План самообразования педагога-психолога на 2020-2022 учебные годы
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа № 1
структурное подразделение
детский сад «Березка»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ИСОШ № 1
структурное подразделение детский сад «Березка»
Л.А.Маслакова__________________
«___»___________________20____г.
План по самообразованию
Тема: «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»
Педагог-психолог МБОУ ИСОШ № 1
структурное подразделение
детский сад «Звездочка»
Небогатова М.Н.
Игрим 2020-2022
План самообразования составлен на период 2020-2022 учебный год.
Тема: «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».
Обоснование темы. Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» Научная новизна определяется методологическим уровнем решения проблемы, обеспечивающим научную базу разработки психологических основ формирования психического развития дошкольников с гиперактивностью и дефицитом внимания, как средства их личностного развития, качественной перестройки их поведения в процессе коррекционно-развивающей работы в русле решения поставленной проблемы. Ребенок не выглядит больным в традиционном понимании этого состояния, но оставление гиперактивного расстройства без внимания, в будущем может создать для ребенка значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и эмоциональном развитии, что в свою очередь может привести к возникновению асоциального поведения. Поэтому необходимо раннее выявление гиперактивного расстройства с дефицитом внимания и организации плана помощи таким детям с привлечением педиатров, невропатологов, психологов, психиатров, педагогов и родителей.
Цель.Изучить особенности психологической коррекции и когнитивного развития детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Основные задачи.
1. Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.
2. Экспериментальное изучение уровня развития психических (когнитивных) процессов детей с СДВГ дошкольного возраста, таких как внимание, мышление, память, восприятие.
3. Исследование эмоциональных проявлений у детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания.
4. Разработка рекомендаций по работе с гиперактивными детьми педагогам и родителям, исходя из полученных результатов.
5.Разработка кружковой деятельности для гиперактивных детей.
Предполагаемый результат.
1.Социальная адаптация ребенка с СДВГ.
2.Хорошие взаимоотношения с окружающими.
3. Появление собственных достижений
4. Улучшение самооценки, нормализация обстановки вокруг него, в том числе внутри семьи.
5. Формирование и укрепление навыков общения и контактов с окружающими людьми,
Этапы работы над темой самообразования
Первый этап подготовительный
№ | Направление работы | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Работа с детьми и родителями | Диагностирование детей, анкетирование родителей. | Учебный год 2020-2021 |
2 | Работа педагогов | Подбор и изучение методической литературы. Обоснование выбора темы. Определение целей, задач. Подборка материала: пособий, наглядности и т. п. Составление плана. Подбор консультативного материала для родителей. |
Второй этап практический
№ | Направление работы | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Работа с детьми | Подбор и классификация игр, тренинговых упражнений. Внедрение игр в практику работы с детьми. | Учебный год 2021-2022 |
2 | Взаимодействие с родителями | Беседы. Консультации по данной теме. | |
3 | Работа педагогов | Организация образовательной, игровой, самостоятельной деятельности детей. |
Третий этап обобщающий
№ | Направление работы | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Работа с детьми | Диагностирование детей. | Учебный год 2021-2022 |
2 | Взаимодействие с родителями | Анкетирование родителей. | |
3 | Работа педагогов | Анализ проделанной работы. Сопоставление планируемых результатов с достигнутыми. Подведение итогов. Перспективы продолжения работы. |
Литература по теме самообразования | ||
Название, автор | Источник (сайт, издательство, год издания) | Результат |
Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей | Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. СПб.: 1993. – №3. | Медицинский аспект проблемы |
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. . | СПб.: Издательство «Питер», – 2000. | Диагностические методики |
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. | М.: ТЦ Сфера, 2003 | Диагностические методики |
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. | М.: АРКТИ, 2000. | Основы диагностической и коррекционной работы |
Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. | М.: 1992. | Ранняя диагностика и коррекция. |
Брязгунов И.П., Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза).. | М.: 1992. | Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза. |
Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями | СПб. - 199 | Оптимизация обучения и развития детей |
Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически - ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС) | Практ. Пособ. - М.: Российское психологическое общество, - 1998. | Методика ИНТЭКС |
Сопутствующие СДВГ состояния | http://psinovo.ru | Сопутствующие СДВГ состояния . |
Помощь психологам ДОУ | http://www.effecton.ru/ | Игровые упражнения |
Наши невнимательные | http://offtop.ru/adhdkids/ | Тренинговые упражнения |
Перспективный план работы
по теме «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».
Чтобы работа давала результат, необходима совместная работа с педагогами, которые, работая в тесном контакте с ребенком, могут научить его эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. Для этого проводятся консультации, семинары, тренинги для воспитателей по данной теме.
- консультация: «Практические рекомендации воспитателям гиперактивного ребенка »;
- практикум: «Использование двигательно-оздоровительных моментов для снятия психоэмоционального напряжения».
- консультация: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»;
- рекомендации: «Правила общения с гиперактивным ребенком»;
- практикум: «Психогимнастика; йога в игре»;
- практикум: «Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с гиперактивными детьми».
