Консультация для воспитателей "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
консультация
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, подготовки кисти руки к письму и, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для воспитателей
Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, подготовки кисти руки к письму и, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.
Мелкую моторику рук хорошо развивать с помощью: пальчиковой гимнастики; упражнений с массажным мячом; пальчиковый театр; игры с конструктором, мозаикой, пазлами; игры моталочки; игры со счетными палочками; рисование ладонью и пальчиками; игры с предметами домашнего обихода:
* с крупой, с макаронными изделиями;
* с резинками, бусами, заколками;
* с прищепками
Так же полезны упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты,
игры с песком и водой, народные игры с ладошками.
Очень хорошо развивают моторику занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Все упражнения и гимнастики по развитию мелкой моторики детей в домашних условиях следует проводить в виде игры — тогда ребенок будет заниматься с удовольствием.
Чтобы избежать неприятных ситуаций, дети в возрасте до трех лет должны играть с мелкими предметами только под присмотром взрослых.
Самой хорошей гимнастикой для пальчиков малыша является лепка. Для первых занятий следует взять соленое тесто — это самый мягкий и приятный материал. Его можно сделать, как и самим, так и купить в магазине.
Исходя из значимости развития моторики пальцев рук работу следует начинать с самого раннего возраста. Начать ее можно с наиболее простых, доступных даже для малышей упражнений.
Игры и игровые приемы для развития мелкой моторики младших дошкольников:
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках. «Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу. «Слоненок» - (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу. «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»). «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз. «Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы. «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но если зарядку для пальчиков проводить регулярно и использовать разнообразные приемы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления и речи ребенка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.
Игры и игровые приемы для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста:
Рисование — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Конечно, ребенок перепачкается, но это временные трудности, которые можно предусмотреть: фартук, клеенка, свободное пространство и большие листы бумаги, лучше обои.
“Пальчиковый бассейн" легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 – 8 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации двигательной кинестезии,
Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. Шнуровки, застежки, кнопки, молнии.
В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки. Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предлагаю ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика), – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.
Игры и игровые приемы для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. Вначале необходимо установить эмоционально-положительный настрой (это подготовительный этап), тем самым повышая самооценку ребенка. Каждый ребенок гладит себя по голове и говорит, какой он хороший, добрый, умный. Тем самым выполняется и тактильное упражнение – прикосновение, активизируем внимание детей.
Следующий этап - самомассаж кистей и пальцев рук:
- растирание ладоней, руки становятся теплыми;
- массаж ладонных поверхностей, надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании пальцев другой руки, затем положение рук меняется;
- растирание ладоней карандашом с постепенным увеличением усилий;
- растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
Третий этап – массаж лица. Массируем лоб, щеки, ушки, носик.
Четвёртый этап – идут упражнения на развитие мелкой пальцевой моторики в стихотворной форме. Начинаем с самых простых, заканчиваем самыми сложными. Все этапы проходят постепенно.
Необходимо уделять внимание и различным играм:
- «Золушка» (дети перебирают горох и фасоль в разные тарелки);
- «Угадай на ощупь» (различные овощи и фрукты в мешочке);
- «Из чего предмет» (определи материал предмета);
- «Найди такой же»;
- «Чудесный мешочек»;
- «Строим забор» (игры со счетными палочками);
- «Покатай, покатай» — катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками;
- «Шнуровки»;
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Усложнение должно происходить постепенно. Главным принципом достижения эффективности в работе является индивидуальный подход к каждому ребенку. Объединяя детей в группы, надо дифференцировать не сами приемы, а скорее требования к выполнению задания каждым ребенком. Необходимым условием работы является — доброжелательная, эмоционально-насыщенная атмосфера совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия. Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием детских игрушек, иллюстраций, картинок из детских книг. Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук дошкольников."
Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с ра...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/29/picture-287140-1377797242.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
«Развитие мелкой моторики у дошкольников»...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №93 г.Карталы»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-555608-1444550038.jpg)
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению»
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/01/picture-787310-1462101548.jpg)
Консультация -презентация для родителей "Развитие мелкой моторики для дошкольников"
Цель : познакомить родителей с различными методами работы по развитию мелкой моторики рук через разные виды деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000553-1516712671.jpg)
Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»
Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...