План самообразования педагога-психолога на 2020-2022 учебные годы
рабочая программа

Небогатова Мария Николаевна

Соответствует ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План самообразования27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа № 1

структурное подразделение

детский сад «Березка»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ИСОШ № 1

структурное подразделение детский сад «Березка»

Л.А.Маслакова__________________

«___»___________________20____г.

План по самообразованию

Тема: «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»

Педагог-психолог МБОУ ИСОШ № 1

структурное подразделение

детский сад «Звездочка»

Небогатова М.Н.

Игрим 2020-2022

План самообразования составлен на период 2020-2022 учебный год.

Тема: «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».

Обоснование темы. Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» Научная новизна определяется методологическим уровнем решения проблемы, обеспечивающим научную базу разработки психологических основ формирования психического развития дошкольников с гиперактивностью и дефицитом внимания, как средства их личностного развития, качественной перестройки их поведения в процессе коррекционно-развивающей работы в русле решения поставленной проблемы. Ребенок не выглядит больным в традиционном понимании этого состояния, но оставление гиперактивного расстройства без внимания, в будущем может создать для ребенка значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и эмоциональном развитии, что в свою очередь может привести к возникновению асоциального поведения. Поэтому необходимо раннее выявление гиперактивного расстройства с дефицитом внимания и организации плана помощи таким детям с привлечением педиатров, невропатологов, психологов, психиатров, педагогов и родителей.

Цель.Изучить особенности психологической коррекции и когнитивного развития детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Основные задачи.

1. Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.

2. Экспериментальное изучение уровня развития психических (когнитивных) процессов детей с СДВГ дошкольного возраста, таких как внимание, мышление, память, восприятие.

3. Исследование эмоциональных проявлений у детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания.

4. Разработка рекомендаций по работе с гиперактивными детьми педагогам и родителям, исходя из полученных результатов.

5.Разработка кружковой деятельности для гиперактивных детей.

Предполагаемый результат.

1.Социальная адаптация ребенка с СДВГ.

2.Хорошие взаимоотношения с окружающими.

3. Появление собственных достижений

4. Улучшение самооценки, нормализация обстановки вокруг него, в том числе внутри семьи.

 5. Формирование и укрепление навыков общения и контактов с окружающими людьми,

Этапы работы над темой самообразования

Первый этап подготовительный

Направление работы

Содержание деятельности

Сроки

1

Работа с детьми и родителями

Диагностирование детей, анкетирование родителей.

Учебный год 2020-2021

2

Работа педагогов

Подбор и изучение методической литературы. Обоснование выбора темы. Определение целей, задач. Подборка материала: пособий, наглядности и т. п. Составление плана. Подбор консультативного материала для родителей.

Второй этап практический

Направление работы

Содержание деятельности

Сроки

1

Работа с детьми

Подбор и классификация игр, тренинговых упражнений. Внедрение игр в практику работы с детьми.

Учебный год 2021-2022

2

Взаимодействие с родителями

Беседы. Консультации по данной теме.

3

Работа педагогов

Организация образовательной, игровой, самостоятельной деятельности детей.

Третий этап обобщающий

Направление работы

Содержание деятельности

Сроки

1

Работа с детьми

Диагностирование детей.

Учебный год 2021-2022

2

Взаимодействие с родителями

Анкетирование родителей.

3

Работа педагогов

Анализ проделанной работы. Сопоставление планируемых результатов с достигнутыми. Подведение итогов. Перспективы продолжения работы.

Литература по теме самообразования

Название, автор

Источник

(сайт, издательство,

год издания)

Результат

 Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей

 Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. СПб.: 1993. – №3. 

Медицинский аспект проблемы

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. .

 СПб.: Издательство «Питер», – 2000.

Диагностические методики

 Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам.

М.: ТЦ Сфера, 2003

Диагностические методики

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. 

М.: АРКТИ, 2000.

Основы диагностической и коррекционной работы

 Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция.

М.: 1992.

Ранняя диагностика и коррекция.

Брязгунов И.П., Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза)..

М.: 1992.

Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза.

 Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями

СПб. - 199

Оптимизация обучения и развития детей

Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически - ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС)

Практ. Пособ. - М.: Российское психологическое общество, - 1998.

Методика ИНТЭКС

Сопутствующие СДВГ состояния

http://psinovo.ru

Сопутствующие СДВГ состояния

.

Помощь психологам ДОУ

http://www.effecton.ru/

Игровые упражнения

Наши   невнимательные 
  гиперактивные   дети 

http://offtop.ru/adhdkids/

Тренинговые упражнения

Перспективный план работы

по теме «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».

