Экологический проект по познавательному развитию "Удивительные насекомые"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Экологический проект по познавательному развитию для детей старшей группы детского сада
«Удивительные насекомые»
Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели-- 06.04-20.04
Возрастная группа 5-6 лет
Авторы проекта:
Совгира М.Г.
Андрианова М.А.
Актуальность проблемы:
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В современном мире ребенок должен научиться замечать красоту окружающего мира.
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам не живой и особенно живой природы проявляются очень рано. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни роста и развития отдельных живых существ. Летом детям всегда интересно наблюдать за насекомыми. Насекомые – самая многочисленная группа. Но, к сожалению, в саду можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, возникла проблема «Нужны ли насекомые?». Пользу или вред они приносят? Зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка? Проект поможет узнать детям больше о насекомых и обеспечит ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Цель:
способствовать развитию у детей познавательной активности и любознательности в процессе знакомства детей с насекомыми и формирование начал экологического сознания.
Задачи проекта для детей:
-развивать познавательную активность в изучении многообразия мира насекомых
-расширять представления о цикле развития насекомых, способе питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы.
-развивать умение наблюдать, рассуждать, группировать предметы по основным признакам
-развивать связную, образную речь, умение составлять небольщой рассказ
-развивать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Задачи проекта для взрослых:
-познакомить детей с многообразным миром насекомых
-формировать стремление к исследованию объектов природы, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи
- воспитывать бережное отношение к живому, стремление к правильному отношению к насекомым
- активизировать, обогащать словарный запас детей
- активизировать творческое мышление детей
-воспитывать эмоциональную отзывчивость
Продукт проекта
Экологическая игра «Доберись до дома»
Методы и приемы реализации проекта
Наглядные
Показ пример
Словесные
Беседа- диалог
Чтение
Объяснение
Практические
Дидактические игры
Рисование
Интеграция образовательных областей
Социально- коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Планируемые результаты:
-Проявление у детей интереса к миру насекомых
-Умение различать и называть насекомых, их характерные признаки
-Расширение представлений об образе жизни, среде обитания, защите от -врагов, значении в жизни других обитателей природы
-Умение составлять описательный рассказ о насекомых
-Проект поможет детям понимать поведение насекомых и правильно на него реагировать.
Этапы реализации проекта
1. Организационно-подготовительный
Изучение литературы по заданной теме;
Подбор наглядных материалов – дидактических пособий, тематических картин и иллюстраций о насекомых:
Подбор художественной и энциклопедической литературы;
Беседа с детьми о многообразном мире насекомых, их строении, среде обитания, образе жизни;
Беседа с детьми в диалоговой форме о пользе и вреде насекомых;
Чтение и обсуждение художественной литературы-Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», Н.Носов «Он живой и светится»;
Чтение стихов, загадок по теме проекта;
Подготовка материалов для организации продуктивной деятельности.
2.Основной
Организация познавательной и творческой деятельности
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг по теме проекта.
Рассматривание схем «Строение насекомого».
Д/И «Узнай чье крылышко», «Что здесь лишнее», «Что сначала, что потом»
Раскрашивание насекомых в книжках-раскрасках
Пальчиковая гимнастика
Прилетела к нам вчера (машут руками)
Полосатая пчела. (на каждое название насекомого загибают один пальчик)
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза (делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали (машут ладошками)
От усталости упали. (роняют ладошки на стол)
Изготовление экологической игры «Доберись до дома»
3. Итоговый
Презентация экологической игры «Доберись до дома»
Презентация проекта «Удивительные насекомые».
Итоги проекта
У детей проявился интерес к познанию мира насекомых.
Дети научились различать и называть насекомых, их характерные признаки.
Сформировалось стремление к исследованию объектов природы.
Развилось умение наблюдать и рассуждать.
У детей обогатился словарный запас, развилась связная, образная речь.
У детей появилось стремление к бережному отношению к природе, соблюдению элементарных правил при взаимодействии с ней.
Развивающие:
- развивать зрительную и слуховую память.
- активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
- развивать связную речь.
- развивать образность речи.
- продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
-развивать познавательную активность детей
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение ко всему живому, эмоциональную отзывчивость.
Современные образовательные технологии:
1.ИКТ-технология, презентация
2.Мнемотехника-отгадывание загадок
3.Технология музыкального воздействия-прослушивание аудиозаписи П.И.Чайковского «Вальс цветов»
4.Здоровьесберегающая технология-пальчиковая гимнастика
Оборудование для организованной образовательной деятельности:
- игрушки - насекомые (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза)
- цветок
- дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний»,
-д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку),
-макет «Лесная полянка»,
-письмо,
-предметные картинки.
