ПРОЕКТ по познавательному развитию «Удивительная лаборатория» для детей 5-6 лет
опыты и эксперименты (старшая группа)
Актуальность проекта
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.
Цель проекта: поддержание и развитие в ребенке интереса к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Задачи проекта :
- формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- развивать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №5 города Агрыз Агрызского муниципального района
Республики Татарстан
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ – д/сад № 5
МБДОУ - детский сад №5 ____________Закирова Э.И
Протокол №1 от «26» августа 2019 г. Приказ № 113 -ОД от 26.08.2019 г.
ПРОЕКТ
по познавательному развитию
«Удивительная лаборатория»
для детей 5-6 лет
Воспитатели: Султанова Л.Э
Агрыз, 2020 г.
Содержание:
1. Введение……………………………………………………………… 3стр.
2. Актуальность создание проекта …………………………………… 3стр.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты …………………...3стр.
4. Аннотация проекта …………………………………………………….4стр.
5. Этапы реализации проекта ………..…..…............................................. 5 стр.
6. План мероприятий ……………………………………………………. 6 стр.
7. Ресурсное обеспечение проекта ……………………………………….. 8стр.
7.1. Учебно – методические ресурсы………………………………………8стр.
8. Критерии оценивание проекта ………………………………………...8 стр.
9. Выводы ……………………………………………………………………9стр.
10. Литература ……………………………………………………………...9стр.
Введение
Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне сравнении с теми, кто такой школы не прошел
К.Е.Тимирязев
Актуальность проекта
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.
Цель проекта: поддержание и развитие в ребенке интереса к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Задачи проекта :
- формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- развивать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Задачи по образовательным областям:
«Познание»
- развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать формировать умение детей читать схемы.
«Социализация»
- формировать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
«Безопасность»
- познакомить детей с правилами безопасности при проведении опытов
«Коммуникация»
- развивать самостоятельность в процессе опытов, умение работать в паре.
Предполагаемый результат:
- формировать умение детей искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования;
- дети приобретают социальную практику, адаптируются к современным условиям жизни;
- у детей развиваются такие качества личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Аннотация проекта
По доминирующей в проекте вид деятельности - экспериментальный.
По содержанию: познавательный, обучающий.
По числу участников проекта: групповой.
По профилю знаний: многопредметный.
Продолжительность проекта: краткосрочный ( с 10.02.2020 г по 14.02.2020г)
Недостаточная разработка проблемы развития детского экспериментирования и её несомненная актуальность для теории и практики современного ДОУ послужили основанием для создания данного проекта, который направлен на организацию экспериментальной деятельности с детьми и предполагает развитие мышления, воображения, речи, интереса к внутренней и внешней содержательной стороне предметов и явлений окружающего мира. Проект реализуется через осуществление трёх проектных линий: создание и организация работы педагогов; организация работы с детьми и взаимодействие с родителями
Обоснование необходимости проекта.
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.
По мнению Н.Н. Поддъякова, «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя, возникает значительно позже, деятельности экспериментирования».
Таким образом, выделенные противоречия подтверждают необходимость создания проекта.
Для реализации проекта необходимые следующие материалы: емкость с водой, легкие предметы, кусочки ткани и бумаги, надутый воздушный шар, сода, уксус , мыльная вода.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на одну неделю: с 25.11.19г по 29.11. 19г.
Подготовительный этап.
- Актуализация проблемной ситуации.
- Создание условий, необходимых для проведения опыта или эксперимента в соответствии с техникой безопасности, подготовка экспериментального оборудования, составление карт – схем и т.д.
- Мотивация детей к исследовательской деятельности.
- Напоминание правил техники безопасности при работе с экспериментальным оборудованием.
Этап формулирования цели эксперимента или опыта:
- Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке цели эксперимента или опыта, выдвижению рабочих гипотез.
- Оказание содействия детям в выдвижении гипотез по мере необходимости.
Этап планирования экспериментальной деятельности.
- Обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению эксперимента или опыта.
- Подведение детей к выполнению алгоритма действий.
Этап коррекции проблемы:
- Корригирующие действия по мере необходимости.
Практический этап детского экспериментирования:
- Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение).
- По мере необходимости совместное выполнение с детьми практических действий.
- Контроль, за соблюдением техники безопасности , при проведении детьми опыта или эксперимента.
Заключительный этап:
- Подведение итогов, оценивание результатов.
- Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность.
Работа с родителями: консультация «Домашняя лаборатория»
Содержание работы в процессе реализации проекта:
Вовлечение в деятельность
Объявление о реализации проекта «Удивительная лаборатория».
Тематические недели:
Понедельник — « Зимние кружева»
Вторник – день зеленого цвета.
Среда – « Упрямый ветер».
Четверг – « Чудо пузыри».
Пятница – « Волшебный шарик»
План работы
Понедельник
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Вы в пруду её н6айдёте
И в сыром лесном болоте
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
1-ая половина дня:
- Чтение художественной литературы «Два ручья»
- Дидактическая игра: «Какая бывает вода»
- Дидактическая игра « Разрезные картинки»
- Чтение закличек, потешек о воде.
