Отчет из опыта работы: «Организация конструктивно – модельной деятельности детей раннего и дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая группа)

Капустина Ирина Борисовна

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_iz_opyta_raboty.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Снежинка» поселка Троицкий Губкинский район Белгородской области

Отчет из опыта работы: «Организация конструктивно – модельной деятельности детей раннего и дошкольного возраста»

                   Подготовила: Капустина И.Б.

                                         воспитатель I квалификационная категория

Троицкий

2020

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности.

Требования ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования и к условиям её реализации побуждают педагогов к созданию новой образовательной модели, основу которой составляют развивающие, игровые технологии и методики деятельностного типа. К таким методикам и технологиям относится конструктивно-модельная деятельность, столь актуальная в настоящее время по следующим причинам:

стремительное развитие науки и техники, автоматизация промышленных процессов;

технологичность повседневной жизни: освоение разнообразных гаджетов, электронных игрушек и т.д.;

инновационные процессы развития дошкольного образования как первого уровня основного общего образования;

развитие в конструировании мыслительных функций и способностей(наблюдательность, сообразительность, инициативность в принятии решений).

Конструирование(от лат. construo - строю, создаю)

В Федеральных государственных требованиях конструктивная деятельность относилась к образовательной области «Познание», а в Федеральном государственном образовательном стандарте конструктивно – модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», так как эта деятельность является эффективным средством эстетического воспитания.

Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность.     Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. А все продуктивные виды деятельности, наряду с игрой, являются ведущими видами детской деятельности. т. е. «ведут» за собой развитие ребенка. В конструировании заключены большие возможности для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, а также возможности для полноценной подготовки к школе.

Моделирование - это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета. Моделирование приносит большую пользу будущим школьникам, ибо изготовление моделей способствует в дальнейшем более глубокому усвоению школьного курса математики и того материала, который изучается. Моделируя, ребенок приобретает полезные навыки практического характера, учится строить, клеить, делать чертеж. Ведь любая модель делается по определенномучертежу. Чертеж - своеобразный графический язык, такой язык интернационален. Он понятен на любом языке.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

Развивающие функции конструктивно-модельной деятельности:

-развитие целеполагания (получение результата в соответствии с поставленной целью – замыслом);

-развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов;

-приобщение детей к миру технического и художественного изобретательства;

-развитие фантазии, воображения, наглядно-образного восприятия;

-развитие знаково-символической деятельности: совершенствование умений в конструирование по графическим моделям;

Для развития творческого воображения принципиально важно научить детей умению анализировать природный материал в совокупности всех свойств. На занятия Лесовичок приносит детям заранее приготовленный материал. Это могут быть корни, ветки, сучки и др. Он предлагает внимательно рассмотреть все материалы и представить, на что похожи его друзья-притворщики, а затем практически воплотить эти образы. использовать пластилин, дополнительные материалы. На следующем занятии Лесовичок демонстрирует приемы создания разных образов: переворачивать материал в разные стороны, закрывать рукой какую-то его часть, приставлять какую-то мелкую деталь.

Таким образом проходит обучение детей трем способам творческого конструирования:

-изменить пространственное положение;

-убрать лишнее;

-достроить.

Для развития творческого воображения необходимо организовывать экскурсии в природу для сбора природного материала. Лесовичок поддержит интерес. Собранный материал рассматривается, дети определяют, на что похоже, с чем можно сравнить. Все собранные материалы просушиваются, раскладываются по коробкам. Детям старшего дошкольного возраста следует предлагать задания проблемного характера: создать поделку с опорой на заданную основу. Например, подготавливаются крестообразные фигуры – две палочки или веточки одинакового размера, скрепленные посередине. С опорой на эту фигуру дети должны придумать и сконструировать что-то свое: мельницу, пропеллер, плот, подставка и др. Дети на таких занятиях осваивают обобщенные способы крепления: стянуть ниткой, скрепить клеем, цветной тонкой проволокой, пластилином. Более сложную работу с шилом, ножом – выполняет воспитатель.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

Конструирование из строительного материала

Необходимо отказаться от термина «строительные игры», поскольку таких игр попросту не существует. Есть либо ролевая игра, в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета, либо полноценная конструктивная деятельность. Формы организации и методы будут совершенно разными.