-презентация «Насекомые», ноутбук, проектор, экран.
-аудиозапись П.И.Чайковского «Вальс цветов»
Предварительная совместная деятельность:
-чтение художественной литературы Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», К.И.Чуковский «Муха-цокотуха», В.Сутеев «Под грибом», Г.Скребицкий «Счастливый жучок», И.Крылов «Стрекоза и муравей», рассматривание иллюстраций в книгах.
-дидактическая игра «Разложи по группам»
-просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчелка Майя»
Ход организованной образовательной деятельности «Насекомые»
1.Организационная часть
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
(Дети подходят к столу- на нем плоскостной макет «Лесная полянка» на котором одни цветы и письмо. Педагог обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.)
Воспитатель: Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
Воспитатель: Ребята, с малышами что-то случилось, вы готовы помочь?
Давайте поможем насекомым!
2.Основная часть
Воспитатель читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
Воспитатель: А чтобы помочь нашим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
- Закройте все глаза и повторяйте за мной:
- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!
Звучит музыка «Вальс цветов»
Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим сейчас на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки»
Воспитатель:
∙ У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…
Дети: стрекоза!
Открывается слайд 2.
Воспитатель: Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
Ответы детей.
Воспитатель:
∙ Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее...
Дети: пчела!
Открывается слайд 3.
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Ответы детей.
Воспитатель:
∙ Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом
Дети: муравей!
Открывается слайд 4.
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Ответы детей.
Воспитатель:
∙ Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
Дети: бабочка!
Открывается слайд 5.
Воспитатель: Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Ответы детей.
Воспитатель:
∙ Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки.
Дети: Божья коровка!
Открывается слайд 6.
Воспитатель:
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
Ответы детей.
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
Ответы детей.
- Какой основной признак всех насекомых?
(У всех насекомых по 6 лапок.)
Ответы детей.
- А паук – это насекомое?
Ответы детей.
Открывается слайд 7.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что некоторые насекомые относятся к хищным? Это стрекоза, кузнечик, божья коровка. Как вы думаете- почему их так называют?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, потому что они охотятся за другими насекомыми.
А кто назовет полезных насекомые?
Дети: Бабочка, пчела, муравей.
Воспитатель: Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?
Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.
Воспитатель: Назовите вредных насекомых.
Дети: Муха разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.
Открывается слайд 8,9,10.
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали и мы спасли стрекозу и пчелу (выставляем на макет), но еще и другие насекомые ждут нашей помощи.
,
Дидактическая игра: «Кто лишний?»
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
- Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
- Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
- Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
- Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли муравья, жука и кузнечика (на макете появляется муравей, жук и кузнечик). Какие вы молодцы! Продолжим наше путешествие.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Воспитатель проводит беседу:
- Что сначала откладывает бабочка?
Дети: Бабочка откладывает яйца.
Воспитатель: -Кто появляется из яйца?
Дети: - Из яйца появляется гусеница.
Воспитатель: -Что делает гусеница?
Дети: - Она питается листьями и растет.
Воспитатель: - В кого она превращается?
Дети: - Гусеница превращается в куколку.
Воспитатель: - Кто выходит из куколки?
Дети: - Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Воспитатель: Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.
Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
Воспитатель: - Вот и подошло наше путешествие к концу.
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова:
- Закройте глаза и повторяйте за мной:
- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
3.Заключительная часть.
Воспитатель:
-Ребята, вам понравилось быть насекомыми?
- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
- Вы все сегодня были молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект по познавательному развитию "Удивительные насекомые"
Экологический проект...
Экологический проект " Путешествие в мир насекомых"
Экологический проект " Путешествие в мир насекомых" для второй младшей группы направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир....
05.07.2018г. Экологический проект в средней группе. Насекомые.
Экологический проект в средней группе. Насекомые....
Экологический проект "Всё о жизни насекомых"
Непосредственно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического ...
Экологический проект "Чудеса в природе: насекомые и цветы"
Развивающие — научные1.1. Выявить факторы внешней среды, влияющей на рост и развитие растений1.2. Расширять представления детей о мире растений и насекомых (рассмотреть личинки муравьев)1.3 Подд...
Экологический проект "Большой мир маленьких насекомых"
Презентация экологического проекта "В гостях у капельки" . Младшая возрастная группа...
Экологический проект по теме «Мир насекомых» для детей второй младшей группы
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает много знаний и впечатлений. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству...