Консультация для воспитателей Развитие мелкой моторики у дошкольников"
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Консультация для воспитателей
«Развитие мелкой моторики рук»
Подготовил:
воспитатель
Ночевная С.С
Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в педагогике, имеет большое значение и расценивается, как один из показателей развития ребенка. Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. У детей младшего дошкольного возраста развитие мелкой моторики происходит постепенно и последовательно. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук.
Недостатки моторики детей младшего дошкольного возраста выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания. У этих детей крайне неразвиты двигательные образы. Это влечет за собой и недоразвитие кинестетического самоконтроля.
Важнейшим фактором, определяющим динамику возрастного развития, является своевременно организованная коррекционно-педагогическая помощь.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка , стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг младших дошкольников и мозговая деятельность активизируется.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их можно разделить на группы: игры - манипуляции, сюжетные пальчиковые упражнения, пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой, пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»), пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, театр в руке.
Игры-манипуляции:
1. «Ладушки - ладушки» - дети ритмично хлопают в ладоши,
2. «Сорока - белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые
движения.
3. «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот
пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три,
четыре, кто живет в моей квартире», "Пальчики пошли гулять» -
ребенок поочередно загибает каждый пальчик.
Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью
взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит
тот или иной образ.
Сюжетные пальчиковые упражнения
1. «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с
большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
2. «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются»
пальцы.
3. «Домик» - изучаем части тела, ощущая их тактильно.
Стенка, стенка, (потрогать щечки)
Потолок, (потрогать лобик)
Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам)
Дзинь — звонок! (нажать на носик)
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям
изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных,
птиц, насекомых, деревья.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в
старшем дошкольном возрасте.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с
другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в
кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого
полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания,
сосредоточенности.
1. «Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в
размере 3/4). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с
большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный,
средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к
мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе,
затем с переходом от одной руки к другой – в этом случае начинаем с
левого мизинца, доходим до указательного пальца, переходим на
правую руку с указательного пальца, доходим до мизинца и
возвращаемся обратно к левому мизинцу.
2. «Кулак-ребро-ладонь» - это упражнение хорошо выполнять под
бодрую маршевую музыку, например под всем известную песенку
«Гуси у бабуси». Ребенку показывают три положения руки на
плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на
плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости
стола. (Можно эти жесты условно назвать «камень», «нож», «бумага»
или как угодно по-другому.) Сначала учимся выполнять эти движения
отдельными руками, затем вместе, затем с переходом от левой руки к
правой.
3. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, (он
должен быть достаточно большого размера, чтобы избежать
скольжения), либо прикрепите его скотчем к поверхности. Вложите в
обе руки малыша по карандашу или фломастеру. Обхватите своими
руками его кисти и начинайте рисовать одновременно обеими руками
зеркально-симметричные рисунки. Рисовать хорошо под любую
спокойную, плавную музыку. Не забудьте, потом сделать на рисунке
подписи и прочитать их.
4. «Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками
зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого
предмета: яблоко, арбуз и т.д.) Главное, чтобы ребенок смотрел во
время «рисования» на свою руку.
5. «Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной
плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой,
затем обеими руками.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и
пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа
движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от
периферии к центру).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольника"
Система работы по достижению положительной динамики в развитии мелкой моторики рук дошкольников через использование различных форм, методов и приёмов....
Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольников"
Для развития мелкой моторики дошкольников необходимо использовать систему специальных упражнений и заданий, которые проводятся во время индивидуальных и подгрупповых занятий....
Консультация для воспитателей "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим ре...
Мастер-класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Мастер-класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры». Здравствуйте Уважаемые коллеги. Я, воспитатель МБДОУ « Детски...
- Опыт воспитателя «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
laquo;Развитие мелкой моторики у дошкольников».В последнее время для многих родителей становится актуальной проблема «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития перестал...
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у младших дошкольников»
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у младших дошкольников»...