ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. А что может обогатить среду? Народное поэтическое слово – образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл boyko_o.v._statya_mbdou_no_105.docx84.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 105»

Муниципального Образования города Братска

Подготовила: Бойко О.В.

Воспитатель 2 кв. категории

г. Братск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бойко Ольга Викторовна

МБДОУ «ДСОВ № 105» города Братска

Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. А что может обогатить среду? Народное поэтическое слово – образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передаёт народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколения материнские колыбельные песни, сказки, потешки, небылички, подговорки, басенки.

Проанализировав речь детей своей группы, я пришла к выводу, что большинство детей не владеют навыками речевой деятельности. Поэтому я поставила перед собой задачу: систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитания гуманных чувств.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского языка. Увеличить запас слов младших дошкольников помогут малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, а это способствует развитию разговорной речи.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малышей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности.

Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребёнок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка  помогает установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию  к воспитателю.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности. Произведения народного творчества отражают доступный для понимания ребёнка мир предметов, вещей и отношений. Словарный запас младших дошкольников невелик. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию; произнесённые же нараспев, ласково, негромко – успокаивают, настраивают на отдых, сон. Удачно подобранная потешка помогает во время кормления, при подготовке детей ко сну, во время одевания на прогулку.

Учитывая, что развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, доступной и безопасной, я очень тщательно продумываю её организацию. В Центре игры подобраны настольно-печатные игры по мотивам народных произведений, наглядный материал, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В Центре книги размещены книги-игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книжки-малышки. Здесь же находятся фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок. Всё это привлекает детей, они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание любимых сказок, потешек, прибауток, что способствует развитию речи детей.

Для того, чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, сказки, почувствовать своё отношение к нему, я использую «живые картинки». Например, при чтении потешки «Сорока-белобока» Катя ставила деток сороки в одну шеренгу и раздавала им кашу, а самому последнему, «который ничего не делал», говорила: «А ты постой, вот тебе горшок пустой». В результате потешка превращается в игру и очень увлекает детей. Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.

Таким образом, можно сделать вывод, что  целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь и...

Творческое использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием всех видов народного фольклора....

Устное народное творчество в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Устное народное творчество в работе с детьми младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...

ПРОЕКТ «Использование устного народного творчества (сказки) в развитии детей младшего дошкольного возраста»

ПРОЕКТ «Использование устного народного творчества (сказки) в развитии детей младшего дошкольного возраста»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Использование устного народного творчества в развитии речи детей     младшего дошкольного возраста...