"Русский народный фольклор - детям"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка из опыта работы по ознакомлению детей с русскими народными сказками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_raboty.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ
Номинация: «Русский народный фольклор – детям».
Название темы: «Знакомство с русским народным фольклором через русские народные сказки и праздники».
Актуальность:
Современный мир требует от дошкольника быть всесторонне развитой и мобильной личностью. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и в детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления – все это доступно для понимания ребенка. Посредством сказок происходит знакомство с культурными традициями и праздниками нашего народа.
Цель:
Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам, праздникам и традициям, прививать уважение к традиционной культуре, развивать в детях духовное начало.
Задачи:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев.
3. Расширять первоначальные знания о русском народном творчестве, знакомить детей с русским народным бытом.
4. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию.
Используя определенный, а именно, целостный анализ, можно рассматривать нюансы художественной структуры в тесной связи с содержанием произведения, что способствует более высокому уровню понимания идейного содержания, изобразительных особенностей и художественных достоинств.
Разбор произведения проводится по следующим этапам:
- содержательный анализ сказки: выделение основных сказочных персонажей, определение черт их характера и составление их оценочной характеристики;
- определение типов персонажей по роли, которую они играют в сказке, и их особенностям; создание их словесного портрета (с учетом содержания и функции образов-деталей – портретных подробностей, пейзажных зарисовок, предметного мира и пр.);
- обобщение подобранного материала о главных героях, составление их полной характеристики; нахождение значимых связей между образами в сюжете сказки;
- определение специфики сказки через особенности ее системы образов.
При правильном подходе дети легко, с большим интересом, осваивают методику и приемы анализа художественного текста, а умения превращаются в навыки, остаются в сознании ребёнка, что в свою очередь развивает творческое мышление, а, следовательно, словесное творчество.
Чтобы достичь применения детьми полученных знаний в словесном творчестве, очень полезно все виды работ осуществлять с опорой на текстовой и наглядный материал, использовать для составления рассказа с опорно-графические схемы с изображением персонажей и главных моментов сюжета, развернутый словесный план.
Для того, чтобы показать детям, каких успехов они достигли за время обучения, нужно дать им возможность оценить результаты их коллективного труда: поставить спектакль или инсценировку, сделать сборник сказок, рассказов, рисунков и т.п.
В работе используются методы:
- традиционные
- настольный кукольный театр
- пальчиковый театр
- театр би-ба-бо
- ширма с костюмами для драматизации спектаклей
- паззлы с русскими народными сказками
- шнуровки, лабиринты, раскраски
- книги, иллюстрации
- нетрадиционные
- «Помоги героям найти свою сказку» (подобрать героя к сказке)
- «Знакомые герои в новых ситуациях» (представить действия героя в других обстоятельствах)
- «Сказка на новый лад» (придумать свою сказку по мотивам известной старой сказки)
- «Сказочное превращение» («перевоплощение» детей в сказочного персонажа)
- продуктивная деятельность «Рисуем и лепим сказку»
- игры, викторины, выставки творческих работ.
Все эти пособия дают возможность детям самостоятельно формировать не только нравственные качества, но и развивать творческие способности каждого ребенка.
Данные методы и приемы доступны для использования другими образовательными организациями: в дошкольных учреждениях воспитателями, а также на методических объединениях, семинарах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через элементарное музицирование в условиях ознакомления с русским народным фольклором
Стендовый доклад...
Методические рекомендации «Воспитание детей на традициях русского народного фольклора»
Тема: Воспитание детей на традициях русского народного фольклораЦель: Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества у детей раннего возраста.Пре...
Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".
Работа поможет развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми и родителями....
Использование малых форм русского народного фольклора в физическом развитии детей раннего возраста
Материал полезен для начинающих воспитателей...
сценарий музыкального развлечения для старших дошкольников "Праздник русской берёзки" с использованием русско- народного фольклора
"Праздник русской берёзки" приурочен к празднованию дня Святой Троицы. Этот праздник имеет на Руси древние корни, гармонично воссоединяет в себе традиции христианства и язычества. Цель развлечения поз...
Проект " русский народный фольклор-детям"
Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Поэтому, развивать понимание культурного наследия и воспитыват...
«Баю-башки-баю! Баю куколку мою …» Знакомство с русской народной куклой и русским народным фольклором (колыбельные песни)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 146»Вечер развлечений «Баю-башки-баю! Баю куколку мою …»Знакомство с русской народной куклой...