Консультация для педагогов Слухопротезирование как база развития слухового восприятия
консультация по коррекционной педагогике

В детском возрасте широко используется слухопротезирование. Разрабатываются новые слуховые аппараты и звукоусиливающая аппаратура для занятий, основанные на новейших технологиях. Одна из главных задач слухопротезирования – выбор оптимального режима функционирования слухового аппарата или его настройка (исключение зоны дискомфорта). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слухопротезирование как база развития слухового восприятия

В детском возрасте широко используется слухопротезирование. Разрабатываются новые слуховые аппараты и звукоусиливающая аппаратура для занятий, основанные на новейших технологиях. Достигнута их значительная миниатюризация, созданы модели, которые помещают в наружный слуховой проход (внутриканальные аппараты). Для детей это имеет особое значение, так как многие не хотят использовать аппарат в силу эстетических соображений.

Современная электронная техника позволяет производить аппараты, свободные от шумов и свиста. В силу этих помех многие дети отказывались использовать слуховые аппараты, особенно в раннем возрасте. Повысилось качество информации, получаемой при исследовании слуха, и в результате появилась возможность индивидуального подхода (ушные вкладыши, подбор с помощью компьютера).

Все эти обстоятельства значительно расширили возможности аппаратного слухопротезирования, в настоящее время оно применяется уже с гораздо более раннего возраста, с 1,5-2 лет. Усовершенствованы также и методики группового обучения тугоухих детей.

Общая схема реабилитации тугоухих и глухих детей складывается из нескольких этапов:

  • выявление тугоухих детей на основе массового скрининга;
  • углубленное исследование слуха для оценки степени его потери и определения локализации поражения слухового анализатора с помощью слуховых вызванных потенциалов, акустического импеданса, обратной акустической эмиссии улитки, а в более позднем возрасте (с 3-4 лет) – ригровой аудиометрии;
  • подбор слухового аппарата для ношения;
  • подбор звукоусиливающей аппаратуры для занятий с сурдопедагогом;
  • определение системы сурдопедагогических занятий с целью слухоречевого и общего развития глухого ребенка;
  • медикаментозная поддерживающая терапия, направленная на стабилизацию слуховой функции.

Вся эта работа должна проводиться комплексно с участием отоларинголога, аудиолога, педиатра, психоневролога, сурдопедагога и специально обученного слухопротезиста.

Для качественного индивидуального подбора слухового аппарата в настоящее время широко используются компьютерные аналитические системы (КАС).

Компьютерные технологии обработки сигналов, позволяющие регистрировать ответы на фоне непрерывной биоэлектрической активности мозга и определять частоту и интенсивность восприятия звуков уже у новорожденных (и даже у плода начиная с 20-й недели), являются только основой, предпосылкой для использования современных возможностей при слухопротезировании.

Одна из главных задач слухопротезирования – выбор оптимального режима функционирования слухового аппарата или его настройка (исключение зоны дискомфорта). Слуховой аппарат должен быть индивидуальным, так как даже при схожих аудиограммах не существует абсолютно одинаковой степени потери слуха. Даже, казалось бы, успешно подобранный слуховой аппарат часто отвергается ребенком из-за так называемой обратной акустической связи, которая проявляется посторонним шумом или свистящим звуком, особенно на улице.

У детей слухопротезирование более сложно, чем у взрослых. В отличие от взрослых, у которых основной целью является возможно более полное восстановление восприятия разговорной речи, у детей главная задача (особенно на первых порах) – это формирование умения слушать, понимать и воспроизводить речь, т.е. обучение речи. Критический возраст для этого – 2-3 года. При слухопротезировании у взрослого определение оптимального режима функционирования слухового аппарата возможно на основании субъективного ответа пациента. Маленький ребенок, естественно, таких ответов не дает или путается в оценке.

В связи с этим в последнее время разработаны компьютерные аналитические системы (КАС), которые позволяют объективизировать выбор оптимального режима работы слухового аппарата, провести слухопротезирование в более раннем возрасте, более точно подобрать тип слухового аппарата. КАС играет большую роль и при подборе индивидуального ушного вкладыша, позволяющего повысить эффективность слухопротезирования на 20-30% и избежать побочных эффектов.

В связи с этим в последнее время разработаны компьютерные аналитические системы (КАС), которые позволяют объективизировать выбор оптимального режима работы слухового аппарата, провести слухопротезирование в более раннем возрасте, более точно подобрать тип слухового аппарата. КАС играет большую роль и при подборе индивидуального ушного вкладыша, позволяющего повысить эффективность слухопротезирования на 20-30% и избежать побочных эффектов.

Слухопротезирование тесно связано с работой сурдопедагога, задачей которого является работа с детьми, имеющими нарушение слуха, и консультативно-методическая помощь их родителям. В специальных учреждениях и сурдокабинетах дети проходят всестороннее комплексное медико-биологическое обследование, при котором уточняют диагноз, определяют возможности лечения, слухопротезирования, обучения и профиль дошкольного или школьного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Музыкальные инструменты в развитии слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста"

Уважаемые, коллеги! Данная консультация представляет собой семинар - практикум для педагогов детского сада. В ней разработана таблица разных видов музыкальных интсрументов, а также есть описание музык...

Консультация для педагогов "Сензитивный период сенсорного развития и восприятия предметов"

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов«СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ»...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию "Развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет"

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию "Развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет"...

Авторская методическая разработка по созданию пособия для развитие слухового восприятия у детей. ( рекомендация для педагогов и родителей)

Совсем не сложно проводить в домашних условиях занятия со своим ребёнком на развитие всех анализаторов восприятия внешнего мира. Хочу Вам продемонстрировать простой метод создания пособия на развитие ...

Консультация для сурдопедагогов "Содержание и методы развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха"

Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия является обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний....

Консультация для педагогов _Развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха_

Наблюдения показывают, что под влиянием жизненного опыта и в процессе обучения языку слуховое восприятие глухих и слабослышащих детей до некоторой степени развивается даже без специальных слуховых упр...