Отчет из опыта работы: «Организация конструктивно – модельной деятельности детей раннего и дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая группа)
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_iz_opyta_raboty.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Снежинка» поселка Троицкий Губкинский район Белгородской области
Отчет из опыта работы: «Организация конструктивно – модельной деятельности детей раннего и дошкольного возраста»
Подготовила: Капустина И.Б.
воспитатель I квалификационная категория
Троицкий
2020
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности.
Требования ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования и к условиям её реализации побуждают педагогов к созданию новой образовательной модели, основу которой составляют развивающие, игровые технологии и методики деятельностного типа. К таким методикам и технологиям относится конструктивно-модельная деятельность, столь актуальная в настоящее время по следующим причинам:
стремительное развитие науки и техники, автоматизация промышленных процессов;
технологичность повседневной жизни: освоение разнообразных гаджетов, электронных игрушек и т.д.;
инновационные процессы развития дошкольного образования как первого уровня основного общего образования;
развитие в конструировании мыслительных функций и способностей(наблюдательность, сообразительность, инициативность в принятии решений).
Конструирование(от лат. construo - строю, создаю)
В Федеральных государственных требованиях конструктивная деятельность относилась к образовательной области «Познание», а в Федеральном государственном образовательном стандарте конструктивно – модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», так как эта деятельность является эффективным средством эстетического воспитания.
Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. А все продуктивные виды деятельности, наряду с игрой, являются ведущими видами детской деятельности. т. е. «ведут» за собой развитие ребенка. В конструировании заключены большие возможности для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, а также возможности для полноценной подготовки к школе.
Моделирование - это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета. Моделирование приносит большую пользу будущим школьникам, ибо изготовление моделей способствует в дальнейшем более глубокому усвоению школьного курса математики и того материала, который изучается. Моделируя, ребенок приобретает полезные навыки практического характера, учится строить, клеить, делать чертеж. Ведь любая модель делается по определенномучертежу. Чертеж - своеобразный графический язык, такой язык интернационален. Он понятен на любом языке.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Развивающие функции конструктивно-модельной деятельности:
-развитие целеполагания (получение результата в соответствии с поставленной целью – замыслом);
-развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов;
-приобщение детей к миру технического и художественного изобретательства;
-развитие фантазии, воображения, наглядно-образного восприятия;
-развитие знаково-символической деятельности: совершенствование умений в конструирование по графическим моделям;
Для развития творческого воображения принципиально важно научить детей умению анализировать природный материал в совокупности всех свойств. На занятия Лесовичок приносит детям заранее приготовленный материал. Это могут быть корни, ветки, сучки и др. Он предлагает внимательно рассмотреть все материалы и представить, на что похожи его друзья-притворщики, а затем практически воплотить эти образы. использовать пластилин, дополнительные материалы. На следующем занятии Лесовичок демонстрирует приемы создания разных образов: переворачивать материал в разные стороны, закрывать рукой какую-то его часть, приставлять какую-то мелкую деталь.
Таким образом проходит обучение детей трем способам творческого конструирования:
-изменить пространственное положение;
-убрать лишнее;
-достроить.
Для развития творческого воображения необходимо организовывать экскурсии в природу для сбора природного материала. Лесовичок поддержит интерес. Собранный материал рассматривается, дети определяют, на что похоже, с чем можно сравнить. Все собранные материалы просушиваются, раскладываются по коробкам. Детям старшего дошкольного возраста следует предлагать задания проблемного характера: создать поделку с опорой на заданную основу. Например, подготавливаются крестообразные фигуры – две палочки или веточки одинакового размера, скрепленные посередине. С опорой на эту фигуру дети должны придумать и сконструировать что-то свое: мельницу, пропеллер, плот, подставка и др. Дети на таких занятиях осваивают обобщенные способы крепления: стянуть ниткой, скрепить клеем, цветной тонкой проволокой, пластилином. Более сложную работу с шилом, ножом – выполняет воспитатель.
ТЕХНИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
Конструирование из строительного материала
Необходимо отказаться от термина «строительные игры», поскольку таких игр попросту не существует. Есть либо ролевая игра, в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета, либо полноценная конструктивная деятельность. Формы организации и методы будут совершенно разными.
I. Также как и в художественном конструировании, прежде чем ставить перед детьми конструктивные задачи, нужно организовать широкое экспериментирование с материалами. Оно формирует у детей интеллектуальную активность, связанную с увлеченным поиском вариантов решений, стремлением получить оригинальный продукт. Реплики детей: «А можно еще и так!», «Нет, лучше по-другому!». Таким образом, обследование материалов превращается в творческий поиск.
II. Источником замыслов детей является окружающая жизнь, поэтому следует обеспечить детям богатство впечатлений. Экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, видеофильмов и т.д.
Развитие творчества происходит наиболее эффективно в обучении, построенном по принципу «от общего к частному». т.е. следует научить детей конструировать один и тот же объект в различных модификациях с постепенным усложнением конструкций одного и того же объекта. При таком подходе у детей формируются обобщенные представления о конструируемом объекте. Например, у всех грузовых машин есть общие части: кабина, кузов, колеса, которые могут иметь разный вид в зависимости от их практического назначения – для разнообразных грузов /какие?/ Эти обобщенные представления позволят в дальнейшем создавать разнообразные оригинальные конструкции, что говорит о сформированности деятельности творческого характера.
ТЕМАТИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ:
/ ТЕМЫ, наиболее адекватные возрастным возможностям/
Младший дошкольный возраст:
горки
мебель
домики
транспорт
Средняя группа:
горки
грузовые машины
гаражи
дома
Старший дошкольный возраст:
мосты
здания различных назначений
город
сказочный город
Усложнение задач:
По теме «Горки»:
1.построить горку так, чтобы машина съезжала медленнее или быстрее;
2. Построить горку с двумя скатами, по одному из которых машинка будет съезжать медленно, а по другому – быстро.
По теме «Гараж»:
1.построить гараж с одним въездом для двух легковых машин .
2. Построить гараж для грузовых машин с двумя въездами.
По теме «Мост»:
1. Мост пешеходный
2. Мост для транспорта
3.Мост для пешеходов и транспорта
К творческой деятельности детей ведет так называемое «обобщенное подражание», когда ребенок самостоятельно применяет известные ему знания и способы в незнакомых ему ситуациях. Конструирование по образцам, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. Она обеспечивает переход к самостоятельной деятельности творческого характера.
конструирование по образцу;
по условиям;
по простейшим чертежам и схемам;
по замыслу;
по теме.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРОВ
Лучше всего подходят базовые конструкторы типа «Лего», узкотематические конструкторы этого класса могут служить лишь хорошим дополнением.
Для развития воображения целесообразно предлагать детям проблемные задания – достраивание заданной основы. Например, детям дают Г- образную фигуру, сделанную из деталей конструктора – это недостроенная конструкция. Детям предлагается достроить ее. На последующих занятиях в качестве основы недостроенной конструкции можно давать другие фигуры: Т- и П- образные. Иначе говоря, дети осваивают способ «опредмечивания» основы как способ построения образа будущей конструкции.
Богатые возможности для развития пространственных представлений, навыков работы со схемами, чертежами.
В настоящее время широкое распространение получили цветные мягкие объемные и плоскостные крупногабаритные модули.
Конструкции из них отличаются тщательной дизайнерской проработкой, предусматривающей их прочность, удобство, красота, т. к. конструируют их для себя, для своих игр и спортивных соревнований. Старшим дошкольникам можно предложить сделать предварительные карандашные схематические наброски. Это способствует развитию пространственных представлений, проектного мышления, воображения и творчества.
Основные приемы обучения конструированию по возрастам
Младшая группа: сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и последовательности, совместная деятельность с педагогом.
Средняя группа: показ сооружения постройки, самостоятельная работа ребенка по образцу воспитателя, предоставление возможности выбора материала, его количества, дополнительных материалов.
Старшая группа: образец воспитателя примерный, ставятся несложные конструкторские задачи. Показываются отдельные приемы и постройка не завершается.
Подготовительная к школе группа: опора на опыт ребенка. Даются тема и условие. Конструирование по фото, по схеме.
Опорная схема анализа построек
КАРКАСНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
Предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его части, характер их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции.
В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатсявыделять особенности конструкции, исходя из каркаса.
В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали.
В соответствии с этим каркасное конструирование может стать эффективным средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления.
Однако, организация такой формы конструирования требует специального конструкторского материала, позволяющего детям составлять разные каркасы — основы будущих конструкций, соответствующих их замыслам, — и затем достраивать их, чтобы создать целостные объекты.
КОМПЬЮТЕРНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
В роли мощного средства развития у старших дошкольников пространственного воображения как оперирования образами (их трансформация и комбинирование) может выступить компьютер. Как отмечает Б.Ф. Ломов, компьютер позволяет человеку, создавшему некий «внутренний образ», как бы перенести его из головы на экран и работать с ним, как с внешним объектом.
Анализ зарубежного опыта использования компьютеров в обучении дошкольников и результатов исследований, проводимых в нашей стране (С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова и др.), позволяет предположить, что компьютерное конструирование способствует формированию у детей динамических пространственных представлений.
Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203
"О Стратегии развития информационного общества
в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"
Целью настоящей Стратегии является создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний.
…. обеспечить условия для научно-технического творчества, включая создание площадок для самореализации представителей образовательных и научных организаций;
… обеспечить совершенствование дополнительного образования для привлечения детей к занятиям научными изысканиями и творчеством, развития их способности решать нестандартные задачи;
… использовать и развивать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение, при реализации образовательных программ…
Создание информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации:
информационно-учебные материалы, развивающие компьютерные программы и игры по образовательным областям программы, мультимедийные презентации и видеофильмы;
подключение к Интернету по технологии WI-FI…
Автоматизированное рабочее место воспитателя - это информационный,интегрированный образовательный ресурс, созданный на основе интернет-технологий – удобное и эффективное средство для работы воспитателя.
Главное, правильно выбрать мотивацию продуктивной деятельности в точном соответствии с особенностями психического развития детей каждого возраста.
Ранний возраст:
мотив реализации позиции «Я сам!»
мотив исследования окружающей действительности
II младшая группа:
реализация позиции «Я помощник и защитник»
мотивация общения со взрослым
мотивация личного интереса – создание игрушек для себя
Средняя группа:
мотив личной заинтересованности
мотив сотрудничества со взрослым мотив сотрудничества со сверстниками
Старший дошкольный возраст:
мотив познания «Хочу все знать!»
мотив самоутверждения, удовлетворения потребности в положительной оценке сверстников.
Интерес к конструированию у дошкольников существенно зависит от того, какие условия созданы и какова организация данного вида деятельности.
Организация только общих занятий не дает детям возможности полностью реализовать свои потребности и интересы. Поэтому необходимым условием развития конструктивной деятельности является создание полноценной среды для самостоятельной деятельности детей.
Развитию творчества способствует широкий спектр разнообразных материалов. В группе должна быть организована мини-мастерская, оснащенная всеми видами материалов.
Обязательным условием для организации данной деятельности является созданием развивающей предметно-пространственной среды. Предметно – пространственная среда рассматривается, как фактор стимулирующий, направляющий и развивающий.
Из опыта работы
ОСНАЩЕНИЕ ЗОН КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РУКОДЕЛИЯ:
материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном;
материалы и оборудование для работы с использованным /бросовым/ материалом;
оборудование для шитья и вязания – в старшей и подготовительной группах;
природный материал;
тематические альбомы по архитектурным сооружениям;
тематические альбомы с занимательными играми и упражнениями по конструированию;
мелкий /настольный/ и крупный /напольный/ строительный материал на подгруппу детей;
конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей;
различные игрушки, сомасштабные постройкам;
плоскостные конструкторы и головоломки;
мобильные платформы для конструирования;
образцы построек:
рисунки
иллюстрации
фотографии
чертежи типа «Дострой здание», «Найди ошибку в чертеже»
чертежи-схемы
сонометрические /объемные/ чертежи
место для экспонирования детских работ.
Мобильная платформа для конструирования учитывает особенности игр мальчиков и девочек. Мальчики на ней могут строить, девочки играть с кукольным домиком. Конструируя на платформе, которую можно еще и передвигать, дети развертывают богатый и содержательный сюжет, используя мелкие игрушки, бросовый материал и т.д. Дети, не разбирая созданную конструкцию, могут придумывать варианты, как дополнить постройку, чтобы, придя утром, продолжить игру. Благодаря свободному подходу к мобильной платформе и ее доступности дети меньше конфликтуют, создаются условия для сотрудничества.
