Статья «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
статья (подготовительная группа)

Поляк Лиана Вячеславовна
«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_matematicheskih_sposobnostey.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Развитие математических способностей

у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

        В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

        Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Методы и приемы. 

        Обучение детей происходит через: 1) организованную образовательную деятельность; 2) задачи-шутки; 3) развивающие игры и упражнения; 4) игры-головоломки; 5) загадки; 6) дидактические игры.

        Организованная образовательная деятельность детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность. Так же использую различные презентации («Забавные фигурки», «Часы, минуты, сутки», «Математический поезд» и др.).

        Ребёнок, маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. В раннем возрасте ребёнок приобретает жизненно необходимые навыки и умения: пользоваться ложкой и вилкой, умываться, одеваться; не менее важны умения получения и применения знаний. Немаловажное умение задавать вопросы – правильно их формулировать.

Тема «Количество и счет».

Дидактические игры: «Чет - нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше - меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».

Тема «Цифры».

Дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Изобрази цифру» ;«Назови предметы, напоминающие цифру». А также загадки с математическим содержанием,  стихи о цифрах, знакомство со сказками, в которых присутствуют цифры, заучивание пословиц, поговорок,, где присутствует цифра,  физкультминутки.

Тема «Геометрические фигуры» .

Дидактические игры: «Формы»; «Геометрическая мозаика»; «Пара слов»; «Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры»,игры со счетными палочками.

Тема «Пространство»

Дидактические игры: Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».

Тема «Величина»

Дидактические игры: «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого».

        Существует множество игр и упражнений, которые  способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке? », «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике? »

        На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» .

        При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая  фигура будет последней?».

        Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, используются следующие формы работы с детьми:

        комплекс развивающих игр;

        путешествие;

        экспериментирование;

        подгрупповая работа;

        игра-путешествие;

        математический КВН;

        эксперимент;

        познавательные игры;

        математический ринг;

        индивидуальная работа.

        В игровые комплексы необходимо включать музыку, физкультминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз

и рук.

        Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные  педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

        Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.  Дидактическая игра – это  один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При  этом у детей развиваются произвольные память и внимание.  Успех игры целиком зависит от воспитателя,  его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.

 «Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель:  Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...

Статья «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность ...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность

В.Л. Сухомлинский: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творч...

« Развития математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В данном материале рассказываю о важности ФЭМП по средствам игровой деятельности....

Перспективный план по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет".

Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует раз...