 Чтобы работа давала результат, необходима совместная работа с педагогами, которые, работая в тесном контакте с ребенком, могут научить его эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. Для этого проводятся консультации, семинары, тренинги для воспитателей по данной теме.
- консультация: «Практические рекомендации воспитателям гиперактивного ребенка »;
- практикум: «Использование двигательно-оздоровительных моментов для снятия психоэмоционального напряжения».
- консультация: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»;
- рекомендации: «Правила общения с гиперактивным ребенком»;
- практикум: «Психогимнастика; йога в игре»;
- практикум: «Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с гиперактивными детьми».

Родители гиперактивных детей часто используют трудности в их воспитании. Для получения нужной информации оформляется стендовая информация; консультации в папках-передвижках. Конечно, для того чтобы заинтересовать родителей, привлечь их внимание, материал подбирается доступный, немногословный. Организованы встречи с родителями «Школа для родителей»: работа предусматривает одну встречу в два месяца, которые проходят в разных формах – это консультации, вечера вопросов и ответов, совместные досуги детей и родителей, тренинги. Эти формы важны, эффективны и интересны.

Работа с детьми

№ п/п

Блок

Тема

1

Знакомство. Установление контакта.

Вводное занятие

2

Гармонизация психофизического состояния

1. Обучение различным типам дыхания и произвольной регуляции дыхания.

2. Развитие произвольной регуляции мышечного напряжения.

3. Развитие концентрации и переключения внимания.

4.Закрепление освоенных приёмов релаксации и контроль за их выполнением.

3

Преодоление деструктивных эмоций.

1.Осознание негативных эмоций.

2.Отреагирование негативных эмоций.

3.Обучение позитивному самоотношению.

4.Обучение навыкам самоподдержки.

4

Развитие программирования и контроля действий.

1.Составление и проигрывание алгоритма действий, связанных с воспитательным процессом.

2.Составление и проигрывание алгоритма действий, связанных с бытовыми ситуациями и поведением в общественных местах.

3.Составление и проигрывание алгоритма действий при различных ситуациях общения.

5

Итоговые занятия

Закрепление материала. Игры с правилами.

Игры и упражнения к занятиям.


п/п

Тема

Упражнения/игры

Источник

1

Вводное занятие

«Прогулка в лес», «Это про меня», «Мой дом»

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка»

2

Снятие мышечного напряжения: растяжки, дыхательные упражнения (на каждом занятии, в начале занятия)

«Лучики», «Половинки», «Медуза», «Дерево», «Подвески», «Травинка на ветру», «Йоговская гимнастика»

А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»

3

Релаксация

(на каждом занятии, в конце занятия)

«Олени», «Кораблик», «Ковер-самолет» и т.д.

А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»

4

Концентрация и переключение внимания

«Повтори ритм», «Запретное движение», «Раз, два, три – говори!», «Бывает - не бывает», «Да» и «нет не говорите, черное и белое не берите», «Что нового», «Послушай тишину», «Морские волны», «Колпак мой треугольный»

А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка», Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»

5

Концентрация на процессе осязания и тактильных ощущениях

Упражнения для развития мелкой моторики рук, «Необычные мешочки», «Волшебный мешочек», «Исследователь», «Разговор с телом», «Археология», а также работа с пластилином, цветной бумагой, с песком.

А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка»

6

Произвольная регуляция мышечного напряжения.

«Руки-ноги», «Огонь и лед», «Парад», «Рубка леса», «Бабушкин помощник», «Сделай так», «Разговор с руками».

А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка», Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»

7

Типы дыхания и произвольная регуляция дыхания.

Дыхательные упражнения, «Кто как дышит», «Воздушный футбол», «Пушинка»,

А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка»

8

Закрепление освоенных приёмов релаксации и контроль выполнения

См. предыдущие упражнения, а также сказки «Заяц - Коська и Родничок», «Снегурочка»

Д.Зинкевич –Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии»

9

Осознание негативных эмоций.

Беседа, проективные методики «Когда мне грустно», «Нарисуй свое настроение», упражнения «Найди сердитое лицо, изобрази злость», «Корабль и буря», «Как Ваня и Катя башню строили», «Найди виноватых зверей»

А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка»

10

Отреагирование негативных эмоций

«Каратист», «Рубка дров», «Танцы - противоположности», «Тух-тиби-дух», «Пуантизм», «Крик в пустыне»

А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»,

11

Закрепление материала. Игры с правилами.

«Чайничек с крышечкой», «Съедобное – несъедобное», «Слушай и отвечай»,совместное рисование, настольные игры

А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы педагога-психолога Пановой Е.М. на учебный год

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы педагога-психолога Пановой Е.М. на учебный год Основные цели деятельностиПрограммы психолого-педагогического сопровождения детей, с проблемами адаптации, трудностями меж...

План работы педагога - психолога ДОУ на 2015 - 2016 учебный год

Психолого – педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании ребёнка....

План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"

План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"...

План самообразования педагога-психолога на 2015-2018 учебные годы

Тема самообразования "Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью"...

План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов

Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...