.Опыт работы по теме «Развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством конструктора нового поколения Фанкластик»
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)
«Развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством конструктора нового поколения Фанкластик»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biryukova_m_v_kansk.docx | 21.43 КБ |
biryukova_m.v._dlya_sayta.pptx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Сл 1.«Развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством конструктора нового поколения Фанкластик»
МАДОУ № 15 «Сибирячок» г. Канска
Воспитатель Бирюкова М.В.
Креативное мышление рассматривается в наши дни как одна из высших ценностей, имеющих универсальный характер и значимых для каждого человека. Креативное мышление предполагает синхронизацию активности двух полушарий мозга, гармонизацию отношений человека с окружающим миром и самим собой — своим «Я» и сокровенным миром личности. Творческое мышление успешно развивается в условиях интеграции интеллектуальной и художественной деятельности. Наибольший эффект интеллектуально-творческой интеграции наблюдается именно на уровне дошкольного образования, если создается мотивирующая образовательная среда и учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Сл 2. Реализуя программу нового поколения «Фанкластик – весь мир в руках твоих» целью педагогической деятельности ставлю интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированной деятельности с применением конструктора Фанкластик. В ходе реализации программы решаю следующие задачи:
- формировать конструктивные умения дошкольников (создавать конструкции по предложенной теме, творческой задаче, замыслу, показу, несложному алгоритму);
- формировать умение дошкольников планировать собственную деятельность от замысла до конечного результата, мыслить креативно, решая проблемные ситуации;
- формировать навыки взаимодействия дошкольников, умение работать в паре, малых группах, договариваться при решении общей задачи;
- формировать умение дошкольников использовать конструкции в игре, как прототип реального объекта.
Сл 3. Детское конструирование — это целенаправленный процесс создания различных фигурок, изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое.
Сл. 4. Конструктор «Фанкластик» позволяет решать интеллектуальные задачи в художественной форме при создании творческого продукта (игрушки, фигурки, постройки, инструмента, оборудования и др. конструкций).
Сл. 5. В процессе конструирования я делаю акцент на развитие у детей универсальных способностей на основе умения видеть целое (конструкцию) и его части: устанавливать связь между конфигурацией и назначением; определять пространственное положение элементов и понимать логику конструкции (выделять опорные детали и узлы крепления; учитывать запас прочности для адекватного изменения постройки); использовать детали с учетом их конструктивных свойств; заменять одни детали другими в разных комбинациях; находить творческие решения; не бояться апробировать варианты, замечать и своевременно исправлять ошибки, оценивать результат своей и совместной с другими детьми деятельности.
Сл. 6. Организуя образовательную деятельность с дошкольниками, реализую авторскую программу Ирины Александровны Лыковой «Fanclastik: весь мир в руках твоих», в которой представлена технология конструирования конструктором нового поколения «Fanclastik». Отличительной особенностью данного конструктора является возможность трансформации построек. Я предлагаю детям изменять постройки на основе выявления ее конструктивных и функциональных особенностей. Например, такие темы образовательных ситуаций «Как узкая дорожка стала широкой», «Как деревенская дорога стала городской», «Как прямая дорога превратилась в лабиринт» и др.). Это позволяет стимулировать и развивать функции анализа и синтеза у дошкольников:
• анализ первоначальной постройки, ее характеристики;
• выделение общего у обеих построек;
• изменение первоначальной постройки путем добавления или исключения определенных деталей (трансформация);
• обыгрывание полученной постройки.
Сл. 7. Целью каждой образовательной ситуации является поиск способов решения увлекательной для детей задачи: как люди изобрели колесо, научились делать транспорт, прокладывать дороги и возводить мосты; как родник превратился в поющий фонтан, а труба — в водопровод; как гусеница
стала бабочкой, а бутон раскрылся и с тал цветком и м н. д р.
