«Самообразование педагогов в правой базе»
консультация

Провоторова Светлана Викторовна

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения - одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование.  Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_samoobrazovanie.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Самообразование педагогов в правой базе»

         Сегодня к кадровому составу дошкольных образовательных учреждений предъявляются все более высокие требования, так как качество дошкольного образования зависит, прежде всего, от педагогической компетентности педагогов. На смену прежнему стилю жизни приходит новый стандарт: «Образование для всех, образование всю жизнь». Воспитатель дошкольного образовательного учреждения - одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование.  Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству.

        Одним из направлений Государственной программы «Развитие образования Российской Федерации» в 2018 - 2025 годы от 26 декабря 2017 г. № 1642 является повышение статуса педагога, предоставление ему «права на участие в управлении образованием, в выработке принципов и направлений образовательной политики». Обеспечение вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов педагогов общеобразовательных организаций.

        Каждый педагогический работник в своей профессиональной деятельности должен руководствоваться основными федеральными документами:

1. «Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155 от 17.10.2013г.

3. Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013г. №544н.

        Эти документы определяют, какими компетенциями должен обладать современный педагог для обеспечения высокого качества образовательного процесса.        Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию, самообразованию должно стать потребностью каждого педагога.

        В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» дошкольное образование признано первым уровнем общего образования. В следствие это в настоящее время изменяются требования к педагогической компетентности воспитателей, которые не только должны осуществлять уход и присмотр за ребенком, они обязаны проектировать и реализовывать основную образовательную программу дошкольного образования.

В статье 48 Закона об образовании сказано, что

- Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;

2) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

3) систематически повышать свой профессиональный уровень.

        Новый социальный заказ общества в области образования выражается в виде требований к квалификации педагогов, сформулированных в Федеральных государственных образовательных стандартах, где  указывается, что одним из условий реализации образовательных программ является непрерывность профессионального развития педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является основой для формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников (п.1.7).

        В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования (п.3.2.6).  

         Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенных в пункте 3.2.5  (п.3.4.2).  

3. Введение в практику образования профессиональных стандартов, определяющих круг функций педагога, по сути определяет необходимость постоянного профессионального развития и повышения профессиональной  компетентности педагогов для проектирования и реализации образовательных программ, для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

В целом, меняющийся рынок труда и динамичное изменение системы образования требуют от педагога постоянного развития компетенций и профессиональных навыков, готовности к переменам, мобильности, способности к нестандартным трудовым действиям, ответственности и самостоятельности в принятии решений – обретение этих качеств невозможно без самосовершенствования профессионального мастерства, создания социально-педагогических условий для саморазвития и самообразования педагогов.

        Разные источники дают следующие определения самообразования:

- В словаре С. И. Ожегова самообразование определяется как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без преподавателя».

- В педагогическом энциклопедическом словаре «самообразование — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и т. п».

- В современной педагогической литературе самообразование трактуется «…как личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования, способствующий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования».

        Таким образом, самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогических и психологических наук.

Суть самообразования - это способность добывать новые знания, а также приобрести навыки в рамках своей профессии.

Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога.

- Повышение качества деятельности педагога;

- Готовность к педагогическому творчеству;

- Профессиональный рост;

-Создание имиджа педагога – новатора, педагога – мастера, педагога – наставника;

- Соответствие педагога требованиям общества и государства.

 Основными направлениями самообразования является:

- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания.

- Изучение учебной и научно – методической литературы;

- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

- Изучение новых программ и педагогических технологий;

- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

- Повышение общекультурного уровня.

        Можно выделить две основные формы самообразования:

- Индивидуальная. Инициатором является сам педагог.

- Групповая. В виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и т.д.

        Современный педагог для своего самообразования и саморазвития обращается к разным источникам:

- самостоятельная и исследовательская, поисковая деятельность;

- изучение ресурсов сети интернет;

- изучение методической литературы;

- участие в конкурсах и проектах;

- участие в конференциях, семинарах, педчтениях;

- дистанционное обучение;

- курсы повышения квалификации;

- изучение передового опыта коллег;

- сетевое педагогическое сообщество.

        Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию

•        Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственной образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у воспитателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

•        Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

•        Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой

•        Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога, как «несовременного человека»

•        Конкуренция. Не секрет, что многие родители выбирают детский сад  для своего ребенка.

•        Общественное мнение. Воспитателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим воспитателем быть обидно.

•        Материальное стимулирование. Категория воспитателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

•        Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда учить других?

        Итак, педагог — одна из важнейших фигур в становлении гражданина, его социализации, развитии его творческих способностей. Поэтому очень важно, чтобы педагог, который работает с детьми, был человеком творческим, был личностью неповторимой и особенной, обладал высоким профессиональным мастерством, был «на одной волне» с детьми. Стать авторитетным — значит стать компетентным в современных вопросах, интересующих как педагогический коллектив, так и воспитанников. И поэтому современный педагог— это непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового. Это человек, который готов не только учить, но и учиться сам.

  Стать выше себя непросто,

И всем по плечу едва ли.

Но все мы такого роста,

Какой потолок избрали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Документирование нормативно-правой базы летней оздоровительной работы»

Основой формирования локальных актов, образующихся в деятельности дошкольного образовательного учреждения является нормативно-правовая база. Она представлена вашему вниманию....

Консультация для педагогов Слухопротезирование как база развития слухового восприятия

В детском возрасте широко используется слухопротезирование. Разрабатываются новые слуховые аппараты и звукоусиливающая аппаратура для занятий, основанные на новейших технологиях. Одна из главных ...

«Самообразование педагогов в правой базе»

Меняющийся рынок труда и динамичное изменение системы образования требуют от педагога постоянного развития компетенций и профессиональных навыков, готовности к переменам, мобильности, способности к не...

Работа в творческих группах педагогов, организованных на базе МБДОУ "Детский сад №28 "Надежда"

План работы ТГ педагогов МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников по реализации ФГОС ДО» в 2019-2020 уч.годуСправка об итога...

Тема по самообразованию: Формирование знаний правил дорожного правил дорожного движения у детей дошкольного возраста через проектную деятельность

Тема по самообразованию:Формирование знаний правил дорожного правил дорожного движения у детей дошкольного возраста через ...