Отчет по теме самообразования «Воспитательно-образовательный потенциал семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада».
материал (младшая группа)

Сафронова Вероника Родионовна

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский  сад № 401 г.Новосибирск

Отчет по теме самообразования

        (2019-2020г)

 «Воспитательно-образовательный потенциал семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада».

Воспитателя I категории

                                                                        Сафроновой Вероники  

                                                                     Родионовны

Тема «Воспитательно-образовательный потенциал семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

Цель приоритетного направления  – создание условий для благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада, используя семейный опыт и особенности воспитательно-образовательного потенциала семьи, посредством оказания помощи родителям в период адаптации детей, через согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка.

В соответствии с целями и задачами Основной образовательной программы детского сада и требованиями ФГОС ДО, я определила основные задачи образования, воспитания и развития детей раннего возраста:

1)        способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей, помогать привыкать к новым условиям жизни;

2)        формировать первичный опыт социальной жизни, поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии;

3)        приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду;

4)        познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей раннего возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения;

5)        помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома, на улице, в детском учреждении;

6)        совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания.

         Для реализации данных задач,  для достижения положительных результатов по данным направлениям в соответствии с возрастными характеристиками и критериями образования, воспитания и развития детей раннего возраста, я использовала и применяла вариативные методы, способы, приемы и формы работы с детьми.

  • Индивидуальная форма организации обучения,
  • Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная).
  • Фронтальная  форма организации обучения.

Основной формой организации работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является, конечно же, игра. Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности детей раннего возраста являются:

•        игровая (игра с элементами сюжетно-ролевой игры, игры с правилами, дидактические, подвижные и другие виды игр);

•        предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

•        экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);

•        общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

•        самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);

•        восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

•        двигательная активность;

•        изобразительная (рисование, лепка, аппликация).

Важным условием для достижения хороших результатов в образовательном процессе, развитии и воспитании детей является сотрудничество  и взаимодействие  с семьями воспитанников.

С этой целью в  нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. (Приложение 1)

Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается с применением всевозможных методов и форм          работы, позволяющих установить доверительные отношения между воспитателями и родителями.

  • Консультативно-рекомендательная;
  • Наглядно-информационная (выставки, стенды, ширмы, папки- передвижки, презентации);
  • мастер-классы;
  • организация детских праздников;
  • индивидуальные занятия с родителями и их ребенком (беседы, консультации).
  • родительские собрания.

Постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок «Дары осени», «Елочка- зеленая иголочка», «Безопасность нашего города», «С Новым годом, светофор», «Дидактическая игра своими руками» и другие, позволяют укрепить взаимодействие д/сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел»- активное участие родителей в субботниках, ремонт группы, игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.                                                               (Приложение3)

Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения.

Основная цель различных   мероприятий - укрепления детско-родительских отношений.

Для наиболее глубокого изучения приоритетного направления я поставила перед собой следующие задачи для самообразования:

1.        Выработать с родителями единый стиль воспитания и общения ребенка в семье и детском саду.

2.        Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

3.        Создать оптимальные условия для адаптации каждого ребенка к посещению группы детского сада и обеспечить лёгкую адаптацию к новым условиям.

4.        Правильно определить пути  и способы сохранения и укрепления здоровья малыша в семье (режим, питание, закаливание, массаж и развитие движений).

5.        Повышение уровня родительской компетенции, поиск внутренних ресурсов семьи, мотивация на приобретение нового опыта общения с детьми.

6.        Вовлечение родителей в процесс воспитания и развития собственного ребёнка в стенах детского сада и дома, исключение позиции иждивенчества.

  Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Данные педагогических наблюдений помогут мне продумать и спланировать свою психолого-педагогическую деятельность (с детьми и родителями), определить, либо дополнить приоритетное направление воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста, что необходимо для дальнейшей успешной социализации и адаптации  детей раннего возраста, формирования у них навыков самообслуживания, здорового образа жизни, физической и психологической подготовки к окружающему социуму.

Приложение 1

Мероприятия:

месяц

Педагогический мониторинг

Педагогическая поддержка

Педагогическое образование родителей

(родительские собрания, групповые консультации)

Совместная деятельность педагогов и родителей

Сентябрь

Анкетирование «Адаптация детей к условиям ДОУ»

Папка-передвижка «Адаптация»

Родительское собрание «Возрастные особенности детей 3-4 лет»

Выставка поделок «Осень золотая»

Октябрь

Беседа «О необходимости регулярно посещать детский сад»

Праздник «Здравствуй,осень»!

Ноябрь

Памятка «Одежда ребенка для прогулок в осенний период»

Фотовыставка,  посвяшенная Дню Матери.

Декабрь

Анкетирование «Здоровый образ жизни» (О значении закаливающих процедур)

Консультация «О необходимости развития мелкой моторики»

Мастер класс для родителей «Наши руки не знают скуки»

Выставка поделок, рисунков, сувениров «Новогоднее чудо».  «Строительство снежных построек на участке».

Январь

Папка-передвижка «Игра в жизни ребенка»

Трудимся вместе «Изготовление кормушек для птиц».

Февраль

Консультация «Что должен уметь ребенок в три года»

Совместное создание в группе огорода.

Март

Беседа с родителями «Безопасность детей-забота взрослых».

Проведение утренника «Мамочку свою очень я люблю»

Апрель

Беседа «Как организовать труд детей дома»

Оформление фотоуголка к Дню Победы

Май

Консультация «Что должен знать ребенок в 3-4года»

Итоговое родительское собрание « Наши успехи!»

Благоустройство площадки

Июнь

Консультация «Оздоровление детей в летнее время»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему. Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада

Игры с песком являются мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но пос...

Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада.

Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. ...

Консультация для родителей: "Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада"

Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется  именно тем, насколько благоприятно проте...

«Актуальность воспитательно-образовательного потенциала семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»

. Главными воспитателями своих детей являются родители.   Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образов...

Статья на тему: «Воспитательно-образовательный потенциал семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей.    Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных зад...

АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой. Имеются очень много научных статей, ученых, которые рассматривают эту тему, но не смотря н...