Сл. 8. В процессе деятельности знакомлю детей с ее структурой: помогаю определять замыслы (что мы будем строить?), мотивы деятельности (зачем, для чего и для кого будем строить?), выбирать подходящие материалы для конструирования (из чего будем строить?), предлагаю разные способы создания постройки с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (по частичному показу, модели, схеме, фотографии, описанию), завершение работы, обыгрывание постройки и в игровой форме анализ ее качества (соответствие замыслу, функциональность, устойчивость, привлекательность); предлагаю детям самостоятельно выбирать способ презентации своей постройки.
Программа предполагает организацию занятий с конструктором «Фанкластик» со второй младшей группы до подготовительной к школе группы.
Сл. 9. Во второй младшей группе дети знакомятся с конструктором, учатся узнавать, различать и правильно называть детали конструктора; устанавливают связь между реальным изображением объекта и его постройкой; создают простейшие постройки (дорожка, заборчик, башня, дом, мост и др.) и учатся обыгрывать их.
В средней группе продолжается работа по закреплению конструктивных умений, полученных дошкольниками в младшей группе, а также дети учатся создавать конструктивные варианты одних и тех же построек (домики, ворота, мосты) осмысленно и самостоятельно преобразовывая их в высоту, длину и ширину с учетом конструктивной или игровой задачи.
Сл. 10. В старшей группе происходит расширение опыта конструирования из разных деталей разными способами: по словесному описанию, условию, модели, рисунку, схеме, фотографии, предложенной теме, собственному замыслу. Постройки становятся более сложными, состоящими из нескольких частей. Постройки детей группы объединяются в один общий сюжет для последующего обыгрывания.
В подготовительной к школе группе формируется представление о конструировании как о деятельности, позволяющей человеку создавать целостный «продукт» во всех сферах жизни. Понимание того, что конструировать можно не только постройки, но и другие «конструкции»: сказку, спектакль, танец, диалог, букет цветов, рецепт блюда, план путешествия и др. В любой конструкции элементы объединяются в осмысленное целое тем или иным способом, в зависимости от материала и типа сооружения.
Сл. 11. Тематически несколько занятий объединяю в цикл занятий. Например, на первом занятии мы с детьми строим дорожку способом «приложения» без фиксации соединительных креплений и обыгрываем ее с помощью мелких игрушек. На следующем занятии мы показываем, как узкая дорожка стала широкой, обращая внимание детей на разные способы конструирования широкой дорожки. Далее обычную дорожку превращаем в лабиринт с поворотами, а после в сказочную. При анализе построенных дорожек, обращаю внимание детей на «слабые» места постройки, создаю проблемные ситуации «Человечек шел по дорожке, дорожка сломалась», решая которые дошкольники эмпирическим путем приходят к выводу «Постройка должна быть прочной». Формирование у детей привычки анализировать постройку и прогнозировать ее прочность в процессе эксплуатации побуждает детей предвидеть возможные «слабые места» постройки еще на этапе ее планирования. Таким образом, у дошкольников развиваю soft skills -компетенции (критическое мышление, креативное мышление, способность к самоорганизации)
Сл. 12. Оценивая результативность реализуемой практики, разработала диагностический инструментарий, основываясь на целевых ориентирах реализации программы Ирины Александровны Лыковой «Fanclastik: весь мир в руках твоих» в каждом возрастном периоде.
В результате реализации программы:
• дошкольники владеют и демонстрируют конструктивные постройки, создавая конструкции по предложенной теме, творческой задаче, замыслу, показу, несложному алгоритму;
• дошкольники планируют собственную деятельность от замысла до конечного результата, предлагают креативные, нестандартные решения проблемных ситуации;
• дети демонстрируют навыки взаимодействия, организуя работу в парах, малых группах, договариваются при решении общей задачи;
• дошкольники обыгрывают готовые конструкции в игре, заменяя постройкой реальный объект.
Сл. 13. МАДОУ № 15 «Сибирячок» с июня 2022 года является сетевой площадкой Всероссийского образовательного проекта «Мастерская конструирования Fanclastik» института образовательных технологий. В рамках реализации проекта мои воспитанники приняли участие во всероссийском конкурсе детских технических проектов «Путешествие в сказку», где представили проект «Фанкластическое превращение» по сказке «Гадкий утенок».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированной деятельности с применением конструктора Фанкластик . Задачи: формировать конструктивные умения дошкольников (создавать конструкции по предложенной теме, творческой задаче, замыслу, показу, несложному алгоритму ); формировать умение дошкольников планировать собственную деятельность от замысла до конечного результата, мыслить креативно, решая проблемные ситуации ; формировать навыки взаимодействия дошкольников, умение работать в паре, малых группах, договариваться при решении общей задачи; формировать умение дошкольников использовать конструкции в игре, как прототип реального объекта.
« Фанкластик » образовано сочетанием слов «фантазия» и «кластер». «Фантазия» — это качество, которое позволяет каждому человеку креативно решать встающие перед ним задачи (бытовые, познавательные, коммуникационные, художественные и др.), свободно комбинировать и сочетать знакомые способы действий, изобретать новые способы для поиска выхода из нестандартных ситуаций. «Кластер» — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Развитие у детей универсальных способностей умение видеть целое (конструкцию) и его части; устанавливать связь между конфигурацией и назначением; определять пространственное положение элементов и понимать логику конструкции (выделять опорные детали и узлы крепления; учитывать запас прочности для адекватного изменения постройки); использовать детали с учетом их конструктивных свойств; заменять одни детали другими в разных комбинациях; находить творческие решения; не бояться апробировать варианты, замечать и своевременно исправлять ошибки, оценивать результат своей и совместной с другими детьми деятельности
Р азвитие функций анализа и синтеза у дошкольников анализ первоначальной постройки, ее характеристики; выделение общего у обеих построек; изменение первоначальной постройки путем добавления или исключения определенных деталей (трансформация); обыгрывание полученной постройки.
2-я младшая группа знакомятся с конструктором , учатся узнавать, различать и правильно называть детали конструктора, устанавливают связь между реальным изображением объекта и его постройкой, создают простейшие постройки, учатся обыгрывать их. средняя группа закрепляют конструктивные умения, полученные дошкольниками в младшей группе учатся создавать конструктивные варианты одних и тех же построек, осмысленно и самостоятельно преобразовывая их в высоту, длину и ширину с учетом конструктивной или игровой задачи,
старшая группа создают постройки по словесному описанию, условию, модели, рисунку, схеме, фотографии, предложенной теме, собственному замыслу. подготовительная к школе группа формируется представление о конструировании как о деятельности, позволяющей человеку создавать целостный «продукт» во всех сферах жизни.
В результате реализации программы: дошкольники владеют и демонстрируют конструктивные постройки, создавая конструкции по предложенной теме, творческой задаче, замыслу, показу, несложному алгоритму ; дошкольники планируют собственную деятельность от замысла до конечного результата, предлагают креативные, нестандартные решения проблемных ситуации ; дети демонстрируют навыки взаимодействия, организуя работу в парах, малых группах, договариваются при решении общей задачи; дошкольники обыгрывают готовые конструкции в игре, заменяя постройкой реальный объект.
МАДОУ № 15 «Сибирячок» с июня 2022 года является сетевой площадкой Всероссийского образовательного проекта « Мастерская конструирования Fanclastik » института образовательных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»
Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....
Обобщенный опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей у дошкольников через художественно-продуктивную деятельность"
Я работаю в детском саду уже 24 года. Последние годы углубленно веду работу по теме «Развитее творческих способностей через игровую деятельность». На занятиях творческого характера я создаю у детей ощ...
Опыт работы по теме:«Развитие художественно- творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» в средней группе
Опыт работы по развитию художетвенно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности....
Опыт работы по теме "Развитие мелкой моторики рук детей посредством игр через разные виды детской деятельности"
Цель опыта: создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности....
Опыт работы по теме "Развитие навыков технического конструирования дошкольников посредством дидактического набора «Дары Фребеля»"
Опыт работы воспитателя...
Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...
Опыт работы по теме «Развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством музыкально-театрализованной деятельности»
Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование проходит в различных видах деятельности, мы остановимся на музыкал...