе будет веселее!
Лес от мусора избавим,
Веселою компанией
(Лиса входит в дом.)
Лиса
Лучше дома в мире нет!
(На поляну выходит Волк и подходит к теремку.)
Волк
Фу ты, ну ты, во дела!
Мусор по колено,
Хлам, бутылки-кутерьма
Кто же это сделал?
Вот хоромы так хоромы –
Здесь простора хватит всем!
Что молчите? Есть кто дома?
Да не бойтесь вы, не съем!
(Из теремка по очереди робко выглядывают его обитатели.)
Мышка
Мышка здесь живет норушка.
Зайчик
И ушастый Зайка!
Лягушка
И Лягушка-поскакушка.
Лиса
И Лиса, хозяйка!
Не возьму я что-то в толк,
Кто ты?
Волк
В дом пустите!
Я совсем не страшный волк!
Я уставший очень
Сами посмотрите!
Зайчик
Ладно, Серый, заходи,
Только не кусайся!
Мусор положи туда-
Да не обижайся!
Лягушка
Сразу выгоним, учти,
Коль обидишь Зайца!
(Волк входит в дом.Все обитатели теремка выглядывают в окошки.)
Все жители теремка (хором)
Мы теперь одна семья
И гостям всем рады!
(Из-за деревьев выходит Медведь идет к теремку.)
Медведь
Что за шум, а драки нету
Я смотрю, здесь хлам кругом
Выходите на подмогу
Я совсем уже не злой
С вами жить хочу и я!
Все (хором)
Нет, Медведь, не надо!
Медведь (обиженно)
Зря вы так. Я пригожусь!
Мышка
Больно ты огромен.
Медведь
Да не бойтесь, помещусь.
Я в запросах скромен.
(Медведь лезет в теремок. Дом начинает шататься и падает. Жители теремка плачут на развалинах.)
Мышка
Что ж ты, Мишка, натворил?
Лягушка
Мы ж предупреждали.
Зайчик
Теремок наш развалил!
Лиса
Без угла оставил!
Медведь
Ну, простите вы меня,
Я ведь не нарочно.
ВСЕ
Хоть и виноват медведь,
Мы ему поможем!
Теремок починем наш,сделаем побольше
Мусор дружно уберем,
И всем вам мы скажем:
Берегите место, где все вы живете
Убирайте , собирайте и друг другу помогайте
Пусть будет чистота на всей , на всей планете!
Ура ,Ура, Ура (песня)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"
Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....
Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»
Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...
Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...
«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...
«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
Воспитание народной сказкой....
Консультация для родителей «Русские народные игры как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры».
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Русские народные игры как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры"
Консультация для родителей...