.Опыт работы по теме «Развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством конструктора нового поколения Фанкластик»
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Бирюкова Марина Владимировна

«Развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством конструктора нового поколения Фанкластик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biryukova_m_v_kansk.docx21.43 КБ
Файл biryukova_m.v._dlya_sayta.pptx1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Сл 1.«Развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством конструктора нового поколения Фанкластик»

МАДОУ № 15 «Сибирячок» г. Канска

Воспитатель Бирюкова М.В.

Креативное мышление рассматривается в наши дни как одна из высших ценностей, имеющих универсальный характер и значимых для каждого человека. Креативное мышление предполагает синхронизацию активности двух полушарий мозга, гармонизацию отношений человека с окружающим миром и самим собой — своим «Я» и сокровенным миром личности. Творческое мышление успешно развивается в условиях интеграции интеллектуальной и художественной деятельности. Наибольший эффект интеллектуально-творческой интеграции наблюдается именно на уровне дошкольного образования, если создается мотивирующая образовательная среда и учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Сл 2. Реализуя программу нового поколения «Фанкластик – весь мир в руках твоих» целью педагогической деятельности ставлю интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированной деятельности с применением конструктора Фанкластик. В ходе реализации программы решаю следующие задачи:

  • формировать конструктивные умения дошкольников (создавать конструкции по предложенной теме, творческой задаче, замыслу, показу, несложному алгоритму);
  • формировать умение дошкольников планировать собственную деятельность от замысла до конечного результата, мыслить креативно, решая проблемные ситуации;
  • формировать навыки взаимодействия дошкольников, умение работать в паре, малых группах, договариваться при решении общей задачи;
  • формировать умение дошкольников использовать конструкции в игре, как прототип реального объекта.

Сл 3. Детское конструирование — это целенаправленный процесс создания различных фигурок, изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое.

Сл. 4. Конструктор «Фанкластик» позволяет решать интеллектуальные задачи в художественной форме при создании творческого продукта (игрушки, фигурки, постройки, инструмента, оборудования и др. конструкций).

Сл. 5. В процессе конструирования я делаю акцент на развитие у детей универсальных способностей на основе умения видеть целое (конструкцию) и его части: устанавливать связь между конфигурацией и назначением; определять пространственное положение элементов и понимать логику конструкции (выделять опорные детали и узлы крепления; учитывать запас прочности для адекватного изменения постройки); использовать детали с учетом их конструктивных свойств; заменять одни детали другими в разных комбинациях; находить творческие решения; не бояться апробировать варианты, замечать и своевременно исправлять ошибки, оценивать результат своей и совместной с другими детьми деятельности.

Сл. 6. Организуя образовательную деятельность с дошкольниками, реализую авторскую программу Ирины Александровны Лыковой «Fanclastik: весь мир в руках твоих», в которой представлена технология конструирования конструктором нового поколения «Fanclastik». Отличительной особенностью данного конструктора является возможность трансформации построек. Я предлагаю детям изменять постройки на основе выявления ее конструктивных и функциональных особенностей. Например, такие темы образовательных ситуаций «Как узкая дорожка стала широкой», «Как деревенская дорога стала городской», «Как прямая дорога превратилась в лабиринт» и др.). Это позволяет стимулировать и развивать функции анализа и синтеза у дошкольников:

•        анализ первоначальной постройки, ее характеристики;

•        выделение общего у обеих построек;

•        изменение первоначальной постройки путем добавления или исключения определенных деталей (трансформация);

•        обыгрывание полученной постройки.  

Сл. 7. Целью каждой образовательной ситуации является поиск способов решения увлекательной для детей задачи: как люди изобрели колесо, научились делать транспорт, прокладывать дороги и возводить мосты; как родник превратился в поющий фонтан, а труба — в водопровод; как гусеница

стала бабочкой, а бутон раскрылся и с тал цветком и м н. д р.

Сл. 8. В процессе деятельности знакомлю детей с ее структурой: помогаю определять замыслы (что мы будем строить?), мотивы деятельности (зачем, для чего и для кого будем строить?), выбирать подходящие материалы для конструирования (из чего будем строить?), предлагаю разные способы создания постройки с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (по частичному показу, модели, схеме, фотографии, описанию), завершение работы, обыгрывание постройки и в игровой форме  анализ ее качества (соответствие замыслу, функциональность, устойчивость, привлекательность); предлагаю детям самостоятельно выбирать способ презентации своей постройки.

Программа предполагает организацию занятий с конструктором «Фанкластик» со второй младшей группы до подготовительной к школе группы.

Сл. 9. Во второй младшей группе дети знакомятся с конструктором, учатся узнавать, различать и правильно называть детали конструктора; устанавливают связь между реальным изображением объекта и его постройкой; создают простейшие постройки (дорожка, заборчик, башня, дом, мост и др.) и учатся обыгрывать их.

В средней группе продолжается работа по закреплению конструктивных умений, полученных дошкольниками в младшей группе, а также дети учатся создавать конструктивные варианты одних и тех же построек (домики, ворота, мосты) осмысленно и самостоятельно преобразовывая их в высоту, длину и ширину с учетом конструктивной или игровой задачи.

Сл. 10. В старшей группе происходит расширение опыта конструирования из разных деталей разными способами: по словесному описанию, условию, модели, рисунку, схеме, фотографии, предложенной теме, собственному замыслу. Постройки становятся более сложными, состоящими из нескольких частей. Постройки детей группы объединяются в один общий сюжет для последующего обыгрывания.

В подготовительной к школе группе формируется представление о конструировании как о деятельности, позволяющей человеку создавать целостный «продукт» во всех сферах жизни. Понимание того, что конструировать можно не только постройки, но и другие «конструкции»: сказку, спектакль, танец, диалог, букет цветов, рецепт блюда, план путешествия и др. В любой конструкции элементы объединяются в осмысленное целое тем или иным способом, в зависимости от материала и типа сооружения.

Сл. 11. Тематически несколько занятий объединяю в цикл занятий. Например, на первом занятии мы с детьми строим дорожку способом «приложения» без фиксации соединительных креплений и обыгрываем ее с помощью мелких игрушек. На следующем занятии мы показываем, как узкая дорожка стала широкой, обращая внимание детей на разные способы конструирования широкой дорожки.  Далее обычную дорожку превращаем в лабиринт с поворотами, а после в сказочную. При анализе построенных дорожек, обращаю внимание детей на «слабые» места постройки, создаю проблемные ситуации «Человечек шел по дорожке, дорожка сломалась», решая которые дошкольники эмпирическим путем приходят к выводу «Постройка должна быть прочной». Формирование у детей привычки анализировать постройку и прогнозировать ее прочность в процессе эксплуатации побуждает детей предвидеть возможные «слабые места» постройки еще на этапе ее планирования. Таким образом, у дошкольников развиваю soft skills -компетенции (критическое мышление, креативное мышление, способность к самоорганизации)  

Сл. 12. Оценивая результативность реализуемой практики, разработала диагностический инструментарий, основываясь на целевых ориентирах реализации программы Ирины Александровны Лыковой «Fanclastik: весь мир в руках твоих» в каждом возрастном периоде.

В результате реализации программы:

•        дошкольники владеют и демонстрируют конструктивные постройки, создавая конструкции по предложенной теме, творческой задаче, замыслу, показу, несложному алгоритму;

•        дошкольники планируют собственную деятельность от замысла до конечного результата, предлагают креативные, нестандартные решения проблемных ситуации;

•        дети демонстрируют навыки взаимодействия, организуя работу в парах, малых группах, договариваются при решении общей задачи;

•        дошкольники обыгрывают готовые конструкции в игре, заменяя постройкой реальный объект.

Сл. 13. МАДОУ № 15 «Сибирячок» с июня 2022 года является сетевой площадкой Всероссийского образовательного проекта «Мастерская конструирования Fanclastik» института образовательных технологий. В рамках реализации проекта мои воспитанники приняли участие во всероссийском конкурсе детских технических проектов «Путешествие в сказку», где представили проект «Фанкластическое  превращение» по сказке «Гадкий утенок».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством конструктора нового поколения Фанкластик » Бирюкова Марина Владимировна, воспитатель МАДОУ №15 «Сибирячок» г. Канска

Слайд 2

Цель: интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированной деятельности с применением конструктора Фанкластик . Задачи: формировать конструктивные умения дошкольников (создавать конструкции по предложенной теме, творческой задаче, замыслу, показу, несложному алгоритму ); формировать умение дошкольников планировать собственную деятельность от замысла до конечного результата, мыслить креативно, решая проблемные ситуации ; формировать навыки взаимодействия дошкольников, умение работать в паре, малых группах, договариваться при решении общей задачи; формировать умение дошкольников использовать конструкции в игре, как прототип реального объекта.

Слайд 3

« Фанкластик » образовано сочетанием слов «фантазия» и «кластер». «Фантазия» — это качество, которое позволяет каждому человеку креативно решать встающие перед ним задачи (бытовые, познавательные, коммуникационные, художественные и др.), свободно комбинировать и сочетать знакомые способы действий, изобретать новые способы для поиска выхода из нестандартных ситуаций. «Кластер» — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Слайд 5

Развитие у детей универсальных способностей умение видеть целое (конструкцию) и его части; устанавливать связь между конфигурацией и назначением; определять пространственное положение элементов и понимать логику конструкции (выделять опорные детали и узлы крепления; учитывать запас прочности для адекватного изменения постройки); использовать детали с учетом их конструктивных свойств; заменять одни детали другими в разных комбинациях; находить творческие решения; не бояться апробировать варианты, замечать и своевременно исправлять ошибки, оценивать результат своей и совместной с другими детьми деятельности

Слайд 6

Р азвитие функций анализа и синтеза у дошкольников анализ первоначальной постройки, ее характеристики; выделение общего у обеих построек; изменение первоначальной постройки путем добавления или исключения определенных деталей (трансформация); обыгрывание полученной постройки.

Слайд 9

2-я младшая группа знакомятся с конструктором , учатся узнавать, различать и правильно называть детали конструктора, устанавливают связь между реальным изображением объекта и его постройкой, создают простейшие постройки, учатся обыгрывать их. средняя группа закрепляют конструктивные умения, полученные дошкольниками в младшей группе учатся создавать конструктивные варианты одних и тех же построек, осмысленно и самостоятельно преобразовывая их в высоту, длину и ширину с учетом конструктивной или игровой задачи,

Слайд 10

старшая группа создают постройки по словесному описанию, условию, модели, рисунку, схеме, фотографии, предложенной теме, собственному замыслу. подготовительная к школе группа формируется представление о конструировании как о деятельности, позволяющей человеку создавать целостный «продукт» во всех сферах жизни.

Слайд 12

В результате реализации программы: дошкольники владеют и демонстрируют конструктивные постройки, создавая конструкции по предложенной теме, творческой задаче, замыслу, показу, несложному алгоритму ; дошкольники планируют собственную деятельность от замысла до конечного результата, предлагают креативные, нестандартные решения проблемных ситуации ; дети демонстрируют навыки взаимодействия, организуя работу в парах, малых группах, договариваются при решении общей задачи; дошкольники обыгрывают готовые конструкции в игре, заменяя постройкой реальный объект.

Слайд 13

МАДОУ № 15 «Сибирячок» с июня 2022 года является сетевой площадкой Всероссийского образовательного проекта « Мастерская конструирования Fanclastik » института образовательных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»

Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....

Обобщенный опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей у дошкольников через художественно-продуктивную деятельность"

Я работаю в детском саду уже 24 года. Последние годы углубленно веду работу по теме «Развитее творческих способностей через игровую деятельность». На занятиях творческого характера я создаю у детей ощ...

Опыт работы по теме:«Развитие художественно- творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» в средней группе

Опыт работы по развитию художетвенно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности....

Опыт работы по теме "Развитие мелкой моторики рук детей посредством игр через разные виды детской деятельности"

Цель опыта: создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности....

Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...

Опыт работы по теме «Развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством музыкально-театрализованной деятельности»

Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование проходит в различных видах деятельности, мы остановимся на музыкал...