I. Также как и в художественном конструировании, прежде чем ставить перед детьми конструктивные задачи, нужно организовать широкое экспериментирование с материалами. Оно формирует у детей интеллектуальную активность, связанную с увлеченным поиском вариантов решений, стремлением получить оригинальный продукт. Реплики детей: «А можно еще и так!», «Нет, лучше по-другому!». Таким образом, обследование материалов превращается в творческий поиск.

II. Источником замыслов детей является окружающая жизнь, поэтому следует обеспечить детям богатство впечатлений. Экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, видеофильмов и т.д.

Развитие творчества происходит наиболее эффективно в обучении, построенном по принципу «от общего к частному». т.е. следует научить детей конструировать один и тот же объект в различных модификациях с постепенным усложнением конструкций одного и того же объекта. При таком подходе у детей формируются обобщенные представления о конструируемом объекте. Например, у всех грузовых машин есть общие части: кабина, кузов, колеса, которые могут иметь разный вид в зависимости от их практического назначения – для разнообразных грузов /какие?/ Эти обобщенные представления позволят в дальнейшем создавать разнообразные оригинальные конструкции, что говорит о сформированности деятельности творческого характера.

ТЕМАТИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ:

/ ТЕМЫ, наиболее адекватные возрастным возможностям/

Младший дошкольный возраст:

горки

мебель

домики

транспорт

Средняя группа:

горки

грузовые машины

гаражи

дома

Старший дошкольный возраст:

мосты

здания различных назначений

город

сказочный город

Усложнение задач:

По теме «Горки»:

1.построить горку так, чтобы машина съезжала медленнее или быстрее;

2. Построить горку с двумя скатами, по одному из которых машинка будет съезжать медленно, а по другому – быстро.

По теме «Гараж»:

1.построить гараж с одним въездом для двух легковых машин .

2. Построить гараж для грузовых машин с двумя въездами.

По теме «Мост»:

1. Мост пешеходный

2. Мост для транспорта

3.Мост для пешеходов и транспорта

К творческой деятельности детей ведет так называемое «обобщенное подражание», когда ребенок самостоятельно применяет известные ему знания и способы в незнакомых ему ситуациях. Конструирование по образцам, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. Она обеспечивает переход к самостоятельной деятельности творческого характера.

конструирование по образцу;

по условиям;

по простейшим чертежам и схемам;

по замыслу;

по теме.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРОВ

Лучше всего подходят базовые конструкторы типа «Лего», узкотематические конструкторы этого класса могут служить лишь хорошим дополнением.

Для развития воображения целесообразно предлагать детям проблемные задания – достраивание заданной основы. Например, детям дают Г- образную фигуру, сделанную из деталей конструктора – это недостроенная конструкция. Детям предлагается достроить ее. На последующих занятиях в качестве основы недостроенной конструкции можно давать другие фигуры: Т- и П- образные. Иначе говоря, дети осваивают способ «опредмечивания» основы как способ построения образа будущей конструкции.

Богатые возможности для развития пространственных представлений, навыков работы со схемами, чертежами.

В настоящее время широкое распространение получили цветные мягкие объемные и плоскостные крупногабаритные модули.

Конструкции из них отличаются тщательной дизайнерской проработкой, предусматривающей их прочность, удобство, красота, т. к. конструируют их для себя, для своих игр и спортивных соревнований. Старшим дошкольникам можно предложить сделать предварительные карандашные схематические наброски. Это способствует развитию пространственных представлений, проектного мышления, воображения и творчества.

Основные приемы обучения конструированию по возрастам

Младшая группа: сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и последовательности, совместная деятельность с педагогом.

 Средняя группа: показ сооружения постройки, самостоятельная работа ребенка по образцу воспитателя, предоставление возможности выбора материала, его количества, дополнительных материалов.

Старшая группа: образец воспитателя примерный, ставятся несложные конструкторские задачи. Показываются отдельные приемы и постройка не завершается.

Подготовительная к школе группа: опора на опыт ребенка. Даются тема и условие. Конструирование по фото, по схеме.

Опорная схема анализа построек

КАРКАСНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

Предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его части, характер их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции.

В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатсявыделять особенности конструкции, исходя из каркаса.

В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали.