- Чтение сказки народов Сибири
2-ая половина дня:
- Опыты с водой.
Вторник
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
1-ая половина дня:
- Наблюдение за снегом.
- Дидактическая игра «Подбери пару».
- Словесная игра «Отгадай загадку».
- Логическая задача «Волшебные льдинки».
2-ая половина дня:
1. Эксперименты со снегом.
Среда
— Скажи-ка нам, ветер,
Какого ты цвета?
— Я цвета заката,
Я – цвета рассвета,
Я – снежного цвета,
Я – цвета огня…
Такой я, каким
Ты увидишь меня.
1-ая половина дня:
- Наблюдение за ветром.
- Познавательная минутка «Как выросли облака»
- Заучивание стихотворения С.Я.Маршака «Дуют ветры в феврале»
- Дидактическая игра «Ветерок»
2-ая половина дня:
1. Эксперимент с ветром.
Четверг
Осторожно - пузыри...
Ой, какие!
Посмотри!
Раздуваются!
Блестят!
Отрываются!
Летят!
1-ая половина дня:
- Чтение художественной литературы про мыльные пузыри. Стихотворение Самуила Маршака – Мыльные пузыри.
- Упражнение на развитие мелкой моторики.
- Игра «Тесная баночка».
- Подвижная игра «Раздувайся пузырь!»
- Рисование «Мыльные пузыри».
2-ая половина дня:
- Опыты с мыльными пузырями.
Пятница
1-ая половина дня:
- Чтение художественной литературы про воздушные шары. Сказка о счастливом воздушном шарике. Автор: Ира Степанова.
- Дидактическая игра «Воздушные шарики».
- Рисование красками воздушный шар.
- Подвижная игра с шарами.
2-ая половина дня:
1. Опыт с шариком.
Ресурсное обеспечение проекта
Учебно-методические ресурсы:
- Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание»;
- Практический журнал «Воспитатель ДОУ»;
- Научно-практический журнал «Управление ДОУ»;
- Методический журнал для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Ребенок в детском саду»;
Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу)-Выпуск стенгазеты по окончанию проекта, с размещением фотоматериала.
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа;
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольников по проекту на интернет странице группы и объявления в раздевалке группы.
Выводы:
За время проекта дети научатся искать условия поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта, приобретут социальную практику. Во время реализации проекта у детей развиваются такие качества личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность и инициативность.
Литература:
1.Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (экспериментирование). - СПб.: «Детство пресс», 2016.
2.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2015.
3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
4.Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).
Отчёт по проектной деятельности «Разноцветная неделя»
с 10.02.2020 г по 14.02.2020г в старшей группе №2 была проведена работа по проектной деятельности « Удивительная лаборатория».Участниками проекта стали: дети, воспитатели, родители
Характеристика проекта: проект является краткосрочный, по доминирующей в проекте деятельности: экспериментальный, познавательный, по содержанию: обучающий, по числу участников проекта: групповой, по профилю знаний: многопредметный.
На подготовительном этапе проекта– была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.
Основной этап реализовывался в течение 1 недели. Каждый день был обозначен определенной темой:
Понедельник — « Зимние кружева»
Вторник – день зеленого цвета.
Среда – « Упрямый ветер».
Четверг – « Чудо пузыри».
Пятница – « Волшебный шарик».
В процессе реализации проекта для усвоение детьми материала были использованы различные виды деятельности: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, экспериментирование, художественное творчество, прослушивание музыкальных композиций.
Ведущую роль в нашей проектной деятельности имели дидактические игры, направленные на развитие детей, т. к. они обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов.
Дети оперируют имеющими знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином . В то же время в процессе игры у детей активизируется словарь.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены. Ребята приняли активное участие в реализации проекта. Предполагаемый результат достигнут - дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования дети и используют свои знания в повседневной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию "Удивительная встреча с богиней Герой" (подготовителная группа)
Дать первоначальные представления об олимпийском движении и Олимпийских играх....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/24/picture-240616-1366774604.jpg)
Конспект по познавательному развитию "Удивительные рыбки" в старшей группе детского сада.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/21/picture-737012-1645392312.jpg)
Конспект ООД по познавательному развитию "Удивительные животные"
Обобщить и систематизировать знания детей о диких и домашних животных. Закрепить умения устанавливать связи между приспособленностью животного к среде обитания и месту обитания, анализиров...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-866206-1481651453.jpg)
Экологический проект по познавательному развитию "Удивительные насекомые"
Проект для детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/18/picture-1047157-1531909364.jpg)
Развлечение по безопасности «Познавательное путешествие на поезде» (для детей 5-6лет)
Развлечение по безопасности«Познавательное путешествие на поезде»(для детей 5-6лет)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/22/picture-1190364-1574408875.jpg)
Конспект образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительное путешествие»
Цель: развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре.Задачи:Образовательные: -Формировать представления детей о свойствах песка;-Формировать навыки экспери...