Проект «Русское народное декоративно – прикладное искусство с детьми старшего дошкольного возраста»
проект по рисованию (подготовительная группа)

Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством и развитие художественно – творческих способностей средствами декоративного рисования у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dpi.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Русское народное декоративно – прикладное искусство

с детьми старшего дошкольного возраста»

                                                                                                        МАДОУ Кондратовский

                                                                                                      детский сад «Ладошки»

                                                                                                       Воспитатель Бывальцева

                                                                                              Татьяна Ивановна

Тип проекта: творческий.

Возраст детей: 5-6 лет.

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта.

  • Дети старшей группы;
  • Родители;
  • Воспитатели группы;

Образовательные области.

  • Художественно – эстетическое;
  • Познавательное развитие;
  • Социально – коммуникативное.

Виды детской деятельности.

1.Познавательно – исследовательская.

  • Ориентировка в пространстве.
  •  Четность в исполнении орнамента.
  • Ритм, симметрия, соразмерность элементов.
  • Ознакомление с окружающей природой при знакомстве с растительным орнаментом.
  • Экспериментирование. (дети смешивают цвета, используют в работе разный материал).

2. Изобразительная деятельность.

3. Коммуникативная.  

  • Обогащение словарного запаса - знакомятся с новыми словами (чаша, ладья…)  
  • Развитие связной речи – дети составляют описательные рассказы при рассматривании изделий народных мастеров, анализируя свою работу и работу товарища.
  • Формирование образной стороны речи.

  4. Музыкальная –  подготовка к фольклорным праздникам.

 Проблема

При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваивается многогранность традиций и обычаев, передаваемых от поколения к поколению. Воспитывается гордость за свой народ, страну, где живет так много мастеров.  Народно - декоративное искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. Работы народных мастеров детям более понятны и близки, и воспринимают они их глубже и полнее, чем живописные полотна. Наличие художественно-творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе. Рисование по мотивам способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка.

 Организуя работу по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством был проведен мониторинг уровня сформированности знаний детей старшего возраста о народном – декоративно – прикладном искусстве дети затрудняются в определении видов росписи,  у детей   слаборазвиты технические умения и навыки (Высокий уровень – 20 %, Средний – 40%, Низкий -   40%).

По результатам мониторинга появилась необходимость выбора приоритетного направления в своей работе.

Цель:  познакомить детей с русским народным декоративно – прикладным искусством. Развить художественно – творческие способности средствами декоративного рисования.

 Направления

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

  Задачи для детей:

1. Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства, учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.

2.  Совершенствовать технические умения и навыки рисования, знакомить с особенностями построения геометрического и растительного орнамента.

Закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, завитки, листики, ягоды, и т. д.

3. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.  Формировать эстетический вкус. Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

 4. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров;  национальную гордость за мастерство русского народа.

Задачи для родителей.

  1. Вызвать интерес к народному декоративно – прикладному искусству и к истокам русской народной культуры.
  2. Привлечь родителей в образовательный процесс.

Ожидаемые результаты:

Дети:

 самостоятельно  различают стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах. Лепят различными способами. Знают построение геометрического и растительного орнамента. Повысились  технические умения и навыки рисования.

Родители:

  • обогащают свои знания о народных декоративных изделиях;
  • активная помощь в оформлении развивающей среды;
  • выставки народно – декоративных изделий (совместная работа детей с родителями);

Этапы работы.

Подготовительный.

  Составить  перспективный план работы по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством, разработать  конспекты НОД по декоративному рисованию; разработать проект «Русская матрешка», план утренних бесед с детьми на темы: «Дымковская игрушка», «Сине - голубая гжель», «Золотая хохлома», «Городецкие узоры», «Что ты знаешь о русских народных игрушках».

 Консультации для родителей. «Очарование прошлого в народной росписи для детей», «Дымковская игрушка»  

          Пополнить развивающую среду в группе  подлинными изделиями народных мастеров «Дымковская барышня», хохломская посуда, демонстрационными и раздаточными картинками, альбомами на тему «Народные умельцы», «Русский народный костюм», «Россия мастеровая».  Уголок изодеятельности -  дидактическими играми «Подбери по цвету», «Оденем дымковскую барышню», «Каждой птице свой хвост».   Таблицами  поэтапного рисования по каждому виду росписи.  Игровым персонажем девочкой Росиночкой. 

Основной этап

 Формы  работы с детьми.

1. Организация «мини – выставок» в группе «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Голубая  гжель», «Дымковская игрушка», «Русская матрешка»

2. Утренние беседы с детьми.

3. НОД по ознакомлению с определенными видами декоративно – прикладного искусства.

4.  Интегрированные занятия по декоративному рисованию, лепке.

5.Проект «Русская матрешка».

6. Оформление коллекции по теме «Декоративно – прикладное искусство».

7. Игровая деятельность.

8. Самостоятельная художественная деятельность детей в уголке рисования.

Методы и приемы работы с детьми.

  • Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ.
  • Сравнение двух элементов узора, композиции для понимания закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа.
  • Использование движения руки – очерчивающего жеста  для выделения элементов узора на предмете и определения их расположения на листе бумаги.
  • Упражнения вначале НОД при изображении новых элементов или сложных, после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность.
  • Показ способов изображения новых элементов с использованием таблицы.
  • Использование фланелеграфа для показа композиции, расположению узора, поиска вариантов построения.
  • Называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании, аппликации (завиток ведем в верх, потом вниз…, ягодки рисуем по краям и в  центре, между ними листочки).
  • Использование нетрадиционного рисования: ватной палочкой, тычком, пальцем.
  • Использование икт технологии.
  • Использование музыки и народного фольклора.
  • При анализе детских работ  прием,  проживание ситуации успеха.  

                                        Тематический план работы.

1.  Раздел «Дымковская игрушка».

Темы бесед с детьми.

-Почему игрушки которые  ты видишь на картинках, называются дымковские?

-Из какого материала они сделаны?

-Что любили лепить дымковцы?

-Почему они лепили животных  и людей?

-какое настроение создают эти игрушки?

-Как дымковские мастерицы передали нам свою радость?

НОД

-Ознакомление с окружающим миром.

Тема: «Дымковская игрушка» . Рассказ об истории промысла.

-Развитие речи. Ознакомление с художественной литературой.

Разучивание стихов о дымке, потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки.

Чтение русской народной сказки «Сивка – бурка».

-Лепка.

1. «Конь»

2. «Индюк».

-Рисование.

1. « Составление дымковских узоров»

2 «Дымковские кони»

3. «Роспись фигурки индюка дымковским узором».

-Аппликация.

«Дымковский петушок» (коллективная работа в технике мозаики, обрывание)

Игра

-Сюжетно – ролевая.

«Семья», «К нам пришли гости»

- Народные подвижные игры.

«Как у наших у ворот» хороводная.

«Карусель»- игра под плясовую мелодию.

«Перетяни канат»

«Гусеница с веревочкой»

«Ловишки с мячом».

-Хороводная

По дорожке Валя шла.

Бабушка Маланья.

(см. картотеку)

2. Раздел «Сине – голубая  гжель»

Темы бесед с детьми.

 -Какие ты знаешь народные керамические промыслы в России?

-Из какой глины делались дымковские игрушки? Какие персонажи дымковских игрушек ты помнишь?

-Чем отличаются изделия гжельских мастеров?

-Из какой глины они изготовлялись?

-Какую роспись использовали гжельские мастера? Почему гжель называют сине – голубой?

-Какую посуду делали гжельские мастера?

-Какое настроение у тебя возникает когда ты смотришь на гжельские изделия?

НОД

-Ознакомление с окружающим миром.

тема «Сине- голубое чудо гжель» Рассказ об истории промысла.

-Развитие речи.

1.Тема «Сочинение сказки о гжельской розе»

2.Чтение и пересказ русской народной сказки «Снегурочка».

3. Разучивание стихов о гжели.

-Лепка.

Тема «Гжелький чайник»

-Рисование.

1. «Рисование элементов гжельских узоров»

2.«Цветы гжели».

3.»Гжельский чайник»

4. «Портрет Снегурочки»

- Аппликация

Тема «Цветы гжели» (коллективная работа в технике обрывания)

Игра

Сюжетно ролевая игра «Семья»

Народные подвижные игры.

«Ловишки с бегом»

«Ловишки с мячом»

«Жмурки»

«У медведя во бору»

3. Раздел  «Золотая хохлома»

Темы бесед с детьми.

- Откуда пошло название хохломская роспись?

-Каким промыслом занимались мастера села Хохлома?

-Из какого материала делали хохломскую посуду?

-Какими цветами пользовались хохломичи для росписи своих изделий?

-Какими были основные элементы росписи?

Откуда пошло название хохломская роспись?

-Каким промыслом занимались мастера села Хохлома?

-Из какого материала делали хохломскую посуду?

-Какими цветами пользовались хохломичи для росписи своих изделий?

-Какими были основные элементы росписи?

-Не правда ли еда в такой посуде окажется вкуснее?  

НОД

- Ознакомление с окружающим миром.

Тема «Золотая хохлома» Рассказ об истории промысла.

1.Чтение русской народной сказки «Иван –царевич и серый волк»

2. Разучивание стихов о хохломе.

-Рисование.

«Роспись миски хохломским узором»

-«Роспись вазы хохломским узором»

-«Хохломские ложки»

-Настенные панно с хохломским узором.

Игра.

Народные подвижные игры.

-«Коршун и наседка»

-«Лапта с мячом»

«Пятнашки»

«Горелки»

Хороводные

Воевода.

Подковка.

 4. Раздел «Веселый городец».

Темы бесед с детьми.

-Где находится город городец? Что ты знаешь о его истории?

-Чем знаменит городец?

-Какой резьбой и росписью украшали свои дома городецкие мастера?

-Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из городца?

-Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на городецкие изделия?

-Как ты думаешь, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относится к изделиям городецкого промысла?

НОД

- Ознакомление с окружающим миром.

Тема «Веселый городец» история росписи.

-Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

-Чтение глав из книги П. Ершова «Конек – горбунок» Заучивание стихов о Городце.

Рисование.

1. «В гостях у мастеров городца» рисование элементов городецкой росписи.

2. «Роспись доски городецким узором»

3. «Городецкий петушок»  рисунок на круге.

Игра.

Сюжетно – ролевые игры.

Игра из цикла  «семья»

1.«Семья ремесленников из городца»

2. «Экскурсия по городскому музею».

Хороводные

«Мы топаем ногами».

«Сокол».

5. Раздел «Русская народная игрушка»

Темы бесед с детьми.

Какие русские народные игрушки ты знаешь? Какие игрушки были более популярны в народе?

-Какую роль кроме развлекательной, игровой, выполняла игрушка?

-Почему так популярны были игрушки, изображавшие коней?

-А почему и детям, и взрослым нравились игрушки птицы?

-Откуда пошло изображение матрешки?        

Что оно символизирует?

-Какие костюмы носили матрешки?

-Какие матрешки в России самые известные?

-Какое настроение у тебя возникает, когда ты глядишь на матрешки ? Чем тебе нравится эта игрушка?

НОД.

Интегрированное занятие

ознакомление с окружающим миром и рисование.

Тема «Русская народная игрушка». Знакомство детей с промыслами, изготовлявшими игрушки – дымковским, филимоновским, богородским. Русская матрешка.

- Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

Чтение и пересказ сказки К. Паустовского «Дремучий медведь»; рассказывание сказки «Мужик и медведь».

Придумывание сказок по мотивам богородских игрушек.

-Рисование. «Роспись дымковской барышни»

«Узор для платка матрешки»

Лепка.

Тема «Богородская игрушка Конек – горбунок»

-Аппликация.

Тема: «Матрешки в хороводе» коллективная.

Игра.

Народные подвижные игры.

«Филин и пташки»

«Игровая» (У дядюшки Трофима…)

«Большой мяч»

«Стадо».

Хороводные

«Медведь».

«Каблучок».

«Колпачок».

Формы работы с родителями.

  • Создание предметной среды (подбор предметов декоративно - прикладного искусства, альбомов, худ. литературы…)
  • Совместная деятельность детей, родителей и педагогов участие в организации выставки «Осень» по мотивам городецкой росписи, мини – выставок по темам, подготовка к детским праздникам «Осенняя ярмарка», «Праздник русской березки»).
  • Круглый стол «Роль народной игрушки в развитии и воспитании детей»
  • Стенд «Дымковская народная игрушка»

Заключительный этап.

Мероприятия

  • Итоговое интегративное занятие «Веселая ярмарка»
  • Фольклорный праздник «Праздник русской березки»
  • Выставка детских работ для оформления праздника.

Проделанная работа позволила сделать следующие выводы:

В группе созданы условия для ознакомления детей с народно – декоративно прикладным искусством. Выявлены эффективные методы и приемы в работе с детьми. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах. Знают построение геометрического и растительного орнамента. Повысились технические умения и навыки рисования. Результаты мониторинга улучшились: Высокий – 40% Средний – 50% Низкий – 10%

Благодаря совместной с родителями организации предметно – развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно – прикладным искусством уровень их творческих способностей значительно вырос.

Используемая литература:

А.А.Ветлугиной «Художественное творчество в детском саду».

Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации».

О.А. Скоролуповой «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»,

О.В. Корчиковой «Декоративно – прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях»,

О.А. Соломенникова «Радость творчества»,

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русское народное декоративно-прикладное искусство"

Сроки реализации проекта: сентябрь-декабрь 2012г.Цель: Расширить представления детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства.Предполагаемый результат:Широкие знания дете...

Проект по декоративно-прикладному искусству «Прялочка» для старшего дошкольного возраста

Многие из вас, конечно, знакомят детей с традициями и обычаями народов. Для наиболее эффективного усвоения знаний я внедряю проектный метод. Через проектную деятельность я приобщаю детей к истокам рус...

Проект Русское народное декоративно-прикладное искусство.

Цели проекта :1. Воспитать маленького патриота, любящего свою Родину, испытывающего гордость за принадлежность своей Родине, своему краю....

Консультация для педагогов «Роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – это этап приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена б...

СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ВЕПСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вся система напрямую связана с теми компетенциями, который воспитанник получает по окончанию темы. Причем каждый ребенок получает те компетенции, которые подходят индивидуально именно ему. Плюс данной...

Развитие познавательной активности и формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста через аспекты развития связной речи и творческого рассказывания НОД «Сказка о гжельской розе» с использованием ИКТ

Представлен конспект открытого мероприятия с дошкольниками по ознакомлению с декоративно прикладным искусством (гжельским промыслом) через развитие связной речи и творческого рассказывания. Ребята вов...