Консультация для воспитателей Развитие мелкой моторики у дошкольников"
консультация

"Развитие мелкой моторики рук"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoj_motoriki_ruk.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №8»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Консультация для воспитателей

«Развитие мелкой моторики рук»

                                                                                                   Подготовил:

                                                                                                    воспитатель

Ночевная С.С

Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в педагогике, имеет большое значение и расценивается, как один из показателей развития ребенка. Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. У детей младшего дошкольного возраста  развитие мелкой моторики происходит постепенно и последовательно. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук.

Недостатки моторики детей младшего дошкольного возраста  выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания. У этих детей крайне неразвиты двигательные образы. Это влечет за собой и недоразвитие кинестетического самоконтроля.  

Важнейшим фактором, определяющим динамику возрастного развития, является своевременно организованная коррекционно-педагогическая помощь.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.  Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка , стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг младших дошкольников и мозговая деятельность активизируется.

     Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их можно разделить на группы:   игры - манипуляции, сюжетные пальчиковые упражнения, пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой, пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»), пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, театр в руке.

Игры-манипуляции:

1. «Ладушки - ладушки» - дети ритмично хлопают в ладоши,

2. «Сорока - белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые

движения.

3. «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот

пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три,

четыре, кто живет в моей квартире», "Пальчики пошли гулять» -

ребенок поочередно загибает каждый пальчик.

Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью

взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит

тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения

1. «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с

большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

2. «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются»

пальцы.

3. «Домик» - изучаем части тела, ощущая их тактильно.

Стенка, стенка, (потрогать щечки)

Потолок, (потрогать лобик)

Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам)

Дзинь — звонок! (нажать на носик)

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям

изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных,

птиц, насекомых, деревья.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в

старшем дошкольном возрасте.

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с

другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в

кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого

полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания,

сосредоточенности.

1. «Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в

размере 3/4). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с

большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный,

средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к

мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе,

затем с переходом от одной руки к другой – в этом случае начинаем с

левого мизинца, доходим до указательного пальца, переходим на

правую руку с указательного пальца, доходим до мизинца и

возвращаемся обратно к левому мизинцу.

2. «Кулак-ребро-ладонь» - это упражнение хорошо выполнять под

бодрую маршевую музыку, например под всем известную песенку

«Гуси у бабуси». Ребенку показывают три положения руки на

плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на

плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости

стола. (Можно эти жесты условно назвать «камень», «нож», «бумага»

или как угодно по-другому.) Сначала учимся выполнять эти движения

отдельными руками, затем вместе, затем с переходом от левой руки к

правой.

3. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, (он

должен быть достаточно большого размера, чтобы избежать

скольжения), либо прикрепите его скотчем к поверхности. Вложите в

обе руки малыша по карандашу или фломастеру. Обхватите своими

руками его кисти и начинайте рисовать одновременно обеими руками

зеркально-симметричные рисунки. Рисовать хорошо под любую

спокойную, плавную музыку. Не забудьте, потом сделать на рисунке

подписи и прочитать их.

4. «Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками

зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого

предмета: яблоко, арбуз и т.д.) Главное, чтобы ребенок смотрел во

время «рисования» на свою руку.

5. «Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной

плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой,

затем обеими руками.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и

пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа

движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от

периферии к центру).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольника"

Система работы по достижению положительной динамики в развитии мелкой моторики рук дошкольников через использование различных форм, методов и приёмов....

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольников"

Для развития мелкой моторики дошкольников необходимо использовать систему специальных упражнений и заданий, которые проводятся во время индивидуальных и подгрупповых занятий....

Консультация для воспитателей "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим ре...

Мастер-класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

Мастер-класс для воспитателей «Развитие  мелкой  моторики у дошкольников через дидактические игры». Здравствуйте  Уважаемые коллеги. Я, воспитатель МБДОУ « Детски...

- Опыт воспитателя «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

laquo;Развитие мелкой моторики у дошкольников».В последнее время для многих родителей становится актуальной проблема «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития перестал...

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у младших дошкольников»

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у младших дошкольников»...