Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkie_narodnye_igrushki_i_igry.doc | 238.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования (СИПКРО)
Итоговая работа
На тему:
Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры
«Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»
Выполнила:
Рязанцева Л.Г.
Воспитатель
МБДОУ № 315
Советского района
г. Самары
Самара - 2014
Краткая аннотация проекта:
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий.
Эта разработка будет осуществляться через комплексную образовательную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и познавательных способностей детей, через активизацию детской жизнедеятельности. Проект предполагает активное участие детей и родителей и по своей доступности и эффективности может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.
Актуальность:
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время существует противоречие между требованиями концепции дошкольного образования к необходимости приобщения детей к русской народной культуре и недостаточным рассмотрением этой темы в разделах общеобразовательных программ.
Сейчас современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребенок видит диснеевские мультфильмы, а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов.
Наши дети живут во время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с дошкольного возраста.
Ребенок должен знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные промыслы, творчество и конечно же русские народные игры, в которые дети очень любят играть.
Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. Игра формирует высокую нравственность. В народных играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте и труде.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Проанализировав уровень воспитанности детей в детском саду, мы пришли к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-этические чувства и любовь к Родине. Данные результаты помогли разработать педагогический проект, основанный на приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства детей с народными играми и игрушками.
Методический паспорт проекта
Дети:
Проблема: в какие игры и с какими игрушками играли наши сверстники раньше на Руси?
Цель: познакомиться с миром русской народной игры и игрушки.
Задачи:
- Познакомиться с игрушками древней Руси.
- Научиться играть в подвижные игры сверстников прошлого века.
- Подготовиться к празднику народных игрушек и игр.
Педагогические цели:
Создание условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры через знакомством с народными играми и игрушками.
Цели для родителей:
Способствовать формированию игровой культуры у детей.
Задачи:
1. Знакомить детей с народными промыслами России, мастерством
Народных умельцев, русским фольклором;
2. Рассказать об истории возникновения игрушек на Руси;
3. Познакомить с особенностями русских народных хороводов,
спортивных игр;
4. Показать значение семьи в жизни людей;
5. Продолжить формировать эмоционально-окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.
Участники проекта: дети , воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
Целевая аудитория: дети и родители.
Возрастная категория детей: 5-6 лет.
Тип проекта: краткосрочный (1 неделя)
Необходимое оборудование: Альбом «Народная игрушка»; деревянные, глиняные народные игрушки, рисунки родителей и детей на тему «Русская народная игрушка», рисунки матрешек, бланки анкет для родителей, консультации для родителей, русская народная музыка, русские народные костюмы и атрибуты для народных игр.
Предполагаемый продукт проекта:
1.Выставка творческих работ на тему «Русская народная игрушка»;
2.Театрализованное развлечение «Игры русского народа»;
3.Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Русские народные игры и игрушки»;
4.Презентация на тему «Русские народные игрушки и игры»;
5.Разработанные рекомендации для педагогов по приобщению дошкольников к русской народной культуре
Основное содержание проекта:
Реализация проекта будет разбита на 3 этапа.
- Подготовительный:
- определение проблемы воспитателем совместно с детьми
- определение воспитателем целей и задач для реализации поставленной цели
- подбор методической литературы и создание библиотеки по
Народным играм для данной возрастной группы
- пополнение развивающей среды (уголок народных игрушек в группе)
- составление плана работы для данной возрастной группы
- Дети вхождение в проект
- Родители – вызвать положительный отклик на существующую проблему
- Практический этап:
- проведение опроса-анкетирования родителей и детей (первичный мониторинг)
- встречи за круглым столом с родителями
- консультации в родительском уголке
- создание творческой выставки, посвященной народной игрушке
-театрализованное развлечение «Русские народные игры»
- Заключительный этап:
- проведение заключительного мониторинга
- презентация проекта для коллег
- самоанализ недели
Реализация проекта
Дата | Мероприятия | Участники | Работа с родителями |
Понедельник «Дымковская игрушка» | 1.Утренняя беседа с детьми «Дымковская игрушка». 2.Сюжетно-дидактическая игра «К нам пришла гости» 3.Рассказ воспитателя «История дымковской игрушки, особенности росписи» 4.Рисование «Составление дымковских узоров» 5.Музыкальное занятие «Русский народный фольклор» 6.На прогулке народные подвижные игры «Ловишки с мячом», хороводные игры «Пузырь», «Каравай». | Дети Воспитатель Музыкальный руководитель | Анкетирование родителей по теме «Народная игрушка» Сбор информации по народной игрушке |
Вторник
«Народная игрушка» | 1.Утренняя беседа с детьми «Русская народная игрушка Матрешка» 2.Продуктивная деятельность «Вырезание силуэта матрешки из бумаги сложенной пополам» 3.Лепка «Конек-Горбунек» 4.На прогулке народные подвижные игры «Ловишки, отдай ленту», «Гори, гори ясно».
5. Использование русских народных считалок во время игр на прогулке. | Дети Родители Инструктор по физической культуре | Консультирование по теме «Игрушки для современных детей», «Русская матрешка. Кто она?» |
Среда «Тряпичная кукла» | 1.Утренняя гимнастика под русскую народную песню. 2.Познавательная беседа с детьми о тряпичных куклах. 3.Рассматривание иллюстраций «Элементы изготовления тряпичных кукол» 4.Ручной труд «Изготовление кукол из тряпочек» | Воспитатель Дети | Изготовление с ребенком народной игрушки для творческой выставки |
Четверг «Выходи во двор поиграть» | 1.Рассматривание иллюстраций на тему «Народные подвижные игры» 2.Беседа о том какие атрибуты люди использовали для игр в прошлом. 3.Рисование «Атрибуты для любимой спортивной игры»
| Воспитатель Дети Инструктор по физической культуре | Консультация в родительском уголке «Игра-что это такое?» |
Пятница «Давай веселиться!» | 1.Костюмированное развлечение для детей «Русские народные игры» 2. Презентация проекта для педагогов 3.Конечная диагностика и подведение итогов. | Воспитатели Дети Музыкальный руководитель | Рекомендации о важности приобщения детей к русской народной культуре. |
Ожидаемые результаты
1.Знают историю возникновения игрушек на Руси.
2.Знакомы с мастерством народных умельцев, могут определить роспись игрушки.
3.Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя народные считалки.
4.Знают виды народных игр.
5.Бережно относятся к предметам прошлого.
Средства диагностики:
Средства диагностики результатов реализации проекта воспитатель может разработать сам, исходя из ожидаемых результатов, путем опроса в начале деятельности и в конце. Распределить уровень знаний на высокий, средний, низкий.
Также используется метод наблюдения за детьми в процессе игры, нацеленный на выявление сформированности у ребенка игровой культуры, знание правил игры, умение распределять роли.
Для родителей используется метод анкетирования.
Дальнейшее развитие проекта
- Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры, через более подробное рассмотрение всех аспектов:
- фольклор
- поверья
- особенности быта
- традиции
- Создание в детском саду мини-музея народной старины «Русская горница»
Список используемой литературы:
1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
- О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
- Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду.
- Н.В. Халезова. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М., Просвещение. 1984 г.
- Л.В. Шевчук. Дети и народное творчество. М., Просвещение, 1985 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
проект "Народные игрушки как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"
Проект по приобщению детей к истокам русской культуры...
Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"
Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....
Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"
Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....
Проект «Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем ...