Познавательно – исследовательский проект «Такой разный шоколад»
проект (старшая группа)
Трудно найти ребёнка, который не любил бы шоколад. А как часто мы слышим просьбы детей купить вкусную шоколадку. Но, как мы выяснили, дети ничего не знают о том, откуда пришёл к нам шоколад, из чего и как его делают, и как можно сделать шоколад своими руками, и никто из них не задумывался, что сам шоколад совершенно не сладкий, а даже наоборот, горький.
Поэтому мы решили вместе с детьми узнать историю возникновения шоколада, какими свойствами он обладает, кем и когда был придуман и как его можно приготовить самим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_shokolade.docx | 129.63 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально – личностному направлению развития детей»
Познавательно – исследовательский проект
«Такой разный шоколад»
с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте 5 – 6 лет
Составили:
Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории
Ханахмедова Роза Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории
г. Шарыпово
Проект «Такой разный шоколад»
Актуальность: Шоколад - один из самых популярных и любимых продуктов в мире. Это лакомство знакомо всем с детства: черный, белый, молочный, пористый, с добавками и без – у каждого есть любимый вкус и любимая фирма. Трудно найти ребёнка, который не любил бы шоколад. А как часто мы слышим просьбы детей купить вкусную шоколадку. Но, как мы выяснили, дети ничего не знают о том, откуда пришёл к нам шоколад, из чего и как его делают, и как можно сделать шоколад своими руками, и никто из них не задумывался, что сам шоколад совершенно не сладкий, а даже наоборот, горький.
Поэтому мы решили вместе с детьми узнать историю возникновения шоколада, какими свойствами он обладает, кем и когда был придуман и как его можно приготовить самим.
Проблема:
- Недостаточно знаний детей о происхождении шоколада, о его полезных свойствах и способах приготовления.
Цель проекта: расширить представления дошкольников о любимом лакомстве - шоколаде.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с историей возникновения шоколада.
- Познакомить с видами шоколада и изучить его свойства.
- Сформировать представления о пользе и вреде шоколада.
- Познакомить с процессом приготовления шоколада.
- Дать представление о работе кондитера и шоколадье.
- Развивать любознательность, инициативность, познавательную активность детей.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий
Продолжительность проекта: 1месяц (ноябрь 2020г.)
Участники проекта: дошкольники группы компенсирующей направленности с ТНР в возрасте 5 – 6 лет, педагоги, родители
Этапы работы над проектом
№ | Вид деятельности | Сроки реализации |
Подготовительный этап | ||
1. | Определение цели и задач проекта | |
2. | Изучение литературы по теме проекта | |
3. | Вовлечение родителей воспитанников в активное участие по проекту | |
4. | Составление с детьми ментальной карты: - Что мы знаем о шоколаде» -Что хотим узнать? - У кого или где можно это узнать? (Приложение 1) | |
Основной этап | ||
1. | Просмотр презентация «Как «растет» шоколад?» | |
2. | Виртуальная экскурсия на шоколадную фабрику | |
3. | Классификация шоколада. Знакомимся с его видами: - по структуре (жидкий, твердый) - по форме (плиточный, в форме различных фигурок, медалей, батончиков) - по вкусу (горький, молочный) - по составу (с различными начинками) - по цвету (темный, белый) | |
4. | Проведение опытов с целью изучения свойств шоколада (Приложение 3) | |
5. | Чтение авторских сказок о шоколаде | |
6. | Составление книжек малышек о шоколаде | |
7. | Оформление коллекции фантиков от шоколадных конфет и шоколада | |
8. | Изготовление творческих работ из фантиков шоколадных конфет | |
9. | Составление загадок и ребусов о шоколаде и шоколадных конфет | |
10 | Словесная игра «Я начну, а вы закончите» (Приложение 2) | |
11. | Отгадывание загадок, чтение стихов | |
12. | Сюжетно – ролевые игры «Магазин сладостей», «В кондитерской» | |
Заключительный этап | ||
1 | Квест – игра «В поисках рецепта шоколада» (Приложение 4) | |
2. | Изготовление шоколада с детьми | |
3. | Презентация проекта на Фестивале проектов в МБДОУ |
Результативность проекта:
- у детей расширились знания о шоколаде, его природном происхождении, производстве;
- проект способствовал развитию инициативности, познавательного интереса и любознательности;
- активизировался словарный запас детей;
- проект объединил всех участников педагогического процесса единой целью, что способствовало тесному сотрудничеству.
Приложение 1
Приложение 2
Игра: «Я начну, а вы закончите»
Я лукавить не привык,
Обожаю я … («Пикник»)
Будешь сильным ты, как барс,
Если съешь батончик … («Марс»)
Очень вкусная девчонка –
Шоколадная … («Аленка»)
Если ты устал и скис,
Съешь двойной хрустящий … («Твикс»)
Обожает мистер Кикерс
Есть батончик сладкий … («Сникерс»)
Сразу станет веселей,
Если съешь ты … («Милки Вей»)
В городах и на селе
Дети кушают … («Нестле»)
Приложение 3
Исследовательская деятельность
Опыт 1. Свойства какао.
Педагог: Обратите внимание на емкость с порошком. Как вы думаете, что это?
Дети: Какао порошок.
Педагог: Какого он цвета?
Дети: Коричневого, шоколадного.
Педагог: Теперь потрогайте стаканы с водой. У вас какая вода в стаканах? Ответы детей.
Добавьте 1 ложку какао порошка в холодную воду.
Добавьте 1 ложку какао порошка в тёплую воду.
Вывод: Какао не растворилось, плавает на поверхности воды.
Вывод: Какао растворилось в тёплой воде, вода окрасилась в коричневый цвет.
Дети: Она окрасилась, стала коричневой, шоколадной.
Педагог: Почему?
Дети: Потому что какао порошок растворился в воде.
Педагог: Итак, первое свойство какао: Какао порошок растворяется в теплой и горячей воде и не растворяется в холодной.
Вывод: какао имеет горький вкус и легко растворяется в теплой воде.
Опыт 2. Свойства шоколада.
- А теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Рассуждения детей)
- У нас кусочки воздушного шоколада и черного шоколада. А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?
Вывод: Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, значит он – хрупкий.
Опыт 3. Свойства темного и светлого шоколада
Педагог: Посмотрите внимательно на место разлома шоколада, какой он?
Ответы детей: с пузырьками, гладкий…
Педагог: В светлом молочном шоколаде присутствуют пузырьки воздуха, и называется он пористый шоколад, черный шоколад - плотный.
Положите в кувшин с водой по 1 кусочку каждого вида шоколада. Что произошло?
Дети: Черный шоколад опустился на дно, а светлый плавает на поверхности.
Педагог: Как вы думаете, почему это произошло? На что вы обратили внимание?
Вывод: В светлом молочном шоколаде есть пузырьки воздуха, благодаря которым шоколад держится на поверхности воды, а черный шоколад очень плотный, и поэтому опускается на дно.
Опыт 4.
- А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий).
- А теперь черный шоколад, какой на вкус? (горький, горьковато-сладкий).
- Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?
- Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)
- Ребята, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус.
- Итак, ребята, вы научились определять шоколад по вкусу, цвету, форме. Какой мы сделаем вывод?
Шоколад бывает разным на вкус, по форме.
Шоколад может ломаться, он хрупкий.
Приложение 4
Конспект квест - игры в группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР в возрасте 5 – 6 лет на тему: «В поисках рецепта шоколада»
Цель: помочь жителям шоколадной страны найти рецепт шоколада.
Коррекционно – обучающие задачи:
- закреплять знания детей о деревьях и плодах;
- закреплять умение ориентироваться в пространстве детского сада;
- учить ориентироваться на плоскости и обозначать в речи расположение предметов;
- закреплять умение образовывать относительные прилагательные
Коррекционно – развивающие задачи:
- развивать связную речь, умение вести диалог;
- развивать чувство ритма, умение согласовывать слова с движениями;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать внимание, слуховую и зрительную память, восприятие;
- развивать физические качества: умение ползать на четвереньках по прямой, перешагивать через барьеры высотой 25 см от пола, ходьба по канату боком приставным шагом
Коррекционно - воспитательные задачи:
- воспитывать сочувствие и желание помочь героям;
- воспитывать дружеское взаимоотношение, умение взаимодействовать в команде, понимать задание и выполнять его.
Предварительная работа:
- составление ментальной карты в рамках проекта «Секреты шоколада»;
- рассматривание наглядно – демонстрационного материала по теме «Деревья»;
- отгадывание загадок о конфетах и шоколадках;
- просмотр и обсуждение презентации «Где растет шоколад»;
- чтение авторских сказок о сладостях.
- оформление книжек – малышек о шоколаде;
- изготовление творческих работ из конфетных фантиков.
Участники – квест - игры:
- садовник (взрослый);
- Фея (взрослый);
- принцесса Карамелька (взрослый);
- дети 5– 6 лет, воспитатели.
Оборудование: бейджики с двумя видами конфет для деления на команды; 2 конверта с разрезными картинками, бубен, ноутбук, сенсорный дождик, «моталочки» с плодами от различных деревьев, лесенка, 4 коробки с различными отверстиями и пазлами, посуда для сервировки стола.
Спортивное оборудование: тоннель, барьеры для перешагивания, канат для ходьбы.
Ход квест – игры
Дети в группе заняты игровой деятельностью.
Ребята по сигналу бубна походят к ноутбуку.
Воспитатель обращает внимание детей на видео звонок.
«Здравствуйте ребята, меня зовут Сластена, потому что я очень люблю шоколад. В нашей шоколадной стране случилась беда. Пропал рецепт шоколада, и теперь все жители остались без самого нужного продукта. Сколько мы его не искали, нигде не можем найти. Я вас очень прошу помочь нам. Если вы согласны, то первую подсказку найдете в группе. Но чтобы ее найти, надо отгадать загадку. Удачи вам, ребята!!!
Воспитатель: Ребята вы готовы отправиться на поиски рецепта шоколада? Тогда слушайте загадку:
Он бывает баскетбольным,
Волейбольным и футбольным,
Скачет, прыгает, летает.
И усталости не знает.
(Мяч)
Воспитатель: У нас два маршрута и поэтому предлагаю разделиться на две команды. Посмотрите на свои бейджики. На них фантики от конфет «Красная шапочка» и «Мишка косолапый» и подойдите к воспитателю с таким же бейджиком.
Дети, разделившись на 2 группы, собирают разрезные картинки и определяют свой маршрут вначале пути.
Воспитатель: Чтобы попасть в шоколадную страну, нужно назвать какой бывает шоколад. Дети, называя слова - прилагательные (вкусный, сладкий, ароматный, коричневый, молочный, темный, белый, воздушный, пористый, легкий, горький и т. п.) и проходят через сенсорный дождь.
Попадая, в шоколадную страну, ребята рассматривают все вокруг, а воспитатель читает стихотворение:
Воспитатель:
Вот она какая
Шоколадная страна.
Тут плывёт под крики чаек
Шоколадный пароход,
А на пристани встречает
Шоколадный бегемот.
С шоколадными глазами
Шоколадный кенгуру
Забавляет всех прыжками
и зовёт в свою игру.
Воспитатель: Ну что, ребята, поиграем и поможем жителям шоколадной страны.
Мы сейчас отправимся по разным маршрутам, а когда вернемся, предлагаю подождать друг друга на этом месте.
Каждая подгруппа детей идет с воспитателем по своему маршруту, ориентируясь на подсказки. На этапах их встречают жители шоколадной страны и просят детей помочь и после выполнения задания, дают подсказку, куда идти дальше. На последних этапах каждая команда получает половину рецепта шоколада. После прохождения всех этапов команды встречаются у камина.
Маршрут 1 подгруппы (холл 2 этажа, холл сенсорной интеграции, музыкальный зал)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие высокие шоколадные горы. И мы сможем преодолеть их, если поднимемся при помощи рук. Ребята поднимаются на шоколадную гору и упираются в дверь, где живет принцесса Карамелька (ширма с нашитыми на ней шоколадными конфетами).
На ширме висит замок.
Воспитатель: Мы сможем открыть дверь, если найдем две одинаковые шоколадки и три одинаковые конфеты.
Дети выполняют задание и их встречает принцесса Карамелька.
Принцесса Карамелька: Здравствуйте, ребята. Я принцесса Карамелька (грустным голосом)
Дети: А что у тебя случилось?
Принцесса Карамелька: Ребята, в моей кладовой напроказничали мыши, прогрызли все шоколадные коробки. Помогите мне их починить.
Воспитатель: Ребята, чтобы быстрее помочь принцессе, предлагаю выполнить эту работу в парах. Раз, два, встань по два.
Ребята выполняют задание в парах.
Задание «Найти недостающие фрагменты рисунка на коробке от конфет».
Принцесса Карамелька: Молодцы ребята, одна бы я не справилась. Сегодня я жду гостей, помогите мне расставить приборы на стол?
Карамелька дает указание каждому ребенку:
- на середину стола положи большую салфетку;
- на салфетку поставь чайник;
-справ и слева от чайника положите маленькие салфетки;
- на салфетку справа поставь блюдце;
- на блюдце поставь чашку;
- на блюдце положи чайную ложечку;
- на салфетку слева поставь сахарницу.
Принцесса Карамелька: Спасибо ребята, вы мне очень помогли. А вы что ищете в нашей стране?
Ответы детей.
Принцесса Карамелька: Ребята, у меня, к сожалению, нет рецепта шоколада, но может Фея Шоколадка знает его. Я вам дам подсказку, как ее найти, но дорога туда трудная.
Ребята рассматривают подсказку.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, куда идти дальше?
Ответы детей: да.
Дети спускаются по лестнице в сенсорный коридор.
Воспитатель: Ребята, смотрите, чтобы добраться до места, нам нужно преодолеть препятствия:
- «извилистая дорожка» - (надо пройти по канату боком приставным шагом, сохраняя равновесие, руки произвольно);
- проползти через тоннель (ползание с опорой на ладони и колени через тоннель);
- перешагнуть через бревна (перешагивание через барьеры высотой 25 см от пола)
Ребята преодолевают препятствия и попадают к Фее Шоколадной страны.
Воспитатель: Вот мы и на месте.
Фея Шоколадка: Здравствуйте ребята! Я Фея Шоколадка. Что вас привело ко мне.
Ответы детей.
Фея: То, что вы ищите у меня, к сожалению, нет, но я подскажу вам, где это возможно найти, если вы со мной поиграете.
Первая игра - самая интересная. Выложите большими и маленькими камушками ритм, который я простучу.
Вторая игра – самая красивая. Выложите ленточками и пуговицами дорожку так, как я проиграю на губной гармошке.
Третья игра – самая напевная. Выложите в ряд звуки, которые я пропою.
Четвертая игра – самая умная. Посмотрите на эти схемы. Какой звук есть на всех схемах?
Сколько звуков «А» на первой схеме, второй, третьей?
Возьмите по картинке, и определите, к какой схеме относится это слово.
И последняя игра – самая веселая. Возьмите флажки. Сейчас будет звучать музыка. На громкую музыку поднимите флажки вверх, на тихую опустите вниз.
Фея: Молодцы, хорошо поиграли. А вот и подсказка. Эта лесенка подскажет, куда вам идти дальше.
Дети: Вверх по лестнице.
Фея: Верно, вам нужно двигаться вверх, и там найдете, то, что ищите. Удачи, вам, ребята!
Ребята поднимаются вверх по лестнице в музыкальный зал, где их встречает садовник.
Дети и воспитатель: здравствуйте. А кто вы?
Садовник: Здравствуйте ребята, я садовник
Воспитатель: Уважаемый садовник, а почему ты такой грустный?
Садовник: Беда у меня случилась. Растет у меня в саду шоколадное дерево. Когда на нем вырастают какао – бобы, моя балалайка начинает весело играть. Но сегодня ночью был сильный ветер, и плоды все деревьев оказались на шоколадном дереве. А моя балалайка перестала играть.
Воспитатель: Ребята, поможем садовнику вернуть плоды на свои деревья.
Ребята при помощи моталочки добираются до плодов, снимают их и определяют к какому дереву относиться данный плод.
Ребята каждый говорит о своем плоде и называет дерево, где этот плод растет
Садовник: Ай, да молодцы. Все деревья знаете. А скажи мне (обращается к ребенку) - у ели шишка, какая?…. еловая;
- у сосны шишка, какая?…. сосновая;
- у кедра шишка, какая?… кедровая.
Садовник: Ой, молодцы, Очистили шоколадное дерево от других плодов. Слышите, и моя балалайка разыгралась, в пляс всех зовет.
Таней с платочками.
Садовник: Спасибо, ребята, так что вы ищете?
Ответы детей.
Садовник: Я думаю, что смогу вам помочь. С ветром залетел ко мне небольшой кусочек бумаги, может это то, что вам нужно (передает воспитателю).
Воспитатель с детьми рассматривают листок и понимают, что это то, что они искали, но только половинка.
Воспитатель: Да ребята - это половина рецепта, возможно, нашим ребятам из другой команды удастся найти вторую половину. А теперь нам надо возвращаться.
Ребята благодарят садовника и спускаются по лестнице вниз к камину, где ждут вторую команду.
Маршрут 2 группы – (холл сенсорный интеграции, затем музыкальный зал и холл второго этажа и выполняют те же задания).
У принцессы Карамельки вторая команда после выполнения задания также получает половину рецепта.
Обе команды встречаются у камина.
Воспитатель: Ребята посмотрите, каждая команда нашла половину рецепта. Что же нам сделать?
Ответы детей: соединить
Воспитатель: давайте попробуем (соединяем две половинки).
Сейчас мы узнаем, как делают шоколад (читает рецепт) Теперь зная, какие нужны продукты, мы тоже сами можем сделать шоколад, ведь скоро праздник мам. И мы приготовим для них сладкий сюрприз.
Но ребята нам рецепт, то нужно отправить. Как это можно сделать?
Дети предлагают свои варианты.
Воспитатель: Правильно, мы можем отправить его письмом. И когда пойдем на прогулку, мы обязательно зайдем на почту и отправим рецепт.
А нам пора возвращаться. Но чтобы попасть в группу, каждый должен сказать, чем ему запомнилось наше сегодняшнее путешествие.
Ребята высказывают свои впечатления и проходят через сенсорный дождь.
После обеда ребята готовят сладкий сюрприз для мам: вместе с воспитателем готовят шоколад и разливают его по формочкам для полного застывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Такая разная бумага"
Исследовательский проект "Такая разная бумага"...
Познавательно-исследовательский проект "Такой разный Дед Мороз"
Познавательно-исследовательский проект "Такой разный Дед Мороз"...
Познавательно-исследовательский проект «Такая разная вода»
Цель проекта: развитие представлений детей о свойствах и состояниях воды, о нахождении ее в природе.Задачи:1. Формирование познавательного интереса дошкольников.2. Формирование элементарных экологичес...
Исследовательский проект "Такая разная бумага"
Проект будет интересен педагогам ДОУ и дополнительного образования, а так же родителям детей 5-7 лет....
Детский исследовательский проект «Такие разные подушки»
Детский исследовательский проект«Такие разные подушки»...
Исследовательский проект "Такие разные камни"
В проекте ребенок подготовительной к школе группы изучает природные минералы, и их разнообразие....
Познавательно-исследовательский проект "Такие необычные - обычные конфеты"
Пополнение знаний детей об истории возникновения конфет, о том, какие бывают конфеты и из чего делают конфеты. Дети узнают о том, чем полезны конфеты, какие конфеты вредные и почему, можно...