Педагогический опыт по теме: «Развитие мелкой моторики рук дошкольников»
материал (младшая группа) по теме
Педагогический опыт по теме: «Развитие мелкой моторики рук дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abdulzhalilova_m.s.docx | 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики рук дошкольников»
Сегодня я хочу представить свой педагогический опыт по развитию мелкой моторики рук дошкольников через использование в образовательном процессе различных методов и приемов.
Занимаюсь развитием мелкой моторики дошкольников 3 года. Начиная с 2014 – 2015 учебного года проводила работу с детьми 2-ой младшей группы, 2015 – 2016 уч. г. – 1 мл. гр., в этом учебном году продолжаю работать с этими детьми во 2-ой младшей группе.
Слайд 2
Свое выступление хочу начать со слов великого педагога – новатора Василия Александровича Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление и в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, недостаточной координации. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития.
Слайд 3.
Цель опыта: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики и координации движения рук у дошкольников через использование различных видов и методов деятельности.
Задачи:
1.Улучшить координацию и точность движений рук и глаз, гибкость рук.
2.Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук, сенсорику.
3.Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4.Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр.
5.Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
6.Совершенствовать предметно-развивающую среду группы.
Слайд 4
Методы и инновационные материалы, используемые в работе по развитию мелкой моторики рук дошкольников.
1.Пальчиковые игры
2.Нетрадиционные техники изобразительного искусства
3. Инновационные материалы для развития мелкой моторики рук:
-«Орбизы» - аквагрунт;
-Кинетический песок;
-Радужный песок;
-Ластик «пазлы»;
--Умный пластилин;
-Пластилин «Play – Doh»;
-Конструктор «Bunchems»;
-Умные магниты.
Начинала работу с детьми с использования «Пальчиковых игр", что представляет собой инсценировку каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Пальчиковые игры проводятся ежедневно во время НОД, в режимных моментах, дети знают разнообразные пальчиковые игры (более 15 игр) с удовольствием в них играют, сами выбирают любимую пальчиковую игру и стремятся выйти вперед и показать её.
Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Слайд 5
При сотрудничестве с педагогом Черепановой Еленой Викторовной, консультируясь с ней, внедрила в работу с детьми нетрадиционные техники изобразительного искусства. Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развитию уверенности в своих силах;
- развитию пространственного мышления;
- развитию умения свободно выражать свой замысел;
Слайд 6. Рисовали манной крупой, гречневой крупой.
Работа велась в индивидуальной и подгрупповой формах (в количестве 3- х детей). Проводилась в два этапа: в 1 этапе рисовали крупой, во втором наносили краску на крупу и дорисовывали фломастерами глазки, ручки, головной убор.
Слайд 7
Рисовали пальчиками (требует большой координации и точности) и по заранее подготовленному педагогом контуру.
Рисовали при помощи оттисков (оттиски в форме травы, цветов и грибочков обмакивались в краску и наносились на бумагу, краску использовали нескольких цветов).
Создавали аппликацию «Дерево с листочками» из мелких кусочков цветной бумаги.
Рисовали нетрадиционной техникой смятия бумаги, обмакивания в краску и нанесения на лист.
Работа велась в индивидуальной форме и в количестве детей до 3- х.
Слайд 8-9
Рисование разноцветным песком. Подготавливала основу для работы, материал, ребенок наносил клей на основу, используя ложку, насыпал песок, стараясь полностью охватить элемент, пальчиком поправлял неровности, оставшийся песок высыпал в контейнер. Дальше работа продолжалась с другим цветом по той же технологии. В презентации представлен образец «Цветик – семицветик», имеются основы «Мухомор», «Солнышко», Гусеничка», «Птичка», «Дождик». С этими же основами мы работаем и с пластилином вместо песка.
Используя смешанную технику – сочетание в рисунках нескольких материалов для рисования, рисовали песком и красками, обводили фигуру по контуру кистью, затем песком наносили рисунок, используя клей-карандаш.
Работа велась в индивидуальной форме и в количестве детей до 3-х.
Слайд 10
Рисовали нетрадиционной техникой рисования ладошками «Дерево-ладошек».
Отпечаток детской ладошки легко превратил унылые пустые ветки в красивое пушистое дерево с листочками. Работа велась с группой детей.
Слайд 11
Рисовали на крупе, на слайде представлена кукурузная крупа, работа ведется в специальных подносах, приобретенных мною. Рисовали прямые и волнистые линии, солнышки, облака, дети проявляли свое творчество и фантазию.
Работа велась в индивидуальной форме от 1 до 3- х детей.
«Сухой бассейн» - в контейнере с фасолью смешивались бусины либо пряталась игрушка, задача ребенка состояла в том, что бы рассортировать все бусины по форме, или найти игрушку.
Работа по нетрадиционным техникам рисования проводится в группе в режимных моментах систематически два раза в неделю. Рисование на крупе и песком ежедневно.
Слайд 12 Инновационные материалы для развития мелкой моторики рук.
