- Опыт воспитателя «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
статья (старшая группа)
«Развитие мелкой моторики у дошкольников».
В последнее время для многих родителей становится актуальной проблема «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития перестала быть редкостью. Современные дети с трудом овладевают навыками расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д., вследствие чего в дошкольных учреждениях усугубляются адаптационные проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motorika.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день коллеги
Хочу поделится с вами своим опытом
«Развитие мелкой моторики у дошкольников».
В последнее время для многих родителей становится актуальной проблема «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития перестала быть редкостью. Современные дети с трудом овладевают навыками расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д., вследствие чего в дошкольных учреждениях усугубляются адаптационные проблемы. Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития: чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Насколько же важно развитие мелкой моторики? Мелкая моторика имеет тесную связь с нервной системой, с памятью ребенка, его вниманием и зрением, восприятием. Развивая мелкую моторику, мы развиваем не только его пальцы. Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, мы влияем на почерк ребенка, его речь, скорость реакции. По уровню развития мелкой моторики с уверенностью можно говорить о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в школе. Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане. Многими учеными, педагогами, психологами доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. В раннем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики имеет свои особенности, так как этот возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. Данный возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 1,5–3 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение раннего дошкольного возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. Резко возрастает любознательность малышей, происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Наглядно-образное мышление становится преобладающей формой.
В течение нескольких лет работаю в данном направлении, беру эту тему для собственного самообразования. Уделяю внимание оснащению предметно развивающего пространства по развитию мелкой моторики рук. Собираю материал для использования. Изготовливаю наглядно-методические пособия;
-такие как ПРИШЕпки
- настенное панно для сенсорного развития
-А также бизиборда для развития моторики рук
картотеку пальчиковых игр; игры с песком, водой; пальчиковый театр; раскраски, трафареты; виды игр (мозаика, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы).
Хочу отметить , то что для развития моторики рук ребёнка можно использовать как готовые игры, так и изготовленные самостоятельно.
Рисование на манке, изготовление бус из макарон, делать сухие бассейны из круп, приобретение домашних песочниц.
Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводится во время утренней гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
В своей практике я использую игры, в которых сочетаются слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
К концу года: Дети применяют изученные техники и материалы в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
У воспитанников заметное улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук;
Улучшение развития воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность.
Эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт по теме: «Развитие мелкой моторики рук дошкольников»
Педагогический опыт по теме: «Развитие мелкой моторики рук дошкольников»...
Консультация для воспитателей Развитие мелкой моторики у дошкольников"
quot;Развитие мелкой моторики рук"...
Консультация для воспитателей "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим ре...
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....
Мастер-класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Мастер-класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры». Здравствуйте Уважаемые коллеги. Я, воспитатель МБДОУ « Детски...
Педагогический опыт воспитателя «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Педагогический опытвоспитателя МДОУ «Верхнеуральский детский сад №5 «Рябинка» Верхнеуральского муниципального района Челябинской областиНадежда Владимировна Санникован...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей".
Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....