Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Рязанцева Любовь Геннадьевна
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осуществляться через комплексную образовательную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и познавательных способностей детей, через активизацию детской жизнедеятельности. Проект предполагает активное участие детей и родителей и по своей доступности и эффективности может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_russkie_narodnye_igrushki_i_igry.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  (повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования (СИПКРО)

Итоговая работа

На тему:

 Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры

 

«Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»

Выполнила:

Рязанцева Л.Г.

Воспитатель

МБДОУ № 315

Советского района

г. Самары

Самара - 2014


Краткая аннотация проекта:

   Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий.

Эта разработка будет осуществляться через комплексную образовательную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и познавательных способностей детей, через активизацию детской жизнедеятельности. Проект предполагает активное участие детей и родителей и по своей доступности и эффективности может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.

Актуальность:

   

   Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время существует противоречие между требованиями концепции дошкольного образования к необходимости приобщения детей к русской народной культуре и недостаточным рассмотрением этой темы в разделах общеобразовательных программ.

 Сейчас современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребенок видит диснеевские мультфильмы, а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов.

   Наши дети живут во время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с дошкольного возраста.

Ребенок должен знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные промыслы, творчество и конечно же русские народные игры, в которые дети очень любят играть.

   Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. Игра формирует высокую нравственность. В народных играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте и труде.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Проанализировав уровень воспитанности детей в детском саду, мы пришли к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-этические чувства и любовь к Родине. Данные результаты помогли разработать педагогический проект, основанный на приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства детей с народными играми и игрушками.

Методический паспорт проекта

Дети:

Проблема: в какие игры и с какими игрушками играли наши сверстники раньше на Руси?

Цель: познакомиться с миром русской народной игры и игрушки.

Задачи:

  1. Познакомиться с игрушками древней Руси.
  2. Научиться играть в подвижные игры сверстников прошлого века.
  3. Подготовиться к празднику народных игрушек и игр.

Педагогические цели:

Создание условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры через знакомством с народными играми и игрушками.

Цели для родителей:

Способствовать формированию игровой культуры у детей.

Задачи:

1.  Знакомить детей с народными промыслами России, мастерством

     Народных умельцев, русским фольклором;

2. Рассказать об истории возникновения игрушек на Руси;

3. Познакомить с особенностями русских народных хороводов,  

спортивных игр;

4. Показать значение семьи в жизни людей;

5. Продолжить формировать эмоционально-окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.

Участники проекта:  дети , воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.

Целевая аудитория: дети и родители.

Возрастная категория детей: 5-6 лет.

Тип проекта: краткосрочный (1 неделя)

Необходимое оборудование: Альбом «Народная игрушка»; деревянные, глиняные народные игрушки, рисунки родителей и детей на тему «Русская народная игрушка», рисунки матрешек, бланки анкет для родителей, консультации для родителей, русская народная музыка, русские народные костюмы и атрибуты для народных игр.

Предполагаемый продукт проекта:

1.Выставка творческих работ на тему «Русская народная игрушка»;

2.Театрализованное развлечение «Игры русского народа»;

3.Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Русские народные игры и игрушки»;

4.Презентация на тему «Русские народные игрушки и игры»;

5.Разработанные рекомендации для педагогов по приобщению дошкольников к русской народной культуре

Основное содержание проекта:

Реализация проекта будет разбита на 3 этапа.

  1. Подготовительный:

 

- определение проблемы воспитателем совместно с детьми

- определение воспитателем целей и задач для реализации поставленной цели

- подбор методической литературы и создание библиотеки по

Народным играм для данной возрастной группы

- пополнение развивающей среды (уголок народных игрушек в группе)

- составление плана работы для данной возрастной группы

- Дети вхождение в проект

- Родители – вызвать положительный отклик на существующую проблему

  1. Практический этап:

- проведение опроса-анкетирования родителей и детей (первичный мониторинг)

- встречи за круглым столом с родителями

- консультации в родительском уголке

- создание творческой выставки, посвященной народной игрушке

-театрализованное развлечение «Русские народные игры»

  1. Заключительный этап:

- проведение заключительного мониторинга

- презентация проекта для коллег

- самоанализ недели

Реализация проекта

Дата

Мероприятия

Участники

Работа с родителями

Понедельник

«Дымковская игрушка»

1.Утренняя беседа с детьми «Дымковская игрушка».