Однажды мой старший сын принес домой маленький пакетик с крошечными бусинками, на которые я не обратила внимания, они возились на кухне, я подошла и спросила: «что это такое?» «Орбизы», ответили мне мои сыновья!
И тогда я решила узнать, что это такое и как мне это пригодится в моей работе с детьми.
Аквагрунт - нестандартный, но эффективный метод работы с детьми. Разноцветные, упругие шарики так здорово подходят для развивающих игр, развития мелкой моторики рук. Прежде крошечные, твердые, цветные горошинки буквально за несколько часов насыщаются водой и становятся полупрозрачными шариками, в несколько раз увеличенными в объеме.
Слайд 13
Мы с детьми провели экспериментирование, высыпали наши маленькие разноцветные бусины в емкость с водой. Развивающая игра начинается практически сразу. Малышам очень интересно играть руками с мягкими влажными шариками, перебирать их, пересыпать в руках, наблюдать, как растет аквагрунт, как из маленьких бисеринок вырастают большие шарики, как меняется их форма. Особенный интерес вызывает возможность добавлять новых "деток" другой формы в емкость с гидрогелем и наблюдать за их превращением.
Шарики начинают меняться в течение нескольких секунд, выращивая полупрозрачную оболочку вокруг цветной сердцевины, приобретая форму цветка. Маленькие комочки исчезают с течением времени - шарик напитается полностью водой и станет идеальной сферой. Это все очень, очень увлекательно. На ощупь -мягкие, влажные, вызывают у детей огромный интерес.
Слайд 14-15
Появляется возможность наглядной сортировки по цвету.
При помощи ложек достаем «орбизы» определенного цвета и перекладываем в контейнера. Другой вариант, при помощи рук вылавливаем из емкости с «орбизами» маленьких морских жителей.
Слайд 16 Кинетический песок
Кинетический песок или как его еще называют - живой песок, умный песок, лунный песок не так давно появился на российском рынке. За счет своей необычной фактуры кинетический песок очень быстро завоевал популярность в детских играх. Кинетический песок это универсальный совершенно безопасный продукт для взрослых и детей с богатым функционалом. Данная смесь состоит на 98% из кварцевого песка и на 2% из полимерного связующего, отвечающего всем нормам безопасности.
Слайд 17
Кинетический песок обладает рядом уникальных свойств: не высыхает, не пачкает руки, легко собирается с игровой поверхности, приятный на ощупь, имеет сходство с морским песком, но в то же время мягкий, рассыпчатый, воздушный, идеально подходит для создания песчаных скульптур без воды, нравится и взрослым и детям с первых прикосновений.
Слайд 18
Игры с кинетическим песком, как и с обычным, очень полезны для развития мелкой моторики. Особенно актуальным кинетический песок становится в холодное время года, когда доступ к песочнице на улице ограничен. Кинетический песок выгодно отличается от обычного, тем, что он не сыпучий. Именно это свойство кинетического песка позволяет играть с ним дома.
Слайд 19
Также у нас в группе имеется радужный песок (четыре цвета) по своим свойствам схожий с кинетическим песком, имеет формочки для творчества, приятный на ощупь, вкусно пахнет и очень нравится детям.
Слайд 20
Ластик «пазлы». Набор фигурных ластиков, которые разбираются на части и собираются. Состоят из очень мелких деталей, яркие, красивые, игры с ними эффективно развивают мелкую моторику рук.
Слайд 21
Представляю вашему вниманию «Умный пластилин», работа с ним способствует развитию мелкой моторики рук.
Это такая мягкая и приятная на ощупь пластилиноподобная масса. Хорошо мнётся, растягивается и рвётся. Из нее хорошо лепить разнообразные фигурки. Умный пластилин с легкостью принимает любую форму, не липнет к рукам и другим предметам. Самым замечательным отличием от пластилина является тот факт, что умный пластилин не пачкает окружающие предметы.
Слайд 22-23
Пластилин реагирует на магнит, тянется за ним, вытягиваясь в тонкую линию, поглощает магнит полностью, если положить магнит рядом, или на него. Попрыгивает как мяч, если ударить об пол.
Слайд 24
Play-Doh отличается очень мягкой консистенцией и маленькие пальчики смогут лепить любые фигуры, просто взяв массу в руки. При этом он не прилипает к рукам и поверхностям. По тактильным ощущениям напоминает тесто.
Невероятно яркие, сочные оттенки, отсутствие резкого запаха, безопасность и широкий выбор наборов для игр, которые я подобрала сама, помогут реализовать бескрайний полет фантазий малыша, поспособствовать развитию мелкой моторике рук и провести с ним множество интересных часов.
Слайд 25
Bunchems представляет собой липучки, напоминающие по структуре репейник. Их легко соединять и разъединять между собой, создавая фигурки любой сложности. Шарики различаются по цвету, что развивает фантазию ребенка и помогает творить яркие шедевры. При соприкосновении друг с другом, детали конструктора будто склеиваются, а при необходимости создания нового персонажа шарики легко разбираются.
