Проект «Русское народное декоративно – прикладное искусство с детьми старшего дошкольного возраста»
проект по рисованию (подготовительная группа)
Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством и развитие художественно – творческих способностей средствами декоративного рисования у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dpi.docx | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Русское народное декоративно – прикладное искусство
с детьми старшего дошкольного возраста»
МАДОУ Кондратовский
детский сад «Ладошки»
Воспитатель Бывальцева
Татьяна Ивановна
Тип проекта: творческий.
Возраст детей: 5-6 лет.
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта.
- Дети старшей группы;
- Родители;
- Воспитатели группы;
Образовательные области.
- Художественно – эстетическое;
- Познавательное развитие;
- Социально – коммуникативное.
Виды детской деятельности.
1.Познавательно – исследовательская.
- Ориентировка в пространстве.
- Четность в исполнении орнамента.
- Ритм, симметрия, соразмерность элементов.
- Ознакомление с окружающей природой при знакомстве с растительным орнаментом.
- Экспериментирование. (дети смешивают цвета, используют в работе разный материал).
2. Изобразительная деятельность.
3. Коммуникативная.
- Обогащение словарного запаса - знакомятся с новыми словами (чаша, ладья…)
- Развитие связной речи – дети составляют описательные рассказы при рассматривании изделий народных мастеров, анализируя свою работу и работу товарища.
- Формирование образной стороны речи.
4. Музыкальная – подготовка к фольклорным праздникам.
Проблема
При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваивается многогранность традиций и обычаев, передаваемых от поколения к поколению. Воспитывается гордость за свой народ, страну, где живет так много мастеров. Народно - декоративное искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. Работы народных мастеров детям более понятны и близки, и воспринимают они их глубже и полнее, чем живописные полотна. Наличие художественно-творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе. Рисование по мотивам способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка.
Организуя работу по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством был проведен мониторинг уровня сформированности знаний детей старшего возраста о народном – декоративно – прикладном искусстве дети затрудняются в определении видов росписи, у детей слаборазвиты технические умения и навыки (Высокий уровень – 20 %, Средний – 40%, Низкий - 40%).
По результатам мониторинга появилась необходимость выбора приоритетного направления в своей работе.
Цель: познакомить детей с русским народным декоративно – прикладным искусством. Развить художественно – творческие способности средствами декоративного рисования.
Направления
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
Задачи для детей:
1. Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства, учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.
2. Совершенствовать технические умения и навыки рисования, знакомить с особенностями построения геометрического и растительного орнамента.
Закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, завитки, листики, ягоды, и т. д.
3. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Формировать эстетический вкус. Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
4. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.
Задачи для родителей.
- Вызвать интерес к народному декоративно – прикладному искусству и к истокам русской народной культуры.
- Привлечь родителей в образовательный процесс.
Ожидаемые результаты:
Дети:
самостоятельно различают стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах. Лепят различными способами. Знают построение геометрического и растительного орнамента. Повысились технические умения и навыки рисования.
Родители:
- обогащают свои знания о народных декоративных изделиях;
- активная помощь в оформлении развивающей среды;
- выставки народно – декоративных изделий (совместная работа детей с родителями);
Этапы работы.
Подготовительный.
Составить перспективный план работы по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством, разработать конспекты НОД по декоративному рисованию; разработать проект «Русская матрешка», план утренних бесед с детьми на темы: «Дымковская игрушка», «Сине - голубая гжель», «Золотая хохлома», «Городецкие узоры», «Что ты знаешь о русских народных игрушках».
Консультации для родителей. «Очарование прошлого в народной росписи для детей», «Дымковская игрушка»
Пополнить развивающую среду в группе подлинными изделиями народных мастеров «Дымковская барышня», хохломская посуда, демонстрационными и раздаточными картинками, альбомами на тему «Народные умельцы», «Русский народный костюм», «Россия мастеровая». Уголок изодеятельности - дидактическими играми «Подбери по цвету», «Оденем дымковскую барышню», «Каждой птице свой хвост». Таблицами поэтапного рисования по каждому виду росписи. Игровым персонажем девочкой Росиночкой.
Основной этап
Формы работы с детьми.
1. Организация «мини – выставок» в группе «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Голубая гжель», «Дымковская игрушка», «Русская матрешка»
2. Утренние беседы с детьми.
3. НОД по ознакомлению с определенными видами декоративно – прикладного искусства.
4. Интегрированные занятия по декоративному рисованию, лепке.
5.Проект «Русская матрешка».
6. Оформление коллекции по теме «Декоративно – прикладное искусство».
7. Игровая деятельность.
8. Самостоятельная художественная деятельность детей в уголке рисования.
Методы и приемы работы с детьми.
- Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ.
- Сравнение двух элементов узора, композиции для понимания закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа.
- Использование движения руки – очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения их расположения на листе бумаги.
- Упражнения вначале НОД при изображении новых элементов или сложных, после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность.