Специализированная программа дошкольного образования
«Конструирование и художественный труд в детском саду»
Автор Л.В. Куцакова
Цель программы – развивать конструкторские и художественные способности детей.
Задачи:
формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
приобщать к миру технического и художественного изобретательства;
развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.
Автор предлагает два варианта реализации программы – типовой и инновационный. Второй вариант программы предусматривает сокращенное количество занятий – 9, а также работу по выполнению игровых заданий в процессе специально организованной конструктивной деятельности по циклограмме. Репродуктивный метод обучения в программе сведен к минимуму. Детей нацеливают на изготовление множества различных конструкций и изделий с помощью основного усвоенного ими способа действия, а не на постепенное овладение способами изготовления однотипных построек и поделок. В программе даны образцы поделок и построек в виде рисунков, иллюстраций, фотографий, чертежей, схем. В приложении также помещены образцы работ по конструированию. В программе, помимо конспектов, представлена система занимательных игр и упражнений по конструированию. Автор предлагает систему разнообразных занимательных игр-экспериментов, игр-фантазий, позволяющих в увлекательной для дошкольников форме развивать их конструкторские способности, отрабатывать навыки и умения. Представлены образцы поделок, построек и рисунков к занимательным играм и упражнениям. Все материалы представлены для всех возрастных групп, начиная со II группы раннего возраста.
Созданная система, обеспечивающая согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива по планированию и организации конструктивно-модельной деятельности, позволила нам выйти на следующие результаты:
создана соответствующая требованиям ФГОС ДО научно-методическая и материально-техническая база по приоритетному направлению деятельности ДОО, в том числе для конструктивно-модельной деятельности;
качественно организованная система повышения квалификации педагогических работников позволила значительно увеличить заинтересованность педагогов в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность в организации конструктивно-модельной деятельности дошкольников;
воспитанники ДОО являются участниками, призёрами и победителями конкурсов различного уровня;
педагоги активно транслирует опыт образовательной деятельности на муниципальном, региональном, федеральном уровнях;
высокий уровень развития детей по возрастным показателям в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО;
популяризация конструктивно-модельной деятельности среди семей воспитанников позволила значительно повысить заинтересованность родителей; положительная динамика вовлеченности семей воспитанников в образовательную деятельность, в мероприятия дошкольного учреждения;
высокая степень удовлетворенности родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг;
проводится работа над обобщением опыта работы ДОУ «Система работы о конструктивно-модельной деятельности в соответствии с ФГОС ДО».
Основным принципом работы воспитателей должна стать системность и последовательность.
В результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников по конструктивно-модельной деятельности создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в стране.
Список использованных источников и литературы:
Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002- 192 с.
Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.
Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина.-М.: Сфера, 2011.-128 с.
Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по созданию предметно – развивающей среды в группах для организации конструктивно- модельной деятельности детей дошкольного возраст
Конструкторы для детей помогут родителям развить у ребенка наглядно- действенное и образное мышление, воображение, память, понимание причинно-следственной связи, внимание и пространственную ориентацию...
План – конспект ООД ОО «Социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие» Интегрированная образовательная деятельность Конструктивно – модельная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой родной поселок»
План – конспект ООДОО «Социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие»Интегрированная образовательная деятельностьКонструктивно – модельная дея...
Отчёт из опыта работы :«Развитие конструктивно-модельной деятельности детей раннего возраста»
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педаго...
Организация конструктивно-модельной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
В связи со стремительным скачком развития новых технологий, обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные задачи, преобразовывать, усовершенствовать, создавать новое во всех сферах...
Сценарий образовательной деятельности по конструктивно-модельной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: конструирование "Дома многоэтажные"
Данная публикация поможет педагогам ДОУ организовать образовательную деятельность по конструктивно-модельной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: конструирование "Дом...
Формы организации. Конструктивно модельная деятельность детей дошкольного возраста.
Виды конструирования.Формы конструирования.Методы модельно-конструктивной деятельности.Конструктивно-модельное развитие в возрастных группах....
Семинар-практикум «Организация конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста».
Семинар-практикум для воспитателей «Организация конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»....