ПРОЕКТ по познавательному развитию «Удивительная лаборатория» для детей 5-6 лет
опыты и эксперименты (старшая группа)
Актуальность проекта
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.
Цель проекта: поддержание и развитие в ребенке интереса к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Задачи проекта :
- формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- развивать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperemntirovanie_sultanova_le1.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №5 города Агрыз Агрызского муниципального района
Республики Татарстан
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ – д/сад № 5
МБДОУ - детский сад №5 ____________Закирова Э.И
Протокол №1 от «26» августа 2019 г. Приказ № 113 -ОД от 26.08.2019 г.
ПРОЕКТ
по познавательному развитию
«Удивительная лаборатория»
для детей 5-6 лет
Воспитатели: Султанова Л.Э
Агрыз, 2020 г.
Содержание:
1. Введение……………………………………………………………… 3стр.
2. Актуальность создание проекта …………………………………… 3стр.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты …………………...3стр.
4. Аннотация проекта …………………………………………………….4стр.
5. Этапы реализации проекта ………..…..…............................................. 5 стр.
6. План мероприятий ……………………………………………………. 6 стр.
7. Ресурсное обеспечение проекта ……………………………………….. 8стр.
7.1. Учебно – методические ресурсы………………………………………8стр.
8. Критерии оценивание проекта ………………………………………...8 стр.
9. Выводы ……………………………………………………………………9стр.
10. Литература ……………………………………………………………...9стр.
Введение
Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне сравнении с теми, кто такой школы не прошел
К.Е.Тимирязев
Актуальность проекта
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.
Цель проекта: поддержание и развитие в ребенке интереса к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Задачи проекта :
- формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- развивать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Задачи по образовательным областям:
«Познание»
- развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать формировать умение детей читать схемы.
«Социализация»
- формировать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
«Безопасность»
- познакомить детей с правилами безопасности при проведении опытов
«Коммуникация»
- развивать самостоятельность в процессе опытов, умение работать в паре.
Предполагаемый результат:
- формировать умение детей искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования;
- дети приобретают социальную практику, адаптируются к современным условиям жизни;
- у детей развиваются такие качества личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Аннотация проекта
По доминирующей в проекте вид деятельности - экспериментальный.
По содержанию: познавательный, обучающий.
По числу участников проекта: групповой.
По профилю знаний: многопредметный.
Продолжительность проекта: краткосрочный ( с 10.02.2020 г по 14.02.2020г)
Недостаточная разработка проблемы развития детского экспериментирования и её несомненная актуальность для теории и практики современного ДОУ послужили основанием для создания данного проекта, который направлен на организацию экспериментальной деятельности с детьми и предполагает развитие мышления, воображения, речи, интереса к внутренней и внешней содержательной стороне предметов и явлений окружающего мира. Проект реализуется через осуществление трёх проектных линий: создание и организация работы педагогов; организация работы с детьми и взаимодействие с родителями
Обоснование необходимости проекта.
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.
По мнению Н.Н. Поддъякова, «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя, возникает значительно позже, деятельности экспериментирования».
Таким образом, выделенные противоречия подтверждают необходимость создания проекта.
Для реализации проекта необходимые следующие материалы: емкость с водой, легкие предметы, кусочки ткани и бумаги, надутый воздушный шар, сода, уксус , мыльная вода.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на одну неделю: с 25.11.19г по 29.11. 19г.
Подготовительный этап.
- Актуализация проблемной ситуации.
- Создание условий, необходимых для проведения опыта или эксперимента в соответствии с техникой безопасности, подготовка экспериментального оборудования, составление карт – схем и т.д.
- Мотивация детей к исследовательской деятельности.
- Напоминание правил техники безопасности при работе с экспериментальным оборудованием.
Этап формулирования цели эксперимента или опыта:
- Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке цели эксперимента или опыта, выдвижению рабочих гипотез.
- Оказание содействия детям в выдвижении гипотез по мере необходимости.
Этап планирования экспериментальной деятельности.
- Обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению эксперимента или опыта.
- Подведение детей к выполнению алгоритма действий.
Этап коррекции проблемы:
- Корригирующие действия по мере необходимости.
Практический этап детского экспериментирования:
- Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение).
- По мере необходимости совместное выполнение с детьми практических действий.
- Контроль, за соблюдением техники безопасности , при проведении детьми опыта или эксперимента.
Заключительный этап:
- Подведение итогов, оценивание результатов.
- Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность.
Работа с родителями: консультация «Домашняя лаборатория»
Содержание работы в процессе реализации проекта:
Вовлечение в деятельность
Объявление о реализации проекта «Удивительная лаборатория».
Тематические недели:
Понедельник — « Зимние кружева»
Вторник – день зеленого цвета.
Среда – « Упрямый ветер».
Четверг – « Чудо пузыри».
Пятница – « Волшебный шарик»
План работы
Понедельник
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Вы в пруду её н6айдёте
И в сыром лесном болоте
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
1-ая половина дня:
- Чтение художественной литературы «Два ручья»
- Дидактическая игра: «Какая бывает вода»
- Дидактическая игра « Разрезные картинки»
- Чтение закличек, потешек о воде.
- Чтение сказки народов Сибири
2-ая половина дня:
- Опыты с водой.
Вторник
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
1-ая половина дня:
- Наблюдение за снегом.
- Дидактическая игра «Подбери пару».
- Словесная игра «Отгадай загадку».
- Логическая задача «Волшебные льдинки».
2-ая половина дня:
1. Эксперименты со снегом.
Среда
— Скажи-ка нам, ветер,
Какого ты цвета?
— Я цвета заката,
Я – цвета рассвета,
Я – снежного цвета,
Я – цвета огня…
Такой я, каким
Ты увидишь меня.
1-ая половина дня:
- Наблюдение за ветром.
- Познавательная минутка «Как выросли облака»
- Заучивание стихотворения С.Я.Маршака «Дуют ветры в феврале»
- Дидактическая игра «Ветерок»
2-ая половина дня:
1. Эксперимент с ветром.
Четверг
Осторожно - пузыри...
Ой, какие!
Посмотри!
Раздуваются!
Блестят!
Отрываются!
Летят!
1-ая половина дня:
- Чтение художественной литературы про мыльные пузыри. Стихотворение Самуила Маршака – Мыльные пузыри.
- Упражнение на развитие мелкой моторики.
- Игра «Тесная баночка».
- Подвижная игра «Раздувайся пузырь!»
- Рисование «Мыльные пузыри».
2-ая половина дня:
- Опыты с мыльными пузырями.
Пятница
1-ая половина дня:
- Чтение художественной литературы про воздушные шары. Сказка о счастливом воздушном шарике. Автор: Ира Степанова.
- Дидактическая игра «Воздушные шарики».
- Рисование красками воздушный шар.
- Подвижная игра с шарами.
2-ая половина дня:
1. Опыт с шариком.
Ресурсное обеспечение проекта
Учебно-методические ресурсы:
- Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание»;
- Практический журнал «Воспитатель ДОУ»;
- Научно-практический журнал «Управление ДОУ»;
- Методический журнал для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Ребенок в детском саду»;
Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу)-Выпуск стенгазеты по окончанию проекта, с размещением фотоматериала.
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа;
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольников по проекту на интернет странице группы и объявления в раздевалке группы.
Выводы:
За время проекта дети научатся искать условия поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта, приобретут социальную практику. Во время реализации проекта у детей развиваются такие качества личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность и инициативность.
Литература:
1.Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (экспериментирование). - СПб.: «Детство пресс», 2016.
2.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2015.
3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
4.Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).
Отчёт по проектной деятельности «Разноцветная неделя»
с 10.02.2020 г по 14.02.2020г в старшей группе №2 была проведена работа по проектной деятельности « Удивительная лаборатория».Участниками проекта стали: дети, воспитатели, родители
Характеристика проекта: проект является краткосрочный, по доминирующей в проекте деятельности: экспериментальный, познавательный, по содержанию: обучающий, по числу участников проекта: групповой, по профилю знаний: многопредметный.
На подготовительном этапе проекта– была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.
Основной этап реализовывался в течение 1 недели. Каждый день был обозначен определенной темой:
Понедельник — « Зимние кружева»
Вторник – день зеленого цвета.
Среда – « Упрямый ветер».
Четверг – « Чудо пузыри».
Пятница – « Волшебный шарик».
В процессе реализации проекта для усвоение детьми материала были использованы различные виды деятельности: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, экспериментирование, художественное творчество, прослушивание музыкальных композиций.
Ведущую роль в нашей проектной деятельности имели дидактические игры, направленные на развитие детей, т. к. они обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов.
Дети оперируют имеющими знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином . В то же время в процессе игры у детей активизируется словарь.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены. Ребята приняли активное участие в реализации проекта. Предполагаемый результат достигнут - дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования дети и используют свои знания в повседневной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию "Удивительная встреча с богиней Герой" (подготовителная группа)
Дать первоначальные представления об олимпийском движении и Олимпийских играх....
Конспект по познавательному развитию "Удивительные рыбки" в старшей группе детского сада.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»....
Конспект ООД по познавательному развитию "Удивительные животные"
Обобщить и систематизировать знания детей о диких и домашних животных. Закрепить умения устанавливать связи между приспособленностью животного к среде обитания и месту обитания, анализиров...
Экологический проект по познавательному развитию "Удивительные насекомые"
Экологический проект...
Экологический проект по познавательному развитию "Удивительные насекомые"
Проект для детей дошкольного возраста...
Развлечение по безопасности «Познавательное путешествие на поезде» (для детей 5-6лет)
Развлечение по безопасности«Познавательное путешествие на поезде»(для детей 5-6лет)...
Конспект образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительное путешествие»
Цель: развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре.Задачи:Образовательные: -Формировать представления детей о свойствах песка;-Формировать навыки экспери...