В соответствии с этим каркасное конструирование может стать эффективным средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления.

Однако, организация такой формы конструирования требует специального конструкторского материала, позволяющего детям составлять разные каркасы — основы будущих конструкций, соответствующих их замыслам, — и затем достраивать их, чтобы создать целостные объекты.

КОМПЬЮТЕРНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

В роли мощного средства развития у старших дошкольников пространственного воображения как оперирования образами (их трансформация и комбинирование) может выступить компьютер. Как отмечает Б.Ф. Ломов, компьютер позволяет человеку, создавшему некий «внутренний образ», как бы перенести его из головы на экран и работать с ним, как с внешним объектом.

Анализ зарубежного опыта использования компьютеров в обучении дошкольников и результатов исследований, проводимых в нашей стране (С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова и др.), позволяет предположить, что компьютерное конструирование способствует формированию у детей динамических пространственных представлений.

Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203

"О Стратегии развития информационного общества

в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"

Целью настоящей Стратегии является создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний.

…. обеспечить условия для научно-технического творчества, включая создание площадок для самореализации представителей образовательных и научных организаций;

… обеспечить совершенствование дополнительного образования для привлечения детей к занятиям научными изысканиями и творчеством, развития их способности решать нестандартные задачи;

… использовать и развивать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение, при реализации образовательных программ…

Создание информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации:

информационно-учебные материалы, развивающие компьютерные программы и игры по образовательным областям программы, мультимедийные презентации и видеофильмы;

подключение к Интернету по технологии WI-FI…

Автоматизированное рабочее место воспитателя - это информационный,интегрированный образовательный ресурс, созданный на основе интернет-технологий – удобное и эффективное средство для работы воспитателя.

Главное, правильно выбрать мотивацию продуктивной деятельности в точном соответствии с особенностями психического развития детей каждого возраста.

Ранний возраст:

мотив реализации позиции «Я сам!»

мотив исследования окружающей действительности

II младшая группа:

реализация позиции «Я помощник и защитник»

мотивация общения со взрослым

мотивация личного интереса – создание игрушек для себя

Средняя группа:

мотив личной заинтересованности

мотив сотрудничества со взрослым мотив сотрудничества со сверстниками

Старший дошкольный возраст:

мотив познания «Хочу все знать!»

мотив самоутверждения, удовлетворения потребности в положительной оценке сверстников.

Интерес к конструированию у дошкольников существенно зависит от того, какие условия созданы и какова организация данного вида деятельности.

Организация только общих занятий не дает детям возможности полностью реализовать свои потребности и интересы. Поэтому необходимым условием развития конструктивной деятельности является создание полноценной среды для самостоятельной деятельности детей.

Развитию творчества способствует широкий спектр разнообразных материалов. В группе должна быть организована мини-мастерская, оснащенная всеми видами материалов.

Обязательным условием для организации данной деятельности является созданием развивающей предметно-пространственной среды. Предметно – пространственная среда рассматривается, как фактор стимулирующий, направляющий и развивающий.

Из опыта работы

ОСНАЩЕНИЕ ЗОН КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РУКОДЕЛИЯ:

материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном;

материалы и оборудование для работы с использованным /бросовым/ материалом;

оборудование для шитья и вязания – в старшей и подготовительной группах;

природный материал;

тематические альбомы по архитектурным сооружениям;

тематические альбомы с занимательными играми и упражнениями по конструированию;

мелкий /настольный/ и крупный /напольный/ строительный материал на подгруппу детей;

конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей;

различные игрушки, сомасштабные постройкам;

плоскостные конструкторы и головоломки;

мобильные платформы для конструирования;

образцы построек:

рисунки

иллюстрации

фотографии

чертежи типа «Дострой здание», «Найди ошибку в чертеже»

чертежи-схемы

сонометрические /объемные/ чертежи

место для экспонирования детских работ.

Мобильная платформа для конструирования учитывает особенности игр мальчиков и девочек. Мальчики на ней могут строить, девочки играть с кукольным домиком. Конструируя на платформе, которую можно еще и передвигать, дети развертывают богатый и содержательный сюжет, используя мелкие игрушки, бросовый материал и т.д. Дети, не разбирая созданную конструкцию, могут придумывать варианты, как дополнить постройку, чтобы, придя утром, продолжить игру. Благодаря свободному подходу к мобильной платформе и ее доступности дети меньше конфликтуют, создаются условия для сотрудничества.

Специализированная программа дошкольного образования

«Конструирование и художественный труд в детском саду»

Автор Л.В. Куцакова

Цель программы – развивать конструкторские и художественные способности детей.

Задачи:

формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;

приобщать к миру технического и художественного изобретательства;

развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.

Автор предлагает два варианта реализации программы – типовой и инновационный. Второй вариант программы предусматривает сокращенное количество занятий – 9, а также работу по выполнению игровых заданий в процессе специально организованной конструктивной деятельности по циклограмме. Репродуктивный метод обучения в программе сведен к минимуму. Детей нацеливают на изготовление множества различных конструкций и изделий с помощью основного усвоенного ими способа действия, а не на постепенное овладение способами изготовления однотипных построек и поделок. В программе даны образцы поделок и построек в виде рисунков, иллюстраций, фотографий, чертежей, схем. В приложении также помещены образцы работ по конструированию. В программе, помимо конспектов, представлена система занимательных игр и упражнений по конструированию. Автор предлагает систему разнообразных занимательных игр-экспериментов, игр-фантазий, позволяющих в увлекательной для дошкольников форме развивать их конструкторские способности, отрабатывать навыки и умения. Представлены образцы поделок, построек и рисунков к занимательным играм и упражнениям. Все материалы представлены для всех возрастных групп, начиная со II группы раннего возраста.

Созданная система, обеспечивающая согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива по планированию и организации конструктивно-модельной деятельности, позволила нам выйти на следующие результаты:

создана соответствующая требованиям ФГОС ДО научно-методическая и материально-техническая база по приоритетному направлению деятельности ДОО, в том числе для конструктивно-модельной деятельности;

качественно организованная система повышения квалификации педагогических работников позволила значительно увеличить заинтересованность педагогов в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность в организации конструктивно-модельной деятельности дошкольников;

воспитанники ДОО являются участниками, призёрами и победителями конкурсов различного уровня;

педагоги активно транслирует опыт образовательной деятельности на муниципальном, региональном, федеральном уровнях;

высокий уровень развития детей по возрастным показателям в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО;

популяризация конструктивно-модельной деятельности среди семей воспитанников позволила значительно повысить заинтересованность родителей; положительная динамика вовлеченности семей воспитанников в образовательную деятельность, в мероприятия дошкольного учреждения;

высокая степень удовлетворенности родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг;

проводится работа над обобщением опыта работы ДОУ «Система работы о конструктивно-модельной деятельности в соответствии с ФГОС ДО».

Основным принципом работы воспитателей должна стать системность и последовательность.

В результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников по конструктивно-модельной деятельности создаются условия  не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе,  активизации  познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки  профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в стране.

Список использованных источников и литературы:

Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002- 192 с.

Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.

Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина.-М.: Сфера, 2011.-128 с.

Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по созданию предметно – развивающей среды в группах для организации конструктивно- модельной деятельности детей дошкольного возраст

Конструкторы для детей помогут родителям развить у ребенка наглядно- действенное и образное мышление, воображение, память, понимание причинно-следственной связи, внимание и пространственную ориентацию...

План – конспект ООД ОО «Социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие» Интегрированная образовательная деятельность Конструктивно – модельная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой родной поселок»

План – конспект ООДОО «Социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие»Интегрированная образовательная деятельностьКонструктивно – модельная дея...

Отчёт из опыта работы :«Развитие конструктивно-модельной деятельности детей раннего возраста»

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педаго...

Организация конструктивно-модельной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

В связи со стремительным скачком развития новых технологий, обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные задачи, преобразовывать, усовершенствовать, создавать новое во всех сферах...

Формы организации. Конструктивно модельная деятельность детей дошкольного возраста.

Виды конструирования.Формы конструирования.Методы модельно-конструктивной деятельности.Конструктивно-модельное развитие в возрастных группах....

Семинар-практикум «Организация конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для воспитателей «Организация конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»....

«Особенности организации конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»

В статье описаны особенности организации конструктивно-модельной деятельности в ДОО....