2.Сюжетно-дидактическая игра «К нам пришла гости»

3.Рассказ воспитателя «История дымковской игрушки, особенности росписи»

4.Рисование «Составление дымковских узоров»

5.Музыкальное занятие «Русский народный фольклор»

6.На прогулке народные подвижные игры «Ловишки с мячом», хороводные игры «Пузырь», «Каравай».

Дети

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Анкетирование родителей по теме «Народная игрушка»

Сбор информации по народной игрушке

Вторник

 

«Народная игрушка»

1.Утренняя беседа с детьми «Русская народная игрушка Матрешка»

2.Продуктивная деятельность «Вырезание силуэта матрешки из бумаги сложенной пополам»

3.Лепка «Конек-Горбунек»

4.На прогулке народные подвижные игры «Ловишки, отдай ленту», «Гори, гори ясно».

 

5. Использование русских народных считалок во время игр на прогулке.

Дети

Родители

Инструктор по физической культуре

Консультирование по теме «Игрушки для современных детей», «Русская матрешка. Кто она?»

Среда

«Тряпичная кукла»

1.Утренняя гимнастика под русскую народную песню.

2.Познавательная беседа с детьми о тряпичных куклах.

3.Рассматривание иллюстраций «Элементы изготовления тряпичных кукол»

4.Ручной труд «Изготовление кукол из тряпочек»

Воспитатель

Дети

Изготовление с ребенком народной игрушки для творческой выставки

Четверг

«Выходи во двор поиграть»

1.Рассматривание иллюстраций на тему «Народные подвижные игры»

2.Беседа о том какие атрибуты люди использовали для игр в прошлом.

3.Рисование «Атрибуты для любимой спортивной игры»

  1. 4. На занятиях физической культурой народные игры «Жмурки», «Водяной»

Воспитатель

Дети

Инструктор по физической культуре

Консультация в родительском уголке «Игра-что это такое?»

Пятница

«Давай веселиться!»

1.Костюмированное развлечение для детей «Русские народные игры»

2. Презентация проекта для педагогов

3.Конечная диагностика и подведение итогов.

Воспитатели

Дети

Музыкальный руководитель

Рекомендации о важности приобщения детей к русской народной культуре.

Ожидаемые результаты

1.Знают историю возникновения игрушек на Руси.

2.Знакомы с мастерством народных умельцев, могут определить роспись игрушки.

3.Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя народные считалки.

4.Знают виды народных игр.

5.Бережно относятся к предметам прошлого.

Средства диагностики:

 

Средства диагностики результатов реализации проекта воспитатель может разработать сам, исходя из ожидаемых результатов, путем опроса в начале деятельности и в конце. Распределить уровень знаний на высокий, средний, низкий.

Также используется метод наблюдения за детьми в процессе игры, нацеленный на выявление сформированности у ребенка игровой культуры, знание правил игры, умение распределять роли.

Для родителей используется метод анкетирования.

Дальнейшее развитие проекта

 

  1. Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры, через более подробное рассмотрение всех аспектов:

- фольклор

- поверья

- особенности быта

- традиции

  1. Создание в детском саду мини-музея народной старины «Русская горница»

Список используемой литературы:

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

  1. О.Л.Князева,  М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

  1. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду.

  1. Н.В. Халезова. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М., Просвещение. 1984 г.

  1. Л.В. Шевчук. Дети и народное творчество. М., Просвещение, 1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Проект «Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем ...