Педсовет: «Совершенствование работы с дошкольниками через конструктивно-модельную деятельность»
методическая разработка
В материале присутствует план проведения педсовета, актуальность темы, деловая игра и проект решения педсовета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_po_modelirovaniyu.docx | 496.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет: «Совершенствование работы с дошкольниками через конструктивно-модельную деятельность»
Цель: Систематизация знаний педагогов и повышение их профессиональной компетентности в области технологии моделирования.
Повестка дня:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета – ответственный старший воспитатель
2. Итоги тематического контроля «Совершенствование работы с дошкольниками через конструктивно-модельную деятельность» - ответственный - заведующий .
3. Актуальность темы. Совершенствование работы с дошкольниками через конструктивно-модельную деятельность. Из опыта работы - ответственный старший воспитатель
4. Деловая игра - ответственный старший воспитатель
5. Презентация опыта работы «Моделирование в разных видах образовательной деятельности - ответственные воспитатели групп.
6. Презентация опыта работы «Моделирование в игровой деятельности»- ответственные воспитатели групп.
7. Заключительное слово заведующего
8. Принятие решений педагогического совета № 2
9. Домашнее задание
Использование технологии моделирования как методического инструмента совершенствования качества образовательного процесса в ДОУ
В настоящее время система дошкольного образования очень активно развивается. Инновационная деятельность - один из показателей развития дошкольного образовательного учреждения
В связи с этим новые идеи и технологии в работе развивающегося дошкольного образовательного учреждения - явление достаточно распространенное и естественное.
В предлагаемом подходе к применяемой технологии выражена и реализована идея о единстве применения сенсорного, умственного и речевого развития дошкольников
Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л. С. Выготского, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой, дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова. Усвоение отвлеченного значения языковых единиц, обусловленное овладением логическими операциями обобщения, сравнения, сопоставления, абстрагирования позволяет использовать моделирование не только для решения задач развития логического мышления дошкольника, но и для решения задач развития речи, прежде всего связной речи.
Овладение разными сторонами речи дошкольников происходит в контексте ознакомления с художественным произведением. В предлагаемом мною подходе выражена и реализована идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития дошкольников.
У ребенка в старшем дошкольном возрасте начинается целенаправленное развитие различных форм наглядного моделирования и его включение в решение собственно интеллектуальных задач. Овладение наглядным моделированием представляет собой расширение диапазона моделирующих отношений: добавляется моделирование временных отношений, логических и других, изменяется степень обобщенности моделируемых отношений. От моделирования единичных конкретных ситуаций дети переходят к построению моделей, имеющих обобщенный смысл и отображающих существенные черты нескольких объектов и ситуаций. Изменяются и сами наглядные модели: от модели, сохраняющей сходство с моделируемым объектом, к модели, представляющей собой чисто условное изображение. Моделирование отношений соподчинения и отношений последовательности развивает общую способность к наглядному моделированию. Вместе с тем оно служит средством упорядочения имеющегося у детей опыта и подводит их к усвоению логических форм мышления. Развитие умственных способностей осуществляется с помощью заданий по пересказу знакомой сказки и истории с опорой не только на отдельные признаки предметов, но и на пространственные модели, которые являются наглядными схематическими планами, помогающими наполнить их любым содержанием.
Для использования метода моделирования в работе с дошкольниками необходимы три вида моделей
1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.
2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно - схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. Примером простой предметно - схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно).
3. Графические модели - обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей свидетельствуют о доступности их в детском саду.
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;
д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
Преимущества и отличие технологии моделирования от иных пед. технологий:
Интегративность - образовательная деятельность реализуется в воспитательно-образовательном процессе разного возрастного уровня дошкольников.
Экономичность - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.
Процессуальность - развитие ребенка рассматривается как процесс : от простого к сложному, с учетом индивидуально личностного подхода..
Здоровьесбережение - проявляется и реализуется потенциал ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли участника, сотрудника, тьютора.
Универсальностью - может использоваться педагогами других групп и детских садов.
Список рекомендуемой литературы
1.Белая К. Ю. Система управления дошкольным образовательным учреждением: Автореферат. .- М., 1998.
2. Т. И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе ,З.А.Михайлова ., 2011. Детство :Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования .- «ДЕТСТВО-ПРЕСС , 2011.
3. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста . Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / сост. М.М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2000.
4. Микляева Н. В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений методическое пособие,- М.,Аркти,2010.
5. Микляева Н. В. Программа развития ДОУ: технология разработки и модификации: Методическое пособие.-М.,2010.
Деловая игра
Педагогам предлагается распределить картинки с различными моделями по трем видам моделирования и оформить три стендовых доклада (на ватманах)
Проект решений педагогического совета № 2:
1). Признать работу педагогов ДОУ по созданию единого образовательного пространства для решения задач по использованию технологии моделирования удовлетворительной;
2). Провести обобщение опыта по данному вопросу, сформировать банк данных – срок до 31.12.2021 г.
3). Продолжать систематическую работу с дошкольниками через конструктивно-модельную деятельность. Ответственные – воспитатели всех групп. Срок – постоянно.
4). Осветить внедрение этого опыта через серию открытых занятий (график проведения открытых занятий прилагается) Ответственные – воспитатели всех возрастных групп. Срок – постоянно.
Предметная модель
в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных.
Предметно-схематическая модель
Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.
Графические модели
обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Совершенствование работы воспитателя с дошкольниками через конструктивно-модельную деятельность"
Деловая игра с педагогами на тему конструктивной деятельности. Приёмы и способы конструирования, воспитательные задачи, наполнение центра конструирования....
Совершенствование работы с дошкольниками через конструктивно-модельную деятельность
Систематизация знаний педагогов о развитии ребнка в конструктивной деятельности...
.Опыт работы по теме «Развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством конструктора нового поколения Фанкластик»
laquo;Развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством конструктора нового поколения Фанкластик»...
Педагогический совет тематический «Совершенствование работы воспитателя с дошкольниками через конструктивно-модельную деятельность».
Термин «конструирование» (от латинского слова construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием приня...
Педсовет «Совершенствование работы воспитателя с дошкольниками через конструктивно-модельную деятельность».
laquo;Ребёнок — прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неог...
Организация работы с родителями по вопросам развития творческого конструирования у детей дошкольного возраста через конструктивно — модельную деятельность.
Организация работы с родителями по вопросам развития творческого конструирования у детей дошкольного возраста через конструктивно — модельную деятельность....
Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений, через конструктивно-модельную деятельность в подготовительной группе на тему: «Путешествие по стране математика»
Конспект интегрированной образовательной деятельности...