Слайд 26
Игра с конструктором Bunmches положительно влияет на общее развитие ребенка. При помощи фигурок он будет демонстрировать свою фантазию, и учится свободно мыслить. Креативность – одна из важных черт, которая обязательно поможет малышу во взрослом мире. Развитие творческих способностей помогает быстрее ориентироваться в поставленных задачах, находить нестандартные пути решения и лучше усваивать учебный материал.
Слайд 27
Умные магниты. Магнитный куб – увлекательный способ познакомить с многообразием геометрических фигур, в работе с ним ребенок проявляет свою фантазию и воображение. Во время игры детали магнита сортируются по цвету и собираются обратно в куб.
Работа с инновационными материалами проводится в группе систематически, ежедневно во второй половине дня.
Слайд 28
Важный элемент в моей работе по развитию мелкой моторики рук - это взаимодействие с родителями воспитанников. Я активно в течение двух лет вовлекала их свою работу, делилась с ними своими идеями и находила в них поддержку. Приглашала их на занятия, на мастер-классы, после проведения, которых получала массу положительных отзывов.
Совместно с родителями и детьми проводились занятия для развития мелкой моторики рук, в первой младшей группе было проведено занятие с родителями и детьми аппликация «Солнышко».
Слайд 29
Также в первой младшей группе было проведено занятие с родителями и детьми, используя технику нетрадиционного рисования пальчиками. Занятие называлось «У жирафа пятнышки». На готовую основу изображения Жирафа наносились пальчиком краски «пятнышки».
Слайд 30
В этом году мною был проведен мастер – класс для родителей, с целью ознакомления с дидактическим материалом, используемым в работе; как работают дети с ним, а также, показали родителям, чему мы научились и что умеем; даны рекомендации по организации работы с целью развития мелкой моторики рук детей в домашних условиях. Мастер – класс был начат с теоретической части, о том, как важно развивать мелкую моторику рук, и для чего она нужна. Далее были показаны педагогом и детьми пальчиковые игры, по выбору и показу самих детей.
Слайд 31-32
Затем перешли к практической части, на столах был разложен весь материал наработанный педагогом за время работы, дети вмести с родителями присаживались за рабочие столы и дети демонстрировали родителям, как играть, с определенным материалом. Затем при желании менялись столами.
Слайд 33
Родителям был презентован весь материал, используемый в работе и сделанный их же руками, в течение двух лет. В создании материалов для развития мелкой моторики рук приняло 80% процентов родителей.
В конце мастер – класса родителям было предложено анкетирование с целью выявления знаний о важности развития мелкой моторики, о том какие пособия имеются в наличии дома. А также с целью выявления предпочтений родителей о формах взаимодействия с педагогом.
Слайд 34-39
Хочу представить вам материал сделанный руками родителей.
«Теремок» (замочки, откручивающиеся крышки, замки на ключах, почта с мелками, крышки на липучках, дверцы на замках открывающиеся и закрывающиеся). Эстетическое оформление в духе сказки «Теремок» с главными героями, спрятавшимися за дверцами.
«Удивительная доска для развития мелкой моторики рук».
Дверцы на замке открывающимися ключами, или на крючке, разнообразные кнопочки с подсветкой, молнии, откручивающиеся крышки, шнуровка, и многое другое.
Книга «Мелкая моторика»
Заключительное слово.
Проведенная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста:
Слайд 40. Результаты работы.
По результатам наблюдений за детьми можно сделать следующие выводы о результатах работы:
- Улучшилась координация движений пальцев рук детей.
-Улучшилась подвижность кистей рук.
-Речь стала более выразительной и внятной, стихи рассказывают более выразительно с интонацией, виден прогресс в развитии речи детей.
-Улучшилось звукопроизношение.
-Улучшилась творческая активность детей.
-Пополнена предметно-развивающая среда.
Систематическая, ежедневная работа в данном направлении развила у детей внимательность, усидчивость, пополнила словарный запас, кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, что способствует в дальнейшем легко овладеть письмом. С поставленными целями и задачами справилась в полной мере.
Слайд 41
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»
Данная работа предназначена педагогам ДО...
Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"
Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....
Педагогический опыт по теме «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с задержкой психического развития»
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой нарушение сроков формирования психических и познавательных функций у ребенка, отставание в темпе освоения различных видов деятельности....
Инновационный педагогический опыт по теме: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР» учителя-логопеда МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ермошиной Галины Николаевны
Вопрос готовности ребёнка к школе всегда волнует родителей особенно если дети имеют отклонения в речевом развитии. А от уровня развития мелкой моторики зависит показатель интеллектуальной готовн...
Педагогический проект на тему «Развитие мелкой моторики младших дошкольников по средствам дидактических игр и упражнений»
Аннотация к педагогическому проекту «Развитие мелкой моторики младших дошкольников по средствам дидактических игр и упражнений» Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые н...
Педагогический опыт на тему "Развитие мелкой моторики рук посредством пластилинографии"
Человек по своей природе творец. Поэтому уже с раннего детства необходимо помочь личности запустить процессы самореализации и самопознания, развивать его талант. Чем раньше взрослые помогут в этом де...
- Мне нравится (3)