- Показ способов изображения новых элементов с использованием таблицы.
- Использование фланелеграфа для показа композиции, расположению узора, поиска вариантов построения.
- Называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании, аппликации (завиток ведем в верх, потом вниз…, ягодки рисуем по краям и в центре, между ними листочки).
- Использование нетрадиционного рисования: ватной палочкой, тычком, пальцем.
- Использование икт технологии.
- Использование музыки и народного фольклора.
- При анализе детских работ прием, проживание ситуации успеха.
Тематический план работы.
1. Раздел «Дымковская игрушка».
Темы бесед с детьми.
-Почему игрушки которые ты видишь на картинках, называются дымковские?
-Из какого материала они сделаны?
-Что любили лепить дымковцы?
-Почему они лепили животных и людей?
-какое настроение создают эти игрушки?
-Как дымковские мастерицы передали нам свою радость?
НОД
-Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Дымковская игрушка» . Рассказ об истории промысла.
-Развитие речи. Ознакомление с художественной литературой.
Разучивание стихов о дымке, потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки.
Чтение русской народной сказки «Сивка – бурка».
-Лепка.
1. «Конь»
2. «Индюк».
-Рисование.
1. « Составление дымковских узоров»
2 «Дымковские кони»
3. «Роспись фигурки индюка дымковским узором».
-Аппликация.
«Дымковский петушок» (коллективная работа в технике мозаики, обрывание)
Игра
-Сюжетно – ролевая.
«Семья», «К нам пришли гости»
- Народные подвижные игры.
«Как у наших у ворот» хороводная.
«Карусель»- игра под плясовую мелодию.
«Перетяни канат»
«Гусеница с веревочкой»
«Ловишки с мячом».
-Хороводная
По дорожке Валя шла.
Бабушка Маланья.
(см. картотеку)
2. Раздел «Сине – голубая гжель»
Темы бесед с детьми.
-Какие ты знаешь народные керамические промыслы в России?
-Из какой глины делались дымковские игрушки? Какие персонажи дымковских игрушек ты помнишь?
-Чем отличаются изделия гжельских мастеров?
-Из какой глины они изготовлялись?
-Какую роспись использовали гжельские мастера? Почему гжель называют сине – голубой?
-Какую посуду делали гжельские мастера?
-Какое настроение у тебя возникает когда ты смотришь на гжельские изделия?
НОД
-Ознакомление с окружающим миром.
тема «Сине- голубое чудо гжель» Рассказ об истории промысла.
-Развитие речи.
1.Тема «Сочинение сказки о гжельской розе»
2.Чтение и пересказ русской народной сказки «Снегурочка».
3. Разучивание стихов о гжели.
-Лепка.
Тема «Гжелький чайник»
-Рисование.
1. «Рисование элементов гжельских узоров»
2.«Цветы гжели».
3.»Гжельский чайник»
4. «Портрет Снегурочки»
- Аппликация
Тема «Цветы гжели» (коллективная работа в технике обрывания)
Игра
Сюжетно ролевая игра «Семья»
Народные подвижные игры.
«Ловишки с бегом»
«Ловишки с мячом»
«Жмурки»
«У медведя во бору»
3. Раздел «Золотая хохлома»
Темы бесед с детьми.
- Откуда пошло название хохломская роспись?
-Каким промыслом занимались мастера села Хохлома?
-Из какого материала делали хохломскую посуду?
-Какими цветами пользовались хохломичи для росписи своих изделий?
-Какими были основные элементы росписи?
Откуда пошло название хохломская роспись?
-Каким промыслом занимались мастера села Хохлома?
-Из какого материала делали хохломскую посуду?
-Какими цветами пользовались хохломичи для росписи своих изделий?
-Какими были основные элементы росписи?
-Не правда ли еда в такой посуде окажется вкуснее?
НОД
- Ознакомление с окружающим миром.
Тема «Золотая хохлома» Рассказ об истории промысла.
1.Чтение русской народной сказки «Иван –царевич и серый волк»
2. Разучивание стихов о хохломе.
-Рисование.
«Роспись миски хохломским узором»
-«Роспись вазы хохломским узором»
-«Хохломские ложки»
-Настенные панно с хохломским узором.
Игра.
Народные подвижные игры.
-«Коршун и наседка»
-«Лапта с мячом»
«Пятнашки»
«Горелки»
Хороводные
Воевода.
Подковка.
4. Раздел «Веселый городец».
Темы бесед с детьми.
-Где находится город городец? Что ты знаешь о его истории?
-Чем знаменит городец?
-Какой резьбой и росписью украшали свои дома городецкие мастера?
-Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из городца?
-Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на городецкие изделия?
-Как ты думаешь, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относится к изделиям городецкого промысла?
НОД
- Ознакомление с окружающим миром.
Тема «Веселый городец» история росписи.
-Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.
