Отчет по теме самообразования «Воспитательно-образовательный потенциал семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада».
материал (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_teme_samoobrazovaniya_vospitatelno-obraz_potentsial_semi.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 401 г.Новосибирск
Отчет по теме самообразования
(2019-2020г)
«Воспитательно-образовательный потенциал семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада».
Воспитателя I категории
Сафроновой Вероники
Родионовны
Тема «Воспитательно-образовательный потенциал семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
Цель приоритетного направления – создание условий для благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада, используя семейный опыт и особенности воспитательно-образовательного потенциала семьи, посредством оказания помощи родителям в период адаптации детей, через согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка.
В соответствии с целями и задачами Основной образовательной программы детского сада и требованиями ФГОС ДО, я определила основные задачи образования, воспитания и развития детей раннего возраста:
1) способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей, помогать привыкать к новым условиям жизни;
2) формировать первичный опыт социальной жизни, поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии;
3) приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду;
4) познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей раннего возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения;
5) помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома, на улице, в детском учреждении;
6) совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания.
Для реализации данных задач, для достижения положительных результатов по данным направлениям в соответствии с возрастными характеристиками и критериями образования, воспитания и развития детей раннего возраста, я использовала и применяла вариативные методы, способы, приемы и формы работы с детьми.
- Индивидуальная форма организации обучения,
- Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная).
- Фронтальная форма организации обучения.
Основной формой организации работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является, конечно же, игра. Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности детей раннего возраста являются:
• игровая (игра с элементами сюжетно-ролевой игры, игры с правилами, дидактические, подвижные и другие виды игр);
• предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
• экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
• общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
• самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
• восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
• двигательная активность;
• изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
Важным условием для достижения хороших результатов в образовательном процессе, развитии и воспитании детей является сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников.
С этой целью в нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. (Приложение 1)
Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается с применением всевозможных методов и форм работы, позволяющих установить доверительные отношения между воспитателями и родителями.
- Консультативно-рекомендательная;
- Наглядно-информационная (выставки, стенды, ширмы, папки- передвижки, презентации);
- мастер-классы;
- организация детских праздников;
- индивидуальные занятия с родителями и их ребенком (беседы, консультации).
- родительские собрания.
Постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок «Дары осени», «Елочка- зеленая иголочка», «Безопасность нашего города», «С Новым годом, светофор», «Дидактическая игра своими руками» и другие, позволяют укрепить взаимодействие д/сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел»- активное участие родителей в субботниках, ремонт группы, игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. (Приложение3)
Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения.
Основная цель различных мероприятий - укрепления детско-родительских отношений.
Для наиболее глубокого изучения приоритетного направления я поставила перед собой следующие задачи для самообразования:
1. Выработать с родителями единый стиль воспитания и общения ребенка в семье и детском саду.
2. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
3. Создать оптимальные условия для адаптации каждого ребенка к посещению группы детского сада и обеспечить лёгкую адаптацию к новым условиям.
4. Правильно определить пути и способы сохранения и укрепления здоровья малыша в семье (режим, питание, закаливание, массаж и развитие движений).
5. Повышение уровня родительской компетенции, поиск внутренних ресурсов семьи, мотивация на приобретение нового опыта общения с детьми.
6. Вовлечение родителей в процесс воспитания и развития собственного ребёнка в стенах детского сада и дома, исключение позиции иждивенчества.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Данные педагогических наблюдений помогут мне продумать и спланировать свою психолого-педагогическую деятельность (с детьми и родителями), определить, либо дополнить приоритетное направление воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста, что необходимо для дальнейшей успешной социализации и адаптации детей раннего возраста, формирования у них навыков самообслуживания, здорового образа жизни, физической и психологической подготовки к окружающему социуму.
Приложение 1
Мероприятия:
месяц | Педагогический мониторинг | Педагогическая поддержка | Педагогическое образование родителей (родительские собрания, групповые консультации) | Совместная деятельность педагогов и родителей |
Сентябрь | Анкетирование «Адаптация детей к условиям ДОУ» | Папка-передвижка «Адаптация» | Родительское собрание «Возрастные особенности детей 3-4 лет» | Выставка поделок «Осень золотая» |
Октябрь | Беседа «О необходимости регулярно посещать детский сад» | Праздник «Здравствуй,осень»! | ||
Ноябрь | Памятка «Одежда ребенка для прогулок в осенний период» | Фотовыставка, посвяшенная Дню Матери. | ||
Декабрь | Анкетирование «Здоровый образ жизни» (О значении закаливающих процедур) | Консультация «О необходимости развития мелкой моторики» | Мастер класс для родителей «Наши руки не знают скуки» | Выставка поделок, рисунков, сувениров «Новогоднее чудо». «Строительство снежных построек на участке». |
Январь | Папка-передвижка «Игра в жизни ребенка» | Трудимся вместе «Изготовление кормушек для птиц». | ||
Февраль | Консультация «Что должен уметь ребенок в три года» | Совместное создание в группе огорода. | ||
Март | Беседа с родителями «Безопасность детей-забота взрослых». | Проведение утренника «Мамочку свою очень я люблю» | ||
Апрель | Беседа «Как организовать труд детей дома» | Оформление фотоуголка к Дню Победы | ||
Май | Консультация «Что должен знать ребенок в 3-4года» | Итоговое родительское собрание « Наши успехи!» | Благоустройство площадки | |
Июнь | Консультация «Оздоровление детей в летнее время» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему. Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада
Игры с песком являются мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но пос...
Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада.
Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. ...
Консультация для родителей: "Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада"
Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется именно тем, насколько благоприятно проте...
«Актуальность воспитательно-образовательного потенциала семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»
. Главными воспитателями своих детей являются родители. Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образов...
Статья на тему: «Воспитательно-образовательный потенциал семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных зад...
Мастер-класс для педагогов "Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада"
Применение песочной терапии в адаптационный период в ДОО...
АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой. Имеются очень много научных статей, ученых, которые рассматривают эту тему, но не смотря н...