Родители гиперактивных детей часто используют трудности в их воспитании. Для получения нужной информации оформляется стендовая информация; консультации в папках-передвижках. Конечно, для того чтобы заинтересовать родителей, привлечь их внимание, материал подбирается доступный, немногословный. Организованы встречи с родителями «Школа для родителей»: работа предусматривает одну встречу в два месяца, которые проходят в разных формах – это консультации, вечера вопросов и ответов, совместные досуги детей и родителей, тренинги. Эти формы важны, эффективны и интересны.
Работа с детьми
№ п/п | Блок | Тема |
1 | Знакомство. Установление контакта. | Вводное занятие |
2 | Гармонизация психофизического состояния | 1. Обучение различным типам дыхания и произвольной регуляции дыхания. |
2. Развитие произвольной регуляции мышечного напряжения. | ||
3. Развитие концентрации и переключения внимания. | ||
4.Закрепление освоенных приёмов релаксации и контроль за их выполнением. | ||
3 | Преодоление деструктивных эмоций. | 1.Осознание негативных эмоций. |
2.Отреагирование негативных эмоций. | ||
3.Обучение позитивному самоотношению. | ||
4.Обучение навыкам самоподдержки. | ||
4 | Развитие программирования и контроля действий. | 1.Составление и проигрывание алгоритма действий, связанных с воспитательным процессом. |
2.Составление и проигрывание алгоритма действий, связанных с бытовыми ситуациями и поведением в общественных местах. | ||
3.Составление и проигрывание алгоритма действий при различных ситуациях общения. | ||
5 | Итоговые занятия | Закрепление материала. Игры с правилами. |
Игры и упражнения к занятиям.
№ | Тема | Упражнения/игры | Источник |
1 | Вводное занятие | «Прогулка в лес», «Это про меня», «Мой дом» | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» |
2 | Снятие мышечного напряжения: растяжки, дыхательные упражнения (на каждом занятии, в начале занятия) | «Лучики», «Половинки», «Медуза», «Дерево», «Подвески», «Травинка на ветру», «Йоговская гимнастика» | А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» |
3 | Релаксация (на каждом занятии, в конце занятия) | «Олени», «Кораблик», «Ковер-самолет» и т.д. | А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» |
4 | Концентрация и переключение внимания | «Повтори ритм», «Запретное движение», «Раз, два, три – говори!», «Бывает - не бывает», «Да» и «нет не говорите, черное и белое не берите», «Что нового», «Послушай тишину», «Морские волны», «Колпак мой треугольный» | А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка», Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» |
5 | Концентрация на процессе осязания и тактильных ощущениях | Упражнения для развития мелкой моторики рук, «Необычные мешочки», «Волшебный мешочек», «Исследователь», «Разговор с телом», «Археология», а также работа с пластилином, цветной бумагой, с песком. | А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» |
6 | Произвольная регуляция мышечного напряжения. | «Руки-ноги», «Огонь и лед», «Парад», «Рубка леса», «Бабушкин помощник», «Сделай так», «Разговор с руками». | А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка», Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» |
7 | Типы дыхания и произвольная регуляция дыхания. | Дыхательные упражнения, «Кто как дышит», «Воздушный футбол», «Пушинка», | А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» |
8 | Закрепление освоенных приёмов релаксации и контроль выполнения | См. предыдущие упражнения, а также сказки «Заяц - Коська и Родничок», «Снегурочка» | Д.Зинкевич –Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии» |
9 | Осознание негативных эмоций. | Беседа, проективные методики «Когда мне грустно», «Нарисуй свое настроение», упражнения «Найди сердитое лицо, изобрази злость», «Корабль и буря», «Как Ваня и Катя башню строили», «Найди виноватых зверей» | А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» |
10 | Отреагирование негативных эмоций | «Каратист», «Рубка дров», «Танцы - противоположности», «Тух-тиби-дух», «Пуантизм», «Крик в пустыне» | А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», |
11 | Закрепление материала. Игры с правилами. | «Чайничек с крышечкой», «Съедобное – несъедобное», «Слушай и отвечай»,совместное рисование, настольные игры | А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы педагога-психолога Пановой Е.М. на учебный год
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы педагога-психолога Пановой Е.М. на учебный год Основные цели деятельностиПрограммы психолого-педагогического сопровождения детей, с проблемами адаптации, трудностями меж...
План работы педагога - психолога ДОУ на 2015 - 2016 учебный год
Психолого – педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании ребёнка....
План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"
План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"...
План самообразования педагога-психолога на 2015-2018 учебные годы
Тема самообразования "Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью"...
План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов
Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...
Отчет плана самообразования педагога-психолога на 2021-2022 учебный год на тему «Игротерапия как средство развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста» 16.05.2022
отчет по самообразованию на тему игротерапия...
“Отчет плана самообразование педагога-психолога на 2022-2023 учебный год на тему Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения» 05.06.2023
презентация плана самообразования адаптация детей...