-Чтение глав из книги П. Ершова «Конек – горбунок» Заучивание стихов о Городце.
Рисование.
1. «В гостях у мастеров городца» рисование элементов городецкой росписи.
2. «Роспись доски городецким узором»
3. «Городецкий петушок» рисунок на круге.
Игра.
Сюжетно – ролевые игры.
Игра из цикла «семья»
1.«Семья ремесленников из городца»
2. «Экскурсия по городскому музею».
Хороводные
«Мы топаем ногами».
«Сокол».
5. Раздел «Русская народная игрушка»
Темы бесед с детьми.
Какие русские народные игрушки ты знаешь? Какие игрушки были более популярны в народе?
-Какую роль кроме развлекательной, игровой, выполняла игрушка?
-Почему так популярны были игрушки, изображавшие коней?
-А почему и детям, и взрослым нравились игрушки птицы?
-Откуда пошло изображение матрешки?
Что оно символизирует?
-Какие костюмы носили матрешки?
-Какие матрешки в России самые известные?
-Какое настроение у тебя возникает, когда ты глядишь на матрешки ? Чем тебе нравится эта игрушка?
НОД.
Интегрированное занятие
ознакомление с окружающим миром и рисование.
Тема «Русская народная игрушка». Знакомство детей с промыслами, изготовлявшими игрушки – дымковским, филимоновским, богородским. Русская матрешка.
- Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.
Чтение и пересказ сказки К. Паустовского «Дремучий медведь»; рассказывание сказки «Мужик и медведь».
Придумывание сказок по мотивам богородских игрушек.
-Рисование. «Роспись дымковской барышни»
«Узор для платка матрешки»
Лепка.
Тема «Богородская игрушка Конек – горбунок»
-Аппликация.
Тема: «Матрешки в хороводе» коллективная.
Игра.
Народные подвижные игры.
«Филин и пташки»
«Игровая» (У дядюшки Трофима…)
«Большой мяч»
«Стадо».
Хороводные
«Медведь».
«Каблучок».
«Колпачок».
Формы работы с родителями.
- Создание предметной среды (подбор предметов декоративно - прикладного искусства, альбомов, худ. литературы…)
- Совместная деятельность детей, родителей и педагогов участие в организации выставки «Осень» по мотивам городецкой росписи, мини – выставок по темам, подготовка к детским праздникам «Осенняя ярмарка», «Праздник русской березки»).
- Круглый стол «Роль народной игрушки в развитии и воспитании детей»
- Стенд «Дымковская народная игрушка»
Заключительный этап.
Мероприятия
- Итоговое интегративное занятие «Веселая ярмарка»
- Фольклорный праздник «Праздник русской березки»
- Выставка детских работ для оформления праздника.
Проделанная работа позволила сделать следующие выводы:
В группе созданы условия для ознакомления детей с народно – декоративно прикладным искусством. Выявлены эффективные методы и приемы в работе с детьми. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах. Знают построение геометрического и растительного орнамента. Повысились технические умения и навыки рисования. Результаты мониторинга улучшились: Высокий – 40% Средний – 50% Низкий – 10%
Благодаря совместной с родителями организации предметно – развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно – прикладным искусством уровень их творческих способностей значительно вырос.
Используемая литература:
А.А.Ветлугиной «Художественное творчество в детском саду».
Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации».
О.А. Скоролуповой «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»,
О.В. Корчиковой «Декоративно – прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях»,
О.А. Соломенникова «Радость творчества»,
Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русское народное декоративно-прикладное искусство"
Сроки реализации проекта: сентябрь-декабрь 2012г.Цель: Расширить представления детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства.Предполагаемый результат:Широкие знания дете...
Проект по декоративно-прикладному искусству «Прялочка» для старшего дошкольного возраста
Многие из вас, конечно, знакомят детей с традициями и обычаями народов. Для наиболее эффективного усвоения знаний я внедряю проектный метод. Через проектную деятельность я приобщаю детей к истокам рус...
Проект Русское народное декоративно-прикладное искусство.
Цели проекта :1. Воспитать маленького патриота, любящего свою Родину, испытывающего гордость за принадлежность своей Родине, своему краю....
Консультация для педагогов «Роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – это этап приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена б...
СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ВЕПСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вся система напрямую связана с теми компетенциями, который воспитанник получает по окончанию темы. Причем каждый ребенок получает те компетенции, которые подходят индивидуально именно ему. Плюс данной...
Развитие познавательной активности и формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста через аспекты развития связной речи и творческого рассказывания НОД «Сказка о гжельской розе» с использованием ИКТ
Представлен конспект открытого мероприятия с дошкольниками по ознакомлению с декоративно прикладным искусством (гжельским промыслом) через развитие связной речи и творческого рассказывания. Ребята вов...
«Русское народное декоративно – прикладное искусство с детьми среднего дошкольного возраста» 2023г
quot;Русское народное декоротивное- прикладное искусство"...