Коммуникация детей со сложным дефектом.
консультация
Известно, что у детей со сложной структурой дефекта отмечается недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря. Поэтому необходимо вести коррекционную работу в нескольких направлениях: создание предпосылок речевого развития, развитие основных функций речи: функции общения (коммуникативная), познавательной функции и функции регуляции деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikatsiya_detey_s_ovz_.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникация детей с ОВЗ.
Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. В современном обществе коммуникативной сфере ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию. Дети стали меньше общаться со сверстниками и со взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов.
Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые для этого качества.
Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются чем-то врожденным, их можно и нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ.
Итак, что же это за качества:
- желание вступать в контакт с окружающими, пользоваться правильной речью для выражения своих мыслей
- знание норм и правил, которым необходимо следовать в процессе общения с окружающими
- умение организовывать общение и слушать собеседника
- умение эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации
Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества.
Дети с ОВЗ — это особая группа детей, которые имеют физические и (или) психические недостатки, препятствующие их нормальному развитию.
Особенности коммуникации детей с ОВЗ:
- снижение потребности в общении, большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми;
- речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;
- нежелание вступать в контакт;
- трудности понимания обращенной речи;
- часто ребенок не знает, как подойти попросить, что сказать (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);
- замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;
- трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов;
- при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);
- некоторые дети неактивны в ходе диалога со взрослым, ограничиваются невербальным или односложным ответом;
- другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.
Как развивать коммуникативные качества детей?
Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:
1) в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры)
2) через беседы, обсуждения литературных произведений
3) в творческой деятельности
1) Словесные дидактические игры являются одним из важных средств формирования и развития диалогической речи. В ходе таких игр дети решают разнообразные мыслительные речевые задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, группируют предметы, учатся строить диалог с педагогом и друг с другом. В таких играх развиваются не только психические процессы, но и умение договариваться, умение бесконфликтно убеждать и доказывать свою точку зрения.
Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно-ролевой игры являются следующие:
1. Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.
2. Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.
3. Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.
4. Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.
5. Учить рассуждать, аргументировать, выражать свои чувства.
6. Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения.
7. Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.
8. Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и с взрослыми.
9. Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.
10. Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении.
11. Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
12. Расширять общий кругозор детей
Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать им. Кроме того, такие игры позволяют ребенку решать свои проблемные ситуации от лица персонажа, помогают преодолевать застенчивость, робость, неуверенность в себе.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется и пополняется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно и четко изъясняться.
Любые игры соревновательного характера (например, эстафеты) учат ребенка работать в команде, сотрудничать с другими людьми для достижения общей цели. Кроме того, поскольку в таких играх подразумевается победа или поражение, это хорошая тренировка для контроля своих эмоций: победитель должен вести себя тактично, а проигравший достойно принимать поражение.
2) Детей полезно приучать к слушанию сказок, рассказов из детских книг и обсуждению их содержания. Беседуя по материалам прочитанного, важно показать ребенку, что ситуации, которые описаны в книге, имеют место и в жизни детей. При этом взрослый должен высказать свое отношение к конфликтам и событиям, которые имели место в группе детей на занятиях.
Кроме того, сочинение сказок детьми по одной фразе (друг за другом) помогает научиться терпеливо слушать, не перебивая, улавливать сюжет, привносить новое и связно выражать свои мысли.
3) Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность (лепка, рисование, конструирование). В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребенка становится партнером, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи.
Хорошо влияет на развитие коммуникативных качеств дошкольника или младшего школьника общение с людьми разного возраста. Это позволяет ему освоить параллельно несколько шаблонов поведения: уважительное отношение к взрослым, подражание старшим и забота о детях младшего возраста, ответственность за них. Все это служит основой для дальнейшего встраивания человека в любой коллектив и общество в целом.
Необходимо развивать как вербальные, так и невербальные средства общения. Детям со зрительной патологией важно научиться самостоятельно и правильно использовать мимику, жесты и интонацию с целью:
- в своих действиях и поведении не выделяться среди нормально видящих;
- передавать адекватными речевыми и неречевыми средствами свое эмоциональное состояние.
Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Очень важно работу по развитию коммуникативных качеств детей с ОВЗ продолжать в семье. Родителям наравне с педагогами необходимо тренировать коммуникативные умения своего ребенка и готовить его к полноценному взаимодействию с коллективом младшей школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытой непосредственной образовательной области в группе детей со сложным дефектом синдром Дауна.Область: «Коммуникация» Тема: « Русская народная сказка "Теремок" 4-5 лет
Занятия предназначенны для детей со сложным дефектом синдром Дауна (4-5 лет первого года обучения)...
Методическая разработка: «Совместный с родителями образовательный маршрут музыкально-эстетического развития детей с ДЦП и ОПД и детей со сложными дефектами».
оказание консультативной помощи и психологической поддержки родителям воспитанников, обучение их конструктивному взаимодействию со своим ребенком, умению преодолевать жизненные трудности....
перспективный план основной образовательной изодеятельности по программе под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Т.А. Васильевой " От рождения до школы" в группе детей компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом
Разработка тем, задач по изодеятельности в группе детей компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом...
Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...
Конспекты развлечения в группе для детей со сложным дефектом «Петрушка в гостях у малышей",Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Одежда для моих друзей»
знакомить с техникой рисования пальчиками, валиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор...
Использование альтернативной коммуникации для детей со сложным дефектом
Язык и коммуникация являются основой любого социального взаимодействия, но часть людей не могут использовать речь для полноценного общения. Одни люди совсем не могут говорить, речь других недостаточно...
Мастер-класс с детьми групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР, детей со сложным дефектом "Комплексное вовлечение сенсорных анализаторов детей с ОВЗ при обучении ПДД посредством инновационных игровых технологий"
Цель мастер класса-применение инновационных игровых методов и приёмов при обучении ПДД детей с ОВЗ (интерактивная игра, ковролинография в игре, квест-игра, игры и упражнения с мнемотаблицами, игра жес...