Использование русских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)
Русская народная игра как предмет творческой деятельности формировалась и развивалась в течение достаточно длительного времени, именно поэтому в ней гармонично сочетаются двигательные функции, речь, последовательность действий и культурные традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_russkih_narodnyh_igr_v_rabote_pedagoga.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование русских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Русская народная игра как предмет творческой деятельности формировалась и развивалась в течение достаточно длительного времени, именно поэтому в ней гармонично сочетаются двигательные функции, речь, последовательность действий и культурные традиции.
Практически во всех русских народных играх есть элемент передачи опыта жизненно важной деятельности от взрослых к детям, поэтому правила этих игр предопределяются необходимостью формированию волевых качеств личности (умение терпеливо ждать, действовать только по сигналу, быстрота и точность движений, умение достойно проигрывать и выигрывать).
Во многих русских народных играх передаются традиции семейного и бытового уклада русского народа, правила воспитания детей и отношение к старшим. Именно поэтому русские народные игры должны использоваться как действенный способ воспитания морально-нравственных качеств отдельной личности и общества в целом.
Использование элементов костюмов, масок, многообразие движений и перестроений во время игры стимулируют процессы восприятия цвета и формы, а если в правилах игры присутствуют еще и временные и пространственные категории это дает возможность ребенку осознать их через игровую форму.
Необходимость запоминания игры в целом и ее отдельных частей, для того чтобы выиграть, показать лучший результат развивает память и наглядно-действенное мышление, координацию движений и речи.
Во многих играх, особенно общественных, участвующим приходится выбирать из своей среды товарища, который должен начинать игру или вести её от начала до конца, а вместе с этим распоряжаться её действиями и вообще наблюдать за правильным ее ходом. Чтобы во всех этих распоряжениях не было ни малейшего спора. А, наоборот, всюду господствовал полнейший порядок и правила игры строго исполнялись, в большей части игр выбирается по жребию один или несколько лиц, на которых и возлагаются обязанности ненарушимо блюсти существующие обычаи игры. (Т.Е. практически любой участник игры, будучи выбранным ведущим, становится лидером. Стремясь к этому, ребенок легче преодолевает страх, напряжение физическое и моральное, неуверенность в себе и у него возникает желание показать лучшие свои качества, и заслужить уважение сверстников)
Жребий:
- счет (обыкновенный счет по числу игроков. Например 5. Слово «пять» ключевое)
- прибаутки (считалочки)
Например:
Шла кукушка мимо сети, Ах ты, Совушка – сова, Конь ретивый с длинной гривой
А за нею малы дети. Ты большая голова! Скачет, скачет по полям,
Кукушата просят пить. Ты на дереве сидела, Тут и там, тут и там!
Выходи – тебе водить! Головою ты вертела – Где проскачет он -
Во траву свалилася, Выходи из круга вон!
В яму покатилася!
- меряться на палке (канаться)
Дети перехватывают по очереди палку руками, тот чья рука окажется последней - водит
- угады
Палочки, одна из которых короче остальных, дети вытягивают по одной палочки. Кто вытащит короткую, тот водит.
В любой игре неизбежно бывают промахи, неудачи, оплошности и за все это следует наказание. Раньше наказания были достаточно жестоки, они приносили или физическую боль, или дополнительное усилие. Например: закидать бегущего мячами, ударить в спину, битьё шапками и т.д. В настоящее время наказание носит безобидный характер и является скорее условным, чем настоящим. Наказание должно восприниматься шутя и смеясь, «В игре не плакать!». Например: пропрыгать на одной ножке, прокукарекать, изобразить статую и т.д.
Я использую различные типы игр.
1. Символические игры (театрализованное представление)
- во-первых, дети большей частью повторяют только то, что они сами видят в жизни, к которой готовятся и для которой путем упомянутых игр упражняют себя
- во-вторых, все эти игры обязательно подчиняются известным правилам и законам, в следствии чего дети только больше и больше социально адаптируются и обретают навыки общения;
- в-третьих, в символических играх четко расставлены положительные и отрицательные акценты, а дети вносят свои наблюдения в форме разных оттенков, делают их предметом своей детской критики, выражая сочувствие одним, порицание другим, вырабатывают для себя обдуманную и более практическую программу для дальнейшей своей жизни.
К символическим играм относятся:
- Волк и дети
В этой игре дети имеют возможность проявить фантазию при имитации движений. Особое внимание уделяется действию по сигналу, что требует выдержки и самоконтроля.
Кто-нибудь по жребию изображает собой волка. Волк, подперши лицо руками, сгорбленный, сердитый, сидит в стороне и молчит. Остальные игроки, детки, разбегаются в разные стороны, делают вид, будто собирают ягоды в лесу и поют:
Щипаю, щипаю по ягодку.
По черную смородинку,
Батюшке в стаканчик,
Матушке в рукавчик,
Серому волку травки на лопатку!
С последними словами дети бросают в волка травку (листочки) и бегут от него врассыпную. А он ловит их. Пойманный становится волком.
- Гуси-лебеди
Данная игра по своему содержанию ближе к театральному представлению. В игре достаточно много текста и детям нужно или запомнить его, или передать очень близко к тексту, иначе игра не может быть продолжена. Две главные роли с ярко выраженным характером: положительная – хозяйка, и отрицательная – волк. Волка как отрицательного персонажа наказывают обманом.
Играющие выбираю волка и хозяина, а сами изображают гусей-лебедей. Волк уходит на указанное ему место, называемое горой, а гуси-лебеди, посидев некоторое время у хозяина, убегают в поле. Через некоторое время хозяин идет в поле и кричит: «Гуси-лебеди! Домой!» Гуси отвечают: «Волк под горой!» - «Что волк делает?» - «Травку щиплет». – «Ну бегите же домой!» Гуси бегут, а волк их ловит и поодиночке уводит на свою гору. Когда переловит всех гусей, тогда хозяин топит волку баню, приносит ему щепки, камушки и т.п. Волк идет в баню и делает вид, что он моется и парится.
По выходе из «бани» хозяин кричит: «Волкушко! Я тебе коровушку брошу!» Бросает палку, волк бежит за брошенной палкой, а гуси-лебеди в это время убегают к хозяину
- В короли
- В рабы
- Оленьки
-Казаки и разбойники
- Коршун
- Ворон и куры
- Волк и овцы
- У медведя во бору
- Зайчики
2. Игры с песнями и хороводами, прибаутками, закличками, имитацией движений.
В этих играх очень важно гармоничное сочетание движений и речи. Причем речь не простая, а имеющая напевную форму и определенный ритм, совпадающий с движением. Дети в эти игры могут внести большую долю творчества. Эти игры приносят детям большое эмоциональное удовлетворение. Они хороши для игры в перерыве между двумя частями сложного интеллектуального занятия.
- Гори, гори ясно
В этой игре сохранены культурные традиции в речи, в движениях, в правилах. Есть соревновательный дух.
Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке (водящий)
1-8 такты. Все идут вправо по кругу, а водящий машет платочком.
9-16 такты. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий движется поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливается и поворачивается лицом к двум стоящим в кругу детям.
7-22 такты. Играющие хором поют считалку:
Гори, гори ясно.
Чтобы не погасло.
Раз, два, три! Беги!
После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх.
- Селезень и утка
Речевая составляющая этой игры носит яркий фольклорный характер. Присутствуют две роли положительная и отрицательная, но с неярко выраженными чертами. Для играющих в круге важно скоординировать движения и проявить сплоченность.
Играющие становятся в круг, в середину которого ставят утку, а за кругом селезня, который ловит утку. Стоящие в круговой цепи поют:
Селезень ловит утку,
Молодой ловит серую.
Поди, утица, домой,
Поди, серая, домой!
У тя семеро детей,
Восьмой селезень!
Во время исполнения песни селезень, ходящий за кругом, старается поймать утку, а для этого проникнуть в круг, но его всячески удерживают составляющие круг.
«Бабка Ёжка»
Это игра приносит детям большое эмоциональное удовлетворение, снимает психическое напряжение из-за веселого забавного текста и возможности проявить свои физические навыки
Бабка Ёжка костяная ножка
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу
-Раздавила курицу.
Пошла на базар
- Раздавила самовар!
«У дядюшки Трифона»
В этой игре ведущий должен проявить незаурядные творческие способности для придумывания и демонстрации новых движений, поэтому каждый ребенок стремится стать ведущим.
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей, и все сыновья.
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят
И все делают вот так.
- Прибаутки с движением
Слова сопровождаются определенными движениями. При повторах темп игры ускоряется. От ребенка требуется большая концентрация внимания, памяти и самоконтроля, чтобы выполнить все без ошибок.
Летели две птички.
Собой невелички.
Как они летели-
Все люди глядели
Как они садились-
Все люди дивились
Сели, посидели
Взмыли, полетели!
-Мышеловка
Эта задорная, веселая игра, которая доставляет детям огромное удовольствие. Для развития внимания и моторики можно использовать одну мышеловку или несколько. Усложнение игры идет за счет изменения правил. Мышеловки могут захлопываться одновременно или по очереди, по определенному сигналу.
- Ворота
-Олень
-Лень
3. Игры с завязанными глазами
Эти игры незаменимы для развития слухового восприятия, тактильной чувствительности, вестибулярного аппарата
- Узнай, кто?
- Жмурки
- Пора, бабушка, в пир
Играющие образуют круг, держа друг друга за руки. В середину круга ставят одного с завязанными глазами, - это и есть бабушка. Кто-нибудь из стоящих в кругу говорит: «Бабушка, бабушка! Пора в пир!». Бабушка отвечает: «Не в чем!» - «В рогоже!» - «Не гоже!» - «В лукошке!» - «Покато!» - «На крылышках полетай!»
При последних словах бабушка, кружась и махая руками наподобие летящей птицы, приближается к окружности круга и, натыкается на кого-нибудь, старается узнать его. Если узнает, то последний делается бабушкой, если не узнает, то бабушка продолжает ловить по-прежнему.
-Слепая Олена.
Эти игры нужно организовывать так, чтобы у детей было безопасное пространство. Для того чтобы игра была интересной дети должны проявлять высокий уровень самоконтроля и выдержки, т.к. стоять нужно неподвижно и не произносить ни слова.
Одному игроку завязывают глаза и сажают на скамейку, это «слепая Олена». Остальные подходят к водящему , дотрагиваются до него рукой, приговаривают:»Прощай. Слепая Олена!». После быстро удаляются от него, тщательно скрывая место своего нахождения. «Слепая Олена» прислушивается к шороху игроков, встает с места и быстро идет к тому месту, где, по его мнению, игроки находятся. Если там действительно находится игрок «Олена» пытается его рассмешить. Засмеялся игрок, то он становится «слепой Оленой».
В настоящее время, когда все больше места в жизни детей занимает компьютер, русская народная игра дает возможность получать удовольствие от общения со сверстниками, обучает навыкам коммуникативной культуры и дает возможность для эмоциональной и физической разрядки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
В работе с детьми младшего дошкольного возраста потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...
"Использование русского народного творчества при работе с детьми раннего дошкольного возраста"
статья...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. А чт...
Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...
Педагогическая система работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста »
quot;Болеет без конца ребёнок.Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.- Ведь я его с пелёнокВсегда в тепле держать стремлюсь.В квартире окна даже летомОткрыть боится – вдруг сквозняк,С ним,...
Проект «Русское народное декоративно – прикладное искусство с детьми старшего дошкольного возраста»
Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством и развитие художественно – творческих способностей средствами декоративного рисования у детей старшего дошкольного возраст...
Конспект занятия по речевому развитию Чтение русской народной сказки «Два Мороза» с детьми старшего дошкольного возраста
Материал для